Сценарий отчетного тематического концерта. Литературно-музыкальная композиция по произведениям Ю. Слонова.
презентация к уроку по теме

Семикова Елена Ивановна

Данный сценарий  отчетного концерта класса совмещает в себе сразу несколько форм тематического концерта: концерт-лекция, т.к. в основе лежит рассказ о творчестве композитора Ю. Слонова; концерт-презентация, т. к. дает первое представление публике сборника "Легкие пьесы" Ю.Слонова; музыкально-литературная композиция, т.к. подразумевает сочетание музыки и поэзии в дополнении друг друга. В качестве эпиграфов к произведениям использованы стихи известных авторов , самих учеников, преподавателя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематический отчетный концерт класса преподавателя фортепиано Семиковой Е.И.

Музыкально-поэтическая композиция по произведениям Ю.М. Слонова.

       Тематический концерт класса подразумевает наличие темы и программы, ее раскрывающей, а также тесное слияние информационно-логического и эмоционально-образного начал.

       В отличие от академического концерта тематический концерт – это, прежде всего, публичное выступление, праздник, волнение, радость и масса позитивных впечатлений. Эта форма кажется мне оптимальной, так как выполняет сразу несколько задач и при качественной подготовке и творческом подходе дает ощутимые результаты.

  • Возможность выступить в публичном концерте – мощная мотивация, побуждение к действию ученика, удовлетворение потребности ребенка в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества.
  • Готовясь к концерту, ученик погружается в атмосферу эпохи, стиля, творчества того или иного композитора, получая при этом необходимые умения и знания, повышая свой профессиональный уровень, расширяя кругозор.
  • Концерт – это коллективное действо, совместное творчество, что превращает учеников класса в единомышленников, учит сосуществованию, развивает коммуникативные качества. Выступая в концерте, ребенок сравнивает себя с одноклассниками. Малыши тянутся за старшими, старшеклассники осознают свою значимость и тем самым ответственность перед аудиторией и младшими товарищами.
  • Привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, оформителей, костюмеров, а порой и концертантов, способствует развитию отношений партнерства и сотрудничества педагога, родителя и ребенка.
  • Самые распространенные в моей практике тематические концерты:
  • Концерт-лекция – в основе повествование, рассказ о композиторе или художественном явлении и музыкальные иллюстрации к нему.
  • Музыкально-литературный вечер – подразумевает тесное сочетание музыки и литературы (поэзии) в сравнении, дополнении или противопоставлении этих двух видов искусства.
  • Концерт-презентация – первое представление публике чего-либо (нового автора, сборника пьес, музыкального жанра и т.д.)
  • Юбилейный концерт – посвящается знаменательной дате (отличается особой торжественностью).
  • Семейный концерт – мероприятие, в котором наряду с детьми-музыкантами, участвуют их родители. Если родитель не связан с музыкой и не владеет игрой на фортепиано, он может петь, иллюстрировать выступление своего ребенка стихами или прозой.

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как и сама жизнь.

                                                                                                         Шаляпин.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы любить музыку, надо, прежде всего, ее слушать.

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет Вам целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, современнее. Благодаря музыке Вы найдете в себе новые, неведомые Вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Так писал о музыке великий Шостакович. И я очень рада, что Вы нашли время прийти на нашу сегодняшнюю встречу, благодарна Вам за ваше стремление изучать великое искусство музыки.

Язык слов и язык музыки… На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Искусством поэтической мысли назвал музыку композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Слова во многом помогают разобраться в смысле музыкального произведения.

А можно ли словами передать содержание совершенно бессловесной музыки?

Ведь существует мнение, что музыка начинается там, где слова бессильны. «пересказать поэзию и музыку, - подчеркивал поэт Михаил Матусовский, - все равно, что любоваться цветами, засушенными в гербарии».

Что же, с этим можно согласиться, возможно, поэзию и не надо пересказывать своими словами, но язык музыки, в какой-то мере, доступен переводу его на язык поэзии.

И сегодня нам захотелось представить Вам именно такое соединение поэзии и музыки, некую поэтическо-музыкальную композицию.

