Интегрированный урок музыки в 7 классе : «Симфония цвета»
учебно-методический материал по музыке (7 класс)

Елена Афанасьева

 Тема урока раскрывает особенности художественного языка импрессионизма. Знакомит с композиторами и художниками направления начала 20 века под названием "Импрессионизм" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzyka.docx38.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

              БАЛАШОВСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение

                     «Средняя общеобразовательная школа №16

                      города Балашова и  Саратовской области»

                         Интегрированный урок музыки

                                                    Название урока: «Симфония цвета»

                                                                    Класс 7

Выполнила: Афанасьева Елена Юрьевна

                                                      учитель музыки Iкатегории ;

                                                     

                                          Балашов 2022 год


Тема: «Симфония цвета»

Цель: Раскрывая особенности художественного языка импрессионизма с формировать представление об импрессионизме как одном из ярких направлений в музыке XIX века.

Задачи:1)Познакомить с творчеством выдающихся композиторов-импрессионистов, художников-импрессионистов;

2)Углубить представление о связях в мировом культурном процессе на примере взаимодействия различных видов искусства;

3)Воспитывать эстетический вкус и любовь к подленному искусству;

Оборудование:мультимедийный комплекс,интерактивная доска,презентация с видеорядом,картины художников-импрессионистов «Руанский собор», «Стога сена» ,«Впечатление. Восход солнца», «Скалы в Бель-Иль» К.Моне; «Бал в Муленде ла Галет», «Качели» О.Ренуар; «Бульвар Капуцинок»  К.Коровин; музыкальные фрагменты произведений К.Дебюсси «Празднества», «Игра волн», «Разговор ветра с морем», «Лунный свет»

Предварительная подготовка: Подготовить с учащимися выразительное чтение стихотворения Поля Верлена «За музыкой только дело»; О.Мандельштама «Импрессионизм»

Эпиграф к уроку.      Твой взгляд - да будет твёрд и ясен

                                     Смотри случайные черты-

                                      И ты увидишь: мир прекрасен…    

                                                                                (А.Блок)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
    Соприкосновение с прекрасным на уроке музыки требует определённого настроя. В этом может помочь музыка: звучит фрагмент фортепианной пьесы Клода Дебюсси «Лунный свет», сопровождающий слайды презентации (слайд1,2).
  2. Сообщение темы урока, цели, задач, которые будут на уроке решаться.
    -Эпиграфом к уроку стали  поэтические строки А. Блока, которые  не только напомнят о предназначении искусства, но и подготовят ребят к мысли  о том, что урок – это диалог искусств, на котором мы перебрасываем мостик от одного вида искусства к другому (от музыки – к живописи и литературе), из XIXвека в XX, из Франции в Россию.
  3. Объяснение нового материала.
    1. Вступительное слово учителя.
    -Кто же они, импрессионисты? Что совершили они, если столько противоречивых оценок существует, столько мнений (от резкого неприятия до слепого восторга) существует об их творчестве? О ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?
    2
    . Сообщение подготовленное учащимися дома. (слайд 3)
    2.1 Импрессионизм в живописи  (об импрессионистах)

В начале 60-х годов девятнадцатого века эти молодые художники объединились под предводительством Э.Моне, движимые общей идеей неприятия академического искусства. Они стремились найти новые возможности для живописи в передаче динамичной современной жизни. Обсуждали проблемы, спорили, писали картины. Но пока не имели названия. И вот в 1874 году в фотомастерской  Надара  состоялась выставка, на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»

Работа по картине К.Моне «Впечатление. Восход солнца»

-Чем эта картина отличается от увиденных вами ранее?

-Чем она необычна?

-Как вы думаете, что стремился передать художник: реальный морской пейзаж или своё впечатление от увиденного( впечатление от увиденного)

Действительно, каждого, кто хоть раз наблюдал восход, поражает, как розовый свет встающего солнца растворяется в воде, в воздухе. Неслучайно в названии картины есть слово «впечатление»

После этой выставки за группой художников и утвердилось название «импрессионисты»(слайд 4)

-Какие же цели ставили перед собой художники- импрессионисты? Как воплотились эти цели в их искусстве?

Таблица с первыми колонками (слайд5)

Цели художников-импрессионистов

Что мы видим на картине?

