Рабочая программа по музыке 8 класс
рабочая программа по музыке (8 класс) на тему

Рабочая программа по музыке 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc127 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

гМуниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский»

                                        

                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ткаченко Ларисы Анатольевны,

учителя музыки

высшей квалификационной категории

Музыка

8 класс

Адаптированная программа

    Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,  примерной программы основного общего образования по музыке и авторской программы Т. И. Науменко, В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 5-8 классы», Дрофа, 2007 год.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Музыка» 35 часов в  год из расчёта 1 час в неделю.

Содержание образовательной программы по музыке в 8 классе реализуется на основе учебно-методического комплекта «Музыка. 8 класс» Т. И. Науменко, В. В. Алеев и раскрывается в теме года «Традиция и современность в музыке». Адаптация программы в условиях школы позволяет использовать при её освоении возможности цифрового музыкального оборудования. Выбор программы обусловлен тем, что он полностью отвечает требованиям времени, так как реализует личностно-ориентированное обучение. На уроках с этими учащимися используются: установки к интересу обучения, систематическое стимулирование желания к деятельности, благоприятный психологический климат в классе, активизация познавательной деятельности учащихся, постоянная смена деятельности (писать,  говорить, смотреть, прочитать, рисовать, подражать, исполнять, слушать).

     Тема «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке вечной связи времён. Понятие современности рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся главные составляющие той «картины мира», которые всегда были фундаментом человеческих представлений о жизни. Мир сказки и мифа  - эта самая древняя  «колыбель» искусства - по прежнему присутствует в нем, порождая самые цельные по мироощущению радостные его произведения.

      Мир человеческих чувств  погружает нас в стихию вечных эмоций, где выражаются радость и скорбь во всем многообразии оттенков, доступных только музыке.

     Мир духовной музыки рассматривается как воплощение самых высоких стремлений человека, вечных и неугасающих во все времена.

      Задачи:

образовательные: формировать знания об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; знакомить учащихся с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры; овладевать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании; осваивать музыку и знать о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,  примерной программы основного общего образования по музыке и авторской программы Т. И. Науменко, В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 5-8 классы», Дрофа, 2007 год.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Музыка» 35 часов в  год из расчёта 1 час в неделю.

Содержание образовательной программы по музыке в 8 классе реализуется на основе учебно-методического комплекта «Музыка. 8 класс» Т. И. Науменко, В. В. Алеев и раскрывается в теме года «Традиция и современность в музыке». Адаптация программы в условиях школы позволяет использовать при её освоении возможности цифрового музыкального оборудования. Выбор программы обусловлен тем, что он полностью отвечает требованиям времени, так как реализует личностно-ориентированное обучение. На уроках с этими учащимися используются: установки к интересу обучения, систематическое стимулирование желания к деятельности, благоприятный психологический климат в классе, активизация познавательной деятельности учащихся, постоянная смена деятельности (писать,  говорить, смотреть, прочитать, рисовать, подражать, исполнять, слушать).

     Тема «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке вечной связи времён. Понятие современности рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся главные составляющие той «картины мира», которые всегда были фундаментом человеческих представлений о жизни. Мир сказки и мифа  - эта самая древняя  «колыбель» искусства - по прежнему присутствует в нем, порождая самые цельные по мироощущению радостные его произведения.

      Мир человеческих чувств  погружает нас в стихию вечных эмоций, где выражаются радость и скорбь во всем многообразии оттенков, доступных только музыке.

     Мир духовной музыки рассматривается как воплощение самых высоких стремлений человека, вечных и неугасающих во все времена.

      Задачи:

образовательные: формировать знания об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; знакомить учащихся с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры; овладевать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании; осваивать музыку и знать о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

усваивать изучаемые музыкальные произведения и знания о музыке;

овладевать способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

развивающие: развивать эмоционально – ценностное отношение к миру, явлениям жизни и искусству; нравственно– эстетическое отношение к жизни; слушательскую культуру;

воспитательная: воспитывать художественный вкус учащихся; интеллектуальную, эмоциональную сферу, творческий потенциал


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ, ОКОНЧИВШИХ 8 КЛАСС

-  уметь аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5,6,7,8 классов);

- уметь обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

-  осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

-  понимать особенности сонатной формы;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Часы

По видам учебной деятельности

Компетенции

теория

практика

1.

