Сценарии инсценировок, театральных постановок, литературно-музыкальных композиций
методическая разработка по литературе по теме

Елисеева Ольга Николаевна

 Постановка инсценировок, литературно-музыкальных композиций, проведение театрализованных праздников очень важно в развитии современного школьника. Работая на сцене, ребенок учится не только основам актерского искусства. Уверенность в своих силах, умение свободно говорить ,  разбираться в людях и жизненных ситуациях, концентрироваться и собирать внимание, держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, самостоятельно мыслить, уметь созидать новое необходимы ребенку в жизни. И самое главное, театральные постановки, праздники - это форма работы, которая прививает детям умение отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий  инсценировки  по циклу « Повести Белкина» А.С. Пушкина.

Действующие лица:

Пушкин  - Протодьяконов Саша ( фрак, парик, шляпа-цилиндр, )

Белкин – Вахольдер Вова( фрак, шляпа – цилиндр, )

Сильвио – Сорокомов Ваня ( гусар)

Граф – Протодьяконов Саша

Графиня – Максимова Дарьяна ( бальное платье)

Марья Гавриловна – Дьячковская Юлия ( бальное платье………..)

Служанка –Сивцева Сардана

Священник – Павлов Степа

Трое мужчин – Пахомов Мирик, Сорокоумов Ваня, Гуляев Ваня

Бурмин – Ермолаев Виталий

Танцующие пары – Ноговицына Саша, Слепцова Алина, Тимофеева Саина ,Эверстова Саша

  Бал. Танцуют вальс (?). Выходит Пушкин. Все делают вид, что разговаривают.

- Взявшись хлопотать об издании Повестей И.П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали упомянуть о покойном авторе и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей Отечественной словесности. ИПБ , по словам его почтенного друга, был дворянином, человеком кротким и честным, коего нельзя было не любить. Он оставил множество рукописей. Повести , дошедшие до нас, были, кажется, его первым  опытом. Они , как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ.

Танцующие выходят. С одной стороны сцены за письменным столом работает Иван Петрович Белкин.

  -  Добрый день ! Сегодня фрагменты из этих повестей для вас представят учащиеся Алагарской СОШ им. Г.Д. Протодьяконова. ( Голос за сценой).

Белкин:  « Выстрел» . Историю эту мне поведал подполковник И.Л.П., который был лично знаком с Сильвио. Почему привыкшему первенствовать Сильвио были весьма неприятны разговоры о дуэли? Ответ подполковнику   дал сам Сильвио, рассказав историю поединка с одним известным графом…

Другая сторона сцены. На экране ( панно) весенняя природа . Рассвет. Сильвио с 3-мя секундантами. Сильвио с нетерпением ждет противника. С мундиром на сабле пешком,  сопровождаемый одним секундантом идет граф. Держит фуражку, наполненную черешнями . Кидают жребий. Первым стреляет граф. Выстрел. Фуражка Сильвио падает. Затем прицеливается Сильвио. Граф ест черешни, выплевывает косточки. Сильвио: - Вам , кажется, теперь не до смерти. Вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать.

Граф: - Вы ничуть не мешаете . Извольте себе стрелять, а впрочем , как вам угодно; выстрел ваш остается за вами. Я всегда готов к вашим услугам.

-Сильвио: ( обращается к секундантам).- Нынче я не намерен стрелять.

Выходят.

Белкин: Прошло несколько лет. Волею судьбы нашему подполковнику довелось встретиться с тем самым графом, которому  готовился отомстить Сильвио. О последней их встрече рассказал сам граф.

На обороте панно несколько картин. Одна из них прострелена. Шкаф с книгами ,бронзовый бюст, камин .В комнате у камина стоит Сильвио. ( обросший бородой). Заходит граф.

Сильвио: - Ты не узнал меня , граф?

Граф ( кричит) : - Сильвио!

Сильвио: - Так точно. Выстрел за мною. Я приехал разрядить мой пистолет. Готов ли ты?

Граф: - Прошу, стреляйте скорее, пока жена моя не воротилась. ( Прицеливается).

Сильвио:  - Жалею, что пистолет заряжен не черешневыми косточками… пуля тяжела. Мне все кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного. Начнем сызнова; кинем жребий, кому стрелять первому.

  Бросают жребий . Граф вынимает из простреленной фуражки первый нумер.

Сильвио:  Ты, граф, дьявольски счастлив!

Граф стреляет (выстрел) и попадает в эту картину. Сильвио прицеливается в графа. Вдруг вбегает Маша и с визгом  кидается графу на шею.

Граф: - Милая, разве ты не видишь, что мы шутим? Как же ты перепугалась! Поди, выпей стакан воды и приди к нам. Я представлю тебе  старинного друга и товарища.

Маша ( обращаясь к Сильвио) : Скажите, правду ли муж говорит? Правда ли, что вы оба шутите?

Сильвио: Он всегда шутит, графиня. Однажды дал он мне ,шутя, пощечину, шутя ,прострелил мне вот эту фуражку, шутя ,дал сейчас мне промах. Теперь и мне пришла охота пошутить… ( Прицеливается. Маша бросается к ногам Сильвио.)

Граф ( кричит в бешенстве): Встань, Маша, стыдно! А вы, сударь, перестанете ли издеваться над бедной женщиной? Будете ли вы стрелять или нет?

Сильвио: - Не буду, я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести.

( Выходя, останавливается и стреляет ( выстрел), почти не целясь, в картину. Маша падает в обморок.) Выходят.

Звучит « Метель» Свиридова. Пары вальсируют.

Белкин: « Метель». Какую роковую роль сыграла эта метель в судьбах наших героев!

Пары выходят.

На панно высвечивается икона. На лавочке сидит Марья Гавриловна. Рядом стоит горничная , трет ей виски. Трое мужчин обращаются за кулисами :

« Сюда! Сюда!»

« Помилуй, где ты замешкался? Невеста в обмороке.»

Вбегает Бурмин и трое мужчин.

Служанка: Слава Богу! Насилу вы приехали. Чуть было  вы барышню не уморили.

Подходит священник: Прикажете начинать?

Бурмин: Начинайте, начинайте , батюшка. ( Девушку подняли. Стоят перед иконой)

Священник ( Крестит) :  "Венчается раб Божий Владимир рабе Божией  Марье, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

 (обращаясь невесте) : "Венчается раба Божия  Марья рабу Божию  Владимиру, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

Священник : Господи, Боже наш, славою и честию венчай я их! Поцелуйтесь. ( Маша обращает свое лицо к Бурмину).

Марья Гавриловна: Ай, не он! Не он! ( Падает в обморок. Бурмин выбегает .Все выходят. Белкин  встает и подходит к зрителям.)

Выходят пары за Бурминым и Марьей Гавриловной. Вальсируют.

Белкин : Покорнейше благодарю вас за внимание. При следующей нашей встрече поведаю вам другие не менее интересные истории.

Все участники инсценировки выходят на поклон.



Предварительный просмотр:

Сценарий по поэме М.Ю. Лермонтова " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

Действующие лица:

Царь Иван Грозный- Баишев Артем

опричник Кирибеевич- Березкин Алеша
купец Степан Калашников - Елисеев Айсен
Алена Дмитриевна- Аина Попова

медведь - Федоров Рома

скоморох – Пестряков Вася

гусляры - Сивцев Тимур, Прокопьев Андрей, Попов Максим, Наумов Игнат

парень - Тарасов Эрчим

девушки , исполняющие частушки

народ

Сцена 1.

