Дополнительная программа "Музицирование. Играй, баян!"
рабочая программа по музыке на тему

Зимина Вера Петровна

Дополнительная программа "Музицирование. Играй, баян!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzitsirovanie._igray_bayan.docx35.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Согласовано:

Методическим Советом ДШИ

Протокол

«____» _____________________20___г.

Председатель ____________Н.А.Носова

Утверждаю:

И.о.директора МБОУ ДОД «ДШИ

г.Нарьян-Мара»

___________________ Н.А.Носова

«____» _________________20___г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Детская школа искусств” г. Нарьян-Мар

Дополнительная образовательная программа

“Музицирование. Играй, баян!”

Составитель: Зимина Вера Петровна

преподаватель Детской школы искусств по классу баяна

г. Нарьян-Мара

2014 год

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………3

Условия реализации программы……………………………………...7

Учебно-тематический план……………………………………………9

Контроль и учёт успеваемости……………………………………….10

Репертуарные списки………………………………………………….11

Пояснительная записка

                                                                       “Играй, баян, - душа России!

                                                          Играй, баян, на все лады!

                                                                        В твоих напевах – наша сила!

В твоих аккордах – зов души!”

В сложившейся современной системе комплексного обучения в детских школах искусств повышается роль предметов, формирующих и развивающих личность ребёнка, прежде всего за счёт развития мотивации к обучению и к самостоятельной деятельности в данной области. В связи с этим, роль предмета “Музицирование” в формировании и развитии личности ребёнка достаточно важна и высока.  “Музицирование” – (“заниматься музыкой”) – исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на музыкальных инструментах. Ценность творчества заключается не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Необходимость и целесообразность обучения музицированию связана с тем, что сегодня всё большая часть детей, пришедших обучаться в ДШИ, ориентирована на получение общего музыкального развития и желает обучаться  “для себя”, то есть домашнему музицированию. Типовые же программы не предусматривают развития навыков любительского музицирования.

Дополнительная рабочая программа “Музицирование. Играй, баян!” разработана в соответствии с учебными планами МОУ ДОД “Детская школа искусств г. Нарьян-Мара” на основе образовательных программ:

-  Примерной программы для ДМШ и ДШИ “Музыкальный инструмент-баян” Федерального агенства по культуре и кинематографии научно-методического центра по художественному образованию, г. Москва, 2005г.

- Примерная программа для ДМШ “Музицирование в классе аккордеона и баяна” Федерального агенства по культуре и кинематографии научно-методического центра по художественному образованию, г. Москва, 2006г.

Какую бы цель при обучении ребёнка в музыкальной школе не ставили родители и преподаватели, любой ребёнок хочет одного – научиться играть те пьесы, песни, которые нравятся ему, в том числе, почерпнутые из самых различных источников (телевидение, записи, “улица” и т. д). Ребёнок учится применять на практике, в своих целях, комплекс полученных знаний и навыков. Развивается желание узнать что-то новое для лучшего исполнения самостоятельно подобранной песни, пьесы. Именно во время работы над полюбившимися произведениями легче всего формировать творческую личность, прививать музыкальный вкус. Умение реализовывать свои эстетические потребности способствуют повышению самооценки, а так же авторитета среди сверстников. В этом заключается новизна и преимущества в сравнении с ранее созданными программами. Внедрение национального компонента в программу – это то же новизна и оригинальность проекта. Программа тесно взаимосвязана со всеми предметами, изучаемыми в музыкальной школе.

“Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации” (Г.Н. Волков). Детская школа искусств многонационального города Нарьян-Мара находится на территории Ненецкого автономного округа и дополнительная программа “Музицирование. Играй, баян!” может создать дополнительные условия для включения детей в культурное пространство региона, приобщению к национальным, региональным культурным ценностям, становления и развития личности. У населения северных регионов страны появилось здоровое стремление к возрождению и освоению своей национальной культуры. Программы для ДШИ, разработанные Министерством культуры РФ, не предусматривают знакомство учащихся с музыкальной культурой своего края. Введение национально-регионального компонента в программу обучения “Музицирование. Играй, баян!” – это один из способов сохранения национальной культуры ненцев, коми, проживающих на территории Ненецкого автономного округа. Это позволит ученикам расширить кругозор знаний, пробудить интерес  к прослушиванию и исполнению музыки своего края, не нарушая системы образовательного процесса.