1.Внимание к повседневной жизни

Городские и сельские пейзажи, портреты современников

2.Ценность мимолётного впечатления

Необычная композиция- «случайно выхваченный кадр»

3.Стремление передать свето- воздушную среду

Особая живописная манера(точки, пятнышки, мазки)

Пишут чистыми красками, не смешивая их на палитре

2.2Импрессионизм в музыке.
Сегодня мы познакомимся с особенностями  художественного языка  импрессионистов-музыкантов.

Понять и услышать тайны музыки импрессионистов нелегко, а потому в неё нужно особенно внимательно вслушиваться, пытаясь создать в собственном воображении музыкальные художественные образы.
Я предлагаю вам послушать фрагмент музыкального произведения французского композитора Клода Дебюсси и посмотреть картины

французского художника-импрессиониста Клода Моне. (Слайд 6-7-8)

Ответьте на вопросы:
- Какие чувства вызывает прослушанная музыка? (при ответе вы можете использовать материал из карточки «Словарь эмоций»)(чувство тревоги, трепета, волнения)

- Какие картины по настроению соответствуют этой музыке?(Скалы в Бель-Иль)
- Как вы могли бы назвать это произведение?(Волны, Волнующееся море, Ураган в море)
- Какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор при создании этого произведения?  (при ответе вы можете использовать материал из карточки «Средства музыкальной выразительности»)(Гибкая мелодия, высокие и низкие регистры, плавные звуки меняются на стремительные)

-Это произведение называется « Игра волн»

  1. Работа с таблицей.
    .. сформулировать основные принципы импрессионизма в музыке…. Музыкальный импрессионизм назвали по сходству..
    Соотнося цели художников и воплощение их на полотне мы должны назвать особенности стиля композиторов-импрессионистов, заполняя столбцы таблицы «импрессионизм в музыке» и «что мы слышим»
    продолжается заполняться таблица (слайд 9)

Чтобы легче вам было подобрать подходящие слова к музыке импрессионистов, послушайте стихотворение Поля Верлена , в этом стихотворении по существу начертана вся программа музыки импрессионизма.

За музыкою только дело.

Итак, не размеряй пути.

Почти бесплотность предпочти

Всему, что слишком плоть и тело…

Всего милее полутон.

Не полный тон, но лишь полтона,

Лишь он венчает по закону

Мечту с мечтою, альт, басон…,

Цели художников-импрессионистов

Что мы видим на картине?

Импрессионизм в музыке

Что мы слышим в музыке?

1.Внимание к повседневной жизни

Городские и сельские пейзажи, портреты современников

Симфонические эскизы- зарисовки,

программные миниатюры

2.Ценность мимолётного впечатления

Необычная композиция- «случайно выхваченный кадр»

Передача настроения

3.Стремление передать свето- воздушную среду

Особая живописная манера(точки, пятнышки, мазки)

Пишут чистыми красками, не смешивая их на палитре

Новизна художественных средств

Закрепление
Импрессионисты выработали совершенно другой подход к искусству.Они по-другому видели природу, выбирали необычные сюжеты, первыми отобразили в своём творчестве будничную городскую жизнь. Ключевым элементом их пейзажей непременно являлся свет, он был, по сути дела, центральным персонажем картины. Лучшим примером этому  может служить творчество О.Ренуара и русского художника К. Коровина.

Вспомним известное вам произведение К.Дебюсси «Празднества»из триптиха «Ноктюрны»(слайд 10)

Триптих- это серия из трёх пьес.

  1. Облака
  2. Празднества
  3. Сирены


Второй
«ноктюрн» — «Празднества» — выделяется среди других произведений Дебюсси ярким жанровым колоритом. В стремлении приблизить музыку «Празднеств» к живой сценке из народной жизни композитор обратился к бытовым музыкальным жанрам. На контрастном противопоставлении двух основных музыкальных образов — танца и марша — и строится (в отличие от «Облаков») трехчастная композиция «Празднеств». (слайд 11-12-13)
-Послушаем музыку и  подумаем над вопросами :
Каковы ваши впечатления?
Какие цвета использовал композитор? (неброские, приглушённые тона)
Какие были звуковедения? (скользящие, крадущиеся)
Какое настроение? (фантастическое, загадочное)
Какие ассоциации рождает музыка у вас?( Движение, праздник, фейерверк)
- Какие из картин ( на экране демонстрируются полотна К Моне «Руанский собор», «Стога сена в Живерни», О. Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», К. Коровина «Бульвар капуцинок»)по настроению созвучны этой музыке.Чем они близки?(«Бал в Мулен де ла Галетт» и «Бульвар Капуцинок»)
- заранее подготовленный учащийся выразительно читает стихотворение О.Э. Мандельштама «Импрессионизм»:

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст, как струпья, положил

Он понял масла густоту.

