Главные вкладки

    Патриотическое воспитание на уроках искусства.
    опыты и эксперименты по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

    Из опыта работы по данной теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

              ВОСПИТАНИЕ

                    НА УРОКАХ            

                   ИСКУССТВА.

                         

                                   Сизоненко Л.А.                                       

    «Кто хочет ограничиться настоящим,

    без знания прошлого, тот никогда его не поймет…»

    Г.В. Лейбниц

    Формирование патриотического сознания является органической составной частью общего воспитания школьников. Если заглянуть в словарь Ожегова, то мы увидим, что слово «патриот», в переводе с греческого, означает «соотечественник» - человек горячо и преданно любящий Родину. Патриотизм является одной из важных черт всесторонне развитой, гармонической личности, еѐ внутренним нравственным стержнем, определяющим еѐ ценностные ориентации и установки. Патриотизм – это чувство безмерной любви к Родине, гордости за неѐ; это эмоциональное волнение, переживание радости за еѐ успехи и горечи за неудачи и поражения.  Любовь к Отечеству сравнима с любовью к матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Стихи, песни, спектакли, живописные полотна, кинофильмы, посвящѐнные Родине, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг, восхищение, породить глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Для того чтобы не только чувствовать себя патриотом, но и быть им, совершать поступки, достойные своего народа и Родины, необходима внутренняя целеустремлѐнность. Формированию этого качества может способствовать ориентированность молодого человека на героя литературы или искусства, которого он выбирает в качестве своего идеала.

    Урок музыки – это один из предметов, который воспитывает чувство патриотизма у детей. Как и через что оно развивается? Знакомство с жизнью русских композиторов. Слушание музыкальных произведений с историческим содержанием. Художественное исполнение песен определѐнного содержания. Пение – это один из более близких видов деятельности на уроке музыки, т.к. дети принимают непосредственное участие в нѐм. Музыкальное воспитание школьников может и должно способствовать тому, чтобы поколение сознавало и ощущало себя частью огромной семьи в России, чтобы школьники в той мере, в которой позволяет их возраст, жили интересами Родины. Искусство представляет неисчерпаемый арсенал, подлинную духовную сокровищницу идей, мыслей о Родине, образ их героических защитников. Полностью использовать эти богатства в патриотическом воспитании - наша благородная, ответственная, трудная и необычайно увлекательная задача.

    Цель: воспитание патриотического чувства  средствами музыки.

    Это совершается тогда, когда человек открывает для себя окружающий мир, получает первые знания о своей стране, о еѐ природе, истории, культуре, когда начинает восхищаться и гордиться еѐ героями. Детство и юность – самая благодатная пора для этих открытий, для воспитания чувства любви к Родине. Многое должна сделать здесь школа. Формирование патриотического сознания является органической составной частью общего воспитания школьников. Если заглянуть в словарь Ожегова, то мы увидим, что слово «патриот», в переводе с греческого означает –соотечественник- человек горячо и преданно любящий Родину. Патриотизм является одной из важных черт всесторонне развитой, гармонической  личности, еѐ внутренним нравственным стержнем, определяющим еѐ ценностные ориентации и установки. Патриотизм – это чувство безмерной любви к Родине, гордости за неѐ; это эмоциональное волнение, переживание радости за еѐ успехи и горечи за  удачи и поражения.