Особое внимание необходимо уделять воспитанию любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве, приводя пример крупнейших композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец высших художественных ценностей.

Актуальность данной программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Программа предусматривает развитие навыков любительского музицирования, позволяет гибко подойти к желаниям и возможностям ребёнка. Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, приобщение учащихся к культуре родного края.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Цель программы:

-  развитие навыков любительского  музицирования на баяне, что должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей детей, повышению заинтересованности в музыкальном обучении;

- знакомство учащихся ДШИ с музыкальной культурой родного края.

Задачи:

Образовательные

- формирование знаний и умений для творческой самореализации и самовыражения через обучение игре на баяне;

- овладение навыками игры в ансамбле.

Развивающие

- развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память);

- формирование и развитие навыков подбора по слуху, транспонирования, чтения с листа;

- физическое развитие (двигательные навыки, координация движений, осанка, выносливость);

- развитие творческого мышления, артистизма, воображения.

Воспитательные

- воспитание творческого отношения к музыкальной деятельности, желания доставить себе и близким радость от общения с “живым” искусством;

- воспитание патриотических чувств, любви к Отечеству на основе народного фольклора, национальных культурных ценностях, песен военных лет;

- воспитание доброжелательности к родителям, пожилым людям;

- воспитание умения работать в коллективе.

Концепция программы основывается на следующих принципах:

- общее развитие детей, независимо от уровня способностей (в том числе с неяркими музыкальными данными, инвалидами);

- создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

- расширение кругозора учащихся посредством посещения концертов, музеев, художественных выставок;

- выявление и развитие музыкальных и творческих задатков.

Условия реализации дополнительной программы

“Музицирование. Играй, баян!”

Программа реализуется в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями к дополнительным образовательным программам.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Для учащихся 1 - 5 классов (по семилетнему курсу обучения) и 1 - 5 классов (по пятилетнему курсу обучения) включает в себя следующие

формы работы:

- подбор по слуху;

- игра в ансамбле с преподавателем (возможно – под фонограмму);

- транспонирование;

- чтение нот с листа;

- творческая работа.

Подбор по слуху, транспонирование способствуют возникновению чётких музыкальных представлений. Подбор в различных тональностях помогает быстрее освоить клавиатуру, легче ориентироваться в тональностях.

Игра в ансамбле с преподавателем – самый доступный и самый любимый детьми  вид деятельности.  Ансамблевое  музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей. Ребёнок учится слышать партнёра, контролировать соотношение партий, добиваться единства исполнения, расширяется музыкальный кругозор, так же помогает решить проблему боязни сцены. Музицирование под фонограмму – по-своему  уникально и имеет большие перспективы для творческого развития учащихся.

Чтение с листа – очень важное умение. Навыки чтения с листа помогают при разборе новых произведений, концентрируют умственную деятельность, развивают способность “схватить” главное в музыкальной ткани, воспитывают аппликатурную находчивость.

“Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребёнка” (Н. Рерих). На современном этапе развития общества существует реальная потребность в активизации творческого потенциала личности. Работа преподавателя ДШИ должна быть направлена на разработку методов, способствующих воспитанию у детей творческого типа мышления, творческой активности. Придя в школу, ребёнок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. Пусть он ошибается и думает не как все. Но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску. Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь воспитывает отзывчивость, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребёнка.

Некоторые творческие задания, способствующие продуктивной творческой деятельности детей:

- звукоподражание (дождик, пение птиц, часы и т.д.);

- игровые ситуации (“эхо”, ”вопрос-ответ”);

- ритмопластика (придумать движения);

- бег ассоциаций (найти ассоциации с природой, с репродукциями, со стихотворениями, с жизненными ситуациями);

- ИЗО (рисунок услышанного);

- загадко-творчество (отгадать, сочинить);

- сочинение мелодии;

- сочинение текстов к музыкальным фразам;

- игровая импровизация;

- составление музыкальных ребусов, кроссвордов;

- актуализация субъективного опыта (свободно обсудить…, сравнить…, передать впечатления).

Учебно-тематический план (Подбор по слуху)

класс

Этапы

Методы

Знания, умения, навыки

Кол-во часов

I

Развитие внутреннего слуха, чувства ритма, метра

Упражнения на интонирование. Ритмические упражнения.

Уметь определять на слух размер, вид ритмического рисунка, лад, особенности движения мелодии.

