Методическое пособие "Оптимальное концертное состояние"
методическая разработка по музыке по теме

Данное пособие предназначено для учителей музыки, преподавателей вокала, занимающимися подготовкой детей к концертному выступлению. Содержит методические рекомендации, связанные с этим вопросом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическое пособие92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Методическое пособие

для преподавателей вокала

на тему:

«Оптимальное концертное состояние

и методы его достижения»

        Составитель: Е.И.Самсонова

г. Нижневартовск

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Волевые качества личности.                                                3

2. Оптимальное концертное состояние.                                                7

3. Методы овладения оптимальным концертным состоянием.                9

Список использованной литературы.                                                19

1. Волевые качества личности.

Личностный и профессиональный рост всегда связан с волевой деятельностью. Поэтому, если человек хочет состояться как профессионал в каком-либо деле, он должен обязательно позаботиться о развитии у себя не только профессиональных способностей, но и таких качеств характера, которые ведут человека к победе в жизненной борьбе. О необходимости воли говорят тогда, когда у человека не хватает духовных и физических сил выполнить то, что он задумал сделать. Волевой человек может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, в то время как без вольный человек в этих обстоятельствах отступает. Проявление волевых действий видно из таких характеристик деятельности, как настойчивость, целеустремлённость, упорство, смелость и решительность, самостоятельность и инициатива, самообладание и выдержка. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти качества личности связаны не только с волей, горячим желанием достичь какой-то цели, но и с глубиной интереса человека к предмету, его физическим самочувствием. Смелость и решительность зависят от уровня знаний человека в данной области, а настойчивость и упорство могут быть связаны с ригидностью нервных процессов.

Каждое волевое качество личности порождено несколькими причинами, а от разных причин могут по-разному проявляться и волевые качества. Поэтому: в одной ситуации человек может показать высокий уровень развития волевых качеств, а в другой – низкий. Так, спортсмен, проявляющий выдержку в спортивном состязании, не может удержаться в компании от того, чтобы не закурить или пропустить рюмку водки.

Волевая деятельность заключается в том, что человек может осуществить власть над собой, затормозить непроизвольные импульсы и усилить те, которые представляются ему желательными.

Одним из важнейших аспектов волевого действия является свобода осуществления действия – человек может поступить так или иначе в зависимости от того, какое решение он примет. Эта свобода связана с принятием ответственности за свои действия перед собой и перед другими людьми.

 Волевое действие надо отличать от побуждения к деятельности, которое вызывается физиологической потребностью. Когда голодный человек стремится всеми правдами и неправдами к еде и преодолевает на пути к этой цели разнообразные препятствия, то это стремление не будет ещё волевым. Но волевым такое поведение станет, если голодный человек не позволит себе украсть что-нибудь из еды, ибо это будет противоречить его понятиям о нравственных принципах.  

Далеко не всегда решение совершить то или иное действие может быть выполнено без усилий. Очень часто происходит борьба мотивов – выбор из нескольких альтернатив наиболее верного решения. Эта борьба сопровождается внутренним конфликтом, часто очень мучительным. Особенно такие переживания бывают сильны в поворотные моменты жизни, когда нам необходимо выбирать профессию, учебное заведение, партера по браку, место жительства. Нерешительный человек, приняв решение действовать в заданном направлении, в своих мыслях непроизвольно возвращается к отвергнутой альтернативе и может поменять своё решение. Такие колебания могут повторяться много раз, истощая нервные силы. Порочность такого поведения запечатлена в известной притче о Буридановом осле, который, находясь между двух охапок сена, никак не мог решиться на то, какую из них ему следует съесть в первую очередь. В конце концов  - осёл умер от голода.

Проявление решительности или нерешительности зависит от психологических особенностей человека. Так, безапелляционной решительностью и сознанием абсолютной правоты во всём, что они делают, отличаются люди эпитимного и истерического склада. Так называемые психастеники отличаются повышенной склонностью к проявлениям неуверенности, помногу раз возвращаясь к отвергнутым альтернативам.

К другим важным проявлениям воли, наряду с решительностью, надо отнести выдержку, настойчивость, самостоятельность.

Выдержка проявляется в способности управления собой в состоянии отрицательных аффектов – раздражения, гнева, страха, отчаяния.

Настойчивость выражается в способности к длительному рабочему напряжению на пути к достижению цели. Настойчивость проявляется в стойкости при неудачах, которые обычно обескураживают человека. В архивах Н.Булгакова сохранилось свыше 300 отрицательных отзывов и разносных рецензий на его произведения, но это не охладило его творческих усилий.

