Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»
план-конспект урока музыки (5 класс) на тему

Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания, сопереживания, чуткости к окружающей нас действительности. Формировать духовную культуру у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_muzyki_i_literatury_v_5_klasse.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ-СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Альметьевск

Интегрированный урок музыки и литературы

 в 5 классе на тему:

«Симфония осени»

С.А.Федашова,

учитель музыки первой квалификационной категории

2011 г.

Цели мероприятия:

Познавательная: Познакомить учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе. Сопоставить  звуки живой природы с музыкальными звуками. Определить характер, настроение произведений всех видов искусства.

Развивающая: Развивать у учащихся чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве. Развитие фантазии, воображения, творческого потенциала, литературной речи, музыкального слуха, голосовых данных, исполнительского мастерства. Расширить ассоциативное поле учащихся.

Воспитательная: Воспитывать в детях чувство созерцания, сопереживания, чуткости к окружающей нас действительности. Формировать духовную культуру у учащихся. Воспитывать в детях любознательность, стремление постичь прекрасное.

Оформление: пейзажи художников, фото-пейзажи.

Материал: Поэзия В.Семернина; П.И.Чайковский «Осенняя песнь» из музыкального цикла «Времена года»; музыка для релаксации Меда Гудала; Г.Свиридов «Весна и осень»; Песня «Грустные грачи» музыка С.Бодренкова, слова Г.Ладонщикова; «Будьте добры» музыка Э.Гильфановой, слова А.Санина.

«Нет фальши в песнях облаков и вод,

Деревьев, трав и каждой твари божьей,

Все в мире голосом своим поет

На голоса другие непохожи»

                                                 Р.Гамзатов

Звучит музыка «Нового тысячелетия» Меда Гудала.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

                                         Ф.И. Тютчев

Пойми живой язык природы,-

И скажешь ты: прекрасен мир!

                                         Н.Никитин

Прислушайтесь! Присмотритесь! Вокруг – красота мира, красота природы. Она дарит нам свою красоту, наслаждайтесь ею!

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живет-

В шелесте трав,

В шуме дубрав-

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода-

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей,

Песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет.-

Только прислушаться надо.

                                                             В. Семернин

Природа говорит с нами ароматом цветов, журчаньем ручья, мерцанием звезд, сиянием луны, шумом водопада, дождем и радугой, пением птиц и порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев.

- Вы когда – нибудь задумывались над тем, что нас окружает множество звуков?

- Вы прислушивались к ним?

- Пытались их понять?

- А вы задумывались над тем, что звуки которые вы слышите, пытаетесь понять, и есть язык природы?

Очень тонкий язык. Язык – на котором природа пытается общаться с нами.

Ведь зачастую мы не умеем общаться  друг с другом, слушать друг друга, не говоря о том, чтобы прислушаться к советам,  которые нам дают, к просьбам о которых нас просят. Зачастую мы не умеем прислушиваться к себе, к своим внутренним чувствам, мыслям, к своему внутреннему голосу, своей интуиции.

Мы ищем рифму или ритм…

Но что это, о боже,-

Ведь даже воздух говорит

Тому, кто слушать может!

Подскажет вещие слова

Тому, кто может слушать,

Обыкновенная листва,

Стекая прямо в душу.

И даже, даже тишина,

Под утро ли, под вечер,

Обнажена, напряжена

О чем-то сердцу шепчет…

И сам не можешь ты молчать

Без творческой работы-

Душа привыкла отвечать

На каждый звук природы!

                                                В. Семернин

Учащимся предлагается с помощью своего воображения  выполнить творческую работу «Нарисуй музыку природы».  (Музыкальный фон Г.Свиридов «Весна и осень»).

Слушая  звуки природы, мысленно перенесите себя в те места, откуда они.

А затем мы поделимся своими ощущениями, ассоциациями которые у вас возникли.  

                                                                                                                                     

Звуки живой природы в записи.                                                

- Морской бриз

- Океанский пляж

- Музыка прибоя

- Волшебство леса

- Дыхание весны

- Пение жаворонков

- Шелест листьев.

 

Слушая звуки природы, мы непроизвольно перенеслись туда, откуда эти звуки. Итак, поделимся своими впечатлениями.

Что же это были за звуки:

Морской бриз – то вы ощущали холодные соленые капли на лице, ветер, морской воздух.

Океанский пляж – вы представляли себе солнце, песок, легкий всплеск волн, легкий морской ветерок.

Морской прибой – то вы слышали, как ударяется волна, крик чаек, соленый воздух.

Волшебство леса – пение птиц переполняло наши души. Сочная зелень деревьев, чистый, теплый воздух.

Дыхание весны – журчание реки, дождь, гром (первый майский гром), раскаты грома расходятся по всему небу. Вновь запели птицы, и вышла радуга.