Наш отчетный концерт посвящен творчеству замечательного композитора, нашего современника Юрия Михайловича Слонова. Составлен он из пьес, вошедших в сборник  «Легкие пьесы» из серии Библиотека юного пианиста.

 Рукопись этого сборника была почти полностью подготовлена автором к печати, однако, сдать ее в издательство, ему не было суждено.

Юрий Михайлович был счастливым человеком. До преклонного возраста он смог сохранить детскую свежесть и трогательную непосредственность восприятия мира.

Его очень любили дети. В ответ Юрий Слонов дарил им песни и пьесы, в которых дети могли узнать самих себя, светлый мир своих радостей и печалей. Его музыка учит любить и понимать прекрасное, учит добру, сердечности, которой порой нам всем так не хватает.

«Простота, правда и естественность, - вот три великих принципа прекрасного во всех проявлениях искусства, - писал Глюк. И эти принципы строго соблюдены в произведениях Ю, Слонова.

Для всех пьес, вошедших в этот сборник, характерно присутствие яркого характерного образа, мелодии просты и образны, выразительны и рельефны, разнообразны в отражении чувств и настроений. «Нужно сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали», - писал Паганини.

Множество подголосков, напевность и широта приближают мелодии пьес к русским песням, делают мелодии народными.

Но есть в сборнике замечательные пьесы, построенные на народных, национальных элементах стран Англии, Португалии, Греции, Италии, Испании, Сербии.

Содержание произведений многообразно и очень поэтично, поэтому мы постарались к каждой пьесе подобрать стихотворный эпиграф, отражающий наше восприятие данных пьес.

Не обладая поэтическим даром, но страстно желая выразить свои мысли и чувства, нам пришлось взять отрывки из стихов известных поэтов, некоторые из них перефразировать, так что пусть не обижаются на нас великие, обладающие Божественным даром поэтического слова. А вы, дорогие друзья, не судите строго. Есть эпиграфы, сочиненные самими ребятами.

Получилась ли наша музыкально-поэтическая композиция стройной судить вам, но мы старались быть искренними.

Этот концерт мы посвящаем доброй памяти заслуженного деятеля России Ю.М. Слонова.

                                                                                      «Нет на земле живого существа

         

                                                                        Столь жестокого, крутого, адски злого,

                                                                         Чтоб, не могла хотя на час один

                                                                         В нем музыка свершить переворота»

                                                                                                 В. Шекспир.

В стране Дореми с незапамятных пор

Живут два соседа Минор и Мажор.

Один домосед, не откроет окна.

Другой – веселится с утра до темна.

Заводила непоседа Мажор

С первым лучиком выходит во двор,

Балалаечкой задорно звенит,

«На зарядку, становись!», - говорит.

«ПЬЕСА В ДО МАЖОРЕ»

Когда то средь шумного бала,

Где пел под ногами паркет,

По-новому скрипка сыграла

И вальс появился на свет.

      Прислушайся, прислушайся,

      Нисколько не таясь,

      Он кружится, он кружится

       Старинный добрый Вальс.

«МИНИАТЮРНЫЙ ВАЛЬС»

Вальсируют летней порою

Над речкою стайки стрекоз.

И вальс этот лютой зимою

Снежинки танцуют в мороз.

Он ласточкой в небе кружится,

Летит над водою, звеня.

И сам приглашает

С поклоном тебя и меня.

«ВАЛЬС ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ»

А ну-ка, левой! Тверже ногу!

Вперед уверенней гляди.

Веселый марш зовет в дорогу

И сам шагает впереди.

«МАРШ»

Легкий ветер присмирел,

Вечер бледный догорел.

С неба бледные огни

Говорят тебе: «Усни».

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ»

Светит солнце, грея спозаранку

Каждый кустик, каждую полянку.

И слились в сверкающем просторе

Птичьи голоса в звенящем хоре.

Купол неба над листвой блещет яркой синевой.

Дождик солнечных лучей с каждым часом горячей.

«РАНО УТРОМ»

Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона.

Брызжет свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки и горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким  перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром, с добрым утром!»

«УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА»

Музыка звучит веселая такая.

Это полька, это полька –

Пляска просто мировая.

