Главные вкладки

    План-конспект урока по музыке на тему:
    Урок по музыке "Благославенен час молитвы"

    Лотина Светлана Леонидовна

    Музыкальная речь "выросла" из интонаций разговорной речи. Очень ярко открывается взаимосвязь интонации молитвы, которая звучит в храме и музыкальных произведений П.Чайковского "Утренняя молитва", "В церкви".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                         Благословенен час молитвы

    Цель урока:

    Приобщение к духовной культуре, как части отечественной культуры. Формирование у учащихся интереса к духовной музыке.

    Задачи:

    1. Раскрыть взаимосвязь интонации молитвы и музыки в произведениях «В церкви», «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

    2. Раскрыть взаимосвязь поэзии и духовной музыки.

               

            1 часть. Пролог.

            Вопросы учителя:

     

    Что сей час прозвучало? Молитва. Сегодня мы будем говорить о молитве.

    2 часть. Завязка

            Учитель.

    Издавна на разных континентах мира люди возносили и возносят молитвы к Богу. И сегодня мы попробуем по-новому посмотреть на понятие «молитва». Мы послушаем стихотворения, посвящённые молитве, послушаем и проанализируем музыкальные произведения, посвящённые молитве, Это поможет  нам прочувствовать молитву душой.

    3 часть. Развитие действий.

    Итак:

    - Что такое «молитва»? (словесное обращение к Богу)

    - А что же прося люди обычно у Бога? ( Здоровья, прощения, благ).

      И в царской семье, несмотря на полный достаток, очень часто молились, если помнить, что молитва – это просьба, то о чём могли просить в царской семье?  Сейчас мы с вами послушаем стихотворение «Молитва», написанное Константином Романовым, в исполнении ученика вашего класса, а вы обратите внимание на просьбу, с которой обращается к Всевышнему член царской семьи.

             Научи меня, Боже, любить

            Всем умом Тебя, всем помышленьем,

            Чтоб и душу Тебе посвятить

            И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

            Научи Ты меня соблюдать

            Лишь Твою милосердную волю,

            Научи никогда не роптать

            На свою многотрудную долю.

            Всех, которых пришел искупить

            Ты Своею Пречистою Кровью,

            Бескорыстной, глубокой любовью

            Научи меня, Боже, любить.

            

    Учитель. О чём просил в молитве К.Романов в своей молитве? (о христианской любви). Да, о любви, которая всё терпит, всё прощает

    Когда мы любим своих друзей, близких, которые к нам хорошо относятся – это не большой труд. Гораздо сложнее любить врагов, с которыми  ты не дружен, с которыми когда-то поссорился, или тех, кто предал.

            Служба в православном храме -  прежде всего молитвы, и сейчас мы послушаем молитву «Да не разлучит от любви Божьей», которая прозвучит на фоне вида храмов.

                    

    Слайд №2

    Необычайно красивая, гармоничная музыка. Какие слова рождаются при прослушивании молитвы? (тишина, спокойствие, умиротворение). Действительно: благословенен молитвословия час…

    А часто ли мы обращаемся к Богу с молитвами в течение дня? Наверно не каждый день, а  только тогда, когда совсем тяжело и помочь нам никто не может…

    А сейчас мы послушаем историю, рассказывающую об одном воскресном дне ребёнка из православной семьи.

                                    

    Слайд №3

    Обратите внимание, как часто обращаются с молитвой к Богу в православной семье. А во времена, когда жил П.И.Чайковский, так проходил день каждого ребёнка. Сам композитор был глубоко верующим человеком. Известно стихотворение 11 летнего Пети, написанного на французском языке. Вот буквальный перевод этих незамысловатых детских наивных строчек, пронизанных особой теплотой.

            Когда молюсь от сердца,

            Господь мою молитву слышит.

            Молитва наша есть опора

            Она как свет, нам душу освещает.

    4 часть. Кульминация.

            Сегодня мы будем слушать произведения Чайковского из «Детского альбома», но сначала давайте вспомним:

     - Сколько пьес вошло в альбом? (24)

     - Случайно ли это количество пьес?

     (Нет не случайно, в сутках 24 часа. Чтобы каждый час был интересен для любимой племянницы, которая болела и не могла выходить из дома.)

            А теперь давайте подумаем. Мог ли Чайковский, заботясь о всестороннем развитии заболевшего ребёнка, забыть о времени, которое отведёно на ежедневную молитву?

