рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

рабочая программа по внеурочной деятельности "Музыкальная студия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._studiya.docx28.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Музыкальная студия» для учащихся 10-12 лет

 (5 классов) общеобразовательной школы. Программа была составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования. Программа переработана и дополнена.

                         Нормативные – правовые   документы.

-Конвенция о правах ребёнка.

-Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»;

-Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ.

- Федеральный закон РФ «обосновах охраны труда РФ2 от 17.07.99 г. №181- ФЗ

-Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам»

-Приказ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373»;

-Приказ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства и образования Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

-Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» Елецкого муниципального района.

-Положение о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их разработки и утверждения в МБОУ ДОД «ЦДОД»

- Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

                                       

                                   

                                        Актуальность программы

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей. На это и направлена внеурочная деятельность. Человек наделён от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением или без него. Занятия пением является весьма действенным методом для развития певческих данных, способствуют формированию эстетического вкуса. Дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, речь, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, что способствует их дальнейшему обучению и успешной социализации.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребёнок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками певческого искусства - научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа внеурочной деятельности детей «Музыкальная студия», направленная на художественно – эстетическое и духовное - нравственное развитие обучающихся.


Цель программы:

- заинтересовать детей музыкальным искусством, как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

- научить владеть певческим голосом, сольному пению, пению в ансамбле;

Основные задачи:

эстетические

- привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса;

развивающие:

- развить музыкальные способности учащихся, певческий голос, формирование правильной манеры пения, красивого естественного звучания, расширение диапазона;

- развивать музыкальный слух - мелодический, гармонический, ритмический, динамический, темповой;

познавательные:

- осуществление художественного познания мира, через собственную созидательную деятельность;

- максимально выявлять и развивать творческие возможности детей, их артистизм и эмоциональность;

мотивационные:

- привить навыки общения в творческом коллективе.

- способствовать общекультурному и эстетическому развитию учащихся.

Формы, принципы и методы обучения.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям практический опыт.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного концерта с приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.


Принципы:

- единства художественного и технического развития пения;

- гармоничного воспитания личности;

- постепенности и последовательности в овладении мастерством пения;

- успешности;

- соразмерности нагрузок уровню и состоянию здоровья, сохранения здоровья ребёнка;

- творческого развития;

- доступности;

- ориентации на способности и особенности ребёнка;

- индивидуального подхода;

-практической направленности.

Методы:

- наглядно-слуховой;

- наглядно-зрительный;

- репродуктивный;

- «концентрический»;

- фонетический;

- метод анализа.

Место кружка «Музыкальная студия» в плане внеурочной деятельности

Программа кружка «Музыкальная студия» рассчитана на 1год обучения, предусматривается работа с учащимися 5классов (10-12 лет). Продолжительность занятий строится из расчёта: 2часа в неделю, 70 часов за год.  Важность этого курса для школьников подчёркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

Предусмотрены индивидуальные занятия, которые проводятся 1 раз в неделю (35 часов за год), где руководитель оставляет за собой право распределять учебные часы - заниматься как со всей группой, частью группы, так и индивидуально, в зависимости от предстоящих концертов, выступлений.

Условиями отбора детей в музыкальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий, совместную работу педагога, родителей и детей.

                                       Тематическое планирование

Тема

Теория

Практика

Индивидуальная работа

Всего

1

Пение как вид музыкальной деятельности.

4

2

3

7

4

6

14

2

Формирование детского голоса.

30

30

3

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

6

6

4

Игровая деятельность, театрализация

4

4

5

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

4

4

8

6

Концертно-исполнительская деятельность

8

8

Итого:70 ч.

                       Содержание изучаемого курса.

Пение как вид музыкальной деятельности (14 ч)

Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.

Формирование детского голоса (30 ч).

Интонирование мелодии а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (6 ч)

Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.

Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.

      Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.

Игровая деятельность, театрализация (4 ч)

Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (8 ч)

       Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

     формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

       формирование эмоциональное отношение к искусству;

       формирование духовно-нравственных оснований;

Концертно-исполнительская деятельность (8 ч)

Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.

                         Формы и режим занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают вокальные навыки, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов, народное пение.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической, эстрадной, народной манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Ожидаемые результаты обучения

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие, затем длинные фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

• точно повторить заданный звук;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

                 Необходимые условие реализации программы

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие репетициального зала (сцены).

2. Компьютер.

3. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

4. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

5. Нотный материал, подборка репертуара.

6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

7. Записи выступлений, концертов.

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы для педагогов:

1. Т. Е. Венгерова, И. В. Пигарева «Воспитание музыкой». Изд. « Просвещение» Москва 1991г.;

2. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская «Методика музыкального воспитания». Изд. «Музыка» Москва 1990г.;

3. В. К. Тевлина «Методика работы над песней». Изд. « Музыка» Москва 1998г.;

4. Г. А. Струве «Школьный хор». Изд. « Музыка» Москва 1981г.;

5. Н. Тырин «Нужно петь вместе». Изд. « Музыка» Москва 1999г.;

6. Л. Михеева «Музыка детям». Изд. « Музыка» Москва 1998 год.

Список литературы для детей:

1. «Уроки пения», Журавленко Н.И. – Минск: «Полиграфмаркет», 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...