Повернись и так и этак

И притопни каблучком.

Мы танцуем и смеемся,

Все бегом, бегом, бегом.

Любят польку все ребята.

Любят даже старики.

Ведь она веселый танец,

Это очень нам с руки.

И хотя мы все устали и уж музыке конец,

Композитору: «Спасибо!». Он за польку – молодец!

«ТАНЦУЕМ ПОЛЬКУ»

По оврагам, по синим откосам

Опечаленных листьев заносы.

Да туманов седые стада,

Да задумчивых дней холода.

«ЗАДУМЧИВОСТЬ»

Замолчал скрипач кузнечик, скрылся где-то от дождей.

Все быстрей приходит вечер, а светает все поздней.

Улетели к югу птицы, небеса грустят пусты.

Всюду иней серебрится. Спят деревья, спят кусты.

«ПЕЧАЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯ»

Ночной Венеции каналы

Встречают тихим плеском вод.

Спят после праздника кварталы,

А мы средь них плывем вперед.

«В ПУТИ»

Сяду я за пианино и начну свой тихий сказ.

И польется звук спокойный, я играю свой «Рассказ».

Он напомнит о природе и об играх на пруду,

И о резкой непогоде, и о красоте в саду.

Мне он кажется красивым, а еще он очень мил.

То, что в жизни происходит, музыкой отобразил.

«РАССКАЗ»

Рано утром мама - квочка  в класс отправила сыночка.

Говорила: «Не ленись, не дерись, не петушись.

Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха, ни пера».

Через час едва живой петушок идет домой.

«МАРШ ПЕТУШКА».

Романс сейчас уже не в моде,

Но верю, не придется с ним расстаться.

Ведь волшебство чарующих мелодий,

Высокий слог и стиль у нашего романса.

Он зачарует сердце , тронет душу

И покорит навеки нас.

Желанью нашему послушен

Неумирающий романс.

«РОМАНС»

Живет и в городах, в тайге живет, в избушке.

Задорна, весела сибирская частушка.

«СИБИРСКАЯ ЧАСТУШКА»

Держу в руках листок альбома

И вижу пред собой опять

Березку стройную у дома,

Пруда, заснеженную гладь.

«ЛИСТОК В АЛЬБОМ»

Кружатся пары в ритме хабанеры.

Огни сверкают. Маски. Карнавал.

Нет чопорности. Здесь просты манеры.

Я сам бы до утра там танцевал.

«ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ»

Родного неба милый свет знакомые потоки,

Златые игры первых лет, и первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О Родина! О Родина святая!

И в сердце Ария звучит

Тебя благословляя

«АРИЯ»

     Прозвучала последняя пьеса нашего концерта. Надеюсь, что музыка Ю. Слонова вам понравилась, а благодаря нашим стихотворным строчкам стала намного понятней.

Может кто-то из родителей сумел посмотреть на своего ребенка с другой, необычной стороны, попробовал заглянуть ему в душу и, на обоюдное счастье, лучше понять его, узнать глубже, стать ближе.

Я начала нашу встречу со слов Шостаковича и хочу закончить его же словами:

«Сокровища музыки неисчерпаемы и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Они будут вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Рождество Христово!"(литературно-музыкальная композиция)

Цель работы-духовно-нравственное информирование  учащихся о православном празднике Рождества Христова на основе классических поэтических текстов....

Сценарий общешкольного тематического концерта «Весенний букет»

Сценарий   общешкольного тематического концерта:  «Весенний букет» Цели: - создание праздничного настроения             ...

Сценарии инсценировок, театральных постановок, литературно-музыкальных композиций

Постановка инсценировок, литературно-музыкальных композиций, проведение театрализованных праздников очень важно в развитии современного школьника. Работая на сцене, ребенок учится не только осно...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

сценарий отчетного новогоднего концерта

сценарий отчетного новогоднего концерта за 1 полуголие 2017/2018 уч.года...

Сценарий «Отчетный сказочный концерт»

Отчетный концерт в конце учебного года - это праздник для всех обучающихся Дома творчества и их родителей. Ребята показывают чему научились за год. Театрализованное сказочное представление развернулос...