Самостоятельность проявляется в опоре на собственный ум, знания и интуицию при выработке решения. Большое значение здесь имеет доверие к себе и к своим решениям. Высокий уровень самостоятельности даёт человеку уверенность в себе, в то время как неуверенность может проявиться во внушаемости, недостаточной прочности собственных позиций и убеждений в отношении каких либо вопросов.                      

 Волевые качества, во-первых, могут быть развиты неравномерно. Один человек будет чаще обращаться к решительным действиям, другой – опираться на выдержку. Проявляя волевые качества, оказывая сопротивление неблагоприятным обстоятельствам, надо уметь применять гибкую тактику поведения, отступая, когда это необходимо, перед возникшей трудностью, с тем, чтобы решить проблему по-другому. Смирение с неизбежным является одной из тактик волевого поведения, что помогает справиться с жизненными трудностями и сберечь нервно-психические силы. Ветви елей в лесу прогибаются под тяжестью нависшего на них снега. Но другие деревья, не сгибающиеся под тяжестью выпавшего снега, как, например сосна или дуб, могут обломиться. Так,       пианист или скрипач, переигравший руки, может пытаться волевым усилием преодолевать боль в руках при игре. Но разумнее в такой ситуации, как это ни тяжело, сменить профиль своей деятельности и постараться приобрести другую музыкальную специализацию.

Волевые качества, во-вторых, могут проявляться по-разному. Один может показать высокое количество баллов в проявлении настойчивости и целеустремлённости, другой – в решительности и смелости. Тренировка соответствующего качества происходит только в процессе практической деятельности. Для музыканта-исполнителя такой тренировкой является целенаправленная подготовка к публичным выступлениям.

2. Оптимальное концертное состояние.

Для того, чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачете, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют «оптимальное боевое состояние». И поэтому будет логично рассматривать подобное состояние, как и в спорте, по трем важнейшим параметрам – физическому, эмоциональному и умственному.

При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущение здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления.

Не секрет, что многие известные исполнители могли выходить на сцену и при плохом физическом самочувствии и, тем не менее, выступать очень хорошо. Современники отмечали такие силы и возможности у Рахманинова, Гилельса, Караяна. Более того, выходя на эстраду, эти исполнители в физическом плане начинали себя чувствовать лучше. Концертный стресс активизировал защитные силы организма и музыканта отпускали его недуги. Но для молодых исполнителей, продирающихся через частоколы экзаменов и отборочных прослушиваний, поддержание хорошей физической формы является немаловажным фактором роста профессионального мастерства.

При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения. Рекомендуется эти ощущения запоминать, записывать, проговаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при распевке перед выступлением.

3. Методы овладения

оптимальным концертным состоянием.

Слагаемые оптимального концертного состояния (ОКС) являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой  собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта. Здесь можно наметить ряд приёмов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.

Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления

За несколько дней до выступления вокалист должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своём воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления.

Первый этап. Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабит при помощи образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи это состояние называют фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в нём способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в полтора-два раза быстрее, чем в состоянии сна.

Инструкция.   Погружение в аутогенное состояние. Сядьте прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях, которые будут вызывать у вас мои слова. Говорите себе вслед за мной: Я представляю, что погружаюсь в приятную тёплую воду и расслабляюсь. Я ощущаю приятное тепло в руках и плечах. Мои плечи спокойно опущены… Теперь моё внимание переходит на ноги…Представляю. Что мышцы ног приятно расслабляются…Тепло от ног поднимается вверх…Расслабляются мышцы бёдер и живота…Чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения……Мои живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом…Теперь моё внимание переводится  на лицо…Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица…Нижняя челюсть легко отходит вниз. Губы слегка приоткрыты… Мне  дышится легко и спокойно…Спокойно и ровно бьётся моё сердце.

Второй этап. Сейчас я вижу зал, в котом я буду выступать. Я отчётливо могу представить сцену, микрофон, слушателей или жюри, перед которым я должна буду петь. Я спокойна, собрана и сосредоточена... Уверенно и радостно начинаю. Мне нравиться петь. Каждый звук я издаю с огромным удовольствием. У меня всё отлично звучит, у меня прекрасная вокальная техника…Я исполняю всё, что я задумала…Я пою так же хорошо, как и в студии… Я могу хорошо петь…Я знаю, что я сделаю всё, что я задумала… Все мои действия я чётко вижу и выполняю…Я вся отдалась моему вдохновенному пению… Какое это наслаждение – красиво и хорошо петь… Я могу быстро перестроиться с исполнения одной песни на следующую… Мне легко и приятное держать весь репертуар в голове… С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне всё больше и больше… Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и за меняю его радостным ожиданием выступления…

По окончании сеанса студенты обмениваются своими ощущениями и впечатлениями, которые у них возникли.

