Развлечение "Хантыйские посиделки"
план-конспект занятия по музыке на тему

Страмнова Екатерина Руаловна

Знакомство с народами, населяющими север - ханты, манси,нанайцами, эвенками.Игры,песни,танцы,обряды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khantyyskie_posidelki.docx35.65 КБ
Файл statya_pro_khant_posid.docx13.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

У центральной стены – чум, берёзы, мох, брусника, костёр, берёзовые поленья. Свет приглушён, раздаются звуки бубна.

Выходят двое ведущих – взрослый и ребёнок в хантыйских костюмах.

Под песню «Ты вози, олень» заходят дети

1 Ведущий

Буся, пася, пече – так по-хантыйски и по-мансийски звучит приветствие, пожелание для вас.

2 Ведущий

Здравствуйте!

1 Ведущий

Здравствуй, милый мой

Гость наш дорогой

С дороги не устал ты! –

По ногам твоим видно.

И не голоден ты! –

По глазам твоим видно!

2 Ведущий

Но всё же наш дом, дорогой, не обходи!

Хозяин тебя ждёт! Заходи, посиди

Стол тебя ждёт, огонь наш неугасимый,

Беседой удостой!

Включается свет

Под народную музыку заходят дети с 2 сторон. В руках – тарелки с угощением. Дети разносят угощение, садятся на пол.

1 Ведущий

Старый закон Севера гласит: сначала накорми, напои гостя, угости всем, что имеешь, потом – расспрашивай.

2 Ведущий

Необычным является у хантов обряд принятия гостя. Какие бы гости не пришли, по древним обычаям народа надо встречать их добром и теплом. Говор, что гость, проезжающий мимо дома, на хозяев зло держит в уме.

Гости исполняют «Эскимосскую песню»

1 Ведущий

Первым гостя встречают дети, чтобы узнать, кто и откуда приехал. Гостю всегда полагается почётное место на нарах, на которые стелется новая шкура оленя.

2 Ведущий

Во время беседы с гостем детям нельзя было шуметь. Муж не имеет права делать детям и жене замечание в присутствии гостей.

1 Ведущий

Если гость поел, и больше не хочет, то он кладёт пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевёрнута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.

Дети

        1. Словно люльку, дверь тяжёлую качни,

С другом к нам на посиделки приходи.

Соберёмся у хантыйского огня,

Зазвучат легенды, песни для тебя.

С жизнью хантов познакомишься, друг мой,

Ты вниманьем посиделки удостой.

2. Словно люльку, дверь тяжёлую качни,

Обогрейся, покалякай, отдохни.

Если я убил оленя – вдоволь ешь

Мяса нету – посмотри, как окунь свеж

Ну, а нету даже рыбы у меня –

Мы вкусим тепло домашнего огня.

Гость высокий, слушаю я речь твою,

И в ответ всё, что имею – отдаю.

Музыка «Песня о Когалыме»

1 Ведущий

 Мы живём на Югорской земле. Нашу землю называют землёй первопроходцев. Это не совсем так. И у нашего Севера есть своя история, которая жива памятью. Память эта – в самом народе. В национальных промыслах, в деревянных строениях, своеобразных избушках на курьих ножках, в музыкальных инструментах, песнях, легендах, сердце народов, населяющих эту землю.

3. Вот лежит в короне нефтяной

Чёрная жемчужина России

Область со страну величиной

Оттого в названии Тюмени

Проступает ярче с каждым днём

Древнее заветное значенье

Ведь Тюмень – сокровище моё!

4. Ханты, манси… Кто мы? Откуда?

Дикари? Туземцы? Наивные дети снегов…

В грубых оленьих шкурах…

И будто песни наши – из двух звуков-слов,

И будто поём мы – лишь о том, что видим…

5. Что глаз мой видит – о том пою,

Что ухо слышит – о том пою,

Что сердце чует – о том пою,

О чуме, о доме своем пою.

Слушай песню мою – узнаешь душу мою!

Инсценировка песни «Чум»

1 Ведущий

Давайте представим хантыйскую печь – чувал. В чувале прыгает красная лисица (огонь). Она разгорячённая, бежит, несётся. От неё исходят волны тепла. Тепло ласкает ноги, руки, разливается по телу, как волшебная сказка.

Звучит хантыйская музыка

Легенда

Случилось это в давнее, сказочное время. Птица-легенда поспорила с вещим вороном. Он летел на белоснежных крыльях, и был белее первозданного снега. Поспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли они под облака – и в путь! Молча и упорно летел ворон, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочём ей ни белый ветер, ни чёрная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу! Почернел от зависти ворон, тяжело опустил свои крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песню свою и танец с собой принесла.