    У кого-то Родина ассоциируется с берѐзкой, белой и чистой, у других с белоснежными горами, у третьих – с величественными кедрами и дубравами… Но все эти сравнения говорят ободном – о картинах и образах, которые рождают чувство любви к родному краю. Обобщающим образом искусства, в котором воплотились чувства людей к родине, стал образ матери: Родина любимая, мать родная… Родина – мать - этот возвышенный образ стал символом нашей победы в Великой Отечественной Войне. Важно подчеркнуть, что, несмотря на все ужасы, тяготы, жертвы, неизбежные во всякой войне, наша литература и искусство сделали главной темой своих произведений не смерть и жертвенность, а победу, подвиг во имя жизни. Восприятие произведений искусства, частью которого является музыка, необычайно расширяет и углубляет духовный мир человека, формирует у него богатый спектр чувств и переживаний. Стихи, песни, спектакли, живописные полотна, кинофильмы, посвящѐнные Родине, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг, восхищение, породить глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Для того чтобы не только чувствовать себя патриотом, но и быть им, совершать поступки, достойные своего народа и Родины, необходима внутренняя целеустремлѐнность. Формированию этого качества может способствовать ориентированность молодого человека на героя литературы или искусства, которого он выбирает в качестве своего идеала. Урок музыки – это один из предметов, который воспитывает чувство патриотизма у детей. Как и через что оно развивается?1. Знакомство с жизнью русских композиторов. Наверно ни в одной стране нет такого количества имѐн, прославивших свою Родину на весь мир: Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Пѐтр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Фѐдорович Стравинский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Георгий Васильевич Свиридов…2. Слушание музыкальных произведений с историческим содержанием, например:-опера «Иван Сусанин»- кантата «Александр Невский»-симфония «Богатырская», Симфония «Ленинградская». Симфония «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича обладает огромной силой эмоционального воздействия. Она с особой правдивостью отражает весь ужас и всѐ низменное и отвратительное, что таит в себе фашизм, и одновременно музыка рассказала миру о великом мужестве не только защитников Ленинграда, она повествовала о героизме и непобедимости русского человека. При изучении «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича я привожу слова из воспоминаний композитора. «Симфония писалась в 1941г. в Ленинграде. С первых же дней войны я сел за рояль и начал работать. Я жил тогда в здании консерватории. Премьера состоялась в филармонии в августе 1942г., в день, когда было назначено гитлеровцами наступление в Ленинград». Сразу же после создания она исполнялась симфоническими оркестрами многих стран мира. В 1942г. симфония была удостоена Государственной премии 1йстепени. Произведение пользовалось такой популярностью, что партитура преодолевала длительный и небезопасный путь, чтобы попасть в США, Англию, Швецию… Не случайно в Англии после исполнения симфонии Шостаковича - газеты писали, что симфония даѐт людям силу духа и надежду, что мир придѐт! На уроках музыки в 7классе мы с детьми слушаем центральный эпизод 1ч. Равнодушие и смертность, отвратительные для всего живого, которые расширяются и растут, неся в себе страшную угрозу, составляют суть развития в «эпизоде нашествия» из симфонии Шостаковича. С этим произведением ученики знакомятся в 3 четверти, когда изучают формы в музыке. Форму этого эпизода образуют одиннадцать вариаций, выстраиваемых композитором именно по линии нарастания бездушной, мѐртвой, страшной силы. Вначале едва слышится дробь барабана –холодная, мерная поступь. Постепенно звучность нарастает, и еѐ ритм подчѐркивает бездушность, жестокость врага. Мелодия эпизода в ходе вариаций не изменяется, что в данном случае может быть трактовано как проявление тупости и несгибаемости, характеризующие звериный облик жестокого врага. Первоначальная тема почти карикатурна: в ней звучит и ритм марша, и джазовые интонации. Таков неизменный «стержень» образно-музыкальной характеристики фашистов, который постепенно, с каждой новой вариацией обнаруживает свою бездушную и страшную сущность. В музыке эпизода целью образного развития является показ именно расширения, непомерного разрастания этой сущности, которую можно уподобить жуткому образу «машины смерти». Лязг, визг, скрежет охватывают все пространство звучания, рисуя образ врага огромной силы и мощности, которому может противостоять только поистине всенародное единение. Теперь, спустя много лет, когда война давно миновала, мы можем лишь поражаться той поистине магической силе музыки, способной воодушевить великое множество людей, вдохнуть в них веру в национальное достоинство и придать колоссальные силы, так необходимые в тяжелейшее военное время.