- Ребята, а можем ли мы по звукам природы отличить одно время года от другого?

- Конечно, можем.

Ведь даже если взять шум ветра: весной и летом – он легкий, теплый ветерок, осенью он холодный, пронзительный, зимой с завываньем, переходящий  во вьюгу.

Поскольку у нас за окном осенняя пора попробуем назвать звуки природы, которые окружают нас осенней порой (шум дождя, ветра, деревья, шелест листьев, шуршанье листвы под ногами).

Ребята, волшебство есть не только в звуках природы, оно есть и в музыкальных звуках. Вы согласны со мной? Ведь звуки природы тесно перекликаются с музыкальными звуками. И мы сейчас с вами в этом убедимся.

Любовь к природе всегда воодушевляла  поэтов и  музыкантов.

Сколько прекрасных произведений искусства разного жанра посвящено природе.

Сейчас мы обратимся к творчеству  русского композитора, который любил природу и воспевал ее в своих произведениях.

- П.И.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».

Ребята, а если слушать музыкальное произведение, на фоне которого будет звучать стихотворение, его эмоциональное восприятие усилится или нет?

- Конечно же, да. Оно будет более эмоциональным и ярким.

Тогда, если вы позволите, во время прослушивания этого произведения я тихонечко прочту стихотворение, которое перекликается по тематике с музыкальным произведением.

«Симфония осени»

Ни ласки полудня,

Ни света…

Все снова уже не начать.

Замолкла симфония лета

Ей больше уж не прозвучать.

Которое лето итожа,

Под листья не молкнущий шум,

Симфония осени – строже –

Приходит природе на ум.

Листвы угасают улыбки.

Приметней пеньки старички…

Деревья, как будто бы скрипки,

И ветки над ними – смычки,

В природе пора золотая,

Ничем не поможешь, увы,-

И царственный звук, опадая,

Рождает шуршанье листвы.

Щемящее звучанье напева,

И жалобен звук и жесток

Природа во всем преуспела,

Всему предназначен свой срок.

Действительно, в этой жизни всему свой срок.

- Ребята, как вам показалось, совпадает ли настроение стиха и музыкального произведения.

- Конечно, да!  В произведениях присутствует спокойствие, умиротворение, задушевность.

- Можно ли задуматься, слушая это произведение?

- Конечно, да. О чем?

- О красоте природы, о жизни, о том чего нам так не хватает. Да просто послушать свой внутренний голос.

 Песня «Грустные грачи» музыка С. Бодренкова, слова Г.Ладонщикова.

Ребята, перед вами множество пейзажей, фото-пейзажей. Все пейзажи красивы по-своему. Но выделяются по яркости, по колориту красок осенние пейзажи.

Говоря о природе, мы не можем не говорить о лесе. Среди природы лес занимает особое место.

Лес, бесспорно, одно из прекраснейших явлений на свете.

Чтоб лес увидеть, мало видеть.

Лес надо слышать, чувствовать и знать.

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

                                                                                 Р. Рождественский.

Осенний лес

 Особенно красив и печален лес осенью. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна расправленных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие листья. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Прозрачна  вода в лесных ручьях. Еще цветут поздние осенние цветы.

                                                                                                                                         М. Пришвин.    

                                                                   

Лес осенью

Осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я увидел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе.

А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно блеска, света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, багряные пожары.

                                                                                                                                 

   К. Паустовский.

Песня «В лесу» музыка Б.Будницкого, слова Г.Ладонщикова.

Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы.

Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям.

Этим искусством владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

Человек безмерно богат, он может восхищаться природой, красотой пейзажа, красками и формами цветов, грацией животных, тайной смены времен года, загадочным мерцанием звезд ночного небосвода необыкновенны!

Жизнь, которую природа дарует человеку безвозмездно, есть дивный пример щедрости и могучий источник творчества.

В делах, заботах, суете, мы часто не даем себе времени и труда задуматься о ценностях того мира, в котором живем.

Берегите времени крутые повороты

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она  за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только берегите эту землю!

                    М. Дудин «Заклинание с полюса».

Песня музыка Э.Гильфановой, слова А.Санина «Будьте добры, говорит нам природа!»

(песня исполняется стоя как гимн).

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"

НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....

Конспект урока музыки в 7 классе по теме: "Образ Великой Отечественной войны в Ленинградской симфонии Д.Д,Шостаковича"

Конспект урока музыки в 7 классе, презентация к уроку, кроссворд, самоанализ урока...

Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин»...

Интегрированный урок музыки в 7 классе : «Симфония цвета»

Тема урока раскрывает особенности художественного языка импрессионизма. Знакомит с композиторами и художниками направления начала 20 века под названием "Импрессионизм"...