Рабочая программа по музыке для 6 класса
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме

Шведова Елена Эдуардовна

Рабочая программа, календарно – тематическое планирование  по предмету  «Музыка»  для  6 класса   составлены на основе  авторской  программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzyka_6_2015-16.doc146 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москва

 Школа №2083 СП «Ерино»

 «Согласовано»                                               «Утверждаю»

Руководитель СП «Ерино»:                 Директор школы ГБОУ Школы №2083:

_______________/Гришина Т.А./        ___________________   /Наумкина Т.В./  

 «____» ___________ 2015 г                               «____» ______________ 2015 г

Рабочая  учебная  программа

Предмет:  __музыка____________________

Класс: _____6А, 6Б, 6В_______________

Уровень: __базовый_______________

Учитель: ___Шведова Е.Э.______________________

Количество часов: __34________

Автор программы: _Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская_____________

_________________________________________________________________

Наименование программы: составлена на основе примерной государственной программы

Учебник: _Музыка для 6 класса_ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

_________________________________________________________________

Срок реализации:   2015 – 2016 учебный год

        г. Москва 2015 г

Пояснительная записка

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2010;
  • утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа, календарно – тематическое планирование  по предмету  «Музыка»  для  6 – 7  классов   составлены в соответствии  с  положениями художественно-педагогической  концепции  основного  (общего)  музыкального образования  Д.Б.Кабалевского.

Актуальность  данной программы состоит в том, что в ней нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности  современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства:

-  восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков;

-  снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель  музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи   программы:

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения певческого голоса;
  • освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации;
  • воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Общая характеристика учебного  предмета

     Содержание программы базируется на нравственно-этическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии  с произведениями других видов искусства.

Место  учебного предмета в  учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом в 6   классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа  (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34 часа.

     Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную и мировую  музыкальную культуру.
       

 В  целом все принципы  ориентированы на социализацию учащихся  и формирования их  эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.      

Реализация данных  программ предполагает использование на уроках тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличяускаса, Л.М.Предтеченской, Л.В.Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.
○ метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
○ метод интонационно-стилевого постижения музыки;
○ метод эмоциональной драматургии урока;
○ метод концентричности организации музыкального материала;
○ метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
○ метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
○ игры;
○ метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

        Специфика урока  музыки  заключается  в том, что при  доминировании музыки «как искусства  интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев)  ее сюжетно-образные,  жанровые, стилистические, языковые  особенности определяют  подходы к разработке  содержания урока,  в котором другие виды искусства  дополняют и расширяют  представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать  вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика  концентрируется  вокруг художественно-педагогической идеи – содержательного стержня урока музыки.

Содержание программы раскрывается в учебных темах  каждого полугодия, в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически

обоснованного литературного и изобразительного рядов. Каждая учебная тема программы раскрывается целым рядом художественно-педагогических идей, определяющих  тематизм уроков.

В программе 6 класса  рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Учебно-тематический план

Класс

Тема разделов

Кол-во

часов

I  триместр

 II  триместр

III  триместр

Итого

 за год

6 класс

Мир образов вокальной

и   инструментальной

музыки

16 часов

12 час.

4 час.

Мир образов камерной и

симфонической   музыки

18  часов

8 час.

10 час.

34 час.

При организации учебного процесса используются следующие виды  контроля:

вводный,  текущий, итоговый,  индивидуальный, письменный.

В качестве форм контроля могут использоваться устный опрос,  творческие задания, анализ музыкальных произведений, тест,  музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Содержание рабочей программы

6 класс

Тема 1 полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»   (16 часов)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Тема 2 полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет,  образ-пейзаж и др.  Непрограммная  музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


Календарно-тематическое     планирование

    6  класс

№ недели

Дата

Разделы  и темы

Кол-во

часов

Контрольно

деятельность

-  оценочная

6 А

6 Б

6 В

вид

форма

ИКТ

I полугодие

Мир образов вокальной и   инструментальной музыки

16

I триместр                                              

12 ч.

