Методическая разработка на тему: «Роль героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца»
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему

Стефанова Ирина Владимировна

В данной  методической разработке   раскрывается  вопрос  влияния  героико- патриотической  музыки  русских композиторов на  развитие  моральных качеств  суворовцев, на воспитание любви к Отечеству и  гордости за героический подвиг народа  во имя Родины.   Актуальность разработки объясняется тем,  что требования, определенные  Федеральным государственным образовательным стандартом, ориентированы  на  достижение  личностных результатов  обучающихся и должны отражать:

 - воспитание российской  гражданской  идентичности обучающихся, а именно:  патриотизма,   любви и уважения к Отечеству,  чувства гордости за свою Родину,  прошлое и настоящее многонационального народа России;  

- знание  истории,  основ культурного наследия народов России и  человечества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного  и ответственного  отношения к собственным поступкам;

-  осознание  своих  обязанностей  перед обществом, перед Отечеством.                     

Методическая разработка ориентирована на преподавателей гуманитарного цикла основной общеобразовательной школы.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

на тему:

«Роль  героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца»

                                                     Автор: Стефанова Ирина Владимировна,  

                                                                преподаватель искусства (музыки)

Москва

2015 год

Аннотация

     В данной  методической разработке   раскрывается  вопрос  влияния  героико- патриотической  музыки  русских композиторов на  развитие  моральных качеств  суворовцев, на воспитание любви к Отечеству и  гордости за героический подвиг народа  во имя Родины.   Актуальность разработки объясняется тем,  что требования, определенные  Федеральным государственным образовательным стандартом, ориентированы  на  достижение  личностных результатов  обучающихся и должны отражать:

 - воспитание российской  гражданской  идентичности обучающихся, а именно:  патриотизма,   любви и уважения к Отечеству,  чувства гордости за свою Родину,  прошлое и настоящее многонационального народа России;  

- знание  истории,  основ культурного наследия народов России и  человечества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного  и ответственного  отношения к собственным поступкам;

-  осознание  своих  обязанностей  перед обществом, перед Отечеством.                    

Методическая разработка ориентирована на преподавателей гуманитарного цикла основной общеобразовательной школы.

Содержание

  1. Аннотация ………………………………………………………….2        
  2. Введение ……………………………………………………………4
  3. Основная часть:

а) Методическое обоснование темы ……………………………...7

б) План урока с технологической  картой  ……………………….9

в) Конспект урока …………………………………………………17              

  1. Заключение ………………………………………………………...25
  2. Список использованных источников ………………………….. ..26

Введение

     В число общих задач Федерального  Государственного стандарта основного общего образования входит задача духовно-нравственного развития личности обучающегося, воспитание любви к своему краю, к своему Отечеству и  гордости за героические подвиги  своего народа во имя Родины.    

   Федеральный  Государственный  стандарт  основного общего образования предусматривает также  Программу воспитания и социализации обучающихся, которая построена на основе базовых национальных  ценностей российского общества, таких, как  патриотизм и гражданственность, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.  

     Искусство, как и культура в целом, предстает перед обучающимися как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Важнейшей задачей музыкального образования в основной школе является воспитание  и развитие деятельной  творческой памяти,  сохранение культурной среды и творческая жизнь в этой среде, которые должны обеспечить привязанность к родному краю и социализацию  личности обучающегося.  

     Решению этих  задач, учитывая военную специфику суворовского училища, в огромной  степени помогает изучение  музыкальных произведений  о героических подвигах нашего народа,  о великих полководцах,  о героическом прошлом нашей Родины   на уроках искусства (музыки).  Изучая патриотические  музыкальные произведения, суворовцы учатся любить и защищать свою Родину, быть истинными патриотами, верными сынами своего Отечества.

       Для успешного изучения и усвоения музыкального материала необходимо развитие у суворовцев  универсальных учебных действий: способности к саморазвитию и самосовершенствованию, формирование компетенций и компетентностей  в  предметной области искусство (музыка),  развитие творческих и музыкальных способностей, овладение художественно-практическими умениями и навыками  в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности,  развитие навыков учебно-исследовательской  и проектной деятельности.

    Для  решения этой задачи можно применять как инновационные образовательные технологии, так и традиционные приемы и формы работы.

     Всем известна  сила влияния музыки на человека. Изучая музыку, суворовцы осваивают общечеловеческие ценности и нравственные идеалы, постигают мир через искусство. Но для того, чтобы воспринимать и понимать музыкальное произведение в полной мере, необходимо знать особенности музыкального языка, понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности, жанровые и стилевые особенности  музыки.

    В результате освоения учебного предмета  «музыка», суворовцы  должны  не только иметь представление о целостной  картине современного музыкального мира и эмоционально-ценностное заинтересованное отношение к музыке во всем ее многообразии, но и владеть художественными умениями и навыками, необходимыми для  продуктивной музыкально-творческой деятельности, а также иметь развитые музыкальные  способности определенного уровня, включающие ассоциативное мышление и творческое воображение.

    Курс музыки в основной школе предполагает обогащение художественной сферы и музыкально-творческое развитие суворовцев, активное включение элементов  музыкального самообразования, изучение произведений  различных жанров, стилей, эпох, как современных композиторов, так  и  композиторов прошлых веков. Постижение музыкального  искусства приобретает деятельный характер и становится  сферой выражения личной творческой инициативы суворовцев в различных видах деятельности: в слушании, пении,  музыкальной драматизации, инструментальном  музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, проектно-исследовательской деятельности.  Происходит формирование основ художественного мышления, способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать свои действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать разнообразие музыкальной картины мира, что в свою очередь способствует развитию познавательных способностей суворовцев.

    Изучение отечественного музыкального наследия, уважение к художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи ориентировано на освоение духовно-нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей, на социальное развитие суворовцев, как истинных граждан своей Родины. Но, исходя из специфики МсСВУ, огромная роль в воспитании личности суворовца должна  принадлежать музыке военной направленности и классическим музыкальным произведениям героико-патриотического содержания.

 Данными тезисами и определяется выбор темы методической разработки.  

                                                      Основная часть

                                      Методическое обоснование темы

      Разработка  урока  включает   изучение  героико-патриотических произведений русских композиторов. Задания, предложенные в данной работе,  ориентированы на формирования учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной, общекультурной компетенций, компетенции личностного самосовершенствования.

    Работа с музыкальным произведением создаёт условия для самостоятельного освоения суворовцами предметных и метапредметных УУД, обеспечивает понимание  музыкального произведения, а также позволяет  разнообразить работу с ним,  исходя из задач, решаемых в процессе обучения.  

    Одним из главных критериев  работы с музыкальным произведением является умение внимательно слушать и анализировать  его, а для этого необходима выработка следующих универсальных учебных действий:

  1. изучение истории создания произведения (самостоятельно, с помощью информационных  технологий  найти и изучить материал об  авторах  музыкального произведения, об историческом времени, в которое   создавалось произведение; узнать, чему посвящено произведение; узнать основную идею  музыкального произведения, содержание, развитие сюжета, имена исполнителей);
  2.  умение внимательно  слушать  и анализировать произведение (определить  жанр, форму,  стилевые  особенности  музыкального произведения; понять особенности музыкальной драматургии (экспозиция – завязка – конфликт –кульминация - развязка), логику развития действия в музыкальном произведении: определить контрастные темы и их взаимодействие);
  3. понимание развития музыкальных образов (проанализировать  музыкальные характеристики героев: определить характер основной музыкальной темы героя; определить, какие интонации использовал композитор для создания музыкального образа героя; назвать  выразительные  средства музыки, помогающие раскрыть образ героя (мелодия, ритм, темп, динамические оттенки, тембр, регистр, особенности гармонии);
  4. понимание роли  музыкального сопровождения (объяснить, какую роль играет симфонический оркестр; знание особенностей звучания различных музыкальных инструментов;  роль музыкального сопровождения в раскрытии музыкального образа);
  5. понимание взаимосвязи различных видов искусства при создании музыкальных произведений (объяснить связь музыки с изобразительным искусством, с хореографией, литературой  и др.);
  6. рефлексия знания музыкального произведения (умение связать содержание музыкального произведения с конкретным историческим периодом  или  событием; составление презентации или сообщения  на основе различных источников об истории создания и содержании данного музыкального  произведения;  умение объяснить, чему учит  данное  музыкальное произведение; умение делать выводы и заключения);
  7. рефлексия собственной деятельности (умение ответить на вопросы: что  я узнал о новом  музыкальном произведении;  чему я научился, познакомившись с данным музыкальным произведением; умение ответить на вопросы  по содержанию и выразительным средствам музыкального произведения).  