Вступление

1

1

-

Ценностно-смысловые

2.

О традиции в музыке

1

1

-

Учебно-познавательные

3.

Вечные темы в искусстве

2

1

1

Информационные

4.

Мир человеческих чувств

6

4

2

Общекультурные

5.

В поисках истины и красоты (духовно-музыкальная традиция»

4

3

1

Общекультурные

6.

О современности в музыке

2

1

1

Коммуникативные

7.

Воплощение в музыке вечных тем

2

1

1

Ценностно-смысловые

Всего

18

12

18


Календарное тематическое поурочное планирование

по музыке, 8 класс, базовый уровень, 2014-2015 учебный год.

Учебно-методический комплект Т. И. Науменко, В. В. Алеев  - 18часов, 1час в неделю

Учитель -  Ткаченко Л. А.

п/п

            Тема урока

Кол-во час

Дата

Стандарт/содержание

Оснащение

 

 

Тип урока

Тип и форма контроля

Домашнее задание

1

Живая сила традиции. Музыка самое древнее из искусств.

1

Истоки искусства, тайны музыки,созвучие душе человека

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Урок введения в новую тему

Конспект

Рисунок

2

Языческая Русь в «Весне священной»

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка». Сцена «Весны с птичами»

1

Помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость красоты природы в художественных образах.

Цифровое фортепиано, учебник, муз. центр, портреты композиторов, образовательные диски.

Комбинированный урок

Конспект

«Дневник наблюдений» стр. 3-4

3

Мир человеческих чувств в произведениях искусства.

Н.А. Римский-Корсаков «Садко»

В.А. Моцарт Концерт № 23

1

Рассказать о способности искусства передавать различные человеческие эмоции. Рассказать о способности искусства передавать различные человеческие эмоции.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Урок обобщения и систематизации знаний

Рисунки учащихся

Стихотворение о музыке

                                           

4

Музыка – язык понятный всем.

С. Рахманинов «Здесь хорошо»

Д. Шостакович

1

Ориентироваться в музыке, которая должна отвечать требованиям высокого художественного вкуса.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Комбинированный урок.

Рисунки учащихся

«Дневник наблюдений» стр. 17

5

П. Чайковский «Болезнь куклы»

Р. Шуман «Грезы»

1

Оттенки радости и грусти,  передаваемые музыкой подлинное величие обретают в воплощении объёмных, сложных и глубоких образов.

Цифровое фортепиано, учебник,муз.центр,образовательные диски; коллекция репродукций «Великие художники»;

музыкальная коллекция «Великие композиторы».              

         

Урок сообщения  новых знаний.

Конспект

Дневник наблюдений» стр.14

6

«Бессмертные» звуки «Лунной» сонаты.

1

Усвоить содержание музыкальной формы соната. Определить, в чем состоит современность сонаты № 14, соответствует ли ее музыкальный характер чувствам, которые переживаем мы.

Усвоить содержание музыкальной формы соната. Определить, в чем состоит современность сонаты № 14, соответствует ли ее музыкальный характер чувствам, которые переживаем мы.

Урок обобщения и систематизации знаний.  

Тезисный план

Рисунок

7

Тема любви в музыке П.Чайковского «Евгений Онегин». Сцена письма.

М. Глинка «В крови горит огонь желанья»

1

Оперное творчество П.Чайковского. Любовная лирика в творчестве композиторов.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Урок сообщения новых знаний.

Конспект

«Дневник наблюдений» стр.

8

 П. Чайковский Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Р.Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда»

1

Уметь на слух определять музыку русских и зарубежных композиторов.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, портреты композиторов, образовательные диски.

Урок сообщения новых знаний.

Таблица

«Дневник наблюдений» стр. 16

9

Урок – обобщение «Вечные темы в музыке»

1

.Закрепление пройденного  материала.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Комбинированный урок.

Конспект

«Дневник наблюдений» стр. 18

10

Мир духовной музыки.

