«Моя Россия в вокальной музыке»
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Предмет: «Музыка»

Класс:5

Тема урока:  «Моя Россия в вокальной музыке».  «Россия, Россия, нет слова красивей…»

 

 

Тип: открытие новых знаний

Жанр урока: интегрированный

Вид  урока: урок-размышление

Музыкальный материал: Г.Струве «Моя Россия».,Муз. Евгения  Четверткова, сл. Николая Рубцова «Привет, Россия»,  С.В.Рахманинов «Вокализ», р.н.п.  «Ноченька», М. Глинка Хор «Славься», А. Рубинштейн «Горные вершины»

 

План урока

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

Активизация внимания

Звучит музыкальное произведение

Г.В.Свиридов «Пастораль»

 

Эмоционально-образный настрой к уроку

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

2

Постановка проблемы.

Актуализация знаний

Почему мы начали урок с этой музыки? Какую картину изображает музыка?

Что вас натолкнуло на эти рассуждения?

Почему слушая, одну  и ту же музыку у вас возникают разные картины?

Прослеживается ли взаимосвязь  между  вашими высказываниями и рисунками, выполненными вами?

 

Размышлять, анализировать, высказывать  свое отношение к музыке

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

 

 

 

 

 

 

 

4

Введение в тему урока

Исполнением какого музыкального произведения    мы можем  выразить наше  настроение  в рисунках?

Какие еще вы   знаете произведения о России?

Что общего между этими произведениями?

Давайте подумаем,  какой может быть тема нашего урока?

Найдите в учебнике высказывание о России, о нашей Родине?

Почему сравнивается образ Родины с образом матери?

 

Приводить примеры песен  из собственного жизненного опыта.

Различать характерные признаки вокальной  музыки

Познавательные

Учатся распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека.

6

Совместное открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли  литературный фрагмент озвучить вокальной   музыкой?

Выберите произведения из перечисленных,  и объясните ваше решение, почему?

«Привет, Россия» муз. Е.  Четверткова, сл. Н. Рубцова,  «Вокализ» С.В.Рахманинов,

р.н.п.  «Ноченька»,

«Моя Россия» Г.Струве

 Анализируют: рассказ звучит как песня.

Его можно озвучить. Слушают и анализируют отрывки музыкальных произведений

Познавательные:

учатся размышлять над содержанием музыкального и литературного произведения, определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке

18

Определить музыкальный жанр этих произведений?

 

Произведения  исполняли голосом - вокальный жанр

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

 

Какими красками  вы бы изобразили настроение вокальных произведений  и отрывок литературного рассказа?

Созвучен ли  этому литературному фрагменту и вокальным произведениям живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?

Предлагаю проанализировать картину

 

 Называют цвета, соответствующие  настроению литературному, вокальному  и живописи.

 размышляют, выявляют  общее в литературном искусстве и живописи,

Познавательные

Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия

 

 

Что мы можем с вами сказать о других вокальных произведениях: Глинка Хор «Славься», А. Рубинштейн «Горные вершины», С.В.Рахманинов «Сирень»?

 

Коллективная дискуссия: выявление особенностей музыкальных произведений

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

 

Мы с вами говорили о разновидностях вокальной музыке песне и вокализе.

В чем отличие вокализа и песни?

Какие еще вокальные жанры кроме вокализа и песни мы знаем?

 

Дают определение  вокализу  и другим вокальным жанрам

 

 

Каковы отличия  вокальной речи от  литературной (разговорной)?

 

Сопоставляют особенности музыкальной и литературной речи

 

 

 

Вокально-хоровая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнением,   какой песни   мы можем  выразить наше  настроение  в рисунках?

 

 

Г Струве «Моя Россия»

Коллективно-исполнительская деятельность: разучивание  музыкальных примеров с использованием пластического интонирования

Формирование исполнительских навыков

10

Рефлексия

В заключении урока оцените свои ответы, продолжая фразу:

Дать самооценку своей работе, продолжая фразы:

Сегодня я узнал…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

Я с удовольствием…

Мне понравилось…

Сегодня на уроке мне захотелось…

 

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы.

 

Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

5

Домашнее задание

Привести примеры вокальных произведений, в которых отражается тема Родины.

