Беседа с родителями "Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе"
классный час по музыке на тему

Байбикова Лилия Ряшитовна

Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования детей позволяет удовлетворить запросы одаренных детей, используя потенциал их свободного времени.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Старокулаткинская детская школа искусств»

Особенности педагогического процесса

в детской музыкальной школе

(выступление на родительском собрании)

р/п  Старая Кулатка

2013 год

 Особенности педагогического процесса

в детской музыкальной школе

Для успешного обучения и воспитания помимо управления психической деятельностью ученика необходимо претворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики.

Современной дидактикой, творчески переосмысливающей многовековой педагогический опыт и разрабатывающий теорию обучения и образования, созданы определенные принципы, правила и требования, способствующие лучшему усвоению знаний и умственному развитию учащихся. К принципам, ставшим уже традиционными – систематического и последовательного обучения, сознательного усвоения знаний учащимися, прочного усвоения знаний, доступности обучения, наглядности – добавились еще: принцип индивидуального подхода и принцип активности. Эти принципы общей педагогики, в аспекте музыкального обучения, отражают особенности такого обучения:

Принцип систематического и последовательного обучения – это то общее, что связывает музыкальную педагогику с другими видами обучения, т. к. нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводится последовательно, согласно логике развития данного предмета, а последовательность применяемых методов и их систематичность имеет важное значение для формирования музыкальных знаний, умений и навыков, развития музыкальных способностей и эстетического вкуса. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым; изложение от простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением к необходимым обобщениям.

Характерной особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних заданиях. Если в общеобразовательной школе они нужны для закрепления знаний, усвоенных на уроке, то в музыкальной учебной практике они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует систематических занятий и длительной тренировки. Этот принцип означает также правильное планирование работы с учащимся и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика, а также верно сбалансированное соотношение учебно-педагогического и художественного материала.

Принцип сознательного усвоения знаний в музыкальной педагогике является антиподом авторитарных методик преподавания, подражания игре педагога и бездумного тренажа, по формуле "чем больше, тем лучше". Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, знаках, аппликатуре и т. д.

Сознательная работа помогает выработать целесообразные приемы игры, учит управлять свободными движениями, повышает эффективность упражнений, и постепенно у ученика формируется собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы, а в итоге – самостоятельность мышления и интерпретации.

Принцип прочного усвоения знаний – это последовательное накопление музыкальных знаний и умений, требующее тщательной проработки каждого произведения и исполнительских навыков для хорошей подготовки к выступлению на концерте или экзамене.

Принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные особенности учащихся. Но и музыкальное развитие отличается от общего тем, что не так жестко связано с возрастными нормами, потому что в музыкальном обучении доступность связана больше с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их одаренности, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению. И нередко младшие школьники в состоянии овладеть и на высоком художественном уровне исполнить сложные музыкальные произведения.

Принцип наглядности обучения служит, по словам А.Н. Леонтьева, внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

В музыкальной педагогике используются два основных вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов: педагогический или исполнительский (художественное исполнение). Более эффективен педагогический, который сопровождается анализом игровых приемов и указанием способов овладения ими.

Простота и очевидность рассматриваемых основных дидактических принципов объясняется логикой педагогического процесса и тем, что они вытекают из системы и сущности обучения, целей, содержания, закономерных связей между отдельными сторонами и компонентами учебного процесса и являются актуальными как для музыкальной педагогики, так и для общей педагогики.

Особенности музыкального обучения выдвинули еще два дидактических принципа: принцип индивидуального подхода и принцип активности.

Принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся позволяют индивидуальные занятия по специальности, на которых применяются разные приемы воздействия и активные методы обучения. Ведь творческий подход к развитию индивидуальности – одна из задач музыкальной педагогики.

Принцип активности выдвигается как признание ведущей роли педагога в музыкальном развитии и как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях учебного процесса.

Активность учащегося управляется на разных уровнях и многочасовые механические упражнения – один из видов активной учебной деятельности, но высшей формой является "напряженная мыслительная" деятельность.  

Поскольку принцип активности исходит из задачи добиться максимальных результатов в музыкальном развитии, он предполагает в качестве методического приема преодоление заданий высокого уровня трудности, как в отношении репертуара, так и выполнения художественных и технических требований педагога.

Краткий обзор основных дидактических принципов позволяет отметить их тесную связь и взаимное проникновение друг в друга. Нельзя говорить об одном из них вне связи с другим, а получить наиболее оптимальный результат в музыкальном развитии учащихся можно только при творческом применении дидактических принципов и гибких методах обучения, которые допускают разнообразное использование репертуара и различные способы его изучения, поэтому необходимо, чтобы преподаватель выработал определенные направления педагогической деятельности, при этом имея в виду три важнейшим педагогических принципа, хотя и часто упоминаемых, однако на практике так же часто игнорируемых:

  1. Цель учебного процесса действительно может быть достигнута различными способами. Все пути могут оказаться "стоящими внимания", и нет необходимости принуждать себя при выборе к категоричному "либо-либо".
  2. Деятельность преподавателя музыки никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо, даже самых замысловатых методических указаний, а постоянно быть творческим процессом.
  3. Каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы выбора соответствующих форм и методов преподавания, – так и сам педагог и его работа изменяются на протяжении жизни.

Начиная учить, вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог прежде всего лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и благожелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради смысла творчества.

        В связи с вышеперечисленным уместно выделить наиболее значительные характерные признаки современной музыкальной педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:

        – глубокое уважение к ребенку;

        – стремление соединить обучение с естественными для детского возраста  интересами и переживаниями;

        – подчеркивание широких воспитательных аспектов преподавания игры на инструменте в духе современного гуманизма;

        – стремление связать школу с жизнью;

        – создать процесс обучения, способный дать широкую подготовку учащегося, отвечающую требованиям жизни;

        – создание глубокой общности между педагогами одной специальности или по меньшей мере между теми из них, кто стремится усовершенствовать свой труд – другими словами, сознание того, что педагог работает не изолированно, что обмен мнениями и опытом необходим для того, чтобы будущее поколение могло наиболее плотно раскрывать и использовать свои лучшие способности и возможности на благо всего человечества.

        Нелегко справедливо оценить результаты деятельности педагога ДМШ, но критерием такой оценки и может служить его вклад в музыкальную культуры страны – музыкальная деятельность воспитанников на различных поприщах: педагогическая, музыкально-просветительская и другие.

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и формационно образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ, в интересах человека, общества.

Основное внимание в системе дополнительного образования по прежнему сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком в образовательной области профиля. Программы и времени ее освоения; на многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы.

Цель дополнительного образования по Закону – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Арсенал системы дополнительного образования существенно расширился в последнее время, в него с полным правом могут быть включены и запретные ранее услуги репетиторов и деятельность государственных дополнительных образовательных учреждений.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы одаренных детей, используя потенциал их свободного времени.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.