1

Удивительный мир музыкальных образов

1

входной

устный опрос

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс.

Мир чарующих звуков

1

текущий

устный опрос

ИКТ

3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

2

текущий

устный опрос

4

устный опрос

5

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

текущий

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

текущий

творческое задание

7

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

1

тематический

устный опрос

ИКТ

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1

текущий

устный опрос

9

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

текущий

устный опрос

ИКТ

10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси

1

 текущий

устный опрос

11

Образы русской народной  и духовной музыки. Духовный концерт. В. Кикта «Фрески Софии Киевской».

В.Гаврилин Симфония «Перезвоны». Молитва.

1

итоговый, оценка вокальных навыков

опрос

12

Образы духовной музыки Западной Европы. 

Небесное и земное в музыке Баха

1

текущий

устный опрос

II триместр

12 ч.

13

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал

1

текущий

устный опрос

ИКТ

14

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром

1

тематический

устный опрос

15

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

текущий

опрос

16

Джаз – искусство 20 века

1

итоговый, оценка вокальных навыков

устный опрос

ИКТ

 

  II полугодие

Мир образов камерной и симфонической музыки

18ч.

17

Вечные темы искусства и жизни

1

входной

опрос

18

Образы камерной музыки. Могучее царство  Ф.Шопена

1

текущий

устный опрос

ИКТ

19

Инструментальная баллада

1

текущий

опрос

20

Ночной пейзаж. Картинная галерея

1

текущий

творческое задание

21

Инструментальный концерт.

 «Итальянский концерт» 

1

текущий

устный опрос

22

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея

1

текущий

опрос

ИКТ

23

 -

24

Образы симфонической музыки.

 «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

2

итоговый, оценка вокальных навыков

опрос

ИКТ

III  триместр

10 ч.

25

26

Симфоническое  развитие музыкальных образов.

«В печали  весел, а в веселье печален».   Связь времен

2

текущий

устный опрос

27

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

2

 текущий

опрос

28

текущий

опрос

29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

2

текущий

опрос

ИКТ

30

 текущий

творческое задание

31

32

Мир музыкального театра

2

текущий

опрос

33

Образы киномузыки

1

итоговый

Тест

ИКТ

34

Обобщающий урок

1

итоговый, оценка вокальных навыков

муз.викторина

Итого   за год:

34 ч.


Учебно-методическое обеспечение

Программа обеспечена  учебно-методическим комплектом, рекомендованным  Министерством образования  Российской Федерации:
1.  Музыка.  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская: Учебники для учащихся 5 - 7 классов общеобразовательной  школы. М.: Просвещение, 2010.

2.  Хрестоматия музыкального материала к учебникам «Музыка. 5 - 7 кл.»: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

3.  Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 - 7 кл.»,  М.: Просвещение, 2009

4.  Пособие для учителя «Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 – 6 классы», Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. -  М.: Просвещение, 2013

5.  Пособие для учителя «Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс», Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. -  М.: Просвещение, 2013.

Литература и методические пособия

  1. Антология русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.
  2.  Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
  3. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
  4. Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 1996
  5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
  6. Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. — В 2-х кн. — М., 2001.
  7. Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
  8. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Программа «Музыка» 5 – 9 классы  /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2007  
  9. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 2000.
  10.  Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. — М., 1999.
  11. Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003.
  12. Слово о музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М., 1990.                     
  13.  Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2001.
  14. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В. Н. Холопова.  — СПб., 2000

              
    Дополнительная литература для учащихся.
  1. Булучевский, 10. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучев-ский, В. С. Фомин. - Л.: Музыка, 1988.
  2. Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006      
          
            

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.
  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков: Ранок, 2007).

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Технические средства обучения

 компьютер, мультимедийный проектор, экран  проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование

музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся  

В  результате  изучения  музыки  ученик  6  класса  должен:

Знать/понимать:

  • жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;
  • имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.

Уметь:

  • различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

 

«Согласовано»                                            

Руководитель  ШМО:                

_______________/Рагулина  Т.Н./      

 «_31_» ___августа___ 2015 г                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...