34

II

Подбор знакомых простых мелодий правой рукой, с простым ритмическим рисунком. Освоение простого гармонического аккомпанемента  

 (T, S,D)

Анализ  ранее выученных лёгких пьесок. (Размер, лад, ритмический рисунок, гармония).

Уметь играть на слух  правой рукой простые знакомые мелодии.

34

III

Подбор двумя руками вместе песен с одноголосной мелодией, с аккомпанементом, основанным на главных ступенях.

Подбор пьес из списка, составленного учеником в тональностях до одного ключевого знака.

Игра  по слуху песен двумя руками вместе

34

IV

Освоение терцового и секстового ведения мелодии с аккомпанементом. Навыки варьирования мелодии.

Закрепление знаний: параллельные

тональности, интервалы. Ритмическое разнообразие аккомпанемента.

Игра по слуху двумя руками вместе. Ведение мелодии терциями и секстами. Навыки сочинения подголосков.

34

V

Освоение аккордового ведения мелодии с аккомпанементом.  Навыки варьирования мелодии.

К этому времени у учащихся возникает желание играть в различных тональностях. Преподавателю остаётся немного корректировать исполнение ученика.

 Навыки варьирования мелодии. Воспитание навыков самостоятельной работы.

34

Контроль и учёт успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках. Оценка выставляется не реже, чем раз в три урока. Выставляются итоговые по четвертям и годовая оценки. Зачёт по творческим навыкам проводится 2 раза в год на контрольном уроке или за участие в конкурсе. На зачёте учащийся должен показать: игру в ансамбле, подбор по слуху, транспонирование подобранной мелодии, чтение нот с листа, гармонизацию баса по буквенным обозначениям (в 4-5 классах), сочинение (по желанию).

Результатом творческой работы может служить участие детей в концертах, фестивалях. Концерт – это не только радость и праздник, но это и трудная, напряжённая работа, а также - продуктивная творческая деятельность.

Преподаватель, реализующий данную программу, вправе творчески подходить к процессу обучения и вносить изменения, целесообразность которых диктуется интересами преподавателя и ученика.

Весь пройденный музыкальный материал фиксируется в “Индивидуальном плане” обучающегося.

Успешное выступление учащегося выпускного класса на конкурсе, не ниже регионального уровня, может быть зачтено за экзамен (по решению Педагогического совета).

Внеурочные формы работы

Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио, видеокассет, просмотр в интернете выступлений различных исполнителей, посещение выставок, творческие встречи и т.д.

Примерные репертуарные списки.

Ансамбль.

Список дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учётом индивидуальных возможностей ученика.

1класс

  1. Г. Галынин  “Медведь”
  2.  П. Чайковский “Танец маленьких лебедей”
  3. Д.п. “Шесть утят”
  4. Р.Лехтинен “Летка-Енка”
  5.  Е. Теличеева “Праздничный марш”
  6.  Ч.н.п. “А я сам”
  7.  Н.Потоловский  “Жук”
  8.  С.Невельштейн  “Машенька - Маша”
  9.  Р.Паулс “Мальчик и сверчок “
  10. Р. Бажилин “Солнечный дождик”
  11.  Ненецкая песня “Тэтэль – Вэтэль”

2 класс

  1. Г.Стативкин “Дождик”
  2. Р. Бажилин “На лужайке” (с фонограммой)
  3. Ит.н.п. “Санта Лючия”
  4. А Доренский “Юмористический вальс”
  5. Обр. А. Крылусова “В хороводе”
  6. Н.Чайкин  “Полька”
  7. Р. Бажилин “Радуга”
  8. Р. Бажилин “На лужайке”
  9. Р. Бажилин “Солнечный зайчик”
  10. Пайкин Г. “Суюкоця” (Оленёнок)

3класс

  1. Ивановичи “Дунайские волны”
  2. Польская народная песня “Висла”
  3. Штраус И. “На прекрасном голубом Дунае”
  4. Итальянская народная песня “Санта Лючия”
  5. Молдавский танец “Мэрунцика”
  6. Р. Бажилин “Грибы”
  7. Р. Бажилин “Автомобиль”
  8. Русская народная песня “Ивушка”
  9. Русская народная песня “Полосынька”
  10. Чернобай С. “Город-Ясовей”