     Ещѐ один вид деятельности, используемый для развития патриотического воспитания, - это художественное исполнение песен определѐнного содержания. Пение– это один из более близких видов деятельности на уроке музыки, т.к. дети принимают непосредственное участие в нѐм. Важная особенность песни заключается в том, что в ней в лаконичной форме выражаются общие для людей мысли, идеи, чувства, воплощая эти идеи и мысли в музыке и тексте песни, как бы зовѐт нас переживать или разделять радость с героями. Существует целая классификация русских народных песен, в которой есть такие разновидности песен, как рекрутские, обрядовые, лирические, военные, хороводные, трудовые, колыбельные, прибаутки, заклички… И если попытаться проанализировать сюжет этих песен, то можно увидеть, что большинство песен поются о человеке, о родине, о любви…Песня всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана. Знаменательно, что в дни великих потрясений, военных испытаний, песня в жизни народа приобретает большое значение. Например, за первые четыре дня Великой Отечественной войны композиторами и  поэтами было создано свыше ста песен, отражавших мысли и чувства народа, вставших на защиту своей Родины. Вот некоторые из них: «Священная война», «В землянке», «Тѐмная ночь», «Вечер на Рейне», «Песня о Днепре», «Дороги», «Давно мы дома не были», «Катюша», «Где же вы теперь друзья однополчане»…

    В 20 веке было создано множество песен и крупных музыкальных произведений, которые оказали большое значение в патриотическом воспитании русского человека. Дети, рождѐнные  в послевоенное время, любят и чтут свою Родину. Смотря на нынешнюю молодѐжь, мы не всегда видим ту активность, патриотизм, которые были у их родителей. Всѐ течѐт, всѐ меняется. Время неумолимо бежит вперѐд, мы уже живѐм в21 веке. И новое поколение окружает другой мир, в котором другие ценности, ориентиры. Музыкальное воспитание школьников может и должно способствовать тому, чтобы поколение сознавало и ощущало себя частью огромной семьи в России, чтобы школьники в той мере, в которой позволяет их возраст, жили интересами Родины. Говоря о песне, можно выделить одну и главную песню всего государства – это ГИМН -торжественная песнь на стихи программного характера. В школе ученики впервые с гимном знакомятся в начальной школе.  В старших классах гимн повторяется и закрепляется на уроках музыки в начале учебного года. Сейчас эта песня (гимн) часто звучит на эстраде в разных аранжировках. Гимн исполняют Носков, Анита Цой, Лариса Долина. Это показывает ребятам то, что эта песня актуальна для сегодняшнего времени и любима современными звѐздами. Каждый год дети с первого по восьмой класс поют песни на уроках музыки, и часть песенного материла так или иначе связана с воспитанием патриотизма, любви к Родине, красоте родной природы..

    Целью изобразительного искусства в патриотическом воспитании является формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.

    А задачами патриотического воспитания в ИЗО являются: сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; воспитание любви к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;

      способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, села, города, культуры народов мира, своей страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Большое количество уроков направлены на развитие патриотических чувств у учащихся, такие, как: «Пейзаж родной земли», «Народные праздники», «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Праздничные народные гулянья»; «Жанр пейзаж в изобразительном искусстве», «Пейзаж в русской живописи»; «Великие скульпторы», «Сложный мир исторической картины. Из истории родного края».

    В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны, в рамках предмета изобразительного искусства,  провожу   конкурсы- выставки детских рисунков, а также выставки творческих работ, посвященные различным праздникам, юбилеям: «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», «Дню Победы», «Дню Космонавтики»…

    Также принимаем участие в конкурсах рисунков на патриотическую тематику: «Красота родного края», «Красота божьего мира»…

    Взволновать, захватить воображение ребят без использования музыки, поэзии, живописи, театрального действия чрезвычайно трудно, да просто невозможно. Искусство представляет неисчерпаемый арсенал, подлинную духовную сокровищницу идей, мыслей о Родине, образ их героических защитников. Полностью использовать эти богатства в патриотическом воспитании - наша благородная, ответственная, трудная и необычайно увлекательная задача.

                       

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    патриотическое воспитание на уроках географии

    «Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания   патриотических   качеств    личности».     Гайдамакина  Л.Н.- учи...

    "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

                   Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы.  Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...

    Патриотическое воспитание на уроках истории

    Сообщение  о  патриотическом воспитании  на  уроках  истории...

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Люб...

    Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

    Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    Все явления нашего времени подтверждают, что нестабильность политико-экономической сферы, социальная расслоение общества, изменение духовных ценностей оказали отрицательное влияние на общественное соз...

    Презентация на тему: "Патриотическое воспитание на уроках хореографического искусства"

    В данной презентации я поделюсь с вами информацией о воспитании патриотизма через хореографическое искусство, через народный танец....