Открытый урок по музыке На тему: Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"
презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему

Саидова Светлана Юрьевна

Ознакомление учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И, Глинки "Иван Сусанин" + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon susanin.doc49 КБ
Office presentation icon opera_ivan_susanin.ppt2.68 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по музыке

На тему: опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Саидова С.Ю.

г. Санкт-Петербург

Цель урока: познакомить учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Задачи:

  • образовательная – знакомство с жанром «опера»;
  • развивающая – развитие музыкального мышления у учащихся;
  • воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы: ретроспективы и перспективы; наглядности; музыкальной импровизации;

Оборудование:

  • телевизор и DVD проигрыватель,
  • проектор и компьютер,
  • элементарные музыкальные инструменты.

Ход урока 

I. Организационный этап 

1. Введение в тему урока.

Учащиеся входят в кабинет под музыку М.И.Глинки Хор «Славься», из оперы «Иван Сусанин».

2. Просмотр видео фрагмента оперы «Иван Сусанин», (вступление к опере). 

II. Познавательный этап 

1. История создания оперы.

рождение оперы

Шел 1600год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии.

Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-композиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей – композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монтеверди.

Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.

«В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика, и он спустился за ней в подземное царство мертвых.

Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с одним условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного царства. Но не сдержался Орфей, оглянулся на молившую сжалиться Эвридику и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда…»

Грустная история юных влюбленных была разыграна как бы в назидание молодым. Однако поразил всех не сюжет – миф этот был уже давно всем известен, а то, как актеры исполнили его.

Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.

« - Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни…

- Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, - парировали другие…

- Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. – Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как некогда исполнялись в античной Греции трагедии, произносись нараспев. Мы вспомнили, что  в народе поются песни, баллады всегда одним певцом. Это похоже на исполнение древних греков. Мы стали прислушиваться к такому пению, а потом и к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то скорбя или радуясь, то умоляя, упрашивая горячо и страстно! Мы услышали музыку речи.

Пери переложил на музыку то, что создал поэт Оттавио Ринуччини. Получилась речевая мелодия – речитатив.

- Удачная находка! – воскликнул слушавший Монтеверди…»

Это действительно была удачная находка. Она положила начало созданию произведений, которые стали называть, в отличие от музыкальных драм, операми, что означало по-итальянски «труд, сочинение».

И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.

Реформа Монтеверди.

Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями» (что по-итальянски означает дух, дыхание, т.к. для того чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше дыхания). 

Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов – хоры и ансамбли. Оркестр стал у него играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и к различным действиям, создавая нужное настроение.

Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.

Значение термина «опера».

Что же значит это слово?

«Опера», - в переводе с итальянского означает «труд, сочинение».

Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось – «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название сократилось и осталась лишь короткая приписка – «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.

-Это история возникновения оперы как жанра. И сейчас мы с вами познакомимся с возникновением первой национальной русской оперы.

2. Предыстория  возникновения оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Михаил Иванович Глинка – родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться играть на фортепиано. Михаил воспитывался в русских народных традициях, до последних дней русская песня была любимой музыкой М.Глинки.

Грянули грозные события Отечественной войны 1812. События этих лет навсегда запечатлелись в юной душе будущего композитора. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки – художника и гражданина.

Второе событие, которое столь же сильно врезалось в память композитора, 14 декабря 1825 года. Утром в тот страшный день Глинка был на Дворцовой площади, потом на Сенатской. Он слышал пушечные выстрелы, направленные против «мятежников», ;среди  них были и его друзья.

М.И.Глинка задумывается о создании музыкального произведения рассказывающего о героизме русского народа. Несколько лет он путешествует:

по Италии, - где изучал bell canto и итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. В итальянской опере писал арии, вариации на итальянские темы.

В Италии Глинка задумал написать оперу. Появился замысел «Ивана Сусанина». Из романсов к этому времени выделялись «Венецианская ночь» и «Победитель».

Переезжает в Берлин. Начал писать увертюру- симфонию на русские темы, но не завершил.

Вернувшись в Россию, на одном из музыкальных вечеров в доме В.А.Жуковского, «где еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов, музыкантов… А.С.Пушкин, князь Вяземский, Н.В.Гоголь были постоянными посетителями…»

К стремлению Глинки Жуковский отнесся не только сочувственно, но и указал ему как на сюжет для оперы на историю героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина, эпизод из истории Смутного времени на Руси, неоднократно привлекавший к себе внимание русских писателей на рубеже XVIII-XIX столетий.

На этот сюжет уже была написана оперы Кавоса, на ту же тему создал стихотворную думу «Иван Сусанин» поэт-декабрист Рылеев (1825).

«В то время Москву занимали поляки, они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III…»

Улица села Домнино. Здесь собрались воины народного ополчения и крестьяне, среди которых Иван Сусанин и его дочь Антонида. Антонида мечтает о возвращении жениха, ратника Богдана Собинина и о свадьбе с ним . На что Сусанин сначала отвечает: «Не до свадеб, пока Русь страдает под игом врагов». Но узнав от Собинина, что поляки в Москве уже окружены, он уступает общим уговорам и соглашается.

В избе Сусанина неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Узнав, что Сусанина увели поляки, Собинин решает направиться с отрядом на спасение отца Антониды.

Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними. Поляки , проснувшись, убеждаются в том, что Сусанин завел их в непроходимую глушь.

«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли;

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

4 ноября вся страна отмечает праздник Казанской Богоматери (Защитница семьи и всех людей). 

Блок слайдов «послушаем музыку»

« За боярином, за конюшим Борисом Федоровичем Годуновым вотчина < купли > село Кузьмодемьянское, на речке Химке, а в нем церковь Кузьма и Демьян. »

Неразрывно связана химкинская земля с событиями Смутного времени. Вместе со смертью Бориса Годунова для жителей окрестных деревень настали тяжелые времена. Вскоре мы находим в источниках записи об упразднении местной церкви.

В 1608-1609г. на берегах Химки происходили сражения русских войск с отрядами польских интервентов и «Тушинского вора» (Лжедмитрия II). Захватчики сожгли село Кузьмодемьянское.

Конечно, на Химкинской земле не было крупных монастырей, укрепленных крепостей, чтобы организовать сопротивление. Но наши земляки вместе со всей страной ждали освобождения Москвы от захватчиков.

В Химкинской галереи имени Горшина находятся картины отражающее то время. Посмотрим их!

III. Итог урока 

1. Выполнение творческой работы.

Составить по 2 вопроса для теста , с вариантами ответов по:

  • создание оперы как жанра
  • биография композитора
  • опера «Иван Сусанин»

IV.Домашнее задание

  1. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»
  2. Написать отзыв: «Какие чувства вызвала у меня опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

Открытый урок по музыке по теме "Джаз"

Разработка урока музыки по теме "Музыка "лёгкая" и "серьёзная"" предназначена для учащихся 8-го класса. Тема данного урока-"Джаз". Урок разработан с применением презентации, включающиуй аудио- и видез...

Открытый урок по музыке в 1 кл "Опера-сказка"

Тема: Опера-сказка. Цель: формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образамиЗадачи:Познакомить воспитанников с музыкальным...

Открытый урок по музыке "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина.

Материал представляет сценарий открытого урока музыки  в 7классе "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина". Цель урока- знакомство с музыкальными характеристиками главных героев оп...

презентация для урока музыки на тему : опера " Руслан и Людмила" М. И. Глинки

Презентация для урока музыки,   2 класс. тема : опера " Руслан и Людмила" м. И. Глинка. в презентации рассказывается краткое содержание оперы....

Урок в 4 классе Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин».

Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин»....