            - Конечно,  не мог! И поэтому 2 пьесы в «Детском альбоме » композитор посвящает молитве – это «Утренняя молитва» и «В церкви». Действительно, благословенен молитвословия час. Мы сейчас послушаем эти пьесы. А вы приготовьтесь рассказать о настроении произведений, какие чувства вызывает мелодия.

                            

    Звучит фонограмма  №1 «Утренняя молитва» П.И.Чайковского

            

            Вопросы к ученикам.

            -  Какие слова рождаются после прослушивания произведения? (ответы уч-ся)

    - А какое чувство оставляет движущаяся вверх мелодия на затухающей динамике? (просветление).

    -Какие инструменты звучали? (симфонический оркестр).

    Совершенно верно. А как же получается, что композитор написал произведение для фортепиано, а его исполняет симфонический оркестр? Как называется приём, когда ноты перекладываются для иного инструмента, не того, который задумал автор?

    (Аранжировка)

    - Правильно.

    -Послушаем пьесу «В церкви».

                    

    Звучит фонограмма  №2 «В церкви» П.И.Чайковского.

            

            -Какое чувство оставляет после прослушивания это произведение? (тихо, мирно, успокоение, кажется, что звучит молитва, звон колоколов).

            -Интересная история у этой пьесы. В основу произведения легла оригинальная молитва «Помилуй мя Боже, по великой милости Твоей».

            -В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и передаёт то состояниё, которое остаётся после неё.

            -Как вы думаете, почему «Утренней молитвой» П.Чайковский начинает свой «Детский альбом», а пьесой «В церкви» заканчивает? (День начинается молитвой и заканчивается.).

    5 часть. Закрепление материала.

                   

                  Наш разговор о молитве был бы не полным, если бы мы не вспомнили о молитве Богородице – матери Христа. Образ матери является символом всего самого доброго, родного, святого и не случайно самые искренние, самые сокровенные молитвы звучат у иконы Пресвятой Богородицы. Послушайте молитву «Богородице Дево, радуйся».

                    

    На прошлом уроке мы с вами начали разучивать песню «Ангел» на стихи М.Лермонтова муз. Л.Марченко

                    Слайд №5 (со словами песни)

            - Напомните мне, пожалуйста, кто такой Ангел?

            (от греческого «вестник», сверхъестесвенные силы, Духи, созданные Богом. При крещении каждому приставляется Ангел- хранитель).

     

            Работа над фразировкой в песне «Ангел».

    5. Подведение итогов.

     

            Ребята, что нового мы с вами узнали о молитве?

    Ответы учеников.

    1. Молитва – это не всегда слова, но всегда чувства.
    2.  Существуют музыкальные произведения, имитирующие интонации молитвы церковного хора.
    3. Есть много стихов, посвящённых молитве.

            

    6. Эпилог.

            

            Колокол, с молитвою сливаясь,

            Тронул наши души и сердца.

            У молитвы к Богу есть начало,

            Но молитве этой нет конца.

                    Вы в душе, ребята, сохраните

                    Этой искры Божью благодать.

                    Пусть урок останется открытым –

                    В вашей жизни их не сосчитать…

            Пусть хранит Господь вас в нашем мире,

            И вершите добрые дела.

            Ведь любви сегодня приоткрылись

            Ваши юные, прекрасные сердца!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по православию "Молитва"

    Говорить с Богом можно по-разному. Можно своими словами, про себя или вслух обращаться к Господу с вопросами, просьбами и благодарностями. Но не всегда находятся нужные слова, как лучше обратиться к Б...

    Конспект урока по информатике " Час кода в России"

      Тема урока: «Кодирование информации»( учитель информатики  Чибисов А.А.).Цель урока: познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодировани...

    конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс

    конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс....

    Урок по информатике "Час кода"

    Цели урока: создание условий, формирующих представление об изучении и развитии информатики и программирования в России, профессий, связанных с информатикой. Задачи урока:  обучающие- знать место и...

    Конспект урока по информатике «Час Кода»

    урок посвящен наиболее востребованной профессии - программист, рассказывает о положительных особенностях и наглядно показывает, каких успехов достигли представители данной профессии...

    Конспект урока по предмету ОРКиСЭ (модуль ОПК) на тему: «Православная молитва».

    Цель: формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.Задачи:* познакомить с понятием ...

    Урок по теме "Православная молитва" (ОРКСЭ)

    по  модулю "Основы православной культуры"учебник "Основы православной культуры 4-5 кл" Кураева А.В., издательство "Просвещение", 2010...