Подобрать иллюстрации по теме

Подобрать  литературные произведения  по теме

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_1.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: «Музыка»

Класс:5

Тема урока:  «Моя Россия в вокальной музыке».  «Россия, Россия, нет слова красивей…»

Тип: открытие новых знаний

Жанр урока: интегрированный

Вид  урока: урок-размышление

Музыкальный материал: Г.Струве «Моя Россия».,Муз. Евгения  Четверткова, сл. Николая Рубцова «Привет, Россия»,  С.В.Рахманинов «Вокализ», р.н.п.  «Ноченька», М. Глинка Хор «Славься», А. Рубинштейн «Горные вершины»

План урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

Активизация внимания

Звучит музыкальное произведение

Г.В.Свиридов «Пастораль»

Эмоционально-образный настрой к уроку

Личностные 

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

2

Постановка проблемы.

Актуализация знаний

Почему мы начали урок с этой музыки? Какую картину изображает музыка?

Что вас натолкнуло на эти рассуждения?

Почему слушая, одну  и ту же музыку у вас возникают разные картины?

Прослеживается ли взаимосвязь  между  вашими высказываниями и рисунками, выполненными вами?

Размышлять, анализировать, высказывать  свое отношение к музыке

Регулятивные 

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

4

Введение в тему урока

Исполнением какого музыкального произведения    мы можем  выразить наше  настроение  в рисунках?

Какие еще вы   знаете произведения о России?

Что общего между этими произведениями?

Давайте подумаем,  какой может быть тема нашего урока?

Найдите в учебнике высказывание о России, о нашей Родине?

Почему сравнивается образ Родины с образом матери?

Приводить примеры песен  из собственного жизненного опыта.

Различать характерные признаки вокальной  музыки

Познавательные

Учатся распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека.

6

Совместное открытие новых знаний

Можно ли  литературный фрагмент озвучить вокальной   музыкой?

Выберите произведения из перечисленных,  и объясните ваше решение, почему?

«Привет, Россия» муз. Е.  Четверткова, сл. Н. Рубцова,  «Вокализ» С.В.Рахманинов,

р.н.п.  «Ноченька»,

«Моя Россия» Г.Струве

 Анализируют: рассказ звучит как песня.

Его можно озвучить. Слушают и анализируют отрывки музыкальных произведений

Познавательные:

учатся размышлять над содержанием музыкального и литературного произведения, определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке

18

Определить музыкальный жанр этих произведений?

Произведения  исполняли голосом - вокальный жанр

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Какими красками  вы бы изобразили настроение вокальных произведений  и отрывок литературного рассказа?

Созвучен ли  этому литературному фрагменту и вокальным произведениям живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?

Предлагаю проанализировать картину

 Называют цвета, соответствующие  настроению литературному, вокальному  и живописи.

 размышляют, выявляют  общее в литературном искусстве и живописи,

Познавательные

Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия

Что мы можем с вами сказать о других вокальных произведениях: Глинка Хор «Славься», А. Рубинштейн «Горные вершины», С.В.Рахманинов «Сирень»?

Коллективная дискуссия: выявление особенностей музыкальных произведений

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

Мы с вами говорили о разновидностях вокальной музыке песне и вокализе.

В чем отличие вокализа и песни?

Какие еще вокальные жанры кроме вокализа и песни мы знаем?

Дают определение  вокализу  и другим вокальным жанрам

Каковы отличия  вокальной речи от  литературной (разговорной)?

Сопоставляют особенности музыкальной и литературной речи

Вокально-хоровая работа

Исполнением,   какой песни   мы можем  выразить наше  настроение  в рисунках?

Г Струве «Моя Россия»

Коллективно-исполнительская деятельность: разучивание  музыкальных примеров с использованием пластического интонирования

Формирование исполнительских навыков

10

Рефлексия

В заключении урока оцените свои ответы, продолжая фразу:

Дать самооценку своей работе, продолжая фразы:

Сегодня я узнал…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

Я с удовольствием…

Мне понравилось…

Сегодня на уроке мне захотелось…

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы.

Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

5

Домашнее задание

Привести примеры вокальных произведений, в которых отражается тема Родины.

Подобрать иллюстрации по теме

Подобрать  литературные произведения  по теме

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...

Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.

Урок музыки в 5 классе по программе  В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушиванием музыкальных фрагментов по теме....

Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…»

Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?...

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"

ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"...

урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...