"Портрет в музыке"
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

Пилюгина Мария Валерьевна

Данный урок прдназначен для 5 класса. Тема урока -"Портрет в музыке". Данный урок проводился в предверии празднования 70-летия Победы в ВОв. На уроке ребята не только знакомились с материалом, предусмотренным программмой по музыке, но и вспоминали героев войны 1941-1945 гг. В завершении урока мы исполняли День победы, а в ходе урока мы работали над песней "От героев былых времен"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Музыка

Тема: Портрет в музыке

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Класс (группа): 5

Цель: расширение знаний и представлений учащихся о художественных образах разных видов искусства- литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, которые помогают человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков назад, лучше понять себя и своих современников.

Задачи урока:

- усвоение знаний о взаимодействии  музыки с изобразительным искусством на основе специфики языка каждого из них на примере исторических событий Отечественной войны 1812 года. Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

-воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, уважения к славным боевым страницам ее прошлого.

-развитие способностей к сопереживанию, формирование чувства уважения к  человеку.

-знакомство с оперным творчеством С.С Прокофьева.

-обогащение духовного мира учащихся

 Методы:

Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки

-диалога

-коллективное обсуждение и дискуссии

-эмоциональной драматургии

-перспективы и ретроспективы

-художественного контекста

-обобщений

-проблемного обучения

-определение темы урока самими учащимися

Оборудование: фортепиано, компьютер,  мультимедийное  оборудование,  ноты, мультимедийная презентация.

Музыкальный материал:

1. Инструментальное исполнение «Славься» М.И.Глинки из оперы «Иван Сусанин»

2. Гимн Российской Федерации Музыка А. Александрова слова С. Михалкова

3. Ария Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева

4. От героев былых времен Автор музыки: Р.Хозак,  автор слов: Е.Агранович

Конспект урока:

Вход в класс под музыку М.И.Глинки «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

Учитель: Здравствуйте ребята. 9музыкальное приветствие) Ребята, посмотрите внимательно на данные картины. Знаете ли вы этих людей?(ребята дают свои ответы)

Показ портретов:

  1. Александр Невский
  2. Александр Васильевич Суворов
  3. Михаил Илларионович Кутузов
  4. Ворошилов Клемент Ефремович
  5. Буденный Семен Михайлович
  6. Жуков Георгий Константинович

Учитель: ребята, а как называется данный вид изобразительного искусства?

Класс: портрет

Учитель: правильно, это портрет. А что такое портрет? (Класс высказывает свои предположения.)

Учитель:  Портрет (фр. portrait — «воспроизводить что-либо черта в черту») — изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры, скульптуры, фотографии). ребята, а знаете ли вы произведение, являющееся своеобразным портретом любого государства, по одной мелодии которого мы можем узнать о какой стране идет речь?

Класс: гимн - торжественная песня, принятая как символ государственного или классового единства.

Учитель: ребята,  я бы очень хотела сегодня наш урок начать именно с Гимна Российской Федерации.

Исполнение Гимна Российской Федерации

Учитель: ребята, а как вы думаете, может ли музыка рисовать портреты?(ответы детей)

какими средствами музыкальной выразительности можно это выразить?

Класс: темп, динамика, тембр голоса, мелодия и т. д.

Учитель: Ребята, сейчас вы услышите произведение. Постарайтесь понять каким предстанет этот человек перед нами, используя средства музыкальной выразительности.

 Слушание арии Кутузова  ( первая часть)
Учитель: как вы думаете: чей портрет 
 нарисовала музыка? (ответы детей)

( разучивание главной интонации в соответствии с образом)

Учитель: о каких событиях рассказала музыка?

Класс:  О событиях 1812 год

Учитель: что вы знаете об этом? (ответы детей)

Учитель: Автор произведения советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. К истории этих военных событий Прокофьев обратился в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война. Как вы думаете, почему ? (Ответы детей) В основу оперы «Война и мир» С.С. Прокофьев положил сцены из одноименного романа Л.Н. Толстого. Но вернемся вновь к музыке. Всю ли арию мы послушали? (Ответы класса)

Слушание  арии Кутузова полностью

Учитель: какие чувства Кутузова выражает музыка?  Почему?

Класс:серьезные, суровые…

Учитель: Ребята, как вы думаете, это отдельное произведение или часть?

Класс:это ария из оперы

Учитель:Да ребята, вы правы прозвучала ария - описание портрета героя, в котором передается его характер, душевное состояние

Учитель:Сколько частей, как менялся характер, почему? В какой части появилась тревога, взволнованность?

Учитель: Дала ли нам ария полное представление о Кутузове? (Конечно, нет.)

В арии воплощен один, но зато важнейший момент его жизни и переломный  момент для хода войны, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы. Поэтому, арию Кутузова можно назвать «образом Кутузова». Ребята. Посмотрите внимательно на портрет этого человека. Кто это?

Класс: Михаил Иванович Глинка.

Учитель: Молодцы. Это основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка. Ребята вы зашли в класс под музыку из его произведения назовите данное произведение.

Класс опера Иван Сусанин

Учитель: ребята, давайте вспомним, что совершил крестьянин Иван Сусанин ради своего отечества?

 Класс: он пожертвовал собственной жизнью, заведя в лес польских захватчиков.

Учитель: Ребята у Сусанина тоже есть Ария. Сравните её с арией Кутузова. И найдите схожие черты.

Класс: произведения исполняются героями, спасавшими Москву, свою родину. Мелодии произведений – широкие. Протяжные. Темп – спокойный. Динамика – негромкая. Тембр – мужской голос.

Учитель, ребята, способна ли музыка дать нам изображение человека?

Класс6 да. Средстьва музыкальной выразительности помогают нам увидеть людей и их переживании.

Учитель: в истории нашей страны есть множество героев. Как мы сегодня убедились. Но есть люди, чьи имена для нас останутся неизвестными.

Слушанье От героев былых времен

Вокально-хоровая работа над песней.

Учитель6 а теперь давайте проверим готовы ли мы встречать этот великий праздник – день Победы, что мы узнали из сегодняшнего урока?

Дети выполняют тест на оценку.

Совместная проверка.

Литература:

Современный урок музыки: материалы методического фестиваля

Сост. В. Л .Галкина. - Чебоксары: ЧРИО, 2011.

Музыка 1-7 классы. Искусство8-9 классы. Москва. Просвещение. .2010.

Музыка 5 класс Г.П.Сергеева Е.Д. Критская. Москва. Просвещение

2011. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-м классе "Портрет в музыке"

Данный урок проводится в 3 классе по теме Портрет в музыке. Он является вторым в разделе "День, полный событий", на изучение которого отводится 4 часа. Урок связан с предыдущим уроком "Утро", так как ...

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" проводится во втором полугодии по теме "Музыка и изобразительное искусство"...

Урок в пятом классе, тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку", "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

"Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию" А. Сууман.Знакомство с музыкой. которая изображает портрет человека и раскрывает его характер......

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».

Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...

Портрет в музыке и живописи. 6 класс 4 урок 1 четверть урок музыки

Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Н. Заболоцкий....