Пение перед воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы, когда песня уже готова, она исполняется на сцене с представлением, что поёшь перед очень взыскательным жюри или слушательской аудиторией. Песня может быть записана на магнитофон. На прослушивание можно пригласить совершенно незнакомых людей. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться и не показывать всем своим видом ошибку, а идти дальше, как на концерте.

Этот приём помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются с ситуации, когда волнение усиливается. Повторные реппитиции на сцене с применением этого приёма уменьшают влияние волнения на исполнение.

Впевание.  В этом  приёме психологической подготовки вокалист постепенно приближается к ситуации публичного  выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая пением в кругу друзей. Пропевание песни надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное - лёгким, а лёгкое – приятным.

Ролевая подготовка. Смысл этого приёма заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных качеств, входит в образ хорошо ему известного популярного вокалиста и начинает петь как бы в образе другого человека. В психотерапии этот приём называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа. Волшебная сила воображения, магическое «если бы» давно известно людям. В экспериментах отечественного психолога А.В.Запорожца проверялось действие воображения на игры детей. В одном эксперименте их просили поиграть в зайчиков, которые перепрыгивают через ручей. Во втором эксперименте детей просили вообразить, что они  -  спортсмены-прыгуны, и им надо прыгнуть в длину как можно дальше. Во втором случае результаты оказались намного выше, чем в первом.

Известный отечественный врач-психотерапевт В.А.Райков, внушая своим пациентам образы великих людей - художников, исполнителей, шахматистов - добивается того, что в состоянии внушения определённого образа талантливого человека у испытуемых повышается уровень творческого потенциала.

Смысл ролевой подготовки заключается в том, что певец, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. Молодому исполнителю можно посоветовать представить себе уверенного и смелого певца, на которого ему хотелось бы быть похожим. Далее надо с максимально возможной полнотой постараться вжиться в этот образ, выполняя для этого соответствующую систему действий. Надо скопировать манеру этого человека держаться на сцене, петь. При этом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут преобладать настроение уверенности и мажорного мироощущения. Если робкий и застенчивый вокалист вовремя аутогенного погружения  будет достаточно долго и уверенно, а главное - с большим убеждением будет говорить себе : «Я первоклассный исполнитель, у меня свободные и не принуждённые движения, мне нравиться петь при большом стечении публики», «Я пою как А.Б.Пугачёва» ( Л.Долина, Хьюстон, В.Леонтьев и т.д.), «Я получаю огромное наслаждение от своего пения», то  он, наверняка, в значительной мере избавится от гнетущего чувства уязвимости во время публичного выступления.

Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой «роли» является, пожалуй, высшим этапом психологической подготовки. Известны и такие случаи, когда совершенно здоровые люди, перестраивая своё воображение на роль человека, который должен умереть, действительно через какой-то промежуток времени умирали, следуя предписанному сценарию.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит от психического состояния педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более психотравмирующего для ученика, нежели вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в то же время призывающему к спокойствию и уверенности в своих силах.

Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния.

Складывается из ощущений эмоционального подъёма, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания петь для других людей и приносить им своим искусством радость. Такого состояния легче добиться исполнителям экстравертного плана, по сравнению с интровертами, но и у последних, эмоциональное состояние может быть оптимизировано. Одним из важнейших показателей оптимального эмоционального состояния перед выступлением на сцене, может служить частота сердечных сокращений, которую каждый музыкант должен найти у себя во время удачных и неудачных выступлений. Пользуясь методом психоэмоциональной  регуляции, можно как понижать, так и повышать частоту пульса, приводя его к тем показателям, которые для данного музыканта оптимальны.

Мыслительный компонент оптимального концертного состояния.

Складывается из ясности и быстроты мышления, способности чётко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых образов. Перевод программы умственных представлений, содержащихся в сознании, в технический аппарат музыканта осуществляется при помощи целенаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующую деятельность внимания все психические процессы - мышление, память, воображение. Волевое сосредоточение внимания позволяет вокалисту перенести всё то, что было сделано в классе с педагогом, во внешний план, т.е. показать свою работу слушателям. Умение сосредотачивать внимание и длительно удерживать его на каком-либо объекте - такой же компонент оптимального концертного состояния, как и поддержание физической формы и умение регулировать частоту сердечных сокращений. Отвлекающие мысли в момент исполнения почти всегда приводят к ошибкам.

Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия.

В первом случае, нарастающее волнение перестаёт уравновешиваться усиливающимся процессом торможения. Сильное волнение проявляется в напряжённых и лихорадочных  движениях, треморе голоса, в лишней жестикуляции. Движения становятся    напряжёнными, плечи - слегка приподнятыми, дыхание - учащённым и поверхностным. Понятно, что долго пребывать в таком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощаться и после какого-то периода времени организм входит в состояние апатии - полного безразличия к тому, что с ним может произойти в данный момент. В таком состоянии человек делается вялым, замыкается в себе, может появиться сонливость. Движения становятся неуклюжими, пропадает координация, речь замедляется, становится тихой, маловыразительной, с длинными паузами. Музыкант испытывает недомогание и слабость. Так бывает в результате долгого ожидания очерёдности  выступления не только у музыкантов, но и у начинающих спортсменов, актёров, артистов цирка.

При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации и человек научается справляться с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2 - 3 месяцев, то адаптации не происходит.

В зависимости от силы нервной системы каждый вокалист в пределах своего собственного темперамента будет тяготеть к соответствующей манере поведения перед выходом на сцену. У сангвиника, нервные процессы которого характеризуются сильными, подвижными и уравновешенными процессами возбуждения и торможения, предконцертное состояние будет переживаться как оптимальное, т.е. как «боевое возбуждение». У холерика, у которого процессы возбуждения сильнее процессов торможения, момент перед выходом на сцену может характеризоваться как «эстрадная лихорадка». Меланхолики и флегматики с их преобладанием тормозных процессов над процессами возбуждения будут тяготеть к состоянию апатии.

Одной из драм, которая развёртывается на концертно-исполнительской сцене, является то, что те из вокалистов, которые обладают более тонкой организованной нервной системой и отличаются впечатлительностью и ранимостью, а следовательно, и одухотворённостью исполнения, особенно болезненно переживают стресс публичного исполнения. Людей, принадлежащих к так называемому «слабому» типу высшей нервной деятельности, наш выдающийся русский физиолог И.П.Павлов прямо называл «художественным» типом, т.е. особо предрасположенным к определённому виду деятельности. Однако этот тип оказывается наиболее уязвим в атмосфере концерта. Разницу в поведении музыкантов, обладающих разным складом нервной системы, можно видеть из следующего наблюдения Г.Когана: «Есть два типа артистов. Одни, чтобы раскрыться по-настоящему, в полную меру, нуждаются в изначальном расположении, благожелательности, отзывчивости, одобрении публики; без этого они ссыхаются, вянут, как цветы без поливки : играют скованно, сухо, порой так плохо, что могут показаться чуть ли не бездарными. Таковы были Шопен, Скрябин, Софроницкий. Другим такая тепличная атмосфера отнюдь не нужна; недоверие, недружелюбие, даже враждебность аудитории их не только не пугают, но скорее электризуют, подстёгивают, вдохновляют, в подобной обстановке они даже особенно расцветают, бросаются в бой - и побеждают. Таковы были Лист, Шаляпин». Это наблюдение вполне можно отнести и к вокалистам.

Как бы ни были велики психологические сложности публичного выступления, они могут быть с успехом устранены, если молодой исполнитель будет владеть соответствующими приёмами и способами их преодоления.

Как правило, удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание петь хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Неудачным выступлениям, как показывают наблюдения над студентами студии «Монитор», предшествуют общее утомление и переутомление, плохое питание, отсутствие режима труда и отдыха, плохая физическая подготовка, пониженное настроение из-за отсутствия понимания в семье или конфликт с педагогом.

Каждый исполнитель по-разному описывает своё наилучшее концертное состояние, находя для этого свои какие-то определения возникающих в тот момент ощущений. Проанализировав и запомнив ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, студент может затем сознательно воспроизводить такое же состояние перед последующими выступлениями. Для этого используется психорегулирующая тренировка, проводимая на фоне изменённого сознания.

Для самоотчёта перед выступлением можно ответить на следующие вопросы:

1. Что чувствовали, думали и делали накануне вашего удачного выступления и перед самым выходом на сцену?

2. Умеете ли вы целенаправленно создавать у себя оптимальное концертное состояние?