М.И. Глинка. Херувимская песня

М.П. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина» (фрагменты)Заключительный урок.

1

Рассказать о темах и образах духовной музыки.Закрепление пройденного  материала.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Комбинированный урок Урок контроля полученных знаний Комбинированный урок.

Музыкальный диктант

         

Рисунок

         

11

Колокольный звон на Руси.

С.В. Рахманинов «Колокола»

П.И. Чайковский «Времена года», «Святки»

Н.А.. Римский-Корсаков «Колядные песни»

1

Значение колокольного звона на Руси.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Комбинированный урок.

Конспект

_

12

О современности в музыке.

А. Онеггер

Пасифик 231

А. Хачатурян «Смерть гладиатора»

«Адажио Спартака и Фригии» из балета «Спартак»

1

Воплощение современности в музыке.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, фонохрестоматия. образовательныедиски.

Урок изучения нового материала

Конспект

«Дневник наблюдений» стр.13

13

Новые краски XX века.

А. Эшпай Симфония № 2

С. Слонимский «Я недаром печальной слыву»

1

Взаимообагощение искусств, музыка и поэзия А. Ахматовой.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, фонохрестоматия, образовательные диски

Урок сообщения новых знаний.

Конспект

Дневник наблюдений» стр.19

14

Г. Свиридов «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Фрагмент

1

Что значит любовь для русского человека и почему особенно важно её возвращение в русскую музыку.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски; коллекция репродукций «Великие художники»;

музыкальная коллекция «Великие композиторы».              

Комбинированный урок

Рисунки учащихся

Дневник наблюдений» стр.23

15

.

Джаз - дитя двух культур.

Элементы джаза.

1

Причины возникновения; истоки джаза.Блюз, регтайм, спиричуэлс- выразительные средства их музыкальной речи; состав инструментов.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски

Урок сообщений новых знаний

Таблица

Рисунок по теме урока

16

Современность и музыка.

Музыкальный кроссворд.

Фронтальный опрос.

1

Закрепление пройденного  материала.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Комбинированный урок

Таблица

_

17

.

Великие композиторы

1

Вспомнить и повторить самых именитых композиторов прошлого и современности ..Прослушать фрагменты самых известных произведений

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр,

Урок сообщений новых знаний

Таблица

         __

18

Урок-концерт

1

Выразительно исполнить все пройденные произведения.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Урок контроля

__

          __


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема года: «Традиция и современность в музыке» - 18 часов

Вступление – 1 час        

О традиции в музыке – 1 час

Вечные темы в искусстве – 2часа

Мир человеческих чувств – 6часов

В поисках истины и красоты (духовно-музыкальная традиция) - 4часа

О современности в музыке - -2 часа

Заключение – 2часа

Учащиеся должны:

-  уметь аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5,6,7,8 классов);

- уметь обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

-  осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

-  понимать особенности сонатной формы;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием).


КОНТРОЛЬ  РЕЗУЛЬТАТОВ  РЕАЛИЗАЦИИ  

УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ

Контроль результата реализации учебной деятельности осуществляется в   конце каждой четверти в форме:

Третья четверть – Музыкальный диктант, фронтальный опрос (1 урок)

Четвёртая четверть – Музыкальный кроссворд (1 урок)


ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Подготовка учащихся к научно-практической конференции в рамках школьных «Дней науки и творчества».


РЕПЕРТУАР

             Для слушания                                        Для исполнения

С.Прокофьев. А.Невский. Фрагменты;

Балет «Ромео и Джульетта» - Танец рыцарей, Джульетта-девочка, Ромео и Джульетта перед разлукой.

Ю. Шевчук «Что такое осень»

И.С.Бах. Токката и фуга ре минор.

                Шутка.

               Страсти по Матфею.

               Ария альта.

В. Цой «Алюминиевые огурцы»

Н.Римский-Корсаков. Вступление к опере «Снегурочка». Сцена Весны с птицами;

Хороводная песня Садко. Из оперы « Садко»;

Колядные песни. Из оперы Ночь перед Рождеством». Фрагмент;

Увертюра «Светлый праздник».

Е. Осин, А. Алексеев «Студентка – практикантка»

И.Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная».

