Занятие по вербальному и невербальному общению "Пойми меня"
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Гудкова Ирина Владимировна

Цель: совершенствовать знания о вербальных и невербальных средствах общения; воспитывать внимание к себе, окружающим, стремление уметь контролировать себя в общении, быть внимательным и чутким к собеседникам.

Задачи:

1.  Усвоение школьниками новых теоретических знаний и практических умений

вербального и невербального общения со сверстниками.

2.  Воспитание у детей доброжелательности, искренности в общении с окружающими.

3.  Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти учащихся.

Контингент участников: подростки.

Возраст: 11-13 лет.

Количество участников: 20 - 25 человек.

Продолжительность: 1 час.

Вид мероприятия: тематическое занятие.

Необходимое оборудование: план занятия; электронная доска; ручки на каждого и листы А4 на каждого.

Ожидаемые результаты: научение учащихся общению с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

 

 

План мероприятия

1.     Орг. момент.

2.     Введение в тему.

3.     Сообщение темы.

4.     Работа по теме: упр. «Определи на ощупь»; игра «Пойми меня»; упр. «Рисунок

на спине»; игра «Австралийские аборигены».

5.     Итог, выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poymi_menya.docx410.71 КБ

Предварительный просмотр:

E:\7108.jpg

Пояснительная записка

Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая  без слов, считается невербальной коммуникацией. Чувства, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаём, но которая является главной в любом общении.

Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролировать. Это наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Одной из важнейших особенностей невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно-тактильного чувства, хеморецепции (обоняние, вкус), терморецепции (чувство тепла — холода).

Цель: совершенствовать знания о вербальных и невербальных средствах общения; воспитывать внимание к себе, окружающим, стремление уметь контролировать себя в общении, быть внимательным и чутким к собеседникам.

Задачи:

  1. Усвоение школьниками новых теоретических знаний и практических умений

вербального и невербального общения со сверстниками.

  1. Воспитание у детей доброжелательности, искренности в общении с окружающими.
  2. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти учащихся.

Контингент участников: подростки.

Возраст: 11-13 лет.

Количество участников: 20 - 25 человек.

Продолжительность: 1 час.

Вид мероприятия: тематическое занятие.

Необходимое оборудование: план занятия; электронная доска; ручки на каждого и листы А4 на каждого.

Ожидаемые результаты: научение учащихся общению с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

План мероприятия

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы.
  4. Работа по теме: упр. «Определи на ощупь»; игра «Пойми меня»; упр. «Рисунок

на спине»; игра «Австралийские аборигены».

  1. Итог, выводы.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Вы уже имеете представление о невербальных средствах общения, но для того, чтобы лучше разбираться в людях, эффективно общаться друг с другом, необходимо расширять свои знания и умения в области жестикуляции, мимики и пантомимики. А расширить и закрепить их помогут мною подобранные упражнения.

II. Введение в тему.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. (слайд 1)

E:\жест приветствие.jpg      E:\жест.jpg

Рисунок №1 Рисунок №2

E:\эмоция радость.jpg   E:\эмоция.jpg

Рисунок №3 Рисунок №4

- Что вы видите на доске? (картинки)

- Как вы думаете, что изображено на первом рисунке? (приветствие)

- А как вы думаете, что означает второй жест? (ОК! – всё хорошо)

- Почему вы так решили? (ответы учащихся)

- Правильно, молодцы!

- А что выражает мимика девочки на третьем рисунке? (радость)

- А что делает девочка на четвёртом рисунке? (она мечтает)

- С помощью чего мы узнаем, что на третьем рисунке изображена радость, а на четвёртом мечтающая девочка? (с помощью мимики)

- А как мы назовём жесты и мимику одним словом? (невербальные средства)

- Верно!

- Так как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего занятия? (невербальным средствам общения)

III. Сообщение темы. (слайд 2)

-  Тема нашего урока звучит так «Пойми меня».