(  Царский пир. Стоят столы с угощеньями. На троне сидит Царь. За трапезой сидят бояре, князья, купцы и.т.д. По бокам сцены сидят гусляры.)

(Частушки  в исполнении девушек и парня.)

1) Не опишешь в побасенке,

иль в любой иной книжонке,
Как на весь крещеный мир

Царь устроил славный пир.

2) Площадь длинными рядами

Всю уставили столами,

Сзади трон на том помосте

из резной слоновой кости. ( Показывает на царя)

3)А на троне грозный царь,

Сам Иван Васильевич,

Царь собрал весь мир честной

И устроил пир горой. ( Тоже показывает на царя).

4) Стольники, опричники,

Все бояре да князья,

Пируют во славу Божию,

Славят своего царя.

5) Кто сопелкой, кто дудой

потешают люд честной.
Из лесных Сморгоньских крепей

поводырь ведет медведя. ( Ведут медведя).

6) Предались потехе, пенью

скоморошие раденья:
Кто вприсядку припустился,

кто, как кубарь, закружился. ( Скоморох танцует)

7)Гусляры шутов сменили,

свои персты возложили
На прожилки звонких струн. ( Показывают на гусляров и садятся за стол).

Гусляры.

1 гусляр. Ох, ты гой еси, царь Иван Васильевич! 
Про тебя нашу песню сложили мы, 
Про твово любимого опричника, 
Да про смелого купца, про Калашникова;

2 гусляр: Мы сложили ее на старинный лад, 
Мы певали ее под гуслярный звон 
И причитывали да присказывали. 

3 гусляр: Не сияет на небе солнце красное, 
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце, 
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Царь: “Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич, 

          Неприлично же тебе,

Царской радостью гнушатися;
А из роду ты ведь Скуратовых, 
И семьею ты вскормлен Малютиной!..”

Кирибеевич: “Государь ты наш, Иван Васильевич! 
Не кори ты раба недостойного:

На святой Руси, нашей матушке, 
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно—будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово—соловей поет;

Во семье родилась она купеческой,—
Прозывается Аленой Дмитревной.

Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться.

Царь ( смеясь):

“Ну, мой верный слуга! я твоей беде, 
Твоему горю пособить постараюся. " ( Все выходят).

Сцена 2.

4 гусляр: Недобрый день задался молодому купцу, 
Статному молодцу Степану Парамоновичу, 
По прозванию Калашникову;

1 гусляр: Ходят мимо баре богатые, 
В его лавочку не заглядывают.
Отзвонили вечерню во святых церквах;

Опустел широкий гостиный двор. 

2 гусляр: И пошел он домой, призадумавшись,       

К  молодой хозяйке за Москву-реку.
И приходит он в свой высокий дом, 
И дивится Степан Парамонович:                

  ( Калашников приходит домой, дивится, ждет Алену Дмитриевну).
                     

3 гусляр:
Не встречает его молода жена,
Не накрыт дубовый стол белой скатертью,
А свеча перед образом еле теплится.

( Приходит Алена Дмитриевна, бледная, простоволосая,  в ноги  мужу повалилося).

Алена Дмитириевна: “Государь ты мой, красно солнышко, 
Иль  убей меня, или выслушай! 

Ты не дай меня, свою верную жену, 
Злым  охульникам в поругание! 
На кого, кроме тебя, мне надеяться? 
У кого просить стану помощи? "     ( Калашников и Алена Дмитриевна выходят).

Сцена 3. ( Звон колокола . Декорация меняется ).

4 гусляр: Над Москвой великой, златоглавою, 
Над стеной кремлевской белокаменной 
Из-за дальних лесов, из-за синих гор, 
Заря алая подымается.

1 гусляр: Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? 
На какой ты радости разыгралася?

2 гусляр: Как сходилися, собиралися 
Удалые бойцы московские 
На Москву-реку, на кулачный бой, 
Разгуляться для праздника, потешиться. 

Царь: Где вы уж, добрые молодцы? 
Вы потешьте царя своего батюшку! 
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того наградим:
А кто будет побит, тому Бог простит!

 ( Выходит удалой Кирибеевич, царю в пояс кланяется, ожидает себе противника. Похаживает , над плохими бойцами подсмеивает.)

Кирибеевич: “Присмирели, небось, призадумались! 
Так и быть, обещаюсь для праздника, 
Отпущу живого с покаянием, 
Лишь потешу царя нашего батюшку”.

 ( Выходит Калашников, кланяется царю, Кремлю , всему русскому народу. )

Кирибеевич:

“А поведай мне, добрый молодец, 
Ты какого роду-племени, 
Каким именем прозываешься? 
Чтобы знать, по ком панихиду служить, 
Чтобы было чем и похвастаться”.

Калашников:

“А зовут меня Степаном Калашниковым, 
А родился я от честнова отца, 
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены, 
Не разбойничал ночью темною, 
Не таился от свету небесного... 
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, басурманский сын,—
Вышел я на страшный бой, на последний бой!”

( Начинается богатырский бой.  Опричник падает. К царю приводят Калашникова)

Царь: “Отвечай мне по правде, по совести, 
Вольной волею или нехотя 
Ты убил насмерть мово верного слугу, 
Мово лучшего бойца Кирибеевича?”

Калашников: “Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что про что — не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить—и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью...”

Царь: “Хорошо тебе, детинушка, 
Удалой боец, сын купеческий, 
Что ответ держал ты по совести. 
Молодую жену и сирот твоих 
Из казны моей я пожалую."

( Гудит-воет колокол. Калашникова уводят на лобное место).

3 гусляр: И казнили Степана Калашникова 
Смертью лютою, позорною;
4 гусляр: И гуляют, шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.

1 гусляр:

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек—перекрестится, 

2 гусляр: Пройдет молодец — приосанится, 
Пройдет девица — пригорюнится, 
А пройдут гусляры — споют песенку.

( Входят девушки , обращаются к гуслярам)

Гей вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
Красно начинали — красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте! 
( Входят все. Поклон.)



Предварительный просмотр:

Сценарий постановки по комедии « Ревизор» Н.В. Гоголя.

Действующие лица:

Украинский танец – Т. Саина, С.Алина, Дь. Диана, Э. Саша, П.Мирик, М. Коля, Б. Артем, …..

2 кумушки- Е .Саяна, П. Диана

Участники ярмарки: 2 скомороха , танцующие, торгующие итд.

Оксана – Оконешникова Уйгу

Вакула – Баишев Артем

Черт – П. Саскылана

Солоха – М. Варя

ГогольН.В. – Вахольдер Вова

3 дамы- сплетницы: М.Дарьяна, Дь. Юля, Т. Уруйдана

Городничий  Антон Антонович Сквозник- Дмухановский – Павлов Степа

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья – Шеломов Коля

Артемий Филиппович Земляника , попечитель богоугодных заведений– Сорокоумов Петя

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ – Слепцов Алеша

Петр Иванович Добчинский, помещик- Попов Дима

Петр Иванович Бобчинский, помещик – Шеломов Павлик

Хлестаков Иван Александрович, чиновник из Петербурга – Протодьяконов Саша

Анна Андреевна, жена городничего – Сивцева Сардана

Марья Антоновна, дочь городничего – Ноговицына  Саша

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – Вахольдер Вова

Коробкин Степан Иванович , отставной чиновник, почетное лицо в городе – Дьяконов Боря

 

Украинский народный танец.

1 кумушка. Кума, какая радость у нас в селе! У наших панов Марии Ивановны и Василия Афанасьевича Гоголей – Яновских наконец-то сын родился. Да родился в дороге!

2 кумушка. Как в дороге?

