Открытый урок по музыке "Мелодии родного края"
план-конспект урока по музыке
Конспект урока по музыке мордовского народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 классе.
Тема урока: Мелодии родного края.
Цели урока: Познакомить учащихся с лучшими произведениями композиторского и народного творчества мордвы мокши и эрзи.
Тип урока: Урок введения в тему.
Задачи:
1. Пробудить интерес и любовь к национальной музыке.
2. Развивать навыки музыкального восприятия. Развивать певческие навыки.
3.Учить различать на слух музыку народную и композиторскую. Учить детей петь в ансамбле. Учить детей доказывать, систематизировать, размышлять.
Художественно-педагогическая идея:
Милый край -моя отчизна,
Наших предков добрый дом,
Светится звездой лучистой
В каждом сердце молодость
(М. Рашидов)
Методы: проблемно-поисковые, сопоставления, практические, наглядные.
Материалы: Художественное изображение мордовского народа, костюма, портреты композиторов. Презентация.
Музыкальный материал: «Умарина» «Вай,луга,луга»,«Левжинский танец», Л.П.Кирюков «Тю-тю балю», «Кавто церат тикше ледить», «Мордовский танец».
Ход урока
Дети входят в класс .Звучит «Умарина» (Яблонька).Мордовская народная песня.
Учитель. Здравствуйте ребята. Скажите под музыку какого народа вы вошли в класс.
Дети. Под музыку мордовского народа.
Учитель. В этой четверти на предыдущих уроках мы с вами знакомились с музыкой русского народа . Эта музыка была и народной и композиторской.
-А как вы думаете, у мордовского народа, есть музыка композиторская и народная?
Дети. Да.
Учитель. У каждого народа есть своя народная песня
Сейчас мы с вами исполним знакомую вам эрзянскую песню. «Вай,луга,луга.»
Молодцы! А как дошли народные песни до наших дней?
Дети. Народные песни сочиняли в то далекое время, когда музыке никого не учили, когда
Не было школ. Трудно было встретить грамотного человека. Песни передавались из поколения в поколение. Когда появились музыкальные школы, песни стали записывать. Музыканты ездили по селам, слушали исполнение народных песен и потом их печатали
Издавали книги с народными песнями.
Учитель. Ребята как вы думаете, о чем поется в народных песнях.
Дети. О труде, о любви, жизни.
Учитель. Правильно. Сейчас мы послушаем историческую песню «Вирь чиресэ».
На опушке леса. В ней поется о том, какие испытания выпали на долю. Мордовского народа. Рассказ краткого содержания песни.
Учитель. А когда народ пел свои песни?
Дети. Во время работы, на праздниках.
Учитель. Особенно много песен пели девушки когда вместе собирались вышивать. (Показ картины И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы».
А вышивали они мордовскую рубашку. Рассказ о мордовской вышивке. Показ самотканого полотенца. А когда к девушкам приходили парни, они устраивали пляски.
Слушают «Левжинский танец».
-Понравилась вам эта музыка? Почему?
-Какой характер музыки?
Давайте станцуем. (Показывается положение рук во время танца-стремление «древа жизни» вверх, к солнцу-элемент язычества).
Учитель. Сейчас прозвучит песня. Попробуйте определить жанр этой песни.
Слушают: Л. П. Кирюков «Тю-тю балю».
Дети. Это колыбельная.
Слушают: «Нурсема моро».
Дети. Это тоже колыбельная песня.
Учитель. А какая из этих песен народная, а какая композиторская?
Дети. «Тю-тю балю»-композиторская.
«Нурсема моро»- народная.
Учитель. «Тю-тю балю» музыку к этой песне сочинил Л. П. Кирюков. Он родился (1895-1965 г.г.) Первый композитор Мордовии. Родился он в Зубово-Полянском районе в селе Пичевка. Он является первым музыкантом, который получил профессиональное музыкальное образование. Он закончил Московскую консерваторию. Для мордовского народа сделал очень много. Заслуженный деятель искусств России; народный деятель; артист Мордовии.
В честь него названо музыкальное училище, которое находится в Саранске. Его детство прошло в селе, где пелось много песен, поэтому и его колыбельная песня похожа на народную песню.
А сейчас мы послушаем еще одно произведение Л.П. Кирюкова.
-Определите что это, танец, марш или песня?
-Какой характер музыки?
Звучит «Мордовский танец»
Дети. Танец. Характер музыки веселый, радостный, солнечный, зажигательный.
Учитель. Молодцы. Подведем итог нашего урока. Что нового вы узнали?
Какое произведение вам особенно понравилось? Чему научились?
Ответы детей.
В заключени урока мы исполним песню «Кавто церат тикше ледить»
«Два парня сено косят».
Учащиеся покидают класс под музыку песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по топонимике родного края
Конспект урока по краеведению в 6 классе включает в себя выполнение практической работы по географическим названиям Пластовского района Челябинской обла...

Урок по топонимике родного края
Конспект урока по краеведению в 6 классе включает в себя выполнение практической работы по географическим названиям Пластовского района Челябинской обла...
Конспект урока Географические названия родного края.
Урок проводится с целью изучения географии своего субъекта федерации. Урок дает сведения о возникновении названий географических объектов на территории Переволоцкого района Оренбургской области. Более...

План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"
Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....

2 КЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОДНОГО КРАЯ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ЯРЧЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА. В НЕЙ СОДЕРЖАТСЯ ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».
Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....
