конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Ванюшина Любовь Анатольевна

конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_shopen.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

а

Тема: «Образы камерной музыки в творчестве  Фридерика  Шопена»

  1.    Внимание (Знак)! Организация песня «Россия - непоседы»  
  • Молодцы, прежде чем приступить к  новой теме проведём  обучающую структуру «Клок Баддис»  (назначьте встречу с друзьями и выберите 4 человека на 12-3-6-9 часов). (Таймер) 1 минута

Внимание!(знак) – продолжаем урок.

музыкальный фрагмент  магнитофон – фон  (Шопен – баллада соль минор)

Учитель:

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это …

Ученики: Фредерик Шопен.

 - правильно , это польский композитор  – основоположник польской музыкальной классики. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей.

и тема  урока звучит так:. «Образы камерной музыки в творчестве Ф.Шопена»

  ставим цель – проникновение в поэтический музыкальный язык, в содержание и образы произведений  Ф.  Шопена.

Учитель:  Что такое камерная музыка?

Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, а также  солирующих инструментов, эта музыка,  предназначенная для исполнения в небольшом помещении.

 400 лет тому назад в конце 16 века, итальянские мастера говорили: соната для кьеза и соната да камера. Что означало: инструментальное произведение для церкви и инструментальное произведение для  комнаты, при этом комнатами скромно именовались богатые апартаменты во дворцах, где знатные хозяева в уютной домашней обстановке любили в достойном обществе посвятить время музыке. Надо отметить что раньше в 17 и 18 веках люди были с другим менталитетом и особое внимание уделяли искусству музыки, живописи и театру. На приёмах, встречах знатные люди устраивали небольшие концерты и вели беседы о последних музыкальных премьерах.

Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баркарола, серенада, сюита, трио, квартет, пьеса, романс, песня, прелюдия, соната, ноктюрны.

Учитель: Молодцы!

Биографические данные: Чтобы глубже понять произведения Шопена или любого другого композитора конечно надо знать его жизненный путь, его жизненно-важные события , потому что музыкальные произведения создаются под влиянием каких-то эмоций человека ,его переживаний, а также под влиянием важных исторических событий.

 - сейчас мы проведём обучающую структуру Раунд Тэйбл  - в которой вы по очереди выполните письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. т.е.вы  должны ответить  на вопросы  ответы которых  дадут нам первоначальную определённую «Картину» по Фридерику Шопену. Если вы правильно отвечаете на вопросы, то у вас получиться общая небольшая информация о композиторе.

Включаю таймер на 2минуты.  – начинаем с партнёра №1 и дальше по кругу.

 Таймер – 2 минуты  - Обучающая структура Раунд Тэйбл  

 

Учитель:  - и так  (знак Внимание! ) - вы готовы отвечать?  Отвечает партнёр за 2 столом под номером №3

  - Молодцы!  Жизненный путь  Шопена можно обозначить в 2х периодах:

 - первый период  – жизнь на Родине

 - и второй период – жизнь в дали от родной земли.

К вашим ответам я предлагаю посмотреть видеофрагмент , который ещё больше дополнит ваши знания, и расширит ваш кругозор.

Просмотр Видео фрагмента

  - Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 году были изданы первые сочинения  юного композитора, и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве пианиста - виртуоза. Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту почти всё своё творчество. Им написаны  фортепианные концерты , сонаты,  баллады,  ноктюрн, этюды, прелюдии, песни  и многие другие произведения.

Шопен вдохновенный импровизатор, сочинявший музыку в процессе игры. Когда он  был ещё подростком его часто приглашали играть в варшавские знатные дома. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев.  

Внимание – вопрос – какие польские народные танцы вам знакомы? ( ответы детей).

 - правильно это Мазурка, полонез.

В творчестве Шопена можно услышать  разные по характеру полонезы: и лирические и драматичные, и бравурные, похожие на рыцарские, но  особой известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие самостоятельные концертные пьесы.

Главная тема полонеза - величественная, ликующе-победная. В полонезах Шопена воссоздаёт героический дух прошлого Польши.

Рассказывают, что в годы  Великой Отечественной войны, когда наши войска освобождали Варшаву, одним из первых было отбито у фашистов здание радиоцентра. И тогда на весь город по радио стали исполнять этот величественный полонез Шопена. Под эту музыку шёл бой за столицу Родины!

Слушание: Полонез ля мажор

 

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер – это один из крупнейших пианистов XX века, владевший виртуозной техникой писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

 - ребята как вы думаете, ко всем ли композиторам во время их жизни быстро приходит слава?

Можно вспомнить, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти, а  вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно.

Ф.Шопен – создатель гениальных прелюдий. Что такое прелюдия?  

Ответы : – небольшое   инструментальное сочинение, раскрывающие как правило один образ.

 24 прелюдии Шопена, входящие в цикл, по числу всех мажорных и минорных тональностей, по сравнению с другими его произведениями малых форм - например, мазурками, вальсами - в большей степени представляют собой единое целое и часто исполняются целиком в той последовательности, в которой они записаны Шопеном.

Прелюдии -  жанр, широко распространенный в творчестве композиторов романтической эпохи. Каждая прелюдия Шопена создаёт образ-настроение. «Двадцать четыре кратких слова» сказал о прелюдиях  Шопена известный русский ……..Б. Асафьев.
Каждая из прелюдий воплощает одно из поразительных по своему богатству человеческих переживаний. Послушайте несколько фрагментов прелюдий – с разными настроениями, эмоциями, воплощениями, и лёгкостью восприятия   на слух.

