Формирование коммуникативных УУД на уроках музыки
методическая разработка по музыке на тему

Кульбицкая Олеся Олеговна

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность выбранной теме, ведь обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к образованию направлен ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kummunikativnye_uud.odt33.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если оно противоположное.

Эффективность урока и развития УУД во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, хоровое пение, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; круглый стол; дискуссии; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях, интегрированные уроки и т. д. Многие из перечисленных видов деятельности я стараюсь использовать на своих уроках и внеурочной деятельности.

"Без педагогической игры на уроке, - подчеркивал Ш.А.Амонашвили, - невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока".

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

Одним из важных видов деятельности на уроке музыки, как было сказано выше, является игра, которая как раз таки способствует развитию коммуникативных УУД, поскольку участники процесса обязательно взаимодействуют между собой, а также повышает интерес к познанию, мотивацию. Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, игрушки, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Дети придерживаются темы и содержания игры, распределяют или получают роли, планируют свою игровую деятельность. Это свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры. Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами. В творческих играх правила заключаются в самом содержании игры – в роли, в сюжете. Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются выполнения правил в интересах самого существования игры. Дети в игре проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпения при выполнении правил игры, чем при выполнении требований обычно построенного урока. В игре проявляется детская активность и эмоциональность, в игре достигается интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий. В данном виде деятельности с удовольствием принимают участие дети с ОВЗ, VII-вида, гиперактивные дети и обычно пассивные ученики. Я использую различные игры, вот некоторые из них: “Вспомни песню”, “Листочки”, “Снежинки”, “Угадай-ка”, “Хромые цапли”, “Оркестр”, «Фортепиано» и т.д.

Игра “Угадай-ка”. Звучат музыкальные фрагменты пройденных произведений, а дети должны поднять таблички с правильным названием произведения и композитора.

Игра “Оркестр”. Учитель предлагает детям отгадать загадки о музыкальных инструментах. При правильном ответе учащиеся слушают звучание того или иного инструмента.

Игра «Фортепиано». Дети встают так, чтобы им удобно было приседать. Каждый ребенок (или пара учеников) получают название нотки, которой они как-бы являются. Затем учитель называет все ноты в разном порядке, постепенно увеличивая темп. Таким образом детям всё быстрее нужно соображать когда их очередь приседать. Данную игру хорошо использовать и как физкультминутку.

Игра «Поймай ноту». Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка перерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.

Игра «Что шумит, кто звучит?» Используется детский мяч. Дети, стоят в кругу, лицом друг к другу. В центре – водящий с мячом в руках. Он бросает каждому играющему мяч и называет любой предмет. Играющий ловит мяч и называет звуки, присущие этому предмету. Например: молоток – стучит, стекло – звенит, море – шумит, скрипка – звучит, гром – гремит и т.д.

Большое значение в работе по формированию у школьников коммуникативной компетенции играет вокально-хоровая работа. Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Но дети младшего школьного возраста не всегда могут сразу правильно произнести услышанное ими слово и тем более пропеть его под музыку. Для развития артикуляционного аппарата у детей на своих уроках я применяю различные упражнения, например:

«Страшная сказка». Нужно произнести гласные звуки У-О-А-Э-Ы-И так, словно ты находишься в ночном лесу или заколдованном месте и слышишь их там. Очень важно выполнять всё эмоционально.

«Злая кошка». Мимикой и жестами показать поведение «злой» кошки озвучивая её поведение соответствующими звуками К, Г, Ж, Ш. Каждый звук надо произнести не менее 4 раз. При этом хорошо сочетать звуки с движениями пальцев рук. Можно сжимать и разжимать пальчики на руках имитируя «коготки у кошки».

«Узнай песню по ритму». Учитель (или ученик) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. Учащиеся по ритму определяют, какая песня задумана.

«Узнай песню по гармонической последовательности». Учитель играет гармоническую последовательность знакомой учащимся песни, а дети определяют ее.

«Ритмический аккомпанемент». Класс делится на 2 группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее ее исполнение обогащает новой «краской».

Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков играет танцевально-двигательная терапия. Она развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса. Для этого я применяю песенки с движениями («Танцуйте сидя» муз.Б. Савельева)

«Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

«Мозговая атака или штурм». Используется с целью активизации имеющихся знаний на этапе формулирования темы урока или целей, задач урока. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме. Далее – обмен информацией, выделение из множества предложение наиболее подходящих. Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе дискуссии предлагаются различные названия тем. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится.

Мозговой штурм, или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

«Корзина». При объяснении нового материала использую готовые карточки-термины, которые ребята находят в общей стопке и выбирают те, которые характерны для определенной темы. Карточки-термины могут быть любого содержания, например «Словарь эмоционального характера».

«Синквейн». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала:

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы)

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.

Приемы обратной связи. ПОПС. Это интерактивный приём, направленный на рефлексию. Прием позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование – …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…
С – следствие (вывод) – …поэтому…

«Ключевые термины». Учитель выбирает 4-5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины или сформулировать тему урока. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

Кооперативное обучение– это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества. Как руководить группами кооперативного обучения? В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый играет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

чтец читает вслух;

секретарь – записывает, если нужно, что-то от лица группы;

докладчик – у доски рассказывает, что решила группа;

хронометрист следит за временем.

Лично я предпочитаю деление на группы делению на пары, поскольку последнее может вызвать некоторые неудобства и даже спровоцировать конфликтные ситуации (с чем я уже сталкивалась). По различным причинам дети не хотят быть в паре с определённым ребёнком, часто обижая его и унижая. Либо выбирают себе в пару друга, подругу,-это, конечно, неплохо, но если они дружат, то значит общение этих детей и так налажено, а наша цель научить ребёнка взаимодействовать со всеми окружающими. Ведь, приходя на учёбу или работу в новый коллектив, выпускник будет один на один с незнакомыми людьми, с которыми ему придётся контактировать в любом случае.

Групповая дискуссия– это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

Кейс-метод способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).

Правила организации групповой работы:

Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

убедись, что в разговоре участвует каждый;

говорить спокойно и ясно;

говорить только по делу;

не говорить всем сразу;

реагировать жестами и знаками;

возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

обращаться друг к другу по имени.

Я считаю, что на таком уроке, как «Музыка», очень удобно формировать различные УУД, в т.ч.коммуникативные. Ведь этот урок — постоянно творческий процесс, позволяющий применять частую смену форм и методов преподавания, что значительно сложнее сделать на математике, русском языке, физике и химии в старших классах.

Конкурсы, концерты, фестивали тоже отлично формируют коммуникативные УУД. Помимо того, что дети знакомятся и обмениваются информацией на подобных выездных мероприятиях, они учатся общаться со зрителем в процессе своего выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».

Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....

Формирование коммуникативных компетенций на уроках музыки/

В статье раскрываются при помощи каких компетенций, лучше всего достичь результата на уроке музыке.Как при этом чувствует ученик,для чего ему это нужно ,пригодится ли ученику в будещем....

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...