"Два музыкальных обращения к Богородице"
методическая разработка по музыке на тему

Абясова Наталия Владимировна

 

 

 

 

План  урока музыки

в 3 классе

по теме:

 

"Два музыкальных обращения к Богородице"

 

 

 

 

Подготовила:

Абясова Наталия Владимировна,

учитель музыки ВКК

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2014

 

 

Пояснительная записка

 

Конспект урока разработан на основе программы по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010.

Раздел: «О России петь, что стремиться в храм».

Тема урока: «Два музыкальных обращения к Богородице».

Цель урока: приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф. Шуберта и С. Рахманинова.

Задачи:

ü  Обучающая. Узнать, как поэты, художники и композиторы рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.

ü  Развивающая.   Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

ü  Воспитательная. Воспитывать интерес к духовной музыке.

Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа), сопоставление, сравнение.

Виды контроля и обратной связи:  устный – фронтальный.

Домашнее задание: нарисовать портрет мамы.

Музыкальный материал:

1.      Ф. Шуберт – «Аве Мария».

2.      С. Рахманинов – «Богородице Дево, радуйся!»

3.      Песня «Мама» (плюс и фонограмма), музыка и слова Ж.Комогорцевой

Оборудование:

1.      Компьютер с акустической системой.

2.      Мультимедиа-проектор и экран.

3.      Компьютерная презентация.

4.      Фортепиано.

5.      Учебники.

Ход урока:

 

№ слайда

Содержание слайда

Действия на уроке

Работа детей

__

Музыкальное приветствие

 

Распевка «Здравствуйте!», «До,ре,ми»

Пение

 

 

Песня «Мама» на итальянском языке в исполнении Р.Лоретти

О ком эта песня? Почему вы поняли, не зная итальянского языка?

Язык музыки понятен всем, он интернационален.

Слушание

__

Введение в тему урока

Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы.

Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

 

Ответы детей

№ 1

 

Эпиграф к вечной теме искусства

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова (Л. Рогожников):

Я верю, что женщина – чудо такое,

 Какого на Млечном пути не сыскать,

 И если “любимая” - слово святое,

 То трижды священное – “женщина – мать!”

v  Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем знакомиться?

Осознание темы урока

 

 

№ 2

 

Выявление образа, о котором будем говорить

 

Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Богородица.

 

v  О ком эти слова?

 

К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем подробнее.

Мы рассмотрим два музыкальных обращения к Богородице, так и называется тема нашего урока.

Ответы детей

№ 3

 

Целепологание

Задача нашего урока:

 

Узнать, как поэты, художники и композиторы разных стран мира рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.

Осознание темы урока

№ 4

 

Эпиграф к теме о Богородице

Открываем учебники на стр. 41, читаем стихотворение.

 

Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

Данте

Постановка задач на уроке

№ 5

 

 

 

 

 

“Сикстинская мадонна”,

Стр. 41

Созданная великим итальянским художником  XV века Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.

v  Что мы видим на этой картине?

 

В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

v  Какие чувства выразил художник? (светлые, добрые, возвышенные, нежные)

v  Какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства? (ласковая, задумчивая, напевная, созвучная возвышенному и чистому образу матери И.Христа)

 

Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит «Славься, Мария».

 

Работа по учебнику,

чтение стиха

№ 6

 

 

Стихотворение А.Фета.

 

Стр. 40

 

Читаем стихотворение А. Фета.

 

v  Как ласково называет поэт Богородицу?

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

№ 7

 

 

 

№ 8

 

Ф. Шуберт

«Аве, Мария»,

Исп. Робертино Лоретти

v  Какой из музыкальных жанров сможет передать лучше всего эти лирические и поэтические чувства? (песня, песенность)

Сейчас вы услышите музыку, полную большой внутренней силой, проникновенный гимн женской доброте и благородству.

Звучит песня-молитва «Ave Maria» австрийского композитора Франца Шуберта.

 

v  Какие чувства передал австрийский композитор?

v  Какими музыкальными красками он их выразил? (плавная, протяжная  мелодия, распевы)

Музыка и Изобразительное искусство – каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.

v  Что еще созвучно музыке и картине? (стихи поэтов)

 

(Слайд № 8)

 

v  Какой тембр голоса исполнял? (дискант, итальянский мальчик-певец Робертино Лоретти)

v  Какой инструмент сопровождал прекрасное пение? (орган)

 

 

Ответы детей

№ 9

 

 

№ 10

видео

“Богородице Дево, радуйся”.

Познакомимся с другой молитвой Божией Матери, сочиненной русским композитором С. Рахманиновым, на стр. 42.

Читаем.

 

И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к  Деве Марии – “Богородице Дево, радуйся”.