Танец птиц

1 Ведущий

 У огня всегда дети играли в загадки, давайте и мы с вами немножко поиграем.

Дети:

  1. Злой, голодный шатун в поисках пищи обойдёт семь тундр (волк)
  2. В дремучем лесу котёл кипит, огонь не горит, а котёл кипит (муравейник)
  3. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох)
  4. Без рук, без ног, а на небо лезет (дым)
  5. Не живой, а живого ловит, даже волка зубастого успокоит (капкан)
  6. Жёлтый клубок за белым скок (лиса заяц)
  7. Два соболя, два зверя, как ни стараются, обогнать друг друга, никак не обгонят (лыжи)
  8. По чаще идёт таёжный хозяин, валежник ломает, что за зверь, кто отгадает? (медведь)

2 Ведущий

Вы знаете, ребята, для хантов медведь – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла Земля. Отец – верховный Бог – уступил просьбам сына и отпустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причиняя вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник – медвежий праздник. На этом празднике дети и  взрослые играют в различные игры.

1 ведущий

Одна из них называется «Охотник и медведь». Сейчас мы в нее поиграем. Условия игры: ведущие выбирают «охотника» и «медведя». Вручают им реквизит: ружьё и маска медведя, колокольчики. Глаза закрывают повязкой. Кто победит?

Акань (девочка)

 Можно к вам? (выходит из чума с туеском)

Дети

Кто к дверям подошёл, должен в дом войти

Ребёнок

1.Это Акань  к нам в гости пожаловала, а живёт она в чуме. Сама зверя добывает,  сама шкурки мягкими делает, из них одежду и обувь шьёт. Сама рыбачит и рыбу впрок сушит. А из кожи осетра тоже шьёт для весны и осени – сохниры (обувь).

Акань в это время обходит полянку, как бы знакомится с лесом, приседает на пенек, смотрит в туесок, собирает ягоды.

2. А еще Акань ягоды собирает. Быстро-быстро ее проворные руки мелькают, в узорный туесок ягоды ссыпают.

Акань разгибает спину, ставит туесок и выбирает соринки и мох из ягод.

Акань

     Добрый лес, тихий лес

Брусники мне припас

Сколько спелых ягод здесь,

Соберу их все сейчас.

Добрый лес, светлый лес

Ягоды не стану есть.

Брусникою своей

Угощу я всех людей.

Бабушек и дедушек,

Славных малых детушек,

Молодых рыбаков,

Рукодельниц-девушек,

Матерям и отцам,

И подружкам и друзьям

Понемножку всем раздам.

Раздает ягоды вблизи сидящим детям..

Акань

Ой, а на всех не хватает. Да вы, ребята, не огорчайтесь. В чуме у меня на ягодах морс настоян .

Ребёнок

Акань, а на каких ягодах?

Акань

Пусть ребята сами отгадают

Конкурс дегустаторов

Акань

Молодцы, ребята, хорошо сибирские ягоды знаете.

Ребёнок

Постой, Акань, мы тебе ещё про одну ягоду расскажем и споём.

В июле иду на болото,

Беру с собою туесок,

До нитки болото промокло

Тут хоженых нету дорог.

Иду я тропинкою, страшно

Повсюду, повсюду морошка

Огромный жёлтый ковёр!

Как яркая  звёздочка лета

Нарядно морошка одета

Как радостно тянется к свету,

На стройном своём стебельке

Весёлую ягоду эту

Несу я домой в туеске.

А теперь давайте споём вместе для наших гостей.

Песня «Морошка»

Акань

Хочу лесные бусы я маме подарить,

Они не продаются, их надо смастерить.

Ведущий

А мы поможем тебе смастерить лесные бусы.

Инсценировка песни «Лесные бусы»

Ведущая Оставайся у нас в гостях, Акань.

Дети:

  1. Солнце по-хантыйски –Хейро. Для северян восход Солнца – большой праздник.В древние времена, в долгие полярные ночи они боялись, что солнце никогда не вернётся. Тогда они придумывали и исполняли ритуальные танцы, в которых главным действующим лицом было Солнце.

Игра «Хейро»

Солнце

 Солнце встало, солнце встало

Горячи его лучи.

Убегайте, убегайте, чтобы не задело вас, до кого дотронется – то выбывает из игры.

  1. Вот и взошло солнышко и согрело своими лучами всю нашу северную землю. Пусть вам всем будет солнечно и тепло! Пусть будет солнце в вашем доме!

Танец Солнца

1ведущий

Ну вот, мы и не заметили, как наступил вечер. Садитесь поближе к огню, я вам старинную сказку расскажу…

Сказка «Айога»

1ведущий

Всё в мире  рождается, умирает и снова рождается. Всё – только не мудрость народная. Вслушайтесь в эти слова.

Ребёнок

Если человек – гость издалека

Ты ему скажи : « Вот моя рука»

Усади за стол с лучшею едой,

Одари его нежной теплотой

Сердцем щедрым, словно с огоньком,

Чтобы стал родным и ему твой дом.

1ведущий

Для всех нас дом – это место, где мы живём, учимся и работаем. И для нас этим домом является наш город – Когалым.

Дети:

  1. Любуюсь на сосны в снегу,

Смотрю и понять не могу

Чем же меня ты пленил

Город в тайге – Когалым!

  1. Вышек бурильных леса

Сосен, березок краса

Сотни таёжных озёр  -

Наш необъятный простор

  1. Город нефтяников – труженик наш

Гордится тобою каждый из нас

Судьба твоя вручена молодым

Город суровый – наш Когалым.

Песня о Когалыме

Дети

Торум ет олэн! До свидания!

Айога

Действующие лица:

ведущий,

Айога,

её мать,

девочка-соседка

Ведущий

Жил на берегу Амура один нанаец. И была у него дочка по имени Айога – красивая девочка, которую все очень любили. Но вот как-то раз сказал кто-то, что никого красивее Айоги ни в ее родном стойбище, ни в каком другом – нет, и Айога загордилась. Стала она рассматривать свое лицо и очень сама себе понравилась. Сколько ни глядит – не может наглядеться, сколько ни смотрит – не может оторваться. То в медный таз начищенный смотрится , то на свое отражение в воде любуется.

Айога

А может ли красавица,

Которой краше нет,

Самой себе не нравиться?..

Конечно – нет!

Ведущий

И стала Айога совсем ленивою: что ни попросят сделать – только отмахивается!

Айога

1.Ничуть я не ленивая,

Поскольку целый день

Собою любоваться мне

Ни капельки не лень.

Припев

Чёрными, как ночь волосами,

Ресницами большими и глазами,

Руками белоснежными –

И тонкими и нежными…

2.Ничуть я не капризная,

А мне всего важней

Сидеть и восхищаться

Весь день красой моей

3.Ничуть я не ленивая,

Поскольку целый день

Собою любоваться мне

Ни капельки не лень.

4.Поэтому, поэтому

Смотрюсь я в медный таз

Всё с большим наслаждением

Любуюсь каждый раз.

Мать

Айога, доченька! Оторвись-ка на минутку от медного таза да пойди принеси мне воды.

Айога

Боюсь, мамочка… Вдруг в воду упаду!

Мать

А ты, доченька за крепкий куст берись, он выдержит

Айога

А крепкий куст, мамочка, руки поцарапает

Мать

А ты рукавицы надень

Айога

Жалко, мамочка, порваться могут

Мать

А ты возьмёшь их тогда, да иголкой и зашьёшь

Айога

А вдруг иголка сломается?

Мать

А ты, доченька, бери самую толстую

Айога

А толстая игла палец уколет

Мать

А ты напёрсток из крепкой  оленьей шкуры надень

Айога

А вдруг он порвётся

Девочка соседка Давайте, дорогая соседка, я вам за водой схожу. Я ни в воду не упаду, ни рук не поцарапаю. А если и поцарапаю – не велика беда!

Ведущий

Пошла девочка-соседка к реке и принесла воды: замесила мать Айоги тесто, сделала лепёшки. Она их на раскалённом очаге испекла. Отменные получились лепёшки: румяные, душистую, с хрустящей корочкой…

Айога

Мама, дай скорей лепёшку

Мать

Я дала бы лепёшку, да к несчастью, горяча ещё она…

Можешь ты такой лепёшкой свои рученьки обжечь,

А тебе ведь нужно, дочка, свои рученьки беречь.

Айога

Разве можно так страшиться?

Я надену рукавицы

Мать

Да мокры они как раз

И лежат в тазу на донце

Айога

Ничего, я их сейчас

Мигом высушу на солнце!

Мать

Ой, не надо, доченька, ой, не надо! Зачем тебе трудиться, красоту свою ненаглядную портить?..

Нет, нет не годится красивой трудиться,

С красивою может беда приключиться:

Ведь может её красота от труда

Пропасть без следа навсегда, навсегда.

Зачем рукавицы ей палкою бить

И воду для дома из речки носить,

Когда у неё есть дела поважней:

Весь день любоваться красою своей!..

Так что, доченька, отдам-ка я лучше эту лепёшку девочке-соседке – ей своих рук не жалко!

Ведущий

Взяла мать Айоги лепёшку и отдала её девочке-соседке. Рассердилась Айога. Пошла из дома прочь на реку. Смотрит на своё отражение в воде и никак налюбоваться не может. А девочка-соседка неподалёку стоит, лепёшку в руке держит. Стала Айога на неё оглядываться. Оглянулась раз, оглянулась другой, посмотрела в третий, и вдруг шея у неё вытянулась и стала длинной-длинной, а глаза маленькими и злыми.

Соседка

Зачем ты глядишь на меня, Айога,

Как смотрят на самого злого врага.

Припомни-ка лучше, как дружно мы жили,

Какими подружками верными были.

Не злись, Айога, не сердись, Айога

Соседи жить в мире должны, Айога.

А если лепёшка поссорила нас,

Так это мы быстро уладим сейчас:

Возьмём и разломим её пополам…

А хочешь, тебе её всю я отдам.

Подойди ко мне, Айога, возьми лепёшку. Мне, правда, не жалко.!

Ведущий

Айога, услышав эти слова девочки-соседки, своей бывшей подружки,сильней прежнего разозлилась, ещё громче зашипела. А потом растопырила пальцы, побелела вся, и так замахала руками, что они у неё превратились в крылья.

Айога

Ничего, га-га-га,

Не хочу, га-га-га

Потому, га-га-га

Что горда Айога!

Потому что нигде

На земле, га-га-га

Никого нет красивей, чем я – Айога!..

Го-го-го,га-га-га, Айога, Айога!..

Ведущий

Плавала так Айога по воде, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова позабыла. Только имени своего не позабыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, ненароком не спутали. Потому и кричит, чуть людей завидев:

- Айога-га-га! Ай-ога-га-га!

Айога

Го-го-го, га-га-га, Айога, Айога!..

«Лесные бусы» музыка Г.Гладкова слова М.Садовского

1.Хочу лесные бусы я маме подарить,

Они не продаются, их надо смастерить.

Я вдену паутинку в сосновую иглу,

Иголкой землянику душистую проткну.

2.Потом найду чернику, но в рот не положу –

Поближе к землянике чернику усажу.

Потом орех прохладный на тропке подниму,

А следом жёлудь жёлтый подвинется к нему.

3 Потом найду рябину и всё начну опять:

Багряный, чёрный, жёлтый низать, низать, низать…

Я сделаю застёжку из мягкой бересты.

Такие бусы маме в лесу найдёшь и ты.

«Морошка» музыка  Г.Гладкова слова М.Пляцковского

  1. Есть на севере у нас ягода морошка.

Вам понравится она- съешьте хоть немножко!

      Припев Какая это ягода? А вот какая ягода:

                    Кислая, кислая, кислая-прекислая,

          Сладкая, сладкая, сладкая-пресладкая

          Кислая, сладкая, в общем кисло-сладкая!

 2.От пискливых комаров не свернём с дорожки.

Хватит мне и всем друзьям ягоды-морошки.

3.Я вам правду говорю, а не понарошку

Это здорово – ходить в тундру по морошку!

«Чум»

На шалаш чум похож только ростом выше

Не беда если дождь не промокнет крыша

Он стоит за углом – дверь, порог и стены

Сделан он не топором, а из шкур оленя.



Предварительный просмотр:

В нашем детском саду в группе №15 прошло развлечение «Хантыйские посиделки». Декорации, расположенные на центральной стене зала создали у детей впечатление, что они попали в хантыйское стойбище. Олени, чум, костёр, сани, северное сияние, красочные костюмы, – всё это создало атмосферу хантыйского праздника. Дети познакомились с новыми понятиями – «чум», «хейро», «торум ет олен». Необычные мелодии и ритмы хантыйских песен и танцев, знакомство с культурой другого народа, расширили кругозор детей. Актёрский талант проявили Юля, Вика, Эльвина, Лиза, Кирилл, которые инсценировали сказку «Айога». Зрители и сами участники получили огромный заряд энергии. В день открытых дверей родители воспитанников получили возможность насладиться выступлением своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в

Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи;  эстетическое воспитание....

Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"

Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....

Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»

Ведущий 1: Добрый вечер, ребята!       Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....

Кубанские посиделки

Урок знакомит с традициями и бытом русского народа. Традиционно долгими вечерами собирались люди на посиделки, пели песни,  занимались различными видами рукоделия.  Очень интересный, занимательный и п...

Разработка "Рождественские посиделки"

Мероприятие  в рамках проекта "Народная культура в образовании"...

Сценарий "Осенние посиделки"

Внеклассное мероприятие, посвященное осени...