"Взаимопроникновение музыки и литературы". Урок в 5 классе
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Мехоношина Юлия Николаевна

Данный урок был представлен на педагогическом совете "Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения" на секции практико-ориентированных дисциплин (МО физической культуры, технологии, ОБЖ, ИЗО музыки).  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  музыки  в  5  классе.

Цель: проследить взаимосвязь музыки и литературы через образ осени.

Задачи: знакомство с новыми музыкальными произведениями, развитие элементов учебно-творческой деятельности, личностно творческого отношения к музыке; формирование эстетического восприятия произведений искусства.

Организационный аспект

Содержание и методические аспекты урока

Тема четверти

Тема урока

«Взаимопроникновение музыки и литературы».

«Осенние фантазии».

Тип урока

Углубление в тему.

Формируемые УУД

Личностные:

становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности.

Регулятивные:

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов.

Познавательные:

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

Музыкальный материал

А. Вивальди цикл «Времена года» - «Осень»;

П. И. Чайковский цикл «Времена года» - «Осенняя песнь»;

Песня Я. Френкеля «Погоня».

Необходимые знания учебного материала

Свободное владение понятиями: взаимосвязь музыки и литературы; средства музыкальной выразительности; жанры музыки; музыкальная характеристика.

Овладение умениями и навыками

  • грамотно    использовать    опорные    конспекты, схемы, карточки,  индивидуальную методическую папку учащегося;
  • выделять суть материала в ответах учащихся и в речи учителя;
  • самостоятельно работать с тетрадью;
  • проводить сравнительный анализ между различными видами искусства: живописью, поэзией, музыкой;
  • формирование     навыков     сотрудничества     в учебной микрогруппе; самостоятельно подводить итог урока.

Методы и формы организации музыкальной деятельности

метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Д. Абдуллин);    метод   создания    художественного   контекста (изобразительное искусство, литература) по Л. В, Горюновой; метод размышления   о музыке (Д.Б.   Кабалевский); метод наглядно - слухового показа; эвристический метод.

Формы   контроля

индивидуальный, групповой.

Средства обучения

наглядные средства обучения: индивидуальные методические папки учащихся, иллюстрация картины И. И Левитана «Золотая осень», стихотворение  А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»; портрет П. И. Чайковского.

        Развернутый план - конспект урока        

Организация урока, приветствие учащихся.

Закрепление пройденного: итак мы продолжаем знакомство с темой четверти: «Взаимопроникновение музыки и литературы».

На прошлом уроке мы говорили о роли музыки и литературы в каком виде искусства? (киноискусство). Какой вывод мы сделали? (многие музыкальные фрагменты в кинофильмах не нуждаются в литературном тексте, но есть фильмы, где  музыка и литература встречаются вместе и получаются песни). Какой пример вы мне можете привести: как называется фильм и песня из этого кинофильма? («Неуловимые мстители», а песня «Погоня»).

Сегодня мы заканчиваем работу над песней и посмотрим на наш результат работы.

Для начала распоёмся – 2 упражнения на дикцию и чистоту интонирования «скачков».

(Пропевание про себя 1 куплета и припева, исполнение под фонограмму всем классом, исполнение с солистами).

Сегодня мы продолжаем  разговор  о  взаимопроникновении музыки и литературы. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет фрагмент песни из которой вы также узнаете тему нашего урока.(звучит фрагмент песни Р. Паулса и И. Шаферана «Листья жёлтые». (учащиеся самостоятельно определяют тему урока «Осень», окончательно тема будет сформулирована в конце урока.)

Учитель читает стихотворение:

Следом за летом осень идёт.

Жёлтые песни ей ветер поёт.

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

В. Степанов.

Осень прекрасная пора и не случайно художники писали осенний пейзажи, например И. И. Левитан «Золотая осень». Посмотрите, какими красками художник изобразил осень?  (Ответы детей).

Об этом времени года поэта сочиняли стихи, например стихотворение А. С. Пушкина:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

 

А кто из вас знает стихи об осени?  (Учащиеся читает фрагменты стихотворений об осени).

И, конечно же, не остались в стороне композиторы. Послушайте, какой отобразил в своём произведении осень итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог – Антонио Вивальди.

Послушайте внимательно музыку и расскажите, какой вы увидели осень?

СЛУШАНИЕ: «Осень» из цикла «Времена года», А. Вивальди.

(Яркая, насыщенная яркими красками, блестящая, игривая, восторженная, лад – мажор, темп – сдержанный, тембр – резкий, звонкий).

Такой осень увидел А. Вивальди, а вот какой её показал великий русский композитор П. И. Чайковский нам предстоит сейчас услышать.

Мы  вновь обратимся  к знаменитому циклу «Времена года». В отличии от цикла «Времена года» А. Вивальди, у которого 4 концерта, у Чайковского 12 пьес. Сейчас я предлагаю вам послушать одну из пьес: расскажите какой вы увидели осень в музыке П. И. Чайковского, и какой месяц раскрывает эта пьеса?  СЛУШАНИЕ

Предполагаемые ответы детей: осень показана грустной; музыка по характеру – ласковая, задумчивая, нежная, радушная,  певучая, хмурая, тоскливая, мечтательная; лад – минор, темп – медленный, тембр – мягкий, нежный, динамика - приглушённая.

Какой месяц сейчас прозвучал, почему вы так решили? (октябрь)

П. И. Чайковский назвал своё произведение «Осенняя песнь» и посвятил месяцу – октябрь.

П. И. Чайковский перед каждой пьесой размещал строки из стихотворений известных авторов. Сейчас я вам предлагаю сочинить четверостишие, которое на ваш взгляд бы отражало состояние музыки – попробуйте себя в роли поэтов, а звучание музыки я думаю вам поможет в вашей работе.  СЛУШАНИЕ и работа в группах. (Проверка задания)

А сейчас вы услышите тот эпиграф, который выбрал сам  П. И. Чайковский, это слова  А. Толстого:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

Итак, давайте подведём итог нашего урока: нуждались ли наши сегодняшние музыкальные  произведения в литературных текстах? (нет).

Почему? (да потому, что музыка пела сама).

Все авторы, чьи произведения мы услышали сегодня на уроке не просто показали нам осень они как бы размышляли на тему – осени. Каждый из них представлял осень по своему, из этого следует, что тема нашего урока будет не просто «Осень», а… (послушать ответы детей), правильно «Осенние фантазии».

Скажите, а какую роль сыграл эпиграф перед «Осенней песней»? (он сделал содержание музыки более понятным, ярким, выразительным и ещё раз подтвердил то, что музыка и литература  могут вполне дополнять друг друга).

Сегодня на уроке мы убедились в том, что фантазии человека безграничны и у каждого человека свой взгляд на окружающую его действительность.

Итак, с музыкой каких  композиторов  мы сегодня познакомились?

Как назывались произведения?

Образ чего раскрыли  композиторы, поэты  в своих  произведениях?

Зависимы ли музыка и литература друг от друга?

Домашнее задание сегодня будет необычным: напишите свои впечатления о прослушанной сегодня на уроке музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»

Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"

НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....

Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных технологий.

Открытый урок проводился в рамках прогрммы по музыке Е. Критской и Сергеевой по теме:"Авторская песня:прошлое и настоящее". Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне...