ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Резвых Марина Александровна

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse.doc56.5 КБ
Office presentation icon obrazy_prirody_v_poezii_i_muzyke..ppt809 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Заволжский Пугачёвского района Саратовской области»

Конспект интегрированного урока (музыка и литература)

                 в 7 классе

«Образы природы

в поэзии и музыке»

Составили: учитель музыки Резвых Марина Александровна

учитель литературы Столярова Елена Юрьевна.

Цели:

- учить сопоставлять разные по настроению стихотворения и музыкальные картины, находить образы этих произведений;

- развивать творческое воображение, эмоциональную сферу;

- воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, родине.

Музыкальный материал:

С.Рахманинов «Островок», «Весенние воды», «Мир зелёный»муз. В.Голикова, сл. В.Семернина.

Литературный материал:

 Тексты стихотворений  И.Бунина

Оборудование:

- экран, мультимедиапроектор, музыкальный центр;

- презентация;

- карточки с музыкальными терминами, словами романсов «Островок», «Весенние воды», текст    песни «Мир зелёный».

- тексты стихотворений И.Бунина.

Ход урока:

Слайд№1.

У.Л. –  Мир полон звуков, мир чуда ждёт.

             С листа берёзы капля упадёт

             Почти без стука в мягкий плащ травы.

             Мир полон звуков и ещё любви.

   Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «душу природы», её «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие  - художники, поэты, композиторы.

   Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства:   литература и музыка.  

На фоне «Вокализа» С.Рахманинова ученица читает стихотворение И.Ивенсен «Музыка»

Послушай: музыка вокруг:

Она во всём – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

      Ей служат ветер, плеск волны.

      Раскаты грома, звон капели.

      Птиц несмолкаемые трели

      Среди зелёной тишины.

И дятла дробь, и поездов

Гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень песенкой без слов –

Всё на одной звенящей ноте -

      И снега хруст, и треск костра!

      И металлическое пенье,

      И звон пилы и топора!

      И проводов степных гуденье!

(продолжает читать учитель музыки)

…Вот почему-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали.

О том, как плещется вода,

      Как ветер шелестит листвою.

      Как, заскрипев, качнулись ели.

      А это арфы нам напели,

      Рояль, и скрипка, и гобой.

Слайд№2.

У.М. – Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И обратимся мы к творчеству вам уже известного русского композитора С.В.Рахманинова.

Слайд№3.

Давайте вспомним немного биографию композитора.

Слайд№4.

Родился С.В.Рахманинов 1 апреля 1873 г. в имении Онега Новгородской губернии,

 

Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Музыке он  обучался с 4-х лет под руководством матери. Успешно окончил Московскую  консерваторию.

 Революцию 1917 года горячо поддерживал, но не понял её и уехал за границу. Жил во Франции, Швейцарии, Америке. С  1935 года окончательно поселился в США.

Слайд№5

В 1943г. Умер в Америке в Беверли-Хилз.

Но, несмотря на это, считал себя русским композитором,  и все его произведения пронизаны интонациями русской народной музыки, любовью к природе, к родине.

Слайд№6.

«…он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев:

Её дожди, крыльцо под белым снегом,  и осень рыжую с кочующим багрянцем…» М.Румянцев.

 

Сейчас мы послушаем   романс «Островок» С.В.Рахманинова для голоса с фортепиано.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно…

Слайд№7.

Слушание  романс «Островок»С.В.Рахманинов.

У.М. – Что характерно для музыкального  языка этого произведения?

(ответы детей: фортепианное сопровождение непрерывно движется, но создаётся  лишь иллюзия движения, оно никуда не ведёт, всё время возвращается к исходному, самому устойчивому  звуку . Всё это подчёркивает ощущение полной неподвижности.)

У.М. – На каких словах заметно небольшое, едва заметное колебание в музыке?

(на словах: «Здесь еле дышит ветерок, гроза сюда не долетает»; отголосок ветерка слышен и в последних тактах музыке романса.)

У.М. – Какое построение романса?

(одночастное)

У.М. – Сколько образов?

(один – образ тишины и покоя)

У.М. – Какие слова романса говорят о стремлении к полному покою, к абсолютной тишине?

( «…безмятежный островок всё дремлет, засыпает»)

У.М. – Необычайно простыми музыкальными средствами нарисовал С.Рахманинов картину такого островка и  выразил соответствующие этой картине чувства. М Горький говорил про С.Рахманинова: «Как хорошо он слышит тишину». Вы согласны с его высказыванием?

( ответы детей)

У.М. – Итак в этом произведении С.Рахманинов создал образ «тишины в природе, неподвижности и покоя». А сейчас мне хочется обратиться к  ещё одному произведению С.Рахманинова. Вам оно известно с 5 класса, это романс «Весенние воды». Послушаем и вспомним его.

Слайд№8.

Слушание романс «Весенние воды» С.Рахманинов.

 У.М. – Какую природу показал в этом произведении композитор?

( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна;

  - всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)

У.М. – В чём вы это услышали?

( в фортепианном сопровождении)

У.М. Какое настроение в музыке?

( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее;

  - звучание детского хора придаёт музыке особенно приподнятое, радостное, светлое  звучание)

У.М. – Какой, по-вашему, музыкальный образ в этом произведении?

( образ стремительных безудержных  юных сил весны)

У.Л. – Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки,  движения, образы  возникают  под  пером  известных  поэтов, но  поэтический  язык -  особенный, таинственный. Не  каждому  дано  понимать  язык  стиха, а  мы  с   вами  попробуем  угадать  ,  что  таится  за  волшебными  строками  стиха. Какие  образы  вам  представятся,  какие  строки  придут  на  ум,  какие  чувства  возникнут?

1.Рассыпался  чертог  из  янтаря  -

Из   края  в  край  сквозит  аллея  к  дому.

Холодное  дыханье  сентября

Разносит  ветер  по  саду  пустому

Слайд№9.

2.У  берегов  в  воде  застыли  скалы,

Под  ними  светит  жидкий  изумруд.  

Слайд№10.

3.А  белые  березы  роняют  тихий  дождь

Своих  алмазных  слез  и  улыбаются  сквозь  слезы.  

Слайд№11.

4.Мрамор  белый  с  синими  разводами.  

Слайд№12.

5.И  фосфором  дымится  он,

И  видно, как  мерцает  нежно,

Как  ледяной  душистый  мех,

На  плечи  кинутый  небрежно.  

Слайд№13.

6.Как  меч, блеснувший  на  мгновенье.  

Слайд№14.

7.Разлил  свой  пышный  пламень  небосвод.  

Слайд№15

8.И  под  ветвистыми  дубами  стеклом  расплавленным  бежит

Слайд№16.

У.Л. – Эти  необыкновенные  поэтические  образы, поражающие  нас  своей  красотой, музыкальностью  были  созданы  русским  поэтом  -  Иваном  Алексеевичем  Буниным.

Слайд№17.

У.Л. - Судьбы  этих  великих  людей  -  Сергея  Рахманинова  и  Ивана  Бунина  -   в  чем-то похожи. Сходно их  восприятие природы  и  красоты, оба  пронзительно  и  беззаветно  любили  Родину, тяжело  переживали  разлуку  с  ней.

  «Малая  родина»  Бунина  -  орловская  земля, хуторок  Бутырки, затерявшийся  в  степи.  

Слайд№18.

У.Л. - Здесь, среди  моря  хлебов, трав  и  цветов, в вечной  тишине  полей  провел  свое  детство  будущий  писатель. Здесь  он  учился видеть и  слышать  мир, понимать  природу.

    Судьба  Бунина  сложилась  трагически: около  30  лет  он  провел  на  чужбине, во  Франции.  В  Россию  писатель  так  и  не  вернулся, хотя  очень   хотел  этого.  Мысль  о  Родине  была  главной  в  его  жизни.

     У  Бунина  много  стихотворений  о  природе; тепло, задушевно  он  пишет  о  всех  временах  года.  Пейзажная  лирика  Бунина  музыкальна, живописна,  неповторима.  Постараемся  увидеть  мир  природы  его  глазами, почувствовать    гармонию  этого  мира,  услышать  музыку  поэтического  слова.

Слайд№19.

    Чтение учащимся   стихотворения  «Бушует  полая  вода…».

Беседа  о  стихотворении.:

У.Л. - Какое  настроение  вызывает  стихотворение?  Почему?

-Как  создается  красота  весеннего   пейзажа?

- Какие  краски  присутствуют  в  стихотворении?

- С  помощью  каких  слов  поэт  передает  движение  природы, ее изменения, бурление?

-Какие  поэтические  образы  вы  увидели  в  этом  стихотворении? Какие  средства  художественной  изобразительности помогают  нарисовать  незабываемые  образы  природы?

- Попробуйте   словесно  нарисовать  картину  бунинской  весны.

 Слайд№20.

 Чтение  учащимся стихотворения    «Родина».

Беседа  о  стихотворении:

У.Л. -  Нетрудно  понять, какова  тема  стихотворения,  хотя  данное  поэтическое  произведение  лаконично и, на  первый  взгляд  незамысловато. Задумывались  вы  над  тем, почему  обыкновенные простые  слова  в  стихотворениях  становятся  многозначными,  весомыми, а строки  автора  очень  емкими, создающими  почти  зрительные  образы?

- Что  же  видится  вам  за  этими  строками?

-Какое  настроение  создается? Меняется  ли  оно?

- Какие  краски  вы  увидели?

- Появляется  ли  человек  в  стихотворении?

- Стихотворение  очень  музыкально.   Как  вы  думаете  почему?

- У  Бунина  возник  такой  образ  Родины:  свинцовое  небо, бескрайние  сосновые  леса, снежная   пустыня, сумрак. А  у  вас?  Продолжите  ассоциативный  ряд:  Родина…  

(ответы учащихся)

Слайд№21.

У.Л. – Попробуем  сравнить  настроения, звуки, краски, образы  двух  стихотворений  Бунина.

Поделитесь  впечатлениями.

-  Какой  вы  увидели  природу  в  стихах  Бунина?

(ответы учащихся)

У Л. -  Союз   слова  и  музыкальных  интонаций   составляет  неразрывное  единство  в  создании  образов   природы.   Как  часто  и  глубоко  проникает  природа  в  искусство, как  тесно  они  связаны  друг  с  другом!   Почувствовали  ли    вы  это?  Что  вам  хочется   сказать  об  услышанном, чем  поделиться?

(ответы детей)

Домашнее задание учащимся.

Исполнение песни «Мир зелёный» сл. В.Голикова, муз. В.Семернина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир полон звуков, мир чуда ждёт. С листа берёзы капля упадёт Почти без стука в мягкий плащ травы. Мир полон звуков и ещё любви. А.Поперечный.

Слайд 2

Образ природы в поэзии и музыке .

Слайд 3

Рахманинов – один из самых выдающихся композиторов XX века

Слайд 6

«…он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев: её дожди, крыльцо под белым снегом, и осень рыжую с кочующим багрянцем…» (М.Румянцева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Интегрированный урок: алгебра и литература. 9 класс. Относительная частота случайного события.

Включение в школьный курс математики элементов теории вероятностей является одним из важных аспектов модернизации содержания математического образования на современном этапе. Данный урок рассматривает...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...

Интегрированный урок математики и литературы 5 класс

Тема: «В математике есть своя красота, как в поэзии» (А.С.Пушкин)           Математика в сказках А.Пушкина.Цель : совершенствовать ус...

Конспект интегрированного урока физика и литература 9 класс

Тема: Татьяна Ларина в системе образов романа «Евгений Онегин». Импульс тела, - закон сохранения импульса.Цель:1. Определить, как на формирование характера  и  мировоззрения Тать...