Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», которые знают и любят во всем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

(Интегрированный урок музыки и литературы)

Цели:

  1. Подвести итог изучению романа Пушкина «Евгений Онегин»,
  2. Познакомиться с оперой Чайковского на сюжет романа Пушкина.
  3. Сравнить пушкинских героев и их музыкальные интерпретации.

Задачи: развивать умения анализировать содержание музыкального произведения и средства выразительности; побуждать к искренним высказываниям о прослушанной музыке

Ход урока:

I. Организационный момент

Сообщение целей и задач урока учителями литературы и музыки.

II. Вступительное слово учителя литературы: Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и аристократических салонах, и в провинциальных гостиных. И это не случайно. С. В. Рахманинов говорил: «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы». Ему созвучны слова П.И.Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».

– А звучит ли музыка в романе Пушкина «Евгений Онегин»?

Сообщение  ученика.

Учитель музыки: Впервые на сцене оперного театра пушкинское произведение появилось в 1842 г. Это была опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Начиная с середины XIX века, к Пушкину обращаются лучшие композиторы России. Тогда для этого требовалась смелость. В эти годы пушкинские произведения легли в основу новой русской оперы, где стали важны и музыка, и поэтическое слово. Пять выдающихся русских композиторов XIX в., классиков музыкального театра, соединили поэзию Пушкина и музыку. Среди них был и П.И. Чайковский.

Учитель музыки:

– Произведения Пушкина были близки и Чайковскому. Известно ли вам это имя?

– Больше узнать об этом человеке поможет вам «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Вот что сообщает она о жизни великого русского композитора.

 (Презентация 1).

Слово учителя музыки: Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», которые знают и любят во всем мире.

– Что же известно об истории создания оперы «Евгений Онегин»?

Сообщение  ученика.

Учитель литературы: Роман «Евгений Онегин» был назван критикой энциклопедией русской жизни. Чайковский не ставил перед собой столь грандиозной задачи. Его «Онегин» написан в жанре «лирических сцен».

Придерживаясь текста романа, либреттисты позволили себе лишь в некоторых местах вставки собственного сочинения. Например: придумали фамилию мужа Татьяны – Гремин, Шиловский сочинил французский и русский текст куплетов Трике. Вольностью авторов была заключительная сцена: Татьяна падала в объятия Онегина. В таком варианте опера и шла в первый раз. Этим поступком она перечёркивала строки Пушкина «Но я другому отдана и буду век ему верна», имевшие большое значение для характеристики образа героини. Позже Чайковский изменил финал оперы. Вместо слов, прозвучавших на премьере: «О, смерть! Иду искать тебя!» - появилось бессмертное восклицание Онегина: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»

III. Учитель музыки: С «Евгением Онегиным» в русскую музыку входит новый тип оперы. Чайковский назвал её «лирическими сценами». Уже сам подзаголовок определяет особую настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство. В основу либретто легли отдельные главы пушкинского романа в стихах. И потому в опере прослеживаются лишь основные сюжетные линии, посвящённые главным героям – Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению.

Учитель литературы: С чего начинается пушкинский роман?

Во вступлении автор знакомит нас с главным героем, Онегиным.

Учитель музыки: В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны. Это центральный в опере образ. Чайковский любил Татьяну больше других пушкинских героев. «Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны. Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим», – признавался композитор.

Учитель литературы: Какой рисует Татьяну Пушкин? (Поэтичной, мечтательной натурой, с богатым внутренним миром, но очень одинокой – «она в семье своей родной казалась девочкой чужой»).

Прослушивание увертюры к опере.

Учитель музыки: Какой вы представили Татьяну, слушая музыку Чайковского? Что в её характере подчёркивает автор? (Музыка грустная, неторопливая, есть остановки. Чайковский рисует робкую, задумчивую, печальную Татьяну).

Учитель музыки: Вторая картина оперы целиком посвящена Татьяне, развитию её чувства. Татьяна пишет письмо Онегину.

Просмотр видеофрагмента «Письмо Татьяны».

Учитель музыки: Как в этом эпизоде показана Татьяна? Как изменилась музыка? (Музыка звучит быстрее, нет прежней плавности минорности. Это помогает передать волнение героини, решившейся на признание в любви. Тревожность музыки передаёт тревогу самой героини, вверяющей свою судьбу, чувства, честь Онегину).

Учитель литературы: Каким вы увидели Евгения Онегина, читая пушкинский роман? (Это образованный, умный молодой человек, которому наскучили пустота и праздность светской жизни. Он скучает и в столице, и в провинциальной глуши. Но поступает с героиней достаточно благородно: получив письмо уездной барышни, в разговоре наедине высоко оценивает героиню и рисует себя неспособным на глубокое чувство).

Учитель музыки: Прослушайте арию Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом…» из третьей картины, посвящённой объяснению героев в саду. Подумайте, как характеризует героя Чайковский? (Благодаря простой и сдержанной мелодии мы видим равнодушного, спокойного человека).

Учитель музыки: Для Чайковского был в пушкинском произведении ещё один привлекательный персонаж – Ленский. Его образ не менее лиричен, чем образ Татьяны. Музыка утверждает близость этих образов друг другу: партии этих героев пронизывают очень сходные интонации. Четвёртая картина – бал в доме Лариных. Кульминация картины – ссора Ленского и Онегина. А пятая картина целиком посвящена Ленскому. Арии героя рисуют образ ранимого, взволнованного человеческой подлостью молодого поэта.

Прослушивание арии Ленского «Куда, куда вы удалились?»

Учитель музыки: Действие шестой картины происходит в столице, на великосветском балу. Страдающий от осознания бесцельности жизни, раскаивающийся в убийстве Ленского Евгений видит светскую красавицу, в которой узнаёт Татьяну Ларину. Здесь автор вводит новое действующее лицо – мужа Татьяны.

Учитель литературы: Что мы знаем о нём из романа Пушкина? Как характеризуется этот герой в различных комментариях к роману? Послушайте результаты небольшого исследования, проведенного вашим товарищем.

Сообщение  ученика.

Учитель музыки: Пушкин говорит о нём очень кратко. Чайковский же рисует яркий образ князя в коротком диалоге с Онегиным и в одной только арии, даёт ему фамилию. Муж Татьяны перестаёт быть безликим, как не может быть безликим боевой генерал, мужественный, честный человек, сумевший оценить скромную провинциальную барышню, горячо полюбить её.

Прослушивание арии Гремина «Любви все возрасты покорны…».

Учитель литературы: Как вы думаете, почему Чайковский так много внимания уделяет эпизодическому персонажу? (Возможно, хочет показать, какой именно человек достоин Татьяны, кто сможет сделать героиню действительно счастливой).

Учитель музыки: Последняя, заключительная сцена оперы – встреча героев в доме Татьяны. Короткий дуэт «Счастье было так возможно, так близко» подводит итог трагическому сожалению о прошлом.

Прослушивание дуэта.

Презентация «Опера «Евгений Онегин» на сцене» с комментариями учителя музыки. (Кадры 2–10, см. презентация 2).

VI. Подведение итогов.

1. Мини-тест (Кадры 11–16 презентации 2).

2. Сообщение учителя музыки о новых трактовках оперы Чайковского (по материалам «Пушкинской энциклопедии»).

– В 1996 г. в Москве состоялось открытие театра «Новая опера». Одним из первых спектаклей театра стал «Евгений Онегин». В новой для зрителя концепции режиссёра Е. Колобова история Онегина и Татьяны представлена как коллизия трагической любви двух прекрасных существ, соединению которых препятствуют не обстоятельства, не характеры, но роковая вина Онегина, преступившего христианскую заповедь «Не убий!».

В 1997 г. один из самых молодых оперных театров России, «Геликон-Опера», предложил новое прочтение оперы Чайковского. По режиссёрскому решению Дм. Бертмана, все, что происходит в спектакле, происходит на воздухе. Четыре времени года – четыре кульминации спектакля. Главный герой оперы именно Евгений Онегин, не Ленский, не Татьяна, как бывало в других спектаклях. Это подчёркивается и тем, что персонаж не покидает сцену в течение всего спектакля: он или молча сидит в качалке в углу сцены, наблюдает за событиями, или участвует в них.

3. Заключительное слово учителя литературы.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Литература:

  1. Крунтяева Т.С., Розанов А.С. 25 оперных шедевров. – Л.: Музыка, 1980. – С. 102–110.
  2. Слово о музыке: Рус. Композиторы XIX в.: Хрестоматия: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева. – М.: Просвещение, 1990. – С. 241–311.
  3. Тарасов Л. М. Волшебство оперы. Очерки. – Л.: Дет. лит., 1979. – С. 130–148.
  4. Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1982. – С. 147–175.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Лики любви в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Обобщающий урок по роману. Сопоставляем разные типы любви. ищем истину, делаем вывод - какова концепция любви самого автора?...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Урок литературы в 9 классе на тему "Природа трепетна..." ( по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Данный материал помогает обучающимся глубже понять своеобразие пушкинского пейзажа, почувствовать мастерство поэта в умении передавать  самые тончайшие проявления природы....

Конспект урока "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 7 класс

Конспект урока "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 7 класс...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...

Материалы к уроку литературы в 9 классе по 1 главе романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Представленные здесь  материалы по 1 главе "Евгения Онегина" помогут более полно представить характеры главных героев....