рабочая программа по музыке
материал по музыке по теме

материал поможет при составлении программ по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по маузыке366 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

город  

 

название ОУ

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

протокол № 1 от 31.08.2013  года

председатель педсовета

  _____________        /

  ПРОГРАММА

По    музыке

Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов   135        Уровень базовый

Учитель   ф.и.о учителя

Программа разработана на основе:

авторской программы «Музыка. 1-4 класс», авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т. С. Шмагина, М: Просвещение, 2012. и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по  музыке для  1 - 4  класса   составлена в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом второго поколения  начального  общего образования, с учетом  авторской программы -  «Музыка. 1-4 класс», авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т. С. Шмагина, М: Просвещение, 2012.

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальны знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певчее кого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Тематическое распределение  количества часов.

         

п /п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Музыка в жизни человека

59

16

13

12

18

2

Основные закономерности музыкального искусства

42

7

11

14

10

3

Музыкальная картина мира

34

10

10

8

6

Итого

135

33

34

34

34

  1. Общая характеристика  учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

3. Описание  места учебного предмета в учебном плане

        В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умении, овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно -эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты изучения музыки отражаю опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

  1. Содержание  учебного предмета

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.

Основные закономерности музыкального искусства.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

Музыкальная картина мира

Общие  представления  о  музыкальной  жизни  страны.  Детские  хоровые  и  инструментальные  коллективы,  ансамбли  песни и  танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Содержание программного материала 1 класс (33 часа)

Музыка вокруг нас

музыка и ты

итого

1.

Музыка в жизни человека

9

7

16

2

Основные закономерности музыкального искусства

4

3

7

3

Музыкальная картина мира

3

7

10

Итого

16

17

33

                

Содержание программного материала 2 класс (34 часа)

Россия – Родина моя

День, полный событий

О России петь – что стремиться в храм

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

В музыкальном театре

В концертном зале

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

итого

1.

Музыка в жизни человека

3

3

4

1

2

-

-

13

2

Основные закономерности музыкального искусства

-

1

-

-

3

3

4

11

3

Музыкальная картина мира

-

2

1

3

-

2

2

10

Итого

3

6

5

4

5

5

6

34

Содержание программного материала 3 класс (34 часа)

Россия – Родина моя

День, полный событий

О России петь – что стремиться в храм

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

В музыкальном театре

В концертном зале

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

итого

1.

Музыка в жизни человека

3

1

2

3

2

1

12

2

Основные закономерности музыкального искусства

1

2

4

3

4

14

3

Музыкальная картина мира

1

1

2

1

3

8

Итого

5

4

4

4

6

6

5

34

Содержание программного материала 4 класс (34 часа)

Россия – Родина моя

День, полный событий

О России петь – что стремиться в храм

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

В музыкальном театре

В концертном зале

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

итого

1.

Музыка в жизни человека

2

3

3

2

4

1

3

18

2

Основные закономерности музыкального искусства

3

1

3

3

10

3

Музыкальная картина мира

1

1

2

1

1

6

Итого

3

6

4

3

6

5

7

34


7. Тематическое планирование.

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

I класс (33 ч) Музыка вокруг нас (16 ч)

И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна.

Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна... Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Обобщающий урок I четверти.

«Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.

Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Обобщающий урок II четверти.

Музыкальный материал

Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Детский альбом. П. Чайковский.

Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

        Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести A.Пушкина «Метель». Г. Свиридов.Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой; Алфавит.   Р.   Паулс,   слова   И. Резника;   Домисолька. 0. Юдахина, слова В. Ключникова;

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.

Знакомиться с элементами нотной записи.

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

Музыка и ты (17 ч)

Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка).' У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины.

Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.

Обобщающий урок III четверти.

Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.

Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.

Обобщающий урок IV четверти. заключительный урок-концерт.

Музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова;

 Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении  В. Шукшина).  В.   Гаврилин;  Вечер.   Из «Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня.

Симфония 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова. Колыбельная. Ген. Гладков.

Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

 Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский.

Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татари-нова; Бубенчики,  Ю.   Хазанова;  

Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

Учавствовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

                                                              II класс (34 ч) Россия — Родина моя (3 ч)

        Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.

'Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

Музыкальный материал

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.

Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой

Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Исполнять Гимн России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

День, полный        событий (6 ч)

Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности. Песенность, танцеваль-ность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

Обобщающий урок I четверти.

     Музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка.

Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева

Распознавать и эмоционально откликаться на

выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.

Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках

«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч)

        Великий колокольный звон. Звучащие картины Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский.  Молитва.  С Рождеством Христовым! Рождество Христово.

Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Обобщающий урок II четверти.

     Музыкальный материал

Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо,  Рождественская песенка.

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания в рабочей тетради

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

        Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.

Раскрываются следующие содержательные линии. Фольклор — народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

Музыкальный материал

Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.

Наигрыш. А. Шнитке.

Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.

Камаринская. П. Чайковский.

Прибаутки.  В.  Комраков,  слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.

Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок,  закличек.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором во внеурочной форме деятельности. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.

В музыкальном театре (5 ч)

        Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера мгновенье! Увертюра. Финал.

Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет.'Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы — характеристики главных действующих лиц. Финал.

Музыкальный материал

Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

 С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.

Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

В концертном зале (5 ч)

        Симфоническая сказка «Петя и Волк».

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Обобщающий урок III четверти.

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского.

      Музыкальный материал

Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра.  В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школных праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 ч)

        Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки.      Сочинения      И.-С. Баха,      М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рисунок, лад — цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Обобщающий урок IV четверти заключительный урок-концерт.

Музыкальный материал

Волынка;  Менуэт.  Из  «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского;  Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.

Весенняя.  В.-А.  Моцарт, слова И.-Ф.  Овербек, пер.   Т.    Сикорской;   Колыбельная.   Б.   Флис   — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский.

Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Клоуны Д. Кабалевский.

 Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Пляцковского; Большой хоровод. Б. Савельев, сл. Лены Жигалкиной и А. Хаита

Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками

III класс (34 ч) Россия — Родина моя (5 ч)

Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава - русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна...

Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы   Родины,   защитников   Отечества   в   различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

Музыкальный материал

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса.   П. Чайковский,

слова А. Толстого; Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.  Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.Славны были паши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. Александр      Невский.     Кантата     (фрагменты). С. Прокофьев.Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Петь мелодии с ориентации на нотную запись.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

День, полный событий (4 ч)

        Утро.  Портрет в  музыке.  В  каждой  интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Раскрываются  следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев,  М.  Мусорского

Обобщающий урок I четверти.

     Музыкальный материал

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова; Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интонации, музыке, живописи, поэзии.

программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

О России петь — что стремиться в храм (4 ч)

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.

Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Музыкальный материал

Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

 Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздниках   народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

Обобщающий урок II четверти.

Музыкальный материал

Обр. Н. Римского-Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина

Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли,  высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы,       хор. Из      пролога      оперы      «Снегурочка». Н.  Римский-Корсаков; Веснянки.  Русские, украинские народные песни

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

В музыкальном театре (6 ч)

Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах.

Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Музыкальный материал

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика, Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.        

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов

В концертном зале (6 ч)

        Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. "Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.

Обобщающий урок III четверти.

Музыкальный материал

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-

я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс 24. Н. Паганини; Пер Гют. Сюита 1 (фрагменты). Сюита 2 (фрагменты). Э. Григ.

Симфония  №  3 («Героическая»)  (фрагменты). Л. Бетховен; Соната 14 («Лунная»).  1-я часть (фрагмент).  К   Элизе; Весело. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н.  Райского;  Волшебный  смычок, норвежская   народная   песня;   Скрипка.   Р.   Бойко, слова И. Михайлова.

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)

Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт.

Раскрываются  следующие содержательные линии. Музыка   источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство

XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и сим-фоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Обобщающий урок IV четверти заключительный урок-концерт

Музыкальный    материал

Мелодия. П. Чайковский; Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ;

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель», Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Симфония 9. Финал Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой; Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

Различать характерные черты языка современной музыки

Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

IV класс (34 ч) Россия — Родина моя (3 ч)

Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому... На великий праздник собралась Русь!

Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).

Музыкальный    материал

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.

Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ.

С. Рахманинов; Песня о России.  В. Локтев, слова 0. Высотской; Родные места.  Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в обраб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки,  бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; Александр Невский. Кантата (фрагменты).  С. Прокофьев; Иван  Сусанин.   Опера (фрагменты). М. Глинка

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Импровизировать на заданные тексты.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

О России петь — что стремиться в храм... (4 ч)

Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.  Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник.

Раскрываются  следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли Русской

(равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

Обобщающий урок I четверти.

Музыкальный материал

Земле Русская, стихира; Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский;  Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияше.    Молитва.   П.   Чесноков;   Богородице   Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощной». С. Рахманинов; Не шум   шумит,   русская   народная   песня;   Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колкольности в музыке русских композиторов.

Сочинять мелодии на поэтические тексты.

Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

День, полный событий (6 ч)

        Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый...

Раскрываются  следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Обобщающий урок I четверти. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый.

     Музыкальный материал

В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов».   М. Мусоргский.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)

Композитор   -   имя   ему   народ.   Музыкальные инструменты   России.   Оркестр   русских   народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. (Троица).

Раскрываются  следующие содержательные линии. Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст,     вариационность,     импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.  Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской му-зыке.  Церковные  и народные праздники  на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева.

Обобщающий урок II четверти.

Музыкальный материал

Ой ты, речка, реченька; Бульба,  белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, Концерт №  1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Ты воспой, воспой,  жавороночек.Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

В концертном зале (5 ч)

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет... Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.

Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы

Музыкальный материал

Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль мажор. Соната 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные)

на слух и по нотному письму, графическому изображению.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.            Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

В музыкальном театре (6 часов)

Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим... (III действие). Сцена в лесу (IV действие). Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.

Раскрываются следующие содержательные линии: События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.   Орнаментальная  мелодика.  Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Обобщающий урок III четверти.

Музыкальный материал

Интродукция,  танцы из II действия,   сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы   «Иван   Сусанин».   М. Глинка;   Песня   Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок из оперы  «Хованщина».   М. Мусоргский;  Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Колыбельная;   Танец   с  саблями   из  балета  «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский.

Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.Песня Элизы  («Я танцевать хочу»). Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (7 ч)

        Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты.    Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке.

Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.).  Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Обобщающий урок IV четверти  заключительный урок-концерт.

     Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе , коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

 Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Оценивать свою творческую деятельность.

8. Материально-технического обеспечения.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка 1 класс

К

2

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка 2 класс

К

3

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка 3 класс

К

4

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка 4 класс

К

5

Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Музыка 5 класс

К

6

Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Музыка 6 класс

К

7

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Искусство 8-9 класс

К

2. Печатные пособия

1

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России.

Д

2

Портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Д

3

Плакат: инструменты симфонического и русского народного оркестра.

Д

3. Цифровые образовательные ресурсы

1

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Д/П

2

Цифровые инструменты учебной деятельности для общего пользования

Д/П

4. Экранно-звуковые пособия

1

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Д

2

Аудиозаписи по различным видам искусства.

Д

3

DVD фильмы по различным видам искусства.

Д

5. Учебно-практическое оборудование

1

Музыкальные инструменты:

Фортепьяно;

Цифровое пианино.

Д

2

Комплект музыкальных инструментов:

Маракасы,

ложки,

треугольник,

бубен,

трещётка.

Д

        6. Технические средства обучения

1

Музыкальный центр.

Д

2

Экран (на штативе и навесной)

Д

3

Сканер

Д

4

Принтер

Д

5

Ноутбук

Д

6

Микшерный пульт

Д

7

Микрофоны

Д

        

СОГЛАСОВАНО

Протокол №1  заседания методического объединения

учителей музыки

от 28 августа 2013 года

________________Л.А.Попова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________А.В.Демиденко

28.08.2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...