ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_klasse.doc | 56.5 КБ |
obrazy_prirody_v_poezii_i_muzyke..ppt | 809 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Заволжский Пугачёвского района Саратовской области»
Конспект интегрированного урока (музыка и литература)
в 7 классе
«Образы природы
в поэзии и музыке»
Составили: учитель музыки Резвых Марина Александровна
учитель литературы Столярова Елена Юрьевна.
Цели:
- учить сопоставлять разные по настроению стихотворения и музыкальные картины, находить образы этих произведений;
- развивать творческое воображение, эмоциональную сферу;
- воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, родине.
Музыкальный материал:
С.Рахманинов «Островок», «Весенние воды», «Мир зелёный»муз. В.Голикова, сл. В.Семернина.
Литературный материал:
Тексты стихотворений И.Бунина
Оборудование:
- экран, мультимедиапроектор, музыкальный центр;
- презентация;
- карточки с музыкальными терминами, словами романсов «Островок», «Весенние воды», текст песни «Мир зелёный».
- тексты стихотворений И.Бунина.
Ход урока:
Слайд№1.
У.Л. – Мир полон звуков, мир чуда ждёт.
С листа берёзы капля упадёт
Почти без стука в мягкий плащ травы.
Мир полон звуков и ещё любви.
Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «душу природы», её «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты, композиторы.
Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства: литература и музыка.
На фоне «Вокализа» С.Рахманинова ученица читает стихотворение И.Ивенсен «Музыка»
Послушай: музыка вокруг:
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны.
Раскаты грома, звон капели.
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов –
Всё на одной звенящей ноте -
И снега хруст, и треск костра!
И металлическое пенье,
И звон пилы и топора!
И проводов степных гуденье!
(продолжает читать учитель музыки)
…Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали.
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою.
Как, заскрипев, качнулись ели.
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
Слайд№2.
У.М. – Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И обратимся мы к творчеству вам уже известного русского композитора С.В.Рахманинова.
Слайд№3.
Давайте вспомним немного биографию композитора.
Слайд№4.
Родился С.В.Рахманинов 1 апреля 1873 г. в имении Онега Новгородской губернии,
Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Музыке он обучался с 4-х лет под руководством матери. Успешно окончил Московскую консерваторию.
Революцию 1917 года горячо поддерживал, но не понял её и уехал за границу. Жил во Франции, Швейцарии, Америке. С 1935 года окончательно поселился в США.
Слайд№5
В 1943г. Умер в Америке в Беверли-Хилз.
Но, несмотря на это, считал себя русским композитором, и все его произведения пронизаны интонациями русской народной музыки, любовью к природе, к родине.
Слайд№6.
«…он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев:
Её дожди, крыльцо под белым снегом, и осень рыжую с кочующим багрянцем…» М.Румянцев.
Сейчас мы послушаем романс «Островок» С.В.Рахманинова для голоса с фортепиано.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно…
Слайд№7.
Слушание романс «Островок»С.В.Рахманинов.
У.М. – Что характерно для музыкального языка этого произведения?
(ответы детей: фортепианное сопровождение непрерывно движется, но создаётся лишь иллюзия движения, оно никуда не ведёт, всё время возвращается к исходному, самому устойчивому звуку . Всё это подчёркивает ощущение полной неподвижности.)
У.М. – На каких словах заметно небольшое, едва заметное колебание в музыке?
(на словах: «Здесь еле дышит ветерок, гроза сюда не долетает»; отголосок ветерка слышен и в последних тактах музыке романса.)
У.М. – Какое построение романса?
(одночастное)
У.М. – Сколько образов?
(один – образ тишины и покоя)
У.М. – Какие слова романса говорят о стремлении к полному покою, к абсолютной тишине?
( «…безмятежный островок всё дремлет, засыпает»)
У.М. – Необычайно простыми музыкальными средствами нарисовал С.Рахманинов картину такого островка и выразил соответствующие этой картине чувства. М Горький говорил про С.Рахманинова: «Как хорошо он слышит тишину». Вы согласны с его высказыванием?
( ответы детей)
У.М. – Итак в этом произведении С.Рахманинов создал образ «тишины в природе, неподвижности и покоя». А сейчас мне хочется обратиться к ещё одному произведению С.Рахманинова. Вам оно известно с 5 класса, это романс «Весенние воды». Послушаем и вспомним его.
Слайд№8.
Слушание романс «Весенние воды» С.Рахманинов.
У.М. – Какую природу показал в этом произведении композитор?
( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна;
- всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)
У.М. – В чём вы это услышали?
( в фортепианном сопровождении)
У.М. Какое настроение в музыке?
( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее;
- звучание детского хора придаёт музыке особенно приподнятое, радостное, светлое звучание)
У.М. – Какой, по-вашему, музыкальный образ в этом произведении?
( образ стремительных безудержных юных сил весны)
У.Л. – Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки, движения, образы возникают под пером известных поэтов, но поэтический язык - особенный, таинственный. Не каждому дано понимать язык стиха, а мы с вами попробуем угадать , что таится за волшебными строками стиха. Какие образы вам представятся, какие строки придут на ум, какие чувства возникнут?
1.Рассыпался чертог из янтаря -
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому
Слайд№9.
2.У берегов в воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд.
Слайд№10.
3.А белые березы роняют тихий дождь
Своих алмазных слез и улыбаются сквозь слезы.
Слайд№11.
4.Мрамор белый с синими разводами.
Слайд№12.
5.И фосфором дымится он,
И видно, как мерцает нежно,
Как ледяной душистый мех,
На плечи кинутый небрежно.
Слайд№13.
6.Как меч, блеснувший на мгновенье.
Слайд№14.
7.Разлил свой пышный пламень небосвод.
Слайд№15
8.И под ветвистыми дубами стеклом расплавленным бежит
Слайд№16.
У.Л. – Эти необыкновенные поэтические образы, поражающие нас своей красотой, музыкальностью были созданы русским поэтом - Иваном Алексеевичем Буниным.
Слайд№17.
У.Л. - Судьбы этих великих людей - Сергея Рахманинова и Ивана Бунина - в чем-то похожи. Сходно их восприятие природы и красоты, оба пронзительно и беззаветно любили Родину, тяжело переживали разлуку с ней.
«Малая родина» Бунина - орловская земля, хуторок Бутырки, затерявшийся в степи.
Слайд№18.
У.Л. - Здесь, среди моря хлебов, трав и цветов, в вечной тишине полей провел свое детство будущий писатель. Здесь он учился видеть и слышать мир, понимать природу.
Судьба Бунина сложилась трагически: около 30 лет он провел на чужбине, во Франции. В Россию писатель так и не вернулся, хотя очень хотел этого. Мысль о Родине была главной в его жизни.
У Бунина много стихотворений о природе; тепло, задушевно он пишет о всех временах года. Пейзажная лирика Бунина музыкальна, живописна, неповторима. Постараемся увидеть мир природы его глазами, почувствовать гармонию этого мира, услышать музыку поэтического слова.
Слайд№19.
Чтение учащимся стихотворения «Бушует полая вода…».
Беседа о стихотворении.:
У.Л. - Какое настроение вызывает стихотворение? Почему?
-Как создается красота весеннего пейзажа?
- Какие краски присутствуют в стихотворении?
- С помощью каких слов поэт передает движение природы, ее изменения, бурление?
-Какие поэтические образы вы увидели в этом стихотворении? Какие средства художественной изобразительности помогают нарисовать незабываемые образы природы?
- Попробуйте словесно нарисовать картину бунинской весны.
Слайд№20.
Чтение учащимся стихотворения «Родина».
Беседа о стихотворении:
У.Л. - Нетрудно понять, какова тема стихотворения, хотя данное поэтическое произведение лаконично и, на первый взгляд незамысловато. Задумывались вы над тем, почему обыкновенные простые слова в стихотворениях становятся многозначными, весомыми, а строки автора очень емкими, создающими почти зрительные образы?
- Что же видится вам за этими строками?
-Какое настроение создается? Меняется ли оно?
- Какие краски вы увидели?
- Появляется ли человек в стихотворении?
- Стихотворение очень музыкально. Как вы думаете почему?
- У Бунина возник такой образ Родины: свинцовое небо, бескрайние сосновые леса, снежная пустыня, сумрак. А у вас? Продолжите ассоциативный ряд: Родина…
(ответы учащихся)
Слайд№21.
У.Л. – Попробуем сравнить настроения, звуки, краски, образы двух стихотворений Бунина.
Поделитесь впечатлениями.
- Какой вы увидели природу в стихах Бунина?
(ответы учащихся)
У Л. - Союз слова и музыкальных интонаций составляет неразрывное единство в создании образов природы. Как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом! Почувствовали ли вы это? Что вам хочется сказать об услышанном, чем поделиться?
(ответы детей)
Домашнее задание учащимся.
Исполнение песни «Мир зелёный» сл. В.Голикова, муз. В.Семернина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образ природы в поэзии и музыке .
Рахманинов – один из самых выдающихся композиторов XX века
«…он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев: её дожди, крыльцо под белым снегом, и осень рыжую с кочующим багрянцем…» (М.Румянцева)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....
Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....
Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....
Интегрированный урок: алгебра и литература. 9 класс. Относительная частота случайного события.
Включение в школьный курс математики элементов теории вероятностей является одним из важных аспектов модернизации содержания математического образования на современном этапе. Данный урок рассматривает...
Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...
Интегрированный урок математики и литературы 5 класс
Тема: «В математике есть своя красота, как в поэзии» (А.С.Пушкин) Математика в сказках А.Пушкина.Цель : совершенствовать ус...
Конспект интегрированного урока физика и литература 9 класс
Тема: Татьяна Ларина в системе образов романа «Евгений Онегин». Импульс тела, - закон сохранения импульса.Цель:1. Определить, как на формирование характера и мировоззрения Тать...