3. С помощью каких приёмов вы этого достигаете?

4. Кто из других людей помогает вам достичь ОКС?

5. Как часто удаётся вам выступать в оптимальном концертном состоянии?

6. За сколько времени до начала выступления вы чувствуете наступление ОКС?

7. Является ваше ОКС устойчивым? Отчего это зависит?

8.Возможно, что наилучшее ОКС вы испытали не на эстраде, а исполняя свой репертуар в студии или на генеральной репетиции в зале перед своими соучениками?

9. Если вы редко испытываете ОКС или не испытываете его вовсе, помечтайте, каким бы это состояние могло бы быть.

Ответы учащихся специальных музыкальных учебных заведений на данную анкету и сравнение её результатов с успеваемостью по специальности показывают, что оптимальное концертное состояние чаще всего проявляется у тех студентов, которые обладают музыкально-исполнительской одаренностью. В основу этого показателя входят такие способности, как:

-  умение эмоционально воспринимать и переживать музыкальное произведение;

- воспроизведение замысла в условиях публичного выступления;

- умение управлять своими эмоциями.

Публичное выступление связано с ситуацией оценки выступающего со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку. Это вызывает рост психической напряжённости, которая сначала повышает, а затем снижает устойчивость проявления выработанных психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления двигательных реакций. В условиях психической напряжённости человеку не всегда удаётся контролировать свои действия управляющей силой воли. Но у музыкантов, обладающих исполнительской одарённостью, как это было, например, у Листа и Паганини, состояние эстрадного волнения вызывает особый подъём духа, помогающий им в выступлении.

Способность находиться в оптимальном состоянии тесно связано с такими характеристиками личности, как отсутствие чувства тревоги и беспокойства, сковывающей застенчивости. Самое же главное здесь - горячее желание выступать перед слушателями и общаться с ними посредством музыки. У тех, кто не обладает исполнительскими способностями, публичное выступление нередко страдает различными недостатками.

Чаще всего это бывает у музыкантов, у которых:

- отсутствуют навыки психической мобилизации на исполнение;

- не сформирована потребность в выступлении перед слушателями;

- отмечается высокая личностная тревожность и как следствие этого - снижение эмоциональной устойчивости;

- не осознаны цели дополнительного образования (обучение вокалу);

- исполняемая песня недостаточно хорошо выучена;

- сформирован рефлекс на обязательное волнение перед выступлением и его отрицательное влияние на исполнение;

- внутренняя установка направлена не столько на исполнение песни в нужном образе, сколько на самооценку собственной личности.

Интровертированным исполнителям по сравнению с исполнителями-экстравертами приходится прилагать, по-видимому, большее количество волевых усилий для того, чтобы достичь приемлемых результатов. Им в большей мере присуще качество личности, именуемое застенчивостью, общей характеристикой которого является ощущение страха и беспокойства в присутствии других людей, которые оценивают действия человека, склонного к переживанию этого состояния.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Селиванов В.И. Понятие воли в психологии: Материалы Второй межвузовской научной конференции по проблеме психологии воли, 1967.
  2. Климов Е.А. Общая психология. - М., 1999.
  3. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976
  4. Узнадзе Д.Н. Мотивация - период, предшествующий волевому акту.- М., 1982.
  5. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М., 1977.
  6. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.,1985.
  7. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. 1975. № 4.
  8.  Петрушин В.И. Артистизм  - это и тренировка: О психологической подготовке музыкантов к выступлению // Сов. Музыка. 1971. № 12.
  9. Цыпин Г.М. психология музыкальной деятельности. - М., 1994.
  10. Петрушин В.И. Музыкальная психология, - М.: Владос, 1997.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка концертной программы "С днем рождения, любимый Островок"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий юбилейной концертной программы детского хореографического коллектива....

Методический доклад на тему: "Концертные выступления"

Существующая форма отчётности и обязательных концертных выступлений – принятый элемент музыкального воспитания и образования, утверждённая учебными программами.Этих выступлений набирается не менее 5-6...

Методическое сообщение "Подготовка ученика к концертному выступлению"

Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подго...

Доклад«взаимосвязь психологических состояний игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления»

Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного ...

Методическая разработка концертной программы для ветеранов и тружеников тыла.

Сценарий концертной программы для ветеранов и тружеников тыла....

Методическая разработка концертной программы «Зимнее чудо»

Данный материал может быть полезен для педагогов, работающих в области вокала, вокального ансамбля. Представленная методическая разработка может быть взята за основу для подготовки отчетного конц...