Его запёкшееся лето

Лиловым мозгом разогрето,

Расплавленное в духоту.

А тень-то, тень всё лиловей.

Свисток иль хлыст как списка тухнет.

Ты скажешь: повара на кухне

Готовят жирных голубей.

Угадывается качель.

Недомалёваны вуали.

И в этом сумрачном развале

Уже хозяйничает шмель.


- Какие из картин могли бы произвести такое впечатление на поэта?
- Могло бы это быть впечатление от музыки К.Дебюсси? Почему?
(вставить со стр.179)

(Картина О.Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет» и картина К.Коровина «Бульвар Капуцинок» необыкновенна близки по духу стихотворению Мандельштама.поэту удалось так же выразительно запечатлеть мгновение. Сотканное из бликов, солнца, нежных красок и воздуха.Художники сумели передать и упоение танцем. И шум. И ощущение жаркого раскалённого воздуха.Несомненно, что и полотна художников могут показаться созвучными поэтическому образу, созданному Мандельштамом.

- А что же в музыке?

(Постепенное и динамичное развертывание этих образов придает сочинению более конкретный программный смысл. Композитор пишет в предисловии: «Празднества» — это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время — это праздник; это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».
Пристрастие композитора к «чистым» тембрам на этот раз уступает место тонко смешиваемым оркестровым краскам (звучание темы у английского рожка с кларнетом сменяется проведением ее у флейт с гобоями, затем у виолончелей с фаготами). В гармоническом сопровождении  
появляются мажорные трезвучия отдаленных тональностей и цепочки нонаккордов (напоминающих густо наложенный мазок на живописном полотне).

Чем можем дополнить нашу таблицу? Элемент самостоятельной работы)через 3 минуты работа проверяется (слайд 14).

Цели художников-импрессионистов

Что мы видим на картине?

Импрессионизм в музыке

Что мы слышим в музыке?

1.Внимание к повседневной жизни

Городские и сельские пейзажи, портреты современников

Симфонические эскизы- зарисовки, программные миниатюры

Музыкальные пейзажи,бытовые зарисовки.

2.Ценность мимолётного впечатления

Необычная композиция- «случайно выхваченный кадр»

Передача настроения

Импрессионизм в музыке прежде всего отражение “живописных» моментов—красочность тембров и гармонии, прихотливость сочетания регистров, особое внимание к динамике.

3.Стремление передать свето- воздушную среду

Особая живописная манера(точки, пятнышки, мазки).Пишут чистыми красками, не смешивая их на палитре

Новизна художественных средств

Звуковые пятна,вычурность мелодических линий, зыбкость, неопределённые мелодические звучания, смена темпов, полутона

Итог урока.

Многое ребята узнали на уроке, многое осталось  за его рамками. Как видно, сам урок стал своеобразным «уроком-впечатлением»(в духе импрессионизма)

Домашнее задание :написать мини-сочинение на тему: «Что рассказала мне музыка К.Дебюсси?»

Завершается урок строками из «Фауста» Гёте: (Слайд15)

Увы, земной недолог путь.

И всё ж во власти человека,

Творя великое, шагнуть

За рамки собственного века…

Действительно, прошло уже более ста лет. Но по прежнему жив интерес к творчеству импрессионистов. И мы помогаем им перешагнуть рубежи веков, откликаясь душой на их стремления и искания.


Список литературы:

Данилова Г.И « Мировая художественная культура» 2009; изд.Дрофа

Затямина Т.А «Современный урок музыки» 2007; Москва «Глобус»

Программа «Музыка» 1-7 классы; «Искусство»8-9 классы 2007  изд.«Просвещение»

Исаева Л.А « Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе» 2002; Саратов

Исаева Л.А, Курченко И.В; Чижикова В.П «Учитель музыки: пути профессионального становления»2007;изд. Саратовского университета


Ресурсы сети Интернет:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»

Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...