Народная «Пчелочка златая»

В.Лобос. Бразильская бахиана №5.

З. Рамазанова (Земфира) «Главное»

А.Уэббер. Ария Иисуса в Гефсиманском саду. Ария Иуды. Из рок-оперы « Иисус Христос-суперзвезда.».

Д.Леннон. П. Маккартни. Вчера.

К.Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагменты.

А.Дольский. Разговор со звездой.

П.Чайковский. Благословляю вас, леса;

 Письмо Татьяны. Из оперы «Е.Онегин»;

 Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;

Декабрь.Святки.из цикла « Времена года».                      

Е. Крылатов ст.Ю. Энтина. Колокола.

Л.В.Бетховен. Соната № 14;

Экосезы; Рондо-каприччио;

Финал симфонии №9.

В.Миляев. Весеннее танго.

И.Штраус. Полька-пиццикато.

Б. Окуджава. Пожелание друзьям.

М.Глинка. Вальс-фантазия;

 Херувимская песнь.

Я.Дубравин. Песня о земной красоте.

Р.Вагнер. Вступление к опере «Тристан и Изольда».

Ю.Визбор.Лесное солнышко.

С.Рахманинов. Здесь хорошо;

Поэма для хора, солистов и симфонического оркестра « Колокола №1».

В. Цой «Группа крови»

Д.Шостакович. Бессмертие. Из сюиты для баса с фортепиано.

В.Егоров. Облака.

Г.Свиридов. Тройка. Из сюиты «Метель».

А. Грозный, Т. Иванова «Апельсиновая песня»

М.Мусоргский. Пролог из оперы « Б.Годунов». Фрагмент; Вступление к опере «Хованщина» Рассвет на Москве-реке.

Народная «Семь – сорок»

Д.Гершвин.Рапсодия в стиле блюз.

А. Газманов «Москва, звонят колокола»

И.Дунаевский.Сцена «Выход Ларисы» из оперетты «Белая акация».

Н. Осошник, В. Осошник «Летят листочки»

Р.Кошан. Ария Эсмеральды. Belle. Из мюзикла «Нотр-Дам де пари».

А. Ермолов «Мы вернемся»

А.Рыбников.Юнона и Авось.Фрагменты.

А. Ермолов «Осенний блюз»

А.Оннегер. Пасифик №231.

П. Степанов «За полосой дождя»

А.Хачатурян. Смерть гладиатора из балета «Спартак».

А. Ермолов «Новый день»

Шнитке.Токката №1.

Тематические песни:

Осень

Новый год

8  марта

День Победы

О школе


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Учебники: « Т. И. Науменко, В. В. Алеев (дневники размышлений) – для 8класса, Дрофа, 2008 г.
  2. О.А. Апраскина «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей, выпуск № 9, 17.
  3. Т.Ф. Вихарева «Музыкальные сценарии». 2005г.
  4. С.В. Истомин «Я познаю мир» - музыка. 2005 г.
  5. Л.В. Кравчук. «Мир музыкальных инструментов». 2006 г.
  6. С.А. Насонкина «Уроки этикета». 2008 г.
  7. Т.Н. Образцова «Музыкальные игры для детей». 2005 г.
  8. О.Д. Ушакова «Великие композиторы». 2005 г.
  9.  «Музыка. ИЗО. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана – Граф», 2008 г.

     10 «Сборник нормативных документов. Искусство», М.. Дрофа, 2005 г.

     11.  «Музыка в школе» № 1-3 2007 г., № 1-6 2008 г., № 1-5 2009 г.

     12. И.А. Агапова, М.А. Давыдова Лучшие музыкальные игры для детей М. ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006 г.

     13. Е.А. Смолина «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006 г.

     14. Музыкальная коллекция «Великие композиторы». Спец.приложение   газеты «Комсомольская правда». 2007-2008 г.

        

        

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

                 1. Цифровое фортепиано

                 2. Музыкальный центр

                 3. Образовательные диски

                 4. Коллекция репродукций «Великие художники»

                 5.Музыкальная коллекция «Великие композиторы»              

                 6. Фонотека

                 7. Детские   музыкальные инструменты



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...