Слушание прелюдии (Видеофрагмент)  

Учитель:  в 19 столетии наиболее популярными произведениями Шопена были ноктюрны (наравне  пожалуй с вальсами). В ноктюрнах в самом деле образовалось  лирическое начало шопеновского искусства, столь типичное для новой  романтической эстетики. Почти все ноктюрны пронизаны образами и настроениями  нежной мечтательности , все они без исключения написаны в медленных темпах, тихие, спокойные по настроению, образами природы, рефлексирующие, с налётом лёгкой грусти и всегда наполненные чувством музыкальной поэзии – абсолютно не похожи на другие подобные сочинения и не имеют себе равных.

Слушание: ноктюрн До # минор

Переключить слайд к песне «Шёл солдат»

В истории каждой страны были трагические страницы, которые нашли отражение в музыкальной летописи. Сейчас мы вернёмся в наше время и вспомним одно из трагических событий – это ВОВ. Как эта трагедия отразилась в творчестве русских композиторов?  Конечно  композиторы сочиняли симфонии, инструментальные произведения и  песни про войну, которые поддерживали солдат и поднимали их патриотический дух,  создавали музыкальные образы смелого солдат.

 - какая песня нам рисует образ солдата Великой Отечественной  войны?

 

Песня -   «Шёл солдат»

Учитель:  - мы не зря вспомнили эту песню.

Судьба Ф.Шопена тесно переплелась с судьбой Родины, с её историческими событиями страны.

 Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. И всё же двадцатилетний композитор покидает Родину. На прощальном вечере, устроенный друзьями ему  преподнесли серебряный кубок с польской землёй, который он хранил в знак верности своей Родине.

Горсть земли  (читает Краснова Ангелина)


Когда Шопен отчизну покидал, друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли, чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли. Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал, в нём видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт, он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой, той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

 И как уже было сказано ,что его жизненный путь определяется двумя периодами, и сейчас мы подошли ко второму  разделу его биографии.

 В 1830 году  в Польше происходит народное восстание, и это историческое событие дало отражение в  музыке  Ф.Шопена.

Видеофрагмент № 2 (продолжение)

  Из услышанного видеофрагмента мы узнали, что  когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф.Шопен решил прервать  концертное путешествие и вернуться на Родину. Однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага, но  своё горе и гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события (в 1831г). Появились такие сочинения Шопена, как знаменитый Этюд №12 названный «Революционный». Жанр этюда у других композиторов в основном означает «упражнение».  В творчестве Фридерика Шопена этот жанр имеет иное значение, его этюды представляет собой законченную пьесу, гармонически и мелодически яркую и запоминающуюся.

В этом произведении композитор  использует в мелодии ритм национального польского танца — полонеза. Этот приём создаёт как национальный характер этюда, так и патетическое настроение пьесы.

Слушание Этюд № 12.  (Видеофрагмент)

Учитель: - и мы услышали  здесь какой образ? (ответы обучающего) – это творческий отклик на происходящие события, чувства переживания за свою Родину. Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.

Учитель:

Шопен создал жанр инструментальной баллады. Им написаны четыре баллады, в которых композитор музыкально преломил черты поэтической баллады: особый строй музыкальной речи, взволнованный характер, переплетение фантастических  и реальных образов, множество контрастных эпизодов…

 В Балладе №1 переплетаются эпические, лирические, драматические образы. Переход от лирики к героике, от эпического повествования к драматическому  действу роднит эту балладу с театром.

Начало баллады №1 звучит как пролог, в котором возникает образ народного сказителя

Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

 Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».

Слушание фрагмента баллада №1  

Учитель:   -  послушайте  как писал о Шопене  выдающийся русский критик и общественный деятель 19 века В.Стасов: -  «Глубокие думы о себе самом и о своём несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяние, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести,  лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы – вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…»

 Творчество Шопена  - это огромный мир необыкновенной красоты! Основой выразительности музыки Шопена является мелодия. Шопен является одним из основных  композиторов в репертуаре  многих пианистов. У  нас в мире  проводятся много различных международных конкурсов  и среди них конкурс имени Ф.Шопена  – один из самых известных  конкурсов пианистов  в мире. Этот конкурс  проводиться 1 раз в пять лет, что не совсем обычно и  в том что на нём исполняются только музыка Ф.Шопена.

Видеофрагмент №3  

( слайды про музей)   в  1930 году в Варшаве был создан музей Ф.Шопена, а уже к 200 летию этого композитора был построен мультимедийный музей, который является одним из самых современных музеев в Польше,  Его коллекции расположены на пяти уровнях выставочной площади.

- и так, внимание ! (знак)  вспомним Клок Бадис,  встречаемся с партнёром , который записан на 12 часов!

(Метод сингапура – часы (закрепление урока)

Таймер! (30 сек.)

  1. Что такое камерная музыка?
  2. Какие жанры камерной музыки вы знаете?
  3. Какие образы вы запомнили в творчестве Шопена?
  4. И это всё Шопен –  какие слова можно подобрать этому композитору?  (печальный, радостный, грустный, мечтательный, преданный своей Родине, добрый, чуткий итд).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"

Данный материал  идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме:"Образ музыканта"

Помочь ребятам понять, что "образ музыканта" -это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать. познавать....

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Урок в 5 классе на тему: Образы живописи в музыке. Живописность искусства.

Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира....

Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля

Рабочий лист по музыке для  5 класса  по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля...