Самоанализ
методическая разработка по музыке на тему

Сащихина Наталия Сергеевна

Пример самоанализа урока музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_muzyki_v_6_klasse.docx34.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока музыки

Класс  - 6 класс «А»

Тема урока – Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена.

Тип урока - Расширение и углубление знаний.

Структура -

  1. Организационный момент.
  2. Вокально-хоровая деятельность. Распевание.
  3. Вокально-хоровая деятельность. Песня «Если б я солнышком», муз. Ф. Шопена.

       IV. Работа с учебником. Ознакомление с новым материалом по учебному пособию.

        V . Музыкально-слушательская деятельность. Прослушивание прелюдии Ф. Шопена.

          VI.  Музыкально-теоретическая деятельность. Разбор прослушанного произведения.

         VII. Музыкально-слушательская деятельность. Прослушивание «Революционного этюда» Ф. Шопена.

        VIII. Музыкально-теоретическая деятельность. Разбор и сравнительный анализ прелюдии, «Революционного этюда» и песни «Если б я солнышком» Ф. Шопена.

         IX.Домашнее задание. Написать эссе о многообразии образов в творчестве Ф. Шопена.

          X. Обобщение. Закрепление всех пройденных понятий за урок, отвечая на вопросы учителя и выводя основные термины урока.    

  1. Место данного урока определяется необходимым изучением жизни и творчества зарубежных композиторов, сочинения которых относятся к золотому фонду классической музыки в контексте мировой музыкальной культуры. Тема данного урока вплетена в общую канву темы полугодия «Мир музыкальных образов камерной и симфонической музыки» и является продолжением изучения творчества Ф. Шопена начатого в 4 классе. Таким образом, данная тема образует смысловые рамки и между начальной ступенью обучения  и средним звеном.
  2. Выводя психолого – педагогическую характеристику класса,  отмечу, что класс сильный в учебной деятельности, многое может успеть за урок, поскольку ребята очень активны на уроке, быстро усваивают новый материал. Во многом класс имеет крайне разный уровень общих и специальных способностей: ощущается достаточно явное деление ребят по уровню развития музыкальных способностей и имеющихся знаний на низкий, средний и высокий. Планируя урок, мной было задумано успеть много видов деятельности, которые осуществились. Несмотря в большой разнице между деятельностью каждого ребенка на уроке, ребята относятся уважительно как к  более высоким знаниям друг друга, так и не выказывают негативную оценку к слабым ответам.
  3.  Целью урока стало воспитание художественного вкуса посредством развития музыкально-образного мышления через обучение ассоциативности восприятия.
  4. На уроке использовались как фронтальные так и индивидуальные формы работы, поскольку новый материал подавался для всего класса в одинаковых объемах, а вот проверка степени его освоения и корректировка происходила с каждым ребенком отдельно, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. На уроке использовались такие методы как наглядный, репродуктивный, наглядно-слушательский. Формы, методы работы полностью соответствовали поставленной цели и задачам данного урока.
  5. Все этапа урока «вытекали» друг из друга. Новый материал разъяснялся в опоре на уже имеющиеся знания ребят об этом композиторе. К концу урока ( в ходе домашнего задания) прогнозировалась дальнейшая работа на основе изученного.  Безусловно, кульминацией урока стало  прослушивание детьми музыки Ф. Шопена  и анализ произведений с точки зрения музыкальной выразительности и музыкально-речевых интонаций.  На мой взгляд материал урока, его структурность выстроены очень логично, имея и оправдывая четкие этапы, которые находились в крепкой взаимосвязи. Тем самым определилась высокая результативность выстроенность урока именно таким образом. Во многом дети справились с музыкально-слушательским анализом предоставленных им произведений, выстраивая свои ответы в соответствии с необходимыми требованиями к данному уроку, ориентируясь в новом материале, опираясь на  прошлый опыт.
  6. ТСО были использованы в нужный момент и были хорошими помощниками ребятам при знакомстве с новыми музыкальными произведениями. (наиболее ярко показала себя интерактивная доска, предоставляя ребятам визуальный ряд прослушанного материала).
  7. Контроль усвоенных знаний осуществлялся в индивидуальной форме  и групповой по степени и качеству  ответов ребят на предложенные вопросы. Такой вид опроса позволил проверить не только освоенность знаний, умений, навыков за урок, но и помочь ребятам их откорректировать.
  8. Психологическая атмосфера на уроке была достаточно благоприятная. Наиболее сложным этапом стала вокально-хоровая работа, поскольку во многом ребята не прочувствовали высокой художественности песни, над которой работали, тем самым пели её не выразительно, с неверной интонацией, чем во многом спровоцировали плохую дисциплину на данном этапе урока. Музыкально-слушательская деятельность напротив далась школьникам проще и эффективнее в достижении всех поставленных задач, поскольку во многом проблемы и темы  слушаемых ими произведений затронули вопросы, которые их волнуют: вопросы любви, силы преодоления сложностей, внутренней работы над собой. Тем самым данный  этап урока показал себя продуктивнее, дисциплинированнее, интересным ребятам 6 класса.
  9. В процессе урока решался ряд задач: знакомство с пьесами Фредерика Шопена (различными по своему содержанию и образности), научить сравнительному анализу художественных образов данного композитора;

воспитание музыкального вкуса через ассоциации образного мышления, развитие интонационного слуха, развитие музыкального мышления средствами музыкальной теории. Ребята хорошо освоили все теоретические понятия, смогли применить их как в своих устных ответах, так  и в практической деятельности, в соответствии с этим, задача развития музыкального мышления также была выполнена. Но более всего не хватило работы в области вокально-хорового интонирования и развития чувства ритма, не была проведена индивидуальная работа или хотя бы работа в мини-группах с ребятами не чисто интонирующими и со слабым развитием меторо-ритмического чувства, тем самым одна из задач урока была плохо реализована. Объяснение в слабой проработке этой задачи состоит в нерациональности использования временных рамок урока (долго проходил этап распевания, тем самым сократив время следующего этапа урока), а также ребята не были заинтересованы в разучивании этой песни (особенно мальчики), поскольку её  литературное и музыкальное содержание не конвергировало с их внутренней  позиций. В данном упущении виновата я,  поскольку во многом не соотнесла наполнение песни Шопена и психологические и социальные особенности данного класса. Возможно не хватило предварительной беседы об этом произведении. Как путь решения поставленной проблемы этого урока, путь решения вижу также в изменении композиции урока, то есть передвинуть вокально-хоровую деятельность на конец урока или подобрать другой вокально-хоровой репертуар.

Самоанализ урока музыки

Класс  - 5 класс «А»

Тема урока – Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика.

Тип урока - Расширение и углубление знаний.

Структура -

  1. Организационный момент.
  2. Вокально-хоровая деятельность. Распевание.
  3. Вокально-хоровая деятельность. Песня  муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева «Три белых коня»

       IV. Работа с учебником. Ознакомление с новым материалом по учебному пособию.

        V . Музыкально-слушательская деятельность. фрагментов из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.

          VI.  Музыкально-теоретическая деятельность. Разбор прослушанного произведения.

         IX.Домашнее задание. Пересказ либретто оперы «Садко»

          X. Обобщение. Закрепление всех пройденных понятий за урок, отвечая на вопросы учителя и выводя основные термины урока.    

  1. Место данного урока определяется необходимым изучением одного из важнейших и крупных жанров симфонической музыки – оперы. Тема данного урока вплетена в общую канву темы полугодия «Связь музыки и литературы» и является продолжением изучения  и сравнения двух видов искусства музыки и литературы. Кроме того данная тема является углублением и расширением уже ранее изучаемой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».
  2. Выводя психолого – педагогическую характеристику класса,  отмечу, что класс несколько отстает по ЗУНам в области предмета «Музыка», объясняется это тем, что у детей долгое время не было систематической работы по предмету, поскольку до моего прихода в школу у ребят часто менялись учителя по музыки. Ребята плохо ориентируются в музыкальной теории, у класса слабо развиты слушательские и музыкально-аналитические умения. Поэтому задания для данного класса мной намеренно упрощаются и планируются с меньшим количеством материала, поскольку детям необходимо объяснять дополнительный материал, который они должны были знать к этой ступени обучения. Но тем не менее большинство ребят класса эмоционально откликаются на музыку, стремятся постичь её интонационный строй, старательно выполняют домашнее задание, тем самым проявляя интерес к предмету. Планируя урок, мной было задумано успеть много видов деятельности, которые осуществились. Дети очень активны, поэтому больше внимания уделялось подвижной деятельности, методам активной работы, поисковым, где дети проявляли бы свои самостоятельные и индивидуальные возможности и способности.
  3.  Целью урока стало воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств, освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке.
  4. На уроке использовались как фронтальные так и индивидуальные формы работы, поскольку новый материал подавался для всего класса в одинаковых объемах, а вот проверка степени его освоения и корректировка происходила с каждым ребенком отдельно, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, особенно в области вокально-хоровой деятельности.  На уроке использовались такие методы как наглядный, репродуктивный, наглядно-слушательский. Формы, методы работы полностью соответствовали поставленной цели и задачам данного урока.
  5. Все этапа урока «вытекали» друг из друга. Новый материал разъяснялся в опоре на уже имеющиеся знания ребят об этом композиторе. К концу урока ( в ходе домашнего задания) прогнозировалась дальнейшая работа на основе изученного.  Безусловно, кульминацией урока стало  прослушивание детьми музыки Н. А. Римского-Корсакова  и анализ произведений с точки зрения музыкальной выразительности и музыкально-речевых интонаций.  На мой взгляд материал урока, его структурность выстроены очень логично, имея и оправдывая четкие этапы, которые находились в крепкой взаимосвязи. Ребята хорошо справились с вокально-хоровой работой, в связи с высоким интересом детей к данной песне, к её характеру, отвечающему общему настрою данного класса. Во многом дети справились с музыкально-слушательским анализом предоставленных им произведений, выстраивая свои ответы в соответствии с необходимыми требованиями к данному уроку, ориентируясь в новом материале, опираясь на  прошлый опыт. Ребят заинтересовал материал этого урока своей сказочной основой, эмоциональной насыщенностью музыкального материала, сюжетной линией этой оперы.
  6. ТСО были использованы в нужный момент и были хорошими помощниками ребятам при знакомстве с новыми музыкальными произведениями. (наиболее ярко показала себя интерактивная доска, предоставляя ребятам визуальный ряд прослушанного материала, видео фрагменты оперы).
  7. Контроль усвоенных знаний осуществлялся в индивидуальной форме  и групповой по степени и качеству  ответов ребят на предложенные вопросы. Такой вид опроса позволил проверить не только освоенность знаний, умений, навыков за урок, но и помочь ребятам их откорректировать.
  8. Психологическая атмосфера на уроке была достаточно благоприятная. Ребята были активны весь урок: и в исполнительской деятельности и в слушательской. Поскольку класс заинтересовался предложенной музыкой, адекватно реагировал на весь музыкальный материал, то я считаю, что задачи урока были решены успешно, а главное был проложен предположительный маршрут данного раздела в самостоятельной работе детей.
  9. В процессе урока решался ряд задач: знакомство с фрагментами оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (различными по своему содержанию и образности), научить сравнительному анализу художественных образов данного композитора;

воспитание музыкального вкуса через ассоциации образного мышления, развитие интонационного слуха, развитие музыкального мышления средствами музыкальной теории. Ребята освоили все теоретические понятия, смогли применить их как в своих устных ответах, так  и в практической деятельности, в соответствии с этим, задача развития музыкального мышления также была выполнена.

Самоанализ урока музыки

Класс  - 7 класс «А»

Тема урока – «Небесное и земное» в музыке И. – С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Тип урока - Расширение и углубление знаний.

Структура -

  1. Организационный момент.
  2. Вокально-хоровая деятельность. Распевание.
  3. Вокально-хоровая деятельность. Р. Бойко «Речная прохлада»
  4. Музыкально-историческая и музыкально-теоретическая деятельность. Биографические сведения о жизни И. С.  Баха, Теоретические сведения о жанровой основе произведений композитора.
  5. Музыкально-слушательская деятельность. Прослушивание полифонической музыки И. С. Баха – фуги ( из ХТК)
  6. Музыкально-теоретическая деятельность. Разбор прослушанного произведения.
  7. Музыкально-слушательская деятельность. Прослушивание Хорало И. С. Баха.
  8. Музыкально-теоретическая деятельность. Разбор и сравнительный анализ хоралов И. С. Баха
  9. Домашнее задание. Послушать органную музыку в испонении современных музыкантов.

          IX. Обобщение. Закрепление всех пройденных понятий за урок, отвечая на вопросы учителя и выводя основные термины урока.    

  1. Место данного урока определяется необходимым изучением жизни и творчества зарубежных композиторов, сочинения которых относятся к золотому фонду классической музыки в контексте мировой музыкальной культуры. Тема данного урока вплетена в общую канву темы полугодия «Мир музыкальных образов камерной и симфонической музыки» и является продолжением изучения творчества Ф. Шопена начатого в 4 классе. Таким образом, данная тема образует смысловые рамки и между начальной ступенью обучения  и средним звеном.
  2. Выводя психолого – педагогическую характеристику класса,  отмечу, что класс сильный в учебной деятельности, многое может успеть за урок, поскольку ребята очень активны на уроке, быстро усваивают новый материал. Во многом класс имеет крайне разный уровень общих и специальных способностей: ощущается достаточно явное деление ребят по уровню развития музыкальных способностей и имеющихся знаний на низкий, средний и высокий. Планируя урок, мной было задумано успеть много видов деятельности, которые осуществились. Несмотря в большой разнице между деятельностью каждого ребенка на уроке, ребята относятся уважительно как к  более высоким знаниям друг друга, так и не выказывают негативную оценку к слабым ответам.
  3.  Целью урока стало воспитание художественного вкуса посредством развития музыкально-образного мышления через обучение ассоциативности восприятия.
  4. На уроке использовались как фронтальные так и индивидуальные формы работы, поскольку новый материал подавался для всего класса в одинаковых объемах, а вот проверка степени его освоения и корректировка происходила с каждым ребенком отдельно, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. На уроке использовались такие методы как наглядный, репродуктивный, наглядно-слушательский. Формы, методы работы полностью соответствовали поставленной цели и задачам данного урока.
  5. Все этапа урока «вытекали» друг из друга. Новый материал разъяснялся в опоре на уже имеющиеся знания ребят об этом композиторе. К концу урока ( в ходе домашнего задания) прогнозировалась дальнейшая работа на основе изученного.  Безусловно, кульминацией урока стало  прослушивание детьми музыки Ф. Шопена  и анализ произведений с точки зрения музыкальной выразительности и музыкально-речевых интонаций.  На мой взгляд материал урока, его структурность выстроены очень логично, имея и оправдывая четкие этапы, которые находились в крепкой взаимосвязи. Тем самым определилась высокая результативность выстроенность урока именно таким образом. Во многом дети справились с музыкально-слушательским анализом предоставленных им произведений, выстраивая свои ответы в соответствии с необходимыми требованиями к данному уроку, ориентируясь в новом материале, опираясь на  прошлый опыт.
  6. ТСО были использованы в нужный момент и были хорошими помощниками ребятам при знакомстве с новыми музыкальными произведениями. (наиболее ярко показала себя интерактивная доска, предоставляя ребятам визуальный ряд прослушанного материала).
  7. Контроль усвоенных знаний осуществлялся в индивидуальной форме  и групповой по степени и качеству  ответов ребят на предложенные вопросы. Такой вид опроса позволил проверить не только освоенность знаний, умений, навыков за урок, но и помочь ребятам их откорректировать.
  8. Психологическая атмосфера на уроке была достаточно благоприятная. Наиболее сложным этапом стала вокально-хоровая работа, поскольку во многом ребята не прочувствовали высокой художественности песни, над которой работали, тем самым пели её не выразительно, с неверной интонацией, чем во многом спровоцировали плохую дисциплину на данном этапе урока. Музыкально-слушательская деятельность напротив далась школьникам проще и эффективнее в достижении всех поставленных задач, поскольку во многом проблемы и темы  слушаемых ими произведений затронули вопросы, которые их волнуют: вопросы любви, силы преодоления сложностей, внутренней работы над собой. Тем самым данный  этап урока показал себя продуктивнее, дисциплинированнее, интересным ребятам 6 класса.
  9. В процессе урока решался ряд задач: знакомство с пьесами Фредерика Шопена (различными по своему содержанию и образности), научить сравнительному анализу художественных образов данного композитора;

воспитание музыкального вкуса через ассоциации образного мышления, развитие интонационного слуха, развитие музыкального мышления средствами музыкальной теории. Ребята хорошо освоили все теоретические понятия, смогли применить их как в своих устных ответах, так  и в практической деятельности, в соответствии с этим, задача развития музыкального мышления также была выполнена. Но более всего не хватило работы в области вокально-хорового интонирования и развития чувства ритма, не была проведена индивидуальная работа или хотя бы работа в мини-группах с ребятами не чисто интонирующими и со слабым развитием меторо-ритмического чувства, тем самым одна из задач урока была плохо реализована. Объяснение в слабой проработке этой задачи состоит в нерациональности использования временных рамок урока (долго проходил этап распевания, тем самым сократив время следующего этапа урока), а также ребята не были заинтересованы в разучивании этой песни (особенно мальчики), поскольку её  литературное и музыкальное содержание не конвергировало с их внутренней  позиций. В данном упущении виновата я,  поскольку во многом не соотнесла наполнение песни Шопена и психологические и социальные особенности данного класса. Возможно не хватило предварительной беседы об этом произведении. Как путь решения поставленной проблемы этого урока, путь решения вижу также в изменении композиции урока, то есть передвинуть вокально-хоровую деятельность на конец урока или подобрать другой вокально-хоровой репертуар.