4 класс

  1. Из сборника Гричухиной Р., Лихачёва М. “Хрестоматия для баяна”. 3-4 класс, выпуск 4, - Санкт-Петербург: “Композитор”, 2007г.
  2. Из сборника Самойлова Д.  “Баян 3-5 классы ДМШ”, хрестоматия. – Москва: “Кифара”, 2005г.
  3. Р. Бажилин “Кукушка”
  4. Р. Бажилин “Серпантин”
  5. Пайкин Г. “Тундра”
  6. Чернобай С. “Тарабана, тарахава” (“Если надо поплясать”)

5 класс

  1. Из сборника Коробейникова А. “Альбом для детей и юношества”,  часть 2. – С-Пб: “Композитор”, 2003г.
  2. Из сборника Самойлова Д. “Баян 5-7 классы ДМШ”, хрестоматия. – Москва: “Кифара”, 2005г.
  3. Гершвин Д. “Летний день”.
  4. Векслер Б. “Фестивальный вальс”
  5. Выставкин Е. “Зимушка”.
  6. Жиро.Ю. “Джава-павана”
  7. Пономаренко Г. “Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар”

Примерные репертуарные списки для подбора по слуху

Детские песни:

  • В. Шаинский “Голубой вагон”
  • В. Шаинский  “Песенка крокодила Гены”
  • В.Шаинский “Песенка Чебурашки”
  • Е. Крылатов “Кабы не было зимы”
  • Л. Бекман “В лесу родилась ёлочка”
  • В. Шаинский  “Антошка”

Русские народные песни:

  • “Во поле берёза стояла’
  • “Виновата ли я”
  • “Коробейники”
  • “По Дону гуляет казак молодой”
  • “По Муромской дорожке”

Песни военных лет песни советских композиторов:

  • А. Листов “В землянке”
  • А.Новиков “Смуглянка”
  • М.Блантер “Катюша”
  • Н.Богословский “Тёмная ночь”
  • Неизвестный автор “Огонёк”

Ненецкие песни:

  • “Тэтэль-Вэтэль”
  • Няруй С. “Колокольчики”
  • Смирнов В. “Мой отец оленевод”
  • Смирнов В. “Пусть летят наши песни”

Песни о Нарьян-Маре:

  • Епифановский Н. “Песня о Нарьян-Маре”
  • Пономаренко Г. “Нарьян –Мар мой, Нарьян-Мар”
  • Комлев А. “Пусть в Нарьян-Маре не цветут каштаны”
  • “Красный город Нарьян-Мар”

Список используемых нотных сборников:

  • Р. Бажилин “Весёлый аккордеон”
  • Г. Бойцова “Юный аккордеонист” 1, 2 части – Москва: ”Москва”,

1994г.

  • Г. Селиванов “Гармонь – моя отрада”. – Котлас: Школа искусств “Гамма”, 2005г.
  • Г. Стативкин “Начальное обучение на готово-выборном баяне” – Москва: “Музыка”, 1989г.
  • Р. Бажилин “Учимся играть на аккордеоне” (пьесы для дуэта аккордеонистов). Тетрадь 2.
  • Явтысый П. “Песни Ясавея”, ИП г. Серпухов. 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия для 1возрастной группы дополнительного образования игры "Зарница"

Смотр строя и песни - самый красивый вид финальных игр "Зарница". Эти соревнования требуют от участников дисциплинированности, взаимопонимания, личной ответственности, чувства ритма и координаци...

План-конспект занятия для 1возрастной группы дополнительного образования игры "Зарница"

Смотр строя и песни - самый красивый вид финальных игр "Зарница". Эти соревнования требуют от участников дисциплинированности, взаимопонимания, личной ответственности, чувства ритма и координаци...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Программа по английскому языку для дополнительного образования "Играем с малышами" 1-4 классы

Программа по английскому языку для дополнительного образования учащихся 1-4 классов. Данная программа рассчитана на четыре года. Этот срок позволяет выполнить поставленные цели и задачи, научить воспи...

Мастер-класс "Использование игровых педагогических технологий на занятиях в дополнительном образовании. Игры - энергизаторы"

Знание всегда имеет эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением людей, детей или взрослых, должны принимать во внимание это измерение; тогда урок или занятие станет для каждого участника ув...

Рабочая программа дополнительного образования "Играем в шахматы

Программа расчитана на  2 года обучения для младших школьников....

Методическая разработка: "Организация домашней работы игры на баяне, в системе дополнительного образования"

quot;Организация домашней работы игры на баяне, в системе дополнительного образования"...