"РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ВОКАЛА ДШИ И ДМШ"
учебно-методический материал по музыке на тему

Хуснутдинова Эльвира Радиковна

В обязанности концертмейстера вокального класса входит не только непосредственно аккомпанирование солисту на концертах, экзаменах, но и подбор и подготовка нового репертуара. Это, своего рода, педагогическая сторона  концертмейстера, требующая от него не только пианистических навыков и аккомпаниаторского опыта, но и ряда специфических умений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                  Хуснутдинова Э.Р.

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ВОКАЛА ДШИ И ДМШ

В обязанности концертмейстера вокального класса входит не только непосредственно аккомпанирование солисту на концертах, экзаменах, но и подбор и подготовка нового репертуара. Это, своего рода, педагогическая сторона  концертмейстера, требующая от него не только пианистических навыков и аккомпаниаторского опыта, но и ряда специфических умений. Для этого он должен  быть знаком с основами вокала- особенностями певческого вокала, правильной артикуляцией, характерной для голосов тесситурой, диапазоном голосов. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальную суть, но и в художественный текст сочинения. Ведь эмоциональный настрой и характер произведения раскрываются не только через музыку, но и через слово. Немаловажно определить форму и характер, а также жанровую основу (колыбельная, марш, вальс, баркарола и т.д).Начинать работу с учащимся лучше с прослушивания произведения в целом. Для этого педагог вокала  исполняет партию солиста. Если нет такой возможности, концертмейстер интонирует партию вокалиста или совмещает ее с партией фортепиано. При этом можно поступиться  деталями фактуры.

Если учащийся не обладает навыками сольфеджирования по нотам, пианист должен продемонстрировать мелодию на инструменте и попросить воспроизвести ее певца. Лучше разделить вокальную партию на фразы, предложения, периоды и последовательно разучивать нотный текст. Разучивая с учеником произведение, пианист четко следит за выполнением певцом указаний  педагога по вокалу- за точностью воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка, продуманной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания, четкостью произношения.

В процессе работы с певцом пианист должен четко контролировать  звучность фортепианной партии. Ведь грубое, жесткое звучание вызывает у вокалиста желание форсировать звук. А мягкое ведение приучает его к правильному звукоизвлечению. И тут же нужно опасаться слишком приглушенной  звучности, которая толкает неопытного певца снять звук «с опоры».

При работе с юными дарованиями нужно учитывать индивидуальные особенности каждого. Нельзя обозначить единый для всех  план занятий. Концертмейстер должен помнить как пел на прошлом занятии учащийся, заранее запланировать задачи следующего урока. В случае, если ученик пришел на занятие утомленным, требуется сменить ход урока, выбирая направление, требующее наименьшую вокальную нагрузку. Занятия строятся по-разному, в зависимости от профессионализма певца, от особенностей певческого голоса. Если певец творчески активен, за урок можно пройти несколько произведений, при этом следить за качеством исполнения и состоянию певческого аппарата. Порой целый урок можно посвятить одному сочинению, что принесет больше пользы, чем работа над всей программой. Также не стоит посвящать целое занятие чисткой фальшивых нот. Порой неточная интонация у неопытных певцов может зависеть от незнания элементарных навыков вокала. Задача пианиста - указать на ошибки и вместе в тандеме устранить их. В каждом произведении можно найти себе «помощников» для устранения фальши  и для скорейшего запоминания мелодии. Это может быть и гармоническая опора аккомпанемента и предыдущие тоны в мелодии.

 Одной из серьезных проблем при разучивании текста является ритмическая сторона произведения. Начинающий певец недостаточно осознает, что ритмическая ясность определяет характер произведения. Воспринимая мелодию на слух певец приблизительно поет трудные для него места. Концертмейстеру необходимо отучать от небрежного отношения к ритму и тексту, обратив внимание на художественную сторону этого момента. Если ученик не сразу воспринимает ритмический рисунок, уместно прохлопать, простучать или продирижировать  неподдающиеся куски. Пианист должен помочь певцу расчленить пассажи на группы нот, внутренние точки опоры, разобраться в интонационных изгибах пассажа.

Концертмейстер должен остерегать певца от ненужных жестов во время исполнения. Как правило, это показатель скованности и напряженности певца, поэтому нужно вовремя их пресекать, пока они не перешли в привычку. Чем меньше жестикуляций, тем уместнее для вокалиста.

Пианист должен чутко следить за дыханием певца, избегать «поверхностного дыхания»,следить за протяженностью гласных. Солист должен пропивать гласную до последнего момента, а согласную относить к следующей гласной. Это помогает развить legato в пении, однако дикция в этот момент страдает. Но это нужно пройти с учеником как этап обучения.

Начинающие вокалисты порой думают, что чем громче они поют,тем красивее звучит их голос. Концертмейстер должен напоминать солисту ,какой красочности и выразительности он добьется, разнообразя силу и окраску звука. Тут возникает опасность при пении piano – мелкое дыхание и звук «без опоры».

Типичная ошибка певцов без опыта петь последние тянущиеся ноты фразы  громко. Это ,конечно, неграмотно и пианист должен указывать и неустанно следить  за этим.

Очень важен этап работы над текстом. Нужно, чтобы осмысленный текст и музыка друг друга дополняли. Чтобы песня не переходила в декламацию, или ,наоборот, чтобы мелодия не была с набором бессмысленных слов и выражений. Педагог и концертмейстер должны разбудить у ученика фантазию, проникнуться образным содержанием.

На концертмейстера возлагается задача ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, эпохами, жанрами; воспитать его музыкальный вкус. Эту задачу он выполняет и на этапах разучивания репертуара и через высокохудожественное профессиональное исполнение аккомпанемента.

Для концертмейстера важно установить не только творчески подход, но и духовный, чисто человеческий. Вокалист должен быть уверен в своем концертмейстере, что он правильно его «ведет» в профессиональном плане, чутко  и бережно относится к его голосу, знает его возможности и слабости. Для солиста концертмейстер - друг, помощник, наставник, тренер и педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы концертмейстера в классе сольного вокала

Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами, работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с певцами, обучаемыми в колледже, а также приведены рекомен...

Роль концертмейстера в классе хореографии

Особенности работы концертмейстера. Какими знаниями должен владеть концертмейстер. Ряд правил концертмейстера, которых он должен придерживаться на уроке хореографии....

«Роль концертмейстера в классе хореографии»

В методической разработке раскрыты основные аспекты работы концертмейстера в классе хореографии, а так же включено приложение, представляющее собой схему-классификацию элементов экзерсиса и подходяще ...

Роль концертмейстера в классе хореографии

Доклад "Роль концертмейстера в классе хореографии"...