     На предложенном уроке и во время выполнения заданий, показанных в разработке, используются современные педагогические технологии: технология проблемного обучения; коммуникативная технология; эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии; информационно-коммуникационные технологии; технология дифференцированного обучения; игровая технология;  эвристическая технология (развитие творческих способностей) и др.              

                                             

                                                                       

                                План урока с технологической картой

Курс  Музыка  – 7 класс

Тема урока: «Героическая тема в русской музыке» - 45 минут

Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний.

Вид урока: комбинированный урок (теоретических знаний и элементов  творческих заданий).

Цель  урока: воспитывать  ценностное  отношение  к  русской  музыке, прославляющей  героическое прошлое нашей Родины, к  великим произведениям  русских композиторов, в которых отражена героическая тема  защиты Родины и народного  патриотизма; актуализировать жизненно-музыкальный опыт суворовцев,  помочь им осознать ценность русского  классического музыкального наследия,  как  неотъемлемой  части общей духовной культуры и  духовно-нравственного развития.

Задачи:  

1) обучающие: обобщить  знания  суворовцев о  произведениях  великих русских композиторов, в которых отражена героическая тема  защиты Родины и народного  патриотизма;  научить  находить  многообразие  связей  музыки, истории и  литературы,  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять роль музыки в жизни человека;

2)развивающие: развивать  ассоциативно-образное мышление суворовцев, актуализировать их  знания о том, как историческое  прошлое Родины находит  отражение  в музыке, в художественных  образах живописи, архитектуры, скульптуры;  развивать умение передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной  форме; развивать музыкальные способности, вокально-хоровые навыки.  

3)воспитательные: воспитание гражданской позиции, любви к Отечеству, гордости за его героическое  прошлое; воспитывать  эмоционально-ценностное отношение к  русской героико-патриотической музыке, интерес к  музыке великих русских композиторов, обогащать кругозор в области культуры и искусства.

Основные понятия, изучаемые на уроке:  кантата, ария, опера, либретто, выразительные средства музыки, музыкальный  героический образ.

Музыкальный материал и галерея героических образов:

М.И.Глинка.  Опера «Иван Сусанин». Ария Сусанина-фрагмент  Хор «Славься».

А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь», «Ария князя Игоря» - фрагмент из фильма-оперы.

С.С.Прокофьев.  Кантата «Александр Невский», «Вставайте, люди русские!» - фрагмент из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский».

Картины:

 П.Корин  «Александр Невский», И.Глазунов  «Князь Игорь, В.Верещагин «Не замай-дай подойти!» (Партизаны).

Используемые учебники и учебные пособия: Музыка. 7 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.

Ресурсы урока:  план-конспект урока,   презентационный материал,   мультимедийное  сопровождение, фортепиано, музыкальный центр, интерактивная доска, компьютер,  музыкальная литература.

Методы обучения:  

- метод эмоциональной драматургии,

- метод художественного контекста,

- метод сравнения,

- метод размышления о музыке,

- словесные методы: диалог, беседа, разъяснение.

Задания для обучающихся на уроке:

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Определение авторов и названий музыкальных произведений.

Исполнение хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.        

Участие в дискуссии, отстаивание точки зрения, нахождение аргументов в защиту своего мнения.

Педагогические технологии:

  1. технология проблемного обучения
  2. информационная технология (формирование ЗУН)
  3. коммуникативная технология
  4. эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии

(формирование сферы эстетических и нравственных отношений –СЭН)

  1. информационно-коммуникационные технологии
  2. технология дифференцированного обучения
  3. игровая технология
  4. эвристическая технология (развитие творческих способностей)
  5. мультимедийные технологии
  6.  здоровьесберегающая технология

Планируемые результаты:

Личностные: 

- воспитание  патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, российский народ,  историю России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; умение познавать мир через музыкальные формы и образы;

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

- развитие общих музыкальных способностей, творческого воображения, образного и ассоциативного мышления;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию в области музыкального искусства;

- формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми  в процессе образовательной, творческой и других видах деятельности.

