Символы вербальных и невербальных коммуникаций на уроках музыки
статья по музыке на тему

  С развитием социально-гуманитарной картины мира все больший интерес вызывает проблема понимания человека человеком: механизмов передачи информации, способствующих или препятствующих здоровой коммуникации. Крайне важное  значение приобретает изучение человеческой формы общения: речи, мимики, пластики,- несущих в себе как вербальную, так и невербальную информацию от человека к человеку. Особый интерес вызывает голос человека – феномен, как выясняется, очень информативный, но малоизученный психологической наукой. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Символы вербальных и невербальных коммуникаций на уроках музыки

                                                    Бурцева Марина Александровна

                          учитель музыки МБОУ ООШ № 17 им. Т.Н.Хренникова

  С развитием социально-гуманитарной картины мира все больший интерес вызывает проблема понимания человека человеком: механизмов передачи информации, способствующих или препятствующих здоровой коммуникации. Крайне важное  значение приобретает изучение человеческой формы общения: речи, мимики, пластики,- несущих в себе как вербальную, так и невербальную информацию от человека к человеку. Особый интерес вызывает голос человека – феномен, как выясняется, очень информативный, но малоизученный психологической наукой.

   Интонация речи – определяющий символ коммуникации. Речевая интонация – это ритмомелодический строй речи. Русской интонации характерна восходяще-нисходящая мелодика повествовательного предложения. Интонация речи неповторима и индивидуальна, т.к. речь – это живой процесс общения. У учителя музыки интонация всегда динамична и музыкальна.

    Работая по программе Д.Б. Кабалевского на уроках музыки, внедряю инновационные, модифицированные технологии точечного характера о знаках-символах, которые «говорят» на уроках, так как их цель – передать информацию и стараюсь тем самым научить детей смотреть на давно привычное  по-новому.

        Отдельный звук, представляет собой знак-интонацию, с учетом всех его свойств – высоты, длительности, тембра, громкости и это может свидетельствовать о многом. Например, музыкальным знаком-символом,  можно назвать «Мотив судьбы» – зерно-интонацию, из которой вырастает Симфония №5 Л. Бетховена. Закодированные символы встречаются  также и в музыке И.С. Баха, А.Н. Скрябина.

         Музыкальным символом, олицетворяющим собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, является Государственный Гимн, а песня «Священная война» А. Александрова стала символом своего времени и положила начало целому пласту песен военных лет. Наряду с ней Симфония №7 Д. Шостаковича стала символом грядущей победы над фашизмом и своеобразным музыкальным памятником Великой Отечественной войне.

   Знаменный распев конца XI века это – основной распев в древнерусской хоровой мелодической музыки, является музыкальным звуковым символом русской православной церкви. Вся древнерусская педагогика была направлена на освоение знаменного пения.

     Центральные символы-образы искусства – солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т.е. как бы умирает и воскресает. В соответствии с древними религиозными верованиями оно  является  символом  Вселенной. Поэтому-то русский народ  и воспевал «Тонкую рябину», «Калинку-малинку», а  песня «Во поле береза стояла», стала  символом «Симфонии №4» великого П.И. Чайковского [1].

Солнце - дает свет, тепло и является символом Жизни. В фольклоре это связано с определенными действиями, песнями, возгласами, интонациями речи.  «Феномен Солнца»  указывает на необычное явление и поэтому этот символ, который является  женским знаком,  мы видим на народной вышивке, в узорах деревянного зодчества и, конечно, слышим в музыке оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», в песне «Пусть всегда будет солнце» [2].  Композиторы «Серебряного века»  работали в направлении «синтетическое искусство». Соединив в одно целое драматургию и символы цвета, они сделали первый шаг к истокам «светомузыкального искусства», примером может служить «Поэма огня» А.Н. Скрябина [3].

    Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги. Жизнь человека, уподобляясь дороге, которую должен пройти каждый. Особый пласт  составляют ямщицкие, бурлацкие песни:  «Ах, ты степь широкая», «Ямщик, не гони лошадей».  Есть песни, передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например: «Попутная песня» М. Глинки, «На тройке» П. Чайковского из цикла «Времена года». Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников 20 века. Символом этого направления стала написанная в 1946 году  композитором А. Новиковым на слова Л. Ошанина песня «Эх, дороги».  Можно сказать, что, продолжая традиции прошлого, эта песня стала художественным символом своей эпохи. Во второй половине 20 века образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель.  В этом отношении  показательна песня А. Пахмутовой «Надежда». Часто использовалась тема дороги и в получившей широкое распространение  в 60х-70х гг. прошлого века - авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.

   Графические символы, применяемые на уроках, используются для составления простейших тембровых партитур, в которых зафиксирована последовательность игры инструментов, а также смоделирована  динамика звука. Они истолкованы  как характеристики тембров, соответственно которым подбираются инструменты.  Дети сами придумывают элементарные знаки-символы для записи звуков, рисуют собственные партитуры, озвучивают  их  самыми обычными предметами [4].

    Импровизирующий ребенок – это ребенок, выполняющий звучащие жесты, который пробует заставить звучать свое тело, так как в пластической импровизации музыкальный образ найти легче, чем в музыкально-ритмическом движении.

    Творцы разных эпох, создавая свои произведения (музыкальные, живописные, архитектурные и др.), передают нам определенные сообщения. В своем творчестве художник выражает  свои собственные настроения и мысли в тех нормах художественного языка, которые он застал, выражает мироощущение людей той эпохи,  в которой он живет [1].

    Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, городами, странами. Значит, язык искусства служит коммуникации, поэтому музыка может обеспечить уникальную невербальную возможность - общение без слов на языке символов, так как символ всегда музыкален. Он должен соединять чувственно-осязаемое, то, что можно увидеть, услышать, и сверхчувственное – то, что можно лишь интуитивно угадать как истинную сущность мира.

                                         Литература:

  1. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9 классы. – Москва Просвещение, 2011. – с. 54-94.
  2. Журнал – Читаем, учимся, играем №1. - Либерея-библиопринт, 2007. – с. 46-49.
  3. Савенко Н. История русской музыки от Скрябина до Шнитке. – Москва Музыка, 2008. – с. 14-21.
  4. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. – Москва АСТ, 2001. – с. 45-49.
  5. Ob – svyazy.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Общение, вербальное и невербальное"

Конспект классного часа по теме "Общение, вербальное и невербальное"...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.

В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и  социально-бытовых  знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...

Консультация для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Консультации для воспитателейВербальные и невербальные средства коммуникации....

Занятие по вербальному и невербальному общению "Пойми меня"

Цель: совершенствовать знания о вербальных и невербальных средствах общения; воспитывать внимание к себе, окружающим, стремление уметь контролировать себя в общении, быть внимательным и чутким к собес...

Понятие невербальной коммуникации. Виды невербальной коммуникации.

В данной работе рассматривается коммуникация с точки зения невербыльных средств общения. Ввиду того, что человек ведет социальный образ жизни, для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь н...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...