1 кумушка. Да река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки поспеть в Сорочинцы.

2 кумушка. Что, богатырь родился?

1 кумушка. Да нет, болезненный. Доктор лечил водой, целебными травами. Но двое предыдущих деток родились мёртвыми, а этот выжил. Наш барин гордится сыном , сказал, что из него толк будет. ( Выходят.)

Сорочинская ярмарка. Музыка. Герои Гоголя. Сам Гоголь.

1-й скоморох: Здравствуйте, гости дорогие!

2-й скоморох: Веселья вам да радости!

1-й скоморох: Давно мы вас ждем-поджидаем! Пора начинать ярмарку!

2-й скоморох: Ярмарку Сорочинскую, которая стала известна, благодаря замечательному   писателю Николаю Васильевичу Гоголю!

1-й скоморох: Не зря Гоголь родился  первое апреля  - в  день смеха. Он очень любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями.

2 скоморох: Недаром на страницах произведений Николая Васильевича мы встречаем  яркие веселые эпизоды и наших любимых героев: Оксану, Вакулу, Солоху, черта, русалку и многих-многих  других…

1 скоморох: Да, вышел толк из сына Гоголей – Яновских!  Он стал ……..

( Ярмарка выходит.)

 Гоголь Н.В: На зеркало неча пенять, коли рожа крива… ( Выходит).

 Голос из-за сцены:  « Ревизор». Творческая группа Алагарской школы имени Г.Д. Протодьяконова.

( Декорация меняется. Одна половина сцены - природа, другая – дом городничего.

 Появляются две дамы в платьях середины XIX века, они громко беседуют:

1-я дама. Вы знаете, милочка, какой казус произошел в нашем городе? Вы не знаете этого?! Ах, да, вы же недавно к нам приехали. Ох, как много вы потеряли. К нам зачастили в последнее время приезжие. Вот недавно нас посетил  ревизор. Наш-то Городничий как оплошал! Если бы видели, если бы вы слышали, ха-ха-ха!!!

2-я дама. Ну, рассказывайте, пожалуйста, быстрее, я уже вся горю от нетерпения. Когда это было?

1-я дама. Около года тому назад. Представляете, прошел слух, что приезжает к нам в город ревизор…(Выходят).

Сцена 1.

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных.

Городничий: Я пригласил вас, господа, с тем , чтобы сообщить вам пренеприятное известие! К нам едет ревизор.

Аммос Федорович: Как ревизор?

Артемий Филиппович: Как ревизор?

Городничий: Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписаньем.

Аммос Федорович: Вот те на!

Артемий Филиппович: Вот не было заботы, так подай!

Лука Лукич: Господи Боже! Еще и с секретным предписаньем?

  Аммос Федорович: Необыкновенно, просто необыкновенно.

Лука Лукич: Зачем же , Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Городничий: Зачем! Так уж, видно, судьба! ( Вздохнув). До сих пор благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Городничий: Я как будто предчувствовал; сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь. Вот  прочту вам письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова…

( Появляются Добчинский и Бобчинский…….)

(Опять появляются дамы.)

1 дама: А наши-то чиновники, знаете их? – испугались, как же, рыльце-то у всех в пушку! Откуда столько денег у Тяпкина – Ляпкина? А у Земляники, попечителя богоугодных заведений? В его больницах-то так и несет гнилой капустой, и лечит больных сам доктор Гибнер. Одна фамилия чего стоит! Ха-ха-ха! Вот и выздоравливают у него люди, как мухи! То есть вы сами понимаете, о чем я говорю.

2-я дама. Ой, быстрее рассказывайте, пожалуйста, что же произошло, а я уж сама своей подруге обо всем доложу. 

1-я дама. Так вот, испугались наши-то чиновники и не знают, что делать: (Входит еще одна дама, они обнимаются, приветствуют друг друга . Дама прислушивается к разговору, перебивает рассказчицу и продолжает.)

…. ревизор-то по головке не погладит, надо хоть видимость порядка в городе создать.

3-я дама. Ох, вы, дорогая, вспомнили ревизора. Да, весело было, правда, мы и над собой посмеялись. (Мечтательно.) А какой красавчик был Иван Александрович Хлестаков, какой рассказчик. Помните, как он обвел всех вокруг пальца? (Дамы уходят смеясь.)

Сцена 2.

Городничий: Осмелюсь представить семейство мое: жена и дочь.

Хлестаков: (раскланиваясь) . Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть.

Анна Андреевна: Нам еще более приятно видеть такую особу.

Хлестаков : ( рисуясь) Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще приятнее.

Анна Андреевна: Вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю.

Хлестаков: Отчего же не заслуживаете? Вы, сударыня, заслуживаете.

Анна Андреевна: Я живу в деревне…

Хлестаков: Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом? Эх, Петербург! Что за жизнь , право! Вы, может быть, думаете,, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Эдак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент , с тем только, чтобы сказать: « Это вот так, это вот так!»А там уж чиновник для письма , этакая крыса, пером только –тр, тр…. Пошел писать. Хотели было меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит на лестнице за мною : «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу».

( Городничему). Что вы, господа, стоите? Пожалуйста, садитесь!

Вместе. Городничий: Чин такой, что еще можно постоять.

                Артемий Филиппович: Мы постоим.

                Лука Лукич: Не извольте беспокоиться!

                 Хлестаков: Без чинов , прошу садиться.  ( Все садятся).

   Я не люблю церемоний. Напротив, я даже стараюсь всегда проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: « Вон, говорят, Иван Александрович идет!»

Анна Андреевна: Скажите как!

Хлестаков: С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики…Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге . Бывало, часто говорю ему: « Ну, что брат, Пушкин?» - « Да так, брат,- отвечает, бывало,- так как-то все…» Большой оригинал.

Анна Андреевна: Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?

Хлестаков: Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: « Женитьба Фигаро», « Роберт-Дьявол», « Норма». Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: « Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: « Пожалуй, изволь, братец!» И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, « Фрегат Надежды» и « Московский телеграф»….все это я написал.

  Анна Андреевна: Скажите, так это вы были Брамбеус?

Хлестаков: Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.

Анна Андреевна: Так, верно, и « Юрий Милославский» ваше сочинение?

Хлестаков: Да, это мое сочинение.

Анна Андреевна: Я сейчас догадалась

Марья Антоновна: Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.

Анна Андреевна: Ну вот,  я и знала, что даже здесь будешь спорить.

Хлестаков: Ах да, это правда: это точно Загоскина; а есть другой « Юрий Милославский», так тот уж мой.

Анна Андреевна: Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!

Хлестаков: Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: Дом Ивана  Александровича. ( Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу. Прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.

Анна Андреевна: Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы!

             

Входят 3 дамы.

2-я дама. Ой, и чем же все это кончилось? Кем оказался на самом деле Хлестаков? Неужели настоящим ревизором?

3-я дама. Что вы, милочка, каким ревизором? Оказывается, он к отцу ехал, да по дороге-то и поиздержался, а наши-то чиновники и приняли его за ревизора, взяток ему надавали, да побольше, чтобы в случае чего выручил.

Сцена 3.

Почтмейстер: Удивительное дело, господа,! Чиновник , которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

Все: Как не ревизор?

Почтмейстер: Совсем не ревизор, - я узнал это из письма…( Читает).

Во-первых, городничий – глуп, как сивый мерин…» ( Городничий застывает).

Почтмейстер тоже…Ну, тут обо мне тоже неприлично выразился.

Артемий Филиппович: Позвольте, я прочитаю( надевает очки и читает). Почтмейстер точь-в- точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую».( Почтмейстер застывает).