Метапредметные: 

- умение самостоятельно определять цель занятия, ставить новые учебные задачи;

- активное  использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного  восприятия музыки;

- умение размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности  в процессе овладения учебными действиями;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность  выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, сравнивать, размышлять, рассуждать и делать выводы;

- умение организовать общение и взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные: 

- уметь приводить примеры музыкальных произведений, в которых  отражена героическая  тема; 

- называть полные имена композиторов,  в творчестве которых отразилась героическая тема;

- знание и осознанное восприятие  героико-патриотических  произведений русских композиторов-классиков;

- осознание  роли  героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца; в воспитании патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, российский народ,  историю России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование потребности в общении с героико-патриотической музыкой для дальнейшего духовно-нравственного  развития;

- знание понятий: кантата, ария, опера, либретто, выразительные средства музыки, музыкальный  героический образ.

 - понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств музыкально-художественной  выразительности, особенностей музыкального языка;

- развитие  слуха и голоса, умения слушать друг друга, петь в ансамбле.

Основные этапы урока:

1. Организация, ввод в тему - 2 мин.

2.Постановка цели и задач урока -2 мин.

3. Актуализация знаний. Повторение и обобщение пройденного материала - 28  мин.

4. Закрепление и проверка полученных знаний: блиц- викторина - 6  мин.

5. Рефлексия. Подведение итогов - 4 мин.

6. Инструктаж о задании на самоподготовку - 1 мин.

7. Хоровое пение: исполнение хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин»                             М.И.Глинки – 2 мин. 

                                         

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ключевые компетенции  и УУД

 1

Организационный:

включение суворовцев в работу, соблюдение  воинской дисциплины на уроке, военной этики и воинских ритуалов,

выработка организованности, готовности к работе на уроке, организация внимания всех обучающихся.

Принимаю доклад о прибытии и наличии суворовцев.

Для обозначения темы урока я предлагаю внимательно рассмотреть   ряд  произведений  изобразительного искусства и прослушать  музыкальный отрывок.

Задание: определить  степень взаимосвязи картин и  музыкальных фрагментов, предположить тему урока (показ слайд-шоу и прослушивание музыкальных фрагментов).

Картины: П. Корин «Александр Невский»; «Иван Сусанин»;  

кадр из фильма-оперы «Князь Игорь».

Музыкальный отрывок: хор «Славься» из оперы  «Иван Сусанин».

После  высказываний  обсуждения  мнений, на слайде появляется тема: «Героическая тема в русской музыке».

ЗКВ докладывает о готовности к уроку.

Суворовцы рассматривают картины, слушают музыку, определяют степень их взаимосвязи и предположительно формулируют  тему урока.

Компетенции Коммуникативные: формирование собственной  позиции, способности аргументировать ее и координировать с позицией своих товарищей, умение принять общее решение в совместной деятельности.

УУД

Личностные:

нравственно-этические (нормы поведения);

смыслообразование  

(установление связи между учебной целью и ее мотивом).

Регулятивные:

умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Познавательные:

логические действия (анализ объектов, построение логической  цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование).

2

Постановка цели и задач урока.

Постановка проблемного вопроса.

Подвожу суворовцев к осознанию проблемы, цели  и задач урока. «Сегодня вам предстоит обсудить проблему, ответить на вопрос: нужны  ли  современному поколению   произведения искусства,  рассказывающие  о  героическом  прошлом    нашей  Родины?   Есть ли необходимость   воспитывать молодёжь  на героических произведениях?

Докажите правильность вашего вывода».

Суворовцы принимают  активное участие, в обсуждении проблемного вопроса.

В итоге,  суворовцы делают вывод о значении героических произведений  для современного поколения,  и доказывают правильность ответа  на последующих этапах урока.

Компетенции

Коммуникативная:

способность к общению.

Проблемная: умение выявлять проблему и находить пути ее решения.

УУД

Познавательные:

постановка и решение проблемы,

логические действия (установление причинно-следственных связей, построение логической  цепи рассуждений,  выдвижение гипотез и их обоснование).

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: учет мнения товарища, умение договориться, найти общее решение.

3

Актуализация знаний:

Обобщение и систематизация  знаний, творческое применение  и добывание знаний в новой ситуации.

Организую повторение и обобщение  пройденного материала.

Предлагаю суворовцам разделиться на три группы, выбрать  героя  музыкального произведения (Иван Сусанин, князь Игорь, Александр Невский)

 и рассказать о нем.     Галерея героических образов.

 Прослушивание  бессмертных произведений  русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Просмотр видеофрагментов из знаменитых опер и фильмов.

Интонационно-образный и сравнительный анализ музыкальных номеров-характеристик музыкальных  героических образов.

Объяснение понятий: кантата, ария, опера, либретто, выразительные средства музыки.

Поделившись на три группы, суворовцы  рассказывают о своем герое, отвечают на вопросы, принимают активное участие в дискуссии.

Свои рассказы суворовцы иллюстрируют слайдами мультимедийной презентации, включающими

прослушивание музыкального материала и просмотр видео – записей по теме урока.

Компетенции Информационная:

готовность к работе с информацией.

Корпоративная:

умение работать в команде.

Речевая: умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы и пр..

УУД

Регулятивные:

способность понимать, сохранять цель и следовать ей в УД, умение действовать по плану, формирование целеустремленности, готовности к преодолению трудностей. Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знание, умение осознанно строить речевое высказывание, чтение.

Коммуникативные: умение договориться о распределении  функций и ролей в совместной деятельности, определить способы взаимодействия.

4

Закрепление и проверка полученных знаний.

Задачи  викторины: проверка усвоения пройденного материала, закрепление знаний, развитие творческого  мышления суворовцев.

Предлагаю суворовцам провести блиц - викторину: выбрать  правильный ответ из предложенных вариантов, ответить на вопросы.

Суворовцы выбирают жюри, проводят блиц-викторину: выбирают правильные ответы, отвечают на вопросы викторины. По окончанию викторины жюри выбирает победителя, набравшего наибольшее количество баллов.

Компетенции Коммуникативная:

готовность к общению.

Речевая: умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы и пр.

УУД

Регулятивные:

умение контролировать процесс и результаты УД, умение преодолевать импульсивность, умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности.

Познавательные:

информационные (передача информации),

логические (рассуждение, обобщение).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач, формулировать собственное мнение, строить понятные для партнера высказывания, слушать собеседника.

5

Рефлексия. Подведение итогов урока:

формирование  навыка  адекватной оценки собственной деятельности, умения делать выводы, подводить итоги  своей работы.

Предлагаю суворовцам ответить  на вопрос: «Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке?»

Предлагаю продолжить  фразы на слайде:

Сегодня на уроке я узнал….

Мне больше всего удалось..

У меня сегодня не получилось….потому что..

Я оцениваю свою работу на….

Подвожу  итоги урока.

Объявляю  оценки.

Суворовцы вспоминают тему урока, анализируют свою деятельность; выясняют, достигнута ли цель урока, ответили ли они на проблемный вопрос. Продолжают начатые на слайде фразы, тем самым подводят  итоги своей работы на уроке.

Компетенции Коммуникативная:

умение общаться.

Речевая: умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы и пр.

УУД

Регулятивные:

самооценивания,

саморегуляции.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и результаты собственной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

6

Инструктаж о задании на самоподготовку:

закрепление знаний, развитие творческого  мышления суворовцев.

Довожу до суворовцев  дифференцированное задание на самостоятельное изучение:

I- изучить материал  на стр.36-39,

II-ответить на вопросы  на стр.37, 39  учебника «Музыка 7класс» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Суворовцы выбирают задание из предложенных с учетом  своих возможностей.

УУД

Познавательные:

общеучебные (самостоятельно выбирать пути решения  проблемы).

Регулятивные:

планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, составлять план и последовательность действий).

Коммуникативные: формулировать свои затруднения, обращаться за помощью, предлагать свою помощь.

7

Хоровое пение: исполнение хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин»                             М.И.Глинки

Развитие  слуха и голоса, умения слушать друг друга, петь в ансамбле. Сплочение коллектива, развитие умения совместного  творчества.

Суворовцы исполняют хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

УУД

Личностные:

гражданская идентичность,

чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; осознание ответственности человека за общее благополучие.

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. 

                                                       

                                                   Конспект урока:

1. Организационный этап.

Доклад о прибытии и наличии суворовцев.  Приветствие.

Мотивация учебной деятельности.

Учитель:  «Посмотрите, пожалуйста,  на картины и прослушайте музыкальный  фрагмент. Вам знакома эта музыка?

 (Суворовцы  узнают хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки)  Подумайте, как могут быть связаны между собой эти произведения искусства, и предположите тему сегодняшнего урока.  

(Суворовцы предлагают свои варианты  темы  урока).  Вы правильно предположили. Итак, тема урока: «Героическая тема в русской музыке».

2. Постановка цели и задач урока.

Учитель: «Исходя из темы, предположите, какова цель нашего урока. (Суворовцы пытаются сформулировать цель урока). Цель урока: Выяснить, как героическое  прошлое Родины находит отражение в русской музыке. Ребята, как вы  думаете, есть ли необходимость в наше время вспоминать  о героическом прошлом нашей Родины и воспитывать молодёжь  на героических произведениях?» (Суворовцы  отвечают, выдвигают свои версии ответа).  

Прочитайте, пожалуйста,  эпиграф  к уроку: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».  Как  вы  понимаете эти слова?» (Ответы суворовцев).

 Вывод: На протяжении всего изучения курса музыки мы встречаемся  с героическими образами, с произведениями, посвященными теме воинского подвига, патриотизма, верности своему Отечеству.  Если страницы этой истории отображены в искусстве – в музыке, поэзии, живописи, то воздействие их на умы и души новых поколений сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом – истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.

В завершение дискуссии, как подтверждение правильности сделанного  вывода, привожу слова великого русского поэта А.С.Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие».

 3. Актуализация знаний.

 Учитель:  «Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории  и  увидим эту историю в музыке. Великие  композиторы  М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев  создали  монументальные  произведения,  воспевающие  беззаветную любовь и преданность  Родине,  готовность защищать ее от врагов во все времена. Давайте вспомним эти бесценные произведения.

Предлагаю вам разделиться на три группы и выбрать героя, о котором вы будете рассказывать: 

1 группа – народное ополчение и Иван  Сусанин,

2 группа – дружина во главе с князем Игорем,

 3 группа – дружина во главе с Александром Невским.

Суворовцы делятся на три группы, выбирают героя, договариваются, кто будет рассказывать о любимом герое.

1 группа характеризует  образ  Ивана Сусанина в  одноименной опере М.И.Глинки.

Суворовец: «Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений».  Б.Асафьев .

 Михаил Иванович Глинка (1804-1857), автор первой русской героико-трагической оперы «Иван Сусанин»(1837),  первоначальное название оперы «Жизнь за царя».  Учитель: Дайте определение понятия «опера».

Суворовцы: «Опера – музыкально-драматический спектакль, соединяющий различные виды искусства, среди которых главное  место принадлежит вокальному  искусству. Все герои в опере поют».

«Главное чувство, рождаемое оперой “Иван Сусанин” М.Глинки, - чувство Родины. Композитор определил основную идею оперы так: подвиг Ивана Сусанина является естественным проявлением национального достоинства, патриотического порыва, свойственного всему русскому народу в годину трагических испытаний. Сусанин – народный герой, частица своего народа, с которым он нерасторжим».

Суворовец  рассказывают о героическом образе Ивана Сусанина:   «Иван Сусанин  - простой  крестьянин,  спасая родную землю от интервентов – поляков, завел их в непроходимые болота и сам погиб там.  Иван Сусанин – народный герой, частица своего народа, с которым он нерасторжим. В его героическом поступке Глинка усматривает  проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового  пожертвовать собой ради спасения родной земли».  

В опере М.И.Глинки образ Ивана Сусанина – героя и патриота - наиболее ярко раскрывается в его заключительной  арии «Ты взойдешь, моя заря!»

Учитель: «Что такое ария?»

Суворовцы: «Ария – песня главного героя, его музыкальная характеристика.  

(Прослушивание фрагмента арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!»)

 Музыка арии – образец выразительной песенной декламации, строга и очень сдержанна,  проникнута скорбным настроением. Сусанин, предчувствуя гибель,  вспоминает детей и мысленно прощается с ними. Интонации неторопливые, величавые. Мелодия проста, выразительна и напевна.  В  заключительном эпизоде арии Сусанина драматическое напряжение нарастает, достигая подлинно трагической силы: “Ох, горький час! Ох, страшный час!”, но нравственная сила подвига в том и состоит, что человек, подобный Сусанину, способен превозмочь страх смерти. Для него нет другого выбора. Он выбрал спасение Москвы, пусть даже самой страшной ценой – ценою собственной жизни… Партия хора в опере олицетворяет  русский народ, его мелодия из Пролога “Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!” становится музыкальным символом любви к Родине. Эта любовь – главная сила, которая движет и судьбами народа, и судьбами отдельных людей».

Просмотр  видеофрагмента из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

(В роли Ивана Сусанина -  Евгений Нестеренко)

Учитель: «Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?»

Суворовцы: «Мужество, смелость, героизм, самопожертвование во имя спасения Отечества».

2 группа рассказывает об  образе  князя Игоря из  оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина.

Суворовец: «Еще один замечательный русский композитор Александр Порфирьевич Бородин(1833-1887), был не только композитором, но и талантливым  ученым-химиком.

Суворовец: Опера “Князь Игорь” А.П.Бородина(1869-1887) – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа.  Композитор посвятил ее памяти М.И.Глинки. В  основе либретто события времен борьбы Руси с половцами, степными кочевниками, описанные неизвестным автором в поэме Древней Руси 12века  “Слово  о полку Игореве”.

Учитель: «Дайте определение понятия «либретто».

Суворовцы: «Либретто – полный словесный текст оперы, балета, музыкально-драматического спектакля.

Поэма повествует о неудачном походе князя Игоря против половцев, в результате которого он  попадает в плен. Князь Игорь глубоко переживает свое поражение,   беспокоится за судьбу Родины, о чём поёт в своей арии.

(Звучит отрывок из арии Князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу».)

Ария Игоря – один из лучших номеров оперы. В ней ярко обрисован главный герой- мужественный, доблестный воин, готовый бороться за родную землю, и в то же время страдающий человек с любящим сердцем. Первые фразы оркестрового сопровождения вводят в настроение сосредоточенного раздумья: «Ни сна, ни отдыха измученной душе…». Князь вспоминает о битве  у реки  Каялы и гибели русской рати, и это пробуждает в нем страстное стремление к свободе, мечту о новом походе на врага.  Основная, героическая  тема арии полна неудержимого порыва и мужественной силы, которая, повторяясь, звучит еще более драматично и напряженно в конце арии.  Ярким контрастом звучит светлая лирическая  средняя часть арии – обращение Игоря к любимой жене Ярославне («Ты одна, голубка лада»). Скорбная музыка сосредоточенного раздумья из вступления симметрично окаймляет всю арию.

Композитор  наделяет  образ главного героя оперы – князя Игоря лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней).

Просмотр  видеофрагмента из фильма-оперы Романа Тихомирова «Князь Игорь».

(В роли князя Игоря – Борис Хмельницкий)

Учитель: по мнению музыкального критика  В.Стасова опера «Князь Игорь» А.П.Бородина является  славой и гордостью русской музыки.

3 группа представляет образ Александра Невского из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский» и одноименного фильма С.Эйзенштейна.

Суворовец: «…Композитор призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее.  Он   прежде всего обязан быть Гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему».                                                          (С.С. Прокофьев)

Незадолго до начала Великой Отечественной войны на экраны вышел фильм под названием «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Музыка, звучащая в этом фильме, была написана композитором Сергеем  Сергеевичем  Прокофьевым (1891-1953),  стала известна на весь мир. И затем, на основе этой музыки, Прокофьевым была создана кантата - крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей,  для хора, солистов и большого симфонического оркестра - с таким же названием «Александр Невский»(1939). В кантате «Александр Невский 7 частей, каждая из которых поражает яркостью образов.  Слушая музыку, как будто видишь перед собой бескрайние равнины Руси, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных водах Чудского озера.  «Зримость образов» - характернейшая черта музыки Прокофьева, умеющего мастерски передать в музыке голоса людей, их жесты, движения.

«Песня об Александре Невском» -2 часть кантаты, похожа на фреску древнего живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне  говорится о победе русских над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию («А и было дело на Неве реке») исполняет мужской хор, интонации неторопливые, характерные для напевов древнерусских былин. В средней части( «Ух! Как бились мы, как рубились мы!») повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. Оркестр воспроизводит звуки битвы -  бряцание оружия, удары мечей. В заключении возвращается «богатырская» мелодия хора.

(Звучит фрагмент 2 части «Песня об Александре Невском»)

 «Вставайте, люди русские» - 4 часть кантаты, носит иной характер, это- призыв к бою за русскую землю.  Во время Великой Отечественной войны хор  «Вставайте, люди русские»  часто звучал по радио. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки и властно захватывает душу.

Учитель: «Каким событиям посвящено это произведение?»

Суворовцы: «Невской битве 1240г.  и  Ледовому побоищу 1242г. (битве на Чудском озере