IV. Работа по теме. (слайд 3)

- Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

- При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

- И первое наше упражнение будет на невербалику.

Упражнение «Определи на ощупь» .

- Необходимо выбрать ведущего. Группа стоит в кругу, ведущему необходимо, пройти и определить на ощупь, у кого самые теплые руки (носы, уши...).

- Данное упражнение мы выполнили с помощью тактильных ощущений. Наука, которая изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.,  называется такесика.

- Следующую игру вам помогут выполнить другие средства невербального общения. Называется игра "Пойми меня" (слайд 4)

- Вам необходимо поделиться на две равные команды, а сделаем мы это так: с помощью считалки выберем двух капитанов команд, потом капитаны выберут в свои команды по одному человеку, каждый из этих двоих назовет ещё по одному члену команды, и так до тех пор, пока все ваши одноклассники не окажутся в какой-либо команде. 

- Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное у меня на карточке. Капитан объясняет это слово второму в вашей колонне, второй – третьему и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока. 

- В этой игре очень важно соблюдать правила, за этим я буду следить строго. 
Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов. Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу. 

- Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне, чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд. (1 капитан – заяц, затем - слон, 2 капитан – змея, затем - верблюд).

- Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали? (Все люди разные, используют разные средства общения).

- Данное упражнение вам помогали выполнять жесты и движение мышц лица. Наука, изучающая жестикуляцию, называется жестика. Движение мышц лица называется мимикой.

- Каждого человека окружают люди, с которыми он общается. Это могут быть его близкие, родственники, друзья, знакомые. Именно они образуют ваш круг общения. Давайте попробуем изобразить на бумаге свой круг общения". В этом нам поможет упражнение  «Рисунок на спине». (слайд 5)

-Участники делятся произвольно на две команды и строятся в две колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. 

- Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

- Последняя наша игра будет выполнена с помощью вербальных средств общения. Игра называется “Австралийские аборигены” (слайд 6). Её суть заключатся в следующем: один человек остается в классе, трое выходят. Оставшемуся пересказывают текст “Австралийские аборигены”, он запоминает его и пересказывает второму учащемуся, второй пересказывает третьему и т.д. Последний участник пересказывает текст всему классу (с довольно изменившимся содержанием текста, что вызывает смех ребят).

Текст: В далекой – далекой Австралии у древних племен аборигенов существует такой обычай. Когда кто-то из соплеменников собирается в дальнюю дорогу, он завязывает нитью на веточке эвкалипта несколько узелков, а утром, на восходе Солнца, отправляется в путь. Эта веточка эвкалипта должна привести путника обратно домой живым и невредимым. Таково назначение узелков на эвкалиптовой веточке у древних племен аборигенов.

- Информация искажается, если проходит через несколько источников. Получается так называемый «Сломанный телефон». Каждый человек слышит и воспринимает информацию по-разному. Кто-то хорошо запоминает начало текста, а кто-то концовку.

V. Итог, выводы.

- Все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

Спасибо за урок! До свидания. (слайд 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Общение, вербальное и невербальное"

Конспект классного часа по теме "Общение, вербальное и невербальное"...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.

В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и  социально-бытовых  знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...

Символы вербальных и невербальных коммуникаций на уроках музыки

С развитием социально-гуманитарной картины мира все больший интерес вызывает проблема понимания человека человеком: механизмов передачи информации, способствующих или препятствующих здоровой ко...

Консультация для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Консультации для воспитателейВербальные и невербальные средства коммуникации....

Вербальные и не вербальные средства связи

На протяжении всей нашей повседневной жизни и трудовой деятельности мы стараемся произвести приятное впечатление друг на друга. В современном мире высоко ценится умение устанавливать контакты с людьми...

Технологическая карта занятия Тема: «Вербальное и невербальное общение»

Занятие с ребенком с ОВЗ. Общение – это взаимный обмен информацией, жизненным опытом, настроением, действием. Общение людей друг с другом – сложный и тонкий процесс. Поэтому очень важно ум...