(История праздника Благовещение Богородицы, 7 апреля).

v  В каком характере написана эта молитва?

v  Какой хор исполняет молитву? Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов? (пропеть главную тему на стр. 42)

v  В чем отличие от зарубежной музыки? (поет хор, без сопровождения, мелодия на одном, повторяющемся звуке)

СЛУШАНИЕ:

 

«Ave Maria»,

 

Франц Шуберт

 

№ 11

 

Стихи А.Пушкина,

Стр. 43,

 

Картина

В. Васнецова «Богоматерь с младенцем»

У А. С. Пушкина также есть стихи, воспевающие Богородицу.

(Прочитать)

 

v  Как поэт называет Богородицу? (Пречистая)

 

В. Васнецов:

v  Иконописный образ, рассматриваем.

Видео-презентация с образами Богородицы на музыку

С. В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

№12-15

Текст песни «Мама» Ж.Колмогоровой

Разучивание и вокально-хоровая работа над песней

Пение

№ 16

 

Слова

 

v  Какие слова передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, читаете стихи, смотрите на картины художников, посвященные Богоматери?

 

(благородство, простота, достоинство, радость, величие, красота, мир, спокойствие, тишина)

Ответы детей

 

№ 17

 

Вывод

 

v  Как  поэты, художники и композиторы передают образ Богоматери?

 

Музыка, литература и изобразительное искусство каждое своими средствами выразительности создают образ Богоматери.

v  Чем православная молитва отличается от католической (зарубежной)?

v  Что узнали нового на уроке?

 

Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Ответы детей

 

№ 18

 

 

Домашнее задание,

Выставление оценок за урок

 

Подобрать стихи о маме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература и ресурсы сети Интернет:

 

1.      Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

2.      Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.

3.      Музыка: учебник  для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008.

4.      Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год.

5.      www.yandex.ru

6.      www.audiopoisk.com

7.      http://vk.com/video31835260_166863580

8.      http://vk.com/video31835260_166863773

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_14.11.14.pptx1.36 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если “любимая” – слово святое, То трижды священное – “женщина – мать!”

Слайд 2

О ком эти слова? Дева Мария Царица небесная Мадонна

Слайд 3

Тема урока «Два музыкальных обращения к Богородице»

Слайд 4

Задача урока: Узнать : как поэты, художники и композиторы разных стран рисуют образ Богородицы, и какими средствами они это делают.

Слайд 5

Она идет, хвале внимая, Благим покрытая смиреньем, Как бы небесное виденье Собою на земле являя… Данте

Слайд 6

«Сикстинская мадонна» Рафаэль

Слайд 7

Как называет поэт Богородицу? Аве, Мария – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящего мать, Душу проникла твоя благодать . Неба царица, не в блеске лучей – В тихом предстань сновидении ей! Аве , Мария – лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха. А. Фет

Слайд 8

« Ave Maria » Франц Шуберт

Слайд 9

Робертино Лоретти дискант

Слайд 10

Сергей Васильевич Рахманинов «Богородице Дево , радуйся»

Слайд 11

Богородице Дево , радуйся! Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Слайд 12

Одной картины я желал быть вечный зритель, Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах… А.С.Пушкин

Слайд 13

МАМА Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих. Мне они заменят солнце. Мир, поверь мне, существует лишь для нас двоих. Солнышко в тебе смеётся .

Слайд 14

Припев: Мама, без ума тебя люблю я, Мама, и тебя боготворю я, Мама, я без взгляда твоего как птица без крыла, Птица без крыла. Мама, знаешь, нет тебя роднее, Мама, обними меня скорее, Мама, дай погреться, мама, Возле рук твоих, как будто у огня.

Слайд 15

Пусть невзгоды и печали будут вдалеке, А поближе будет счастье. Мы с тобой не сможем жить в печали и тоске, И прогоним прочь ненастье .

Слайд 16

Припев: Мама, без ума тебя люблю я, Мама, и тебя боготворю я, Мама, я без взгляда твоего как птица без крыла, Птица без крыла. Мама, знаешь, нет тебя роднее, Мама, обними меня скорее, Мама, дай погреться, мама, Возле рук твоих, как будто у огня.

Слайд 17

Колыбельная

Слайд 18

достоинство радость красота тишина величие мир спокойствие благородство простота

Слайд 19

Что нового узнали на уроке? Чем православная молитва отличается от католической?

Слайд 20

Домашнее задание: Подобрать стихи о маме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении

Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71      ОТКРЫТЫЙ...

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....

Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины-матери

Муниципальный этап краевого конкурса на лучшую тематическую разработку урока «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» («Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины- матери»), посвящённый Дню Матери в Рос...

Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины-матери (презентация)

Презентация к уроку краевого конкурса на лучшую тематическую разработку урока «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»( «Образ Пресвятой Богородицы- прообраз женщины- матери»), посвящённый  Дню Матери...

Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Конспект логопедического занятия на тему "Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"...