Развитие креативности личности школьников на уроках музыки.
статья по музыке на тему

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Развитие креативности личности школьников на уроках музыки.

                                                    Бурцева Марина Александровна

                          учитель музыки МБОУ ООШ № 17 им. Т.Н.Хренникова

 «Открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков, ведь в их власти передать многообразие окружающего нас мира во всех его красках, сказал классик педагогической науки В. Чернышов [1].

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят [2].

Художественное воображение способно творчески преобразовывать восприятие и представление, создавая образы и модели духовно-практического освоения мира [3].

Современная педагогика прежде всего ставит задачу развития в человеке креативности, духовного богатства и творческих сил.  Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше в детстве. «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, - писал В.А. Сухомлинский, - если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Способность самостоятельно мыслить есть необходимое условие развития креативности. Роль этой способности всегда высоко оценивается как учеными, так и художниками. Л. Н. Толстой считал, что «особенный дар состоит в способности усиленного внимания, вследствие которого человек видит в тех предметах, на которые обращает внимание, нечто новое такое, чего не видят другие». Изучаемый материал, характеризующийся яркостью образа, способен пробудить интерес, увлечь и проявиться в эмоционально-творческой свободе художественных способов самовыражения.

В ходе первых же уроков дети получают четкое представление о том, что любой может сказать свое слово, высказать свою идею, и именно это интересно, потому что никто не знает, что предложит каждый из них. Одновременно даю ребятам понять, что «высказать идею» на уроке воплощается, прежде всего в практическое действие: «Сделай, как ты хочешь, покажи свою идею всем, вырази ее в звуках». Учу говорить музыкой, а не о музыке.

Накопление запаса музыкальных ощущений на слушание музыкальных произведений классики и современной музыки я наблюдаю на детских рисунках через цвет, форму,  понимания темпа и ритма музыки, разнообразия музыкальных интонаций. Рисунки детей отличаются нестандартностью ассоциаций и «первозданностью видения мира».

Развитие творческих музыкальных способностей, накапливание запаса собственных оригинальных образов ощущений способствовало развитию креативности учащихся не только с лидерскими задатками, но и развития воображения у отстающих учащихся. Очевидно, что творческие задания менее болезненны для психики ребенка и позволяют ему самому распоряжаться собственными ассоциациями и самостоятельно выражать их.

В поисках групповой работы выделяются дети, которые объединяются вокруг заданий, связанных с игрой-импровизацией: пластической, ритмической, вокальной, инструментальной на различных шумовых инструментах. Импровизация, как вид креативности эффективно развивает музыкальные способности учащихся. Импровизирующий ребенок – это ребенок, выполняющий звучащие жесты, который пробует заставить звучать свое тело, так как в пластической импровизации музыкальный образ найти легче, чем в музыкально-ритмическом движении. Предложение работать с детьми над звучащими жестами (хлопки, щелчки, притопы) воспринимается ими как активное участие в музицировании [4].

На уроке работаю также и с графическими символами, обозначающими различные характеристики звуков, где один и тот же знак истолковывается как характеристика тембра, соответственно которому подбирается инструмент. Графические символы придуманы  для различных шумовых инструментов и использованы для составления простейших тембровых партитур, в которых зафиксирована последовательность игры инструментов. Дети сами придумывают элементарные графические символы для записи звуков, рисуют собственные партитуры.

На уроках особенно трудно усваивается детьми симфоническая музыка, если просто пассивно слушать ее. Пластическое интонирование симфонии -  это необходимое звено для осмысления единой идеи произведения, выраженной через становление и рост звукосмысловых энергий интонационного поля. Развитие музыкальной креативности на уроках музыки проходит с помощью пения, где  желание к активному переживанию проявляется в исполнении. Повторяя задание за мной, дети развивают реакцию, внимание, наблюдательность, быстро прогрессируют в приобретении собственных «словарей» инструментальных, вокальных. Эти словари необходимы им, чтобы как можно скорее начать собственные попытки что-либо создавать. Среди творческих заданий на уроке предлагаю такие как: сочинение сказки на прослушанную музыку, визуализация музыкальных образов в виде иллюстрации, творческое сочинение – эссе. Для каждого учителя ценным является момент самостоятельного обращения к пройденному материалу. Нет сомнения, что домашняя работа помогает формированию прочных знаний и умений. Для себя я выделила творческие домашние задания: написать отзыв о прослушанном концерте; подобрать живописные полотна, соответствующие настроению музыкального произведения.  

В процессе наблюдения за импровизаторской деятельностью учащихся в условиях урока музыки отслежена положительная динамика формирования и развития творческого потенциала, приобретения детьми определенных умений и навыков свободного творческого самовыражения и созидания креативной среды урока, что само по себе является важным фактором.

Подытоживая сказанное, хочу утверждать, что средствами эстетического воспитания являются все эстетические значимые предметы и явления, в том числе искусство. В процессе эстетического воспитания развивается эстетическая активность личности не только в художественной деятельности, но прежде всего в практической жизни, в отношении человека к природе, к другим людям, к самому себе, к национальной и мировой культуре, обычаям, формам поведения, к миру вещей, к искусству.

                                         Литература:

  1. Вершинина Г.Б. Вольна о музыке глаголить. – Москва Новая школа, 1996. – с.3.
  2. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9 классы. – Москва Просвещение, 2011. – с. 125-133.
  3. Дивненко О.В. Эстетика. – Москва Спектр-5, 1994. – с.109-115.
  4. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. – Москва АСТ, 2001. – с. 32-34.
  5. Ob – svyazy.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности младших школьников на уроках хора в хоровой школе мальчиков и юношей/

 По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему ...

Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка

Данная статья посвящена развитию творческих способностей у обучающихся в процессе обучения иностранному языку...

Визуализация музыкальных образов как стимул для развития творческой личности школьников на уроках музыки

«Открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков, ведь в их власти передать многообразие окружающего нас мира во всех его красках, сказал классик педагогической науки В. Чернышов [Вершинин...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ« ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ »

ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педаго...

Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

        В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методи...

"Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка"

quot;Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка"...