Артемий Филиппович : Надзиратель над богоугодными заведе…

Коробкин: Дай я. Надзиратель над богоугодным заведением Земляника – совершенная свинья в ермолке…( Артемий Филиппович застывает).

Смотритель училищ протухнул насквозь луком. ( Лука Лукич застывает).

Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон… ( Ляпкин-Тяпкин застывает).

- Голос из-за сцены:

Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице…( Все застывают)

Немая сцена.

1-я дама. А вот когда настоящий ревизор объявился, тогда-то городничий и все остальные испугались так, что и слова вымолвить не смогли, так и застыли на месте. Вот смешно-то было. Ха-ха ха.  Да и поделом городничему, пускай не заносится высоко. (Уходят.)

Полклон.



Предварительный просмотр:

Сценарий         новогоднего вечера.

Посиделки в низенькой светелке.

Оформление помещения:

     Часть зала, в котором пройдет вечер, оформлена как деревенская светелка 19 в.

      Маленькие окошки с ситцевыми занавесками, на окнах цветы: «огонек», герань. В углу иконостас с иконами, застланный расшитым полотенцем. Русская печь, у печи дрова, ухваты, горшки, полки с посудой ( глиняные горшки, миски, тарелки, деревянные ложки и.т.д. ) У двери висят хомут, корзина из ивовых прутьев. В комнате – старинный шкаф, сундук, деревянный диванчик, на нем домотканое покрывало, полати у печи тоже с расшитыми подушками, с домотканым покрывалом. На стенках - вязаные и вышитые коврики, семейные (старинные) фотографии в рамках. В углу под иконами стоит стол, на столе старинный медный самовар (производства 1883 г.), баранки, сахар кусковой.

     Действующие лица:

Дед

Бабка

Хозяйка Наталья, женщина средних лет

Группа девушек

Группа парней

Ведущий 1: Здравствуй , праздник новогодний,

                     Праздник елки и зимы.

                     Всех друзей своих сегодня

                     Пригласили в гости мы!

Ведущий 2: Гостья к нам пришла сегодня

                    В зимний праздник новогодний.

                    Мы ее принарядили,

                  Обогрели, оживили.

Ведущий 3: И сейчас мы встанем в круг,

                    За руки возьмемся,

                    И в веселом хороводе

                    С песенкой пройдемся.

(Хоровод).

Ведущий 4:

-Вот и завершился год великого могучего русского языка. А сегодня у нас посиделки в низенькой светелке. Приглашаем всех в добрый , ласковый, чудесный мир русской речи и русских сказок. Чем богаты, тем и рады.    

За столом дед пьет чай вприкуску. У окна бабка прядет нуделю. Хозяйка у печи перетирает и ставит на полку посуду.

Дед :

- Что-то ты, Наталья, все у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаевничать. Бабку от нудели не оторвешь.

Бабка:  

- А мне прясть – все равно что песню петь, горазд люблю, а колесо-то пряличье так и жужжит, так и напевает.

Наталья (садится к столу) :

- Дедушка, зато ты у нас молодец, все что-нибудь да попиваешь.

Дед:

- Ладно тебе, напился, а вы тока и зыркаете нонеча, чаво дедка пье.

Раздается стук в дверь, входит группа девушек. Все в русских костюмах, но все в разных. Эти девушки пришли на посиделки. В корзине принесли пирожки, булки. Все это выкладывают на блюдо.

1 девушка:

- Здравствуйте, хозяева, мир вам, и мы к вам.

Хозяйка:

- Давно поджидаем, гдей-то вы, матушки, загулялись, уж думали не явитесь.

2 девушка:

- А мы вот покуда пирогов напекли, семечек поджарили, да косы заплели, да сарафаны- юбки выкатали. Вот уж и вечер настал.

Хозяйка:

- Проходите, касатушки, у меня уж самовар давно вскипячен, вас дожидается. А чего ж мальцев с вами нетути?

1 девушка:

- Не споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся!

Девушки рассаживаются, каждая занимается принесенной с собой работой: кто вышивает, кто вяжет на спицах, кто крючком. Дед продолжает пить чай, бабка прядет, Наталья тоже пьет чай.

Дед:

- Чаво, приумолкли, чай без мальцев  и песня не поется!

1 девушка:

- Давайте запоем песенку «Пряха». Галинка, запой, а мы подхватим, уж лучше тебя никто не затянет песню.

Галинка поет, девушки подхватывают. (Песня)

Бабка:

- Молодец, Галинка, голосистая пташечка.

Хозяйка:

А для полного счастья нам покажут представления – сказки. (1-2 кл.)

За дверью смех, топот, стук в дверь, входят парни.

1 парень:

- Здравствуйте, хозяева, а нас вы ждали?

Хозяйка:

- Ждали, ждали, все жданки съели.

2 парень:

-А коли ждали, так и дождались.

Парни начинают подсаживаться к девушкам.

3 парень:

- А вот мы загадочки знаем, кто их отгадает, тот молодец.

Девушка:

- Загадай, загадай, это мы любим.

4 парень:

-Загадаю загадину,

Вытащу из кадушки ягодину,

Полижу, полижу и опять положу.

Скажите, гости дорогие!

(Помазок для смазки колес)

1 парень:

-Ногам тревога,

По животу дорога,

А на коленях ярмарка.

Что это такое? (Ткацкий станок)

2 парень: Пятьдесят поросят

                В один голос голосят. (Каменка в бане)

Девушка:

-А вот мою загадку отгадайте:

Уродился зверь от мая месяца,

От бурых четвергов, верховых пятниц,

Не ест ни утки в поле, ни рыбки в море,

Ест коня да оленя, человека. (Комар)

Бабка:

- А я вот такую знаю:

Висит, болтается,

Кто с огорода идет,

Всяк за него хватается. (Рукомойник)

Дед:

-Вот загадки загадали,

А теперь я побалуюсь

Русским чаем, да

А теперь, ребятушки, окунемся

В неповторимый мир чудесной сказки.  (3-4 классы)

1 парень:

- И чавой-то мы сидим, язык чешется. Давайте тягаться, кто больше знает скороговорок.

- На дворе трава,

  На траве дрова.

- Вашему пономарю

  Нашего пономаря

  Не перепономарить,

  Не выпономарить

- Стоит поп на копне,

   Колпак на попе,

   Копна под попом,

   Поп под колпаком.

В это время на улице слышны …

Хозяйка смотрит в окно.

Хозяйка:

-Позвать что ли?

Дед:

- Зови, зови, поглядим

Нечасто бывают гости такие.

Хозяйка зовет:

- Добро пожаловать к нам на посиделки новогодние. Чем вы нас порадуете? Какую сказку покажете?

(Представления 5-6 кл.)

Зрители аплодируют, хвалят артистов, помогают им укладывать ширму…

Дед:

- Все б вам петь да плясать, о жизни не думаете. Скажите-ка , девки, какие блинки на масленицу пекут?

1 девушка:

- Пшеничные, ржаные, гречишные, пшенные, манные…

2 девушка:

- Зеленые, красные…

Парень:

- Рябые.

Бабка:

- А на чем зеленые замешивают?

3 девушка:

- На крапивном отваре.

Бабка:

- А красные?

1 девушка:

- На отваре зверобояю

Бабка:

- А рябые?

1 парень:

- В тесто подвяленной тертой моркови добавляют.

Хозяйка:

-Да чавой-то вы к ним пристали! Не смотрите, что молодые, все-то они знают, все разумеют, пусть веселятся!

Молодежь запевает песню «Вдоль…»

Бабка:

- За хорошей песней приглашаем в мир сказки. (7-8 кл.)

1 парень:

- А не загостились ли мы, ребятушки?

Девушка:

- Ой, пора, пора домой. Спасибо вам, хозяева, за привет , за ласку.

2 парень:

- А дедушке и за таску.

Все встают, запевают частушки, попарно подходят к хозяевам, кланяются, идут к двери.

Все поют.

Дед:

- Пора и нам на покой!

Вот и сказкам конец,

Добрым молодцам венец.

И я там был,

Мед-пиво пил

Да по усам лишь текло.



Предварительный просмотр:

Сценарий «Снежная королева»

(Фанфар)

(Музыка)
(Бедная, но опрятная комната. Большое замерзшее окно в глубине сцены. Печка с камином. По середине комнаты небольшой стол. Стул (или кресло), в котором сидит бабушка и вяжет. В глубине (на подставке) горшок с цветами. На скамеечке возле камина сидят Кай и Герда, они рассматривают книгу)

(Открывается занавес. Герда поливает розы, Кай играет с кубиками. Бабушка вяжет шарф)

Герда: Здравствуй, Кай!

Кай: Привет сестрица Герда, как твои дела?

Герда: Хорошо. Смотри скорее, наша роза расцвела.

Кай: Правда. Как она прекрасна, словно в сказке, красота!

Герда: Бабушка! А что же сделать? Не замерзнет ли она?

Бабушка: Вы не бойтесь, не замерзнет. Все мы к ней слишком добры. На свете только тот мерзнет,  кому чувства не нужны.

Кай: Какой чудесный снег, правда?

Герда: Словно пчелки в небесах!

Бабушка: Есть у снега королева. Она  летает в облаках, и ни разу не присядет. Не спускается с небес. Только окна разрисует. И уйдет в свой снежный лес.

Кай: Пусть только войдет она к нам. Я в огонь ее и все.

Бабушка: Не войдет, не беспокойся. Посмотри лучше окно.  

    Кай:  Ах, что-то попало в глаз! (трет глаз, встаёт) Ой, мое сердце!

    Герда: Кай, что с тобой?! Милый братец, тебе больно?!

    Кай: (отстраняет её)   Отстань от меня, плаксивая девчонка!  Санки дай мои сейчас же!

Я хочу идти гулять.

    Герда: Можно я с тобой отправлюсь? Обещаю не мешать.

(Танец играющих детей)

(Танец вьюги и Снежной Королевы)

Снежная королева: Здравствуй, Кай. Ты, видно, замерз, мальчик.  Я возьму тебя с собою в свой далекий снежный край. Ты согласен, милый Кай?

(Герда сидит у окна и смотрит на улицу)

Герда: Куда же пропал Кай? Может он в беду попал? Пойду его искать.

Герда: Ах, какой чудесный садик!

Как приятно здесь дышать.

Может, здесь мне кто подскажет

Где мне Кая отыскать?

(Хор «Наш край»)

(Реклама фруктовый сад 2-3кл., музыка)

Айна: Я апельсинчик, сочный витаминчик!
Саргы: Я яблочко зеленое, солнцем напоенное!
Дайаана: А я персик чудесный для здоровья полезный!

Олеся, Олеся: А мы вишенки. Сладкие сестрички!
Вика: Под южным солнцем вырос я, ананасик, вот кто я!
Ньургун: Ну- кА, фрукты, встаньте в ряд!
Все: Вместе мы Фруктовый сад!

(Музыка)

Садовница: Здравствуй, милая девчушка,

Как попала ты ко мне?

Герда: Помогите мне, старушка, мадам,

          А иначе быть беде.

Садовница: Поживи ты здесь немного, девочка.

Герда: Не могу, пропал мой Кай

Садовница: Я о доченьке мечтала

                   Поживи, не уходи – ходит вокруг…

(Ходит вокруг, усыпляет)

Герда: Я так спешу. (Зевает).

Садовница: Спи, малышка, сладко, сладко.

                   Пусть приснятся тебе сны,

                   Я ж отправлюсь в путь далекий

                   До сиреневой весны.

(Танец цветов-колыбельная)

Герда: Что случилось? Я спала? Как долго я спала? Ой! Мне бежать надо!

(Появляются ворон и ворона, роняют медаль)

(Появляются дикие вороны, находят медаль и дерутся)

Ворона 1: Я нашел!

Ворона 2: Нет, я нашел!

Ворона 3: Вы оба не правы! Медаль моя!

Ворона 4: Что? Где? Когда? Нашли? (2р.)

Ворона 5: Смотрите, какие красивые вороны!

Все: Ваууу!

Ворон: Кто украл мой медальон?

Ворона: А ну-ка признавайтесь!

Ворона 1: Мы не брали!

Ворона 2: Я нашел!

Ворона 3:  Он врет! Это я нашел!

(Каркают, ссорятся)

Ворон: Тфьуу, вы-ы! Помойные вороны! Разве сравнитесь с нами, со знатью!

Ворона: Кыш! Поберушки!

(Вороны уходят)

(Появляется Герда)

Ворон: Каррр. Остановись сейчас же!

Ворона: Кто ты и куда спешишь?

Герда: Братца я ищу по свету

Ворон: А туда ли ты бежишь?

Герда: А вы кто? Вы не видели здесь Кая?

Ворона: Мы королевские вороны и живем во дворце. А какой твой братец Кай?

Герда: Очень добрый он, красивый. Видел? Ну же, отвечай!

Ворон: Тут на днях попал к нам мальчик. И по признакам похож.

Герда: Как чудесно. Ворон милый! Ты к нему не отведешь?

Ворона: Подожди. Здесь в королевстве нужно осторожней быть.

Всю охрану аккуратно и спокойно нужно обходить.

Герда: Умоляю, помогите, я ищу его давно. Что же делать мне, скажите.  Как мне выручить его?

Ворон: Ладно, только не реви. Помогу тебе, смотри- вот стоит дворец принцессы.

Там, твой Кай теперь живет.

Герда: Как прекрасно, побежали во дворец. Кай меня, наверно, ждет.

Ворона: Ты иди за нами тихо. Проведем тебя к нему.

Ворон:  Во дворце идет Бал.  Подождем, пока заснут.

(Смотрят в окно)

(Дверь открывается. Полонез)

(Разговор придворных)

 Кавалер 1: Бал!  Это лучшее, может, что изобрёл человек. Всё так волнительно, ново, голова  идёт  кругом.
Дама 1: Ах, этот блеск, эти краски, в  танце   мелькают  огни. Все словно в старенькой сказке!!!
Кавалер 2: Мне хочется всё время танцевать! 

                       Мазурку, танго, в вальсе закружиться. 
                       Безудержно чечётку отбивать- 
                       Пусть этот танец бесконечно длится! 
                       Мадам, вы обаятельны!

Дама 2:  Благодарю вас, месье!

Кавалер 3:  Весело ли вам, мадам?

Дама 3: Так весело, как никогда в жизни. Я нахожусь на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. Как весело, граф! Не правда ли?

Кавалер 3: Да, я   очень рад.

Дама 3: Невозможно  быть недовольным чем-то  в такой прекрасный вечер. Все здесь на бале одинаково добрые, милые, прекрасные люди.  И потому все должны быть счастливы.

(Шут входит)

Шут: Мазурка! 

(Мазурка)

Кавалер 4: Прошу вас в зал, господа!

                     Дамы, пожалуйте туда!

Дама 4: Не худо бы немного отдохнуть. Так жарко здесь, что я растаю.

Кавалер 5: Настасья Павловна споет нам что-нибудь.

Дама 5: Романсов новых, право, я не знаю.

               А старые наскучили самой.

Дама 6: Ах, в самом деле, спой же, Настя, спой.

Дама 5: Но слушать со вниманьем мой приказ,

               Хоть этим наказаньем вас

               Авось исправишь!

(Романс «Лебединая верность» - поет Туйаара Тимофеева)

 (Входит Герда)

Принцесса: Это кто сюда пришел к нам? Что забыла ты у нас? Стража, где вы, где вас носит? И за что здесь кормят вас?

(Песня стражников- 5-6кл. мальчики «Бременские музыканты»)

Почетна и завидна наша роль,

Да наша роль,

Да наша роль, да наша роль,

Не может без охранников король.

Когда идём, дрожит кругом земля,

Всегда мы подле, подле короля.

Ох, рано встает охрана. (Пестряков Вася)

Если близко воробей, мы готовим пушку.

Если муха, муху бей, взять её на мушку.

Куда идёт король, большой секрет,

Большой секрет, большой секрет,

Большой секрет, большой секрет,

А мы всегда идём ему вослед.

Величество должны мы уберечь

От всяческих ему не нужных встреч.

Ох, рано встает охрана.

Если близко воробей, мы готовим пушку.

Если муха, муху бей, взять её на мушку. 

(Встают на месте)

Герда: Кай, родной мой!

Поворачивается Кай

Герда: Ой, ошиблась,

Ты не Кай мой, ты чужой.

Принц Кай: Что такое, что случилось?

Ты поговори со мной.

Герда: Брата я ищу по свету

Обошла полмира я.

Принцесса: Видела вчера карету

Снегом замела меня.

Королева в нем сидела,

рядом был мальчишка с ней

Герда: А куда они умчались

Как угнаться мне за ней?

Принцесса: ты не плачь, тебе поможем

Шубка вот и муфта есть,

Дам тебе свою карету и немножечко поесть.

Принц: Осторожней будь в дороге,

Здесь разбойники шалят.

Герда: Вот спасибо вам, большое спасибо,

Я иду к тебе, мой брат.

(Танец разбойников  - «Али- Баба и сорок разбойников»)

(Разбойники играют в карты танцуют и поют)

Разбойник 1: (Шеломов Павел сидя на дереве и свистит) Братцы! Карета едет! Золотая! Разбойница Жанна: Храбрые разбойники! А ну-ка, по местам! На засаду готовься!

(Разборка кареты. Музыка)

Разбойник 2: Какая девочка!

Разбойник 3: Красавица!

Мама-разбойница: Ишь какая королевна, будешь подарком для моей дочки.

Петь ей песни, поболтаешь,

Можешь кашу ей сварить.

Маленькая разбойница: Мама, где ты ходишь- бродишь?

Есть хочу я и играть.

Мама-р: ну чего ты?

Я ходила на разбой.

Вот какой тебе подарок принесла.

Нравится?

Маленькая разбойница: Ах, какая девочка! Муфта, шубка, все, что нужно мне. Отдай!

   Будешь ты мне игрушкой.

Герда: вы берите что хотите, только ехать нужно мне.

Маленькая разбойница: Ой, какая ты смешная. Ха-ха-ха! «Отпустите вы меня» (дразнит)

Я таких не отпускаю, не хорошая ведь я.

Герда: брата своего ищу я,

Время некогда терять

Маленькая разбойница: Замолчи! Ведь не шучу я.

Не люблю я отпускать.

Не реви тебе сказала,

Не люблю я всяких слез.

(Голуби, белочки, олень в клетке)

Голуби: Мы видали ее братца,

Отпусти ее скорей.

С королевой он поехал

До Лапландии своей.

Маленькая разбойница: ну-ка, птицы, замолчите!

Суп из вас сварю сейчас!

Герда: Умоляю, помогите,

Помощи прошу у вас.

Олень: Показать я путь сумею,

Ты же сжалься, отпусти,

Я ее теплом согрею,

Ну, не злись, а помоги.

Маленькая разбойница: Что вы все тут раскричались

Или вас пощекотать?!

Я еще не наигралась, чтоб ее мне отпускать.

Ладно, хватить лить тут слезы,

Море скоро тут нальешь.

Отвези ее скорее

И вернешься, как найдешь.  

(Разбойница плачет и отпускает всех зверят)

 (Бельчата от радости поют - ансамбль 1кл.)

(Дорога с оленем)

(Музыка Снежной вьюги)

Олень: Дальше идти я не могу. Вот Лапландия, ступай. Помни, девочка, Снежной Королевы не надо бояться!

 

(Дворец Снежной Королевы, музыка треска льда, капели Кай сидит играет)

(Танец льдинок вокруг Кая)

Герда: Кай, мой братец! Как же долго я искала тебя!

Кай: Отойди! Слово «вечность» я пишу.

Герда: Неужели не узнал ты меня? Я же Герда!

Кай: Руку отпусти мою!

Герда: Милый братец! Что с тобой?

(Герда заплакала, обнимает Кая).

Кай: Что случилось? Что со мною?

Герда: Кай, вернулся ты ко мне.

Кай: Что я делал здесь так долго?

Герда: Жил как будто ты во сне.

Кай, пойдем домой скорее,

Все тебя там заждались!

Кай: побежали побыстрее, ой, как холодно,

Не хочу быть среди льдин.

 (Заход снежной королевы)

Снежная королева: Что здесь делает эта девчонка?

Кай:  Уходи, Снежная Королева! Твоя льдинка в моем сердце растаяла!

Герда: Уходи! Больше я не отдам тебе моего Кая! Мы не боимся тебя!

Кай: Уходи!

Снежная Королева: Как смогла ты все разрушить, маленькая девочка?

(Звуки весны)

Снежная Королева: Что? я таю? Снега, снега мне скорее!

(Рушатся чертоги снежной королевы)

Бабушка: Сказка ложь, да в ней-намек! Добрым молодцам - урок!  Всякой сказке есть конец!

Все: С Новым годом! С Новым счастьем!

(Хор «Новогодние игрушки)



Предварительный просмотр:

Сценарий открытия Года Литературы.

Сценарий:  Елисеева О.Н., Платонова Г.Л.- учителя русского языка и литературы

                     Ноговицына В.Н.- зам. директора по воспитательной работе

Вед. 1: Добрый день,  уважаемые участники  Февральского  совещания работников образования Чурапчинского улуса!

Вед.2: 2015-ый год Указом президента РФ  объявлен  Годом  литературы. Этот год привлечет  внимание общества к литературе и чтению, сохранению колоссального гуманистического потенциала  литературы, национальных ценностей и духовных традиций народов.  

Вед.1: Литература - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость.

Вед.2: Литература - нравственный наставник  народа. Ее многогранность, многокрасочность поистине удивительна.

(Классическая музыка Ф. Шопена. Танцуют Муза, Лира, Перо)

Вед.1: Как музою приятно быть,
           На подвиги Поэта вдохновлять!
           Своей воздушной, как перо, рукою
           Его неслышно-нежно наставлять…

            Призывы Музы – лучшая награда
           Для тех, кто словом В е ч н о е творит.

Вед.2: Высокая гражданственность, или, по Пушкину, «Дум высокое стремление»- стала как бы законом развития русской поэзии, ее неотъемлемым свойством. Потому - то мы всегда нуждаемся в поэзии и любим ее.

Литературно-музыкальная композиция «Я пришел к тебе с приветом»

(П.И. Чайковский «Времена года»)

         1.Я пришел к тебе с приветом,

           Рассказать, что солнце встало,

           Что оно горячим светом

           По листам затрепетало.

         

           Рассказать, что лес проснулся

           Весь проснулся, веткой каждой,

           Каждой птицей встрепенулся

           И весенней полон жаждой… (Дь.Юля)

        2. Перед весной бывают дни такие:

            Под плотным снегом отдыхает луг,

            Шумят деревья весело-сухие,

            И теплый ветер нежен и упруг,

            И легкости своей дивится тело,

            И дома своего не узнаешь,

            А песню ту, что прежде надоела,

            Как новую, с волнением поешь. (К. Ася)

        3. Умом Россию не понять,

            Аршином общим не измерить:

            У ней особенная стать-

            В Россию можно только верить! (К. Алеша)

 

        4. Люблю Отчизну я, но странною любовью!

             Не победит ее рассудок мой.

             Ни слава, купленная кровью,

             Ни полный гордого доверия покой,

             Ни темной старины заветные преданья

             Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (Е. Виталий)

     5. О, весна без конца и без краю-

         Без конца и без краю мечта!

         Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

         И приветствую звоном щита! (Т. Туйаара)

III часть «Средь шумного бала…»    

    (Полонез)

(Звучит соната В.Бетховена  «К Элизе»)

1. Средь шумного бала, случайно,

     В тревоге мирской суеты.

     Тебя я увидел, но тайно

     Твои покрывала черты. (С. Ваня)  

    Лишь очи печально глядели,

    А голос так дивно звучал,

    Как звон отдаленной свирели,

    Как моря играющий вал. (М. Дариана)

(Романс «Ночь светла» - Туйаара Тимофеева)

2. Я к вам пишу - чего же боле?

    Что я могу еще сказать?

    Теперь, я знаю, в вашей воле

    Меня презрением наказать.

    Но вы, к моей несчастной доле

    Хоть каплю жалости храня,

    Вы не оставите меня.

    Сначала я молчать хотела;

    Поверьте: моего стыда

    Вы не узнали б никогда…(Н. Саша)

   

(Звучит «Лунная соната» Бетховена)

3. Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

    Как долго медлил я, как долго не хотела

    Рука предать огню все радости мои!..

    Но полно, час настал: гори, письмо любви.

    Готов я; ничему душа моя не внемлет. (С. Ваня)

 (Звучит соната В.Бетховена  «К Элизе»)

4. Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты. (Т. Уруйдаана)

(Мазурка)

Вед.1: Как велики, как неисчерпаемы сокровища русской поэзии! Сверкающие красками, весомые и зримые, воздушные и трепетные строфы великих русских классиков воспринимаются всем сердцем, всей душой.

Вед.2: Пусть Большая Поэзия снова придет к своим читателям как радость, как новое открытие мира!

            О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают…        (Т.Эрэл)



Предварительный просмотр:

Инсценировка по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Действующие лица и исполнители:

А.С. Пушкин – Березкин Алеша

Бопре – Пестряков Вася

Петруша Гринев - Слепцов Егор

Андрей Гринев –Саввин Женя

Савельич – ЧагылысовНьургун

Петр Гринев –Пахомов Мирослав

Авдотья Васильевна – Местникова Варя

Капитан Миронов Иван Кузьмич – Тарасов Эрчим

Василиса Егоровна, жена капитана Миронова – Тимофеева Алгыстана

Алексей Швабрин –Пестряков Вася

Маша Миронова – Гоголева Эмилия

Пугачев – Тарасов Эрчим

Пугачевцы - Баишев Артем, Саввин Женя, Слепцов Егор

Екатерина 2 – Сивцева Сардана

Отец Герасим – Попов Лев

Сцена 2 Видео №1: История рукописи.

А.С. Пушкин: Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам,описанным его дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена.

Эпизод 1. Детство

Глава1

Сержант гвардии

Береги честь смолоду.

(Пословица)

Бопре:  Люблю вас русских! И настойку русскую люблю! Добрый малый будешь, Петруша!( По-французски)

Музыка (детская, озорная)

Падает на кровать и засыпает. Петруша снимает географическую карту и делает из нее бумажный змей. Решительно входит Андрей Гринев.

Андрей Гринев:Чем ты это занят? Это твои занятия по географии?!!!(Дергает за ухо.Подходит к Бопре, неосторожно будит).Так вот чем вы занимаетесь? По контракту вы обязаны учить  Петрушу  по-французски, по-немецки и  всем наукам!!! Семь бед, один ответ!!! ( Выталкивает и прогоняет Бопре).

Савельич(обрадованно): Слава Богу!(улыбается)

Эпизод 2. Проводы на службу.

(На сцену появляются Петр Гринев, Авдотья Васильевна, Андрей Гринев, Савельич.Провожают Петра на службу).

Андрей Гринев:Прощай, Петр.  Служи  верно, кому присягнешь; слушайся  начальников;  за их  лаской  не гоняйся;  на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову,  а  честь  смолоду.

Мать:  Береги свое здоровье. А ты, Савельич, смотри хорошенько за дитяти.

(Надевают на Петра заячий тулуп . Выходят.)

Эпизод 3.В доме капитана Миронова.

Глава 3.

Крепость

Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.

Солдатская песня.

Старинные люди, мой батюшка.

Недоросль.

Комендантский дом. Сидят Василиса Егоровна и Швабрин. Входит Гринев, кланяется. Швабрин встает, кланяется. Все усаживаются.

Василиса Егоровна (обращаясь к Гриневу):  Итак, Петр Андреич, кто ваши родители, живы ли они, и какого их состояние?

Петр Гринев: У батюшки с матушкой 300 душ крестьян.

Василиса Егоровна: Легко ли??? У нас, всего-то душ одна девка Палашка; да слава Богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестой.

(Маша смутилась, опустила глаза, вытерла слезы.)

Петр Гринев: Я слышал, что на вашу крепость собираются напасть башкирцы.

Капитан Миронов:  От кого, батюшка, ты изволил это слышать?

Петр Гринев: Мне так сказывали в Оренбурге. (Обратившись к Василисе Егоровне).Вам не страшно, Василиса Егоровна, оставаться в крепости, подверженной таким опасностям?

Василиса Егоровна: Привычка, мой батюшка. Так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут.

Швабрин:  Василиса Егоровна-прехрабрая дама. Иван Кузьмич может это засвидетельствовать.

Петр Гринев: А Марья Ивановна? Так же ли смела, как и вы?

Василиса Егоровна: Смела ли Маша? Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузьмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страху на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

(Все встают и выходят).

Эпизод 4. Ссора Гринева и Швабрина. Дуэль.

Глава 4.

Поединок

— Ин изволь, и стань же в позитуру. 
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Княжнин.

Гринев дает Швабрину прочитать свое стихотворение, посвященное Марье.

Гринев: Как ты это находишь?

Швабрин: Песня твоя совсем не хороша.  (И читает отрывок  из стихотворения):

Ты, узнав мои напасти,

Сжалься, Маша, надо мной,

- А  кто эта Маша, перед которой изъясняешься внежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?

Петр Гринев: Не твое дело, кто бы ни  была эта Маша. Нетребую ни твоего мнения, ни твоих догадок.

Швабрин: Если это Маша Миронова, то я знаю по опыту ее нрав и обычай, ей более нужна пара сережек вместо твоих  нежных стишков.

Петр Гринев: А почему ты о ней такого мнения? Ты  лжешь, мерзавец! Ты  лжешь самым бесстыдным образом.

Швабрин: Это  тебе  так не  пройдет, вы мне дадите сатисфакцию?!

Петр Гринев: Изволь; когда хочешь!

(Швабрин и Гринев спускаются к реке, достают шпаги).

Швабрин: Зачем откладывать, здесь никто нам не помешает! (Дерутся, подбегает Савельич)

Савельич:Петрууууша! (в это время Гринев отвлекается на Савельича и получает ранение, падает).

Видео2: Скорейшему выздоровлению Гринева способствовали забота и внимание Марьи Ивановны. Она ни на минуту не отходила от него . Теперь он был уверен в ее чувствах, и он решил написать батюшке красноречивое письмо с просьбой о благословении.

Эпизод 5. Любовь.

Глава 5

Любовь

Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.

Песня народная.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

То же.

Марья Ивановна: Что это с  вами сделалось? Как вы бледны!

Петр Гринев: Все  кончено!(Передает письмо Марье, звучит аудиозапись письма, Марья читает)

Текст письма: «Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин.

Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла.

Отец твой А. Г.»

Марья Ивановна: Видно мне  не судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...

Петр Гринев: Этому не бывать! (Кричит, схватив ее за руку) Ты меня любишь; я готов на  все. Пойдем,  кинемся в ноги  к твоим  родителям;  они  люди простые, не жестокосердые  гордецы...  Они  нас  благословят; мы  обвенчаемся...  а  там со временем, я  уверен, мы умолим отца  моего;  матушка будет за нас; он меня простит...  "

Марья Ивановна: Нет, Петр  Андреич, я не выйду  за тебя без благословения твоих  родителей. Без их  благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с  тобою, Петр Андреич; а я за  вас обоих…  (Плачет, убегает, Гринев в смятении уходит.)

Эпизод 6. Помилование Гринева.

Глава 7

Приступ

Голова моя, головушка, 
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика, 
Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.

Народная песня.

(Звон колокола.Отец Герасим, бедный и дрожащий, с крестом в руках молится. Среди мятежных старшин был и Швабрин, обстриженный в кружок и в казацком кафтане. Что-то шепчет на ухо Пугачеву.)

Пугачев: Вешать его! (Гринева тащат под виселицу.)

Савельич:Постойте, окаянные! Погодите! (падает к ногам Пугачева)Отец родной!Что тебе в  смертибарского дитяти?  Отпусти его; за него тебе выкуп  дадут;  а  для  примера и

страха ради, вели повесить  хоть  меня старика. (Пугачев дает знак и Гринева развязывают)

Палач: Батюшка наш тебя милует! (Приводят Гринева к Пугачеву,  ставят на колени.Пугачев протягивает руку.)

Толпа: Целуй руку, целуй!!!

Савельич: Не упрямься! что тебе стоит? Плюнь и поцелуй у злод… (тьфу) поцелуй у него ручку.

Пугачев: Его  благородие знать одурел от  радости. Подымите его!

Звучит народная песня " Не шуми т ы мать зеленая дубравушка..."

 Застолье бунтовщиков.

( Заходит Петр Гринев, кланяется).

Пугачев: А,  ваше благородие! Добро пожаловать; честь и место, милости просим. Что,  ваше благородие? Струсил  ты,  признайся, когда молодцы  мои  накинули  тебе веревку на  шею? Я узнал твоего слугу, и помиловал тебя за твою добродетель. Обещаешься ли служить мне  с усердием?

Петр Гринев: Нет.  Я  природный  дворянин; я присягал государыне императрице:  тебе служить  не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.

Пугачев (задумавшись): А коли отпущу, так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?

Петр Гринев: Как могу  тебе в этом обещаться? Сам знаешь,  не  моя воля:  велят  идти против  тебя  -  пойду,  делать  нечего.   Голова  моя  в  твоей власти:  отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебя судья; а я сказал тебе правду.

Пугачев: Так и быть! (ударяет Гринева по плечу). Казнить так казнить, миловать так миловать.

Видео:А.С. Пушкин:В Оренбурге Петр Гринев получил письмо от Маши, и все его опасения оправдались. Маша писала, что Швабрин принуждает её выйти за него замуж, угрожая в противном случае выдать её пугачевцам. Петр не мог оставить ее в такие трудные минуты. Без всяких колебаний он с Савельичем отправились спасти Марью Ивановну. По велению судьбы в дальнейшем спасении Маши помог сам Пугачев. Его дружеские отношения с Пугачевым и предательский донос Швабрина послужили поводом его ареста. Спасти его от ссылки и сохранить  честь нашего рода смогла Марья Ивановна. Она поехала в Петербург к самой царице искать правду.

Эпизод 7. Встреча Марьи Ивановны с Екатериной 2.

Глава 14.

Суд

Мирская молва —
Морская волна.

Пословица.

Сад. Лай собаки. Женщина.

Екатерина 2: Вы верно не здешние?

Марья Ивановна: Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

Екатерина 2: Вы приехали с вашими родными?

Марья Ивановна: Никак нет-с. Я приехала одна.

Екатерина 2: Одна! Но вы так еще молоды".

Марья Ивановна: У меня нет ни отца, ни матери.

Екатерина 2: Вы здесь конечно по каким-нибудь делам?

Марья Ивановна: Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

Екатерина 2: Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

Марья Ивановна: Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

Екатерина 2: Позвольте спросить, кто вы таковы?

Марья Ивановна: Я дочь капитана Миронова.

Екатерина 2: Капитана  Миронова!  того  самого,  что  был комендантом  в  одной  из оренбургских крепостей?

Марья Ивановна: Точно так-с.

Екатерина 2: Извините меня, если я вмешиваюсь  в ваши дела; но  я  бываю  при дворе; изъясните мне,  в чем состоит ваша  просьба, и, может быть, мне удастся  вам помочь.

Марья Ивановна: Благодарю! Вот Посмотрите (Подает сложенную бумагу, женщина читает)

Екатерина 2: Вы   просите  за  Гринева?"  -  сказала   дама  с  холодным  видом. Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

Марья Ивановна: Ах, неправда!

Екатерина 2: Как неправда!

Марья Ивановна:Неправда, ей  богу, неправда! Я  знаю все, я все вам расскажу. Он дляодной меня подвергался всему,  что  постигло  его.  И если он не  оправдалсяперед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня.

Екатерина 2: Где вы  остановились?

Марья Ивановна: У Анны Власьевны.

Екатерина 2:А! знаю.Прощайте,  не говорите никому о нашей  встрече.  Я  надеюсь,  что вы недолгобудете ждать ответа на ваше письмо".

Эпизод 8. Оправдание.

Дворец (Видео).  Марью Ивановну привели к императрице.

Екатерина 2:Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено.  Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру.

 (Марья Ивановна падает к ногам императрицы)

Торжественная музыка.

Поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Рождество Христово!"(литературно-музыкальная композиция)

Цель работы-духовно-нравственное информирование  учащихся о православном празднике Рождества Христова на основе классических поэтических текстов....

Сценарии театральных постановок для школьного театра на английском

За многие годы работы с театральным проектом в школе у меня накопилось много авторских сценариев. Надеюсь, они будут востребованы коллегами.Представляю вам сценарий музыкальной постановки King Mida...

Сценарии театральных постановок для школьного театра на английском

Сценарий спектакля Gulliver, в котором можно задействовать младших и старших школьников...

Сценарий отчетного тематического концерта. Литературно-музыкальная композиция по произведениям Ю. Слонова.

Данный сценарий  отчетного концерта класса совмещает в себе сразу несколько форм тематического концерта: концерт-лекция, т.к. в основе лежит рассказ о творчестве композитора Ю. Слонова; концерт-п...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Сценарии для театральных постановок в школе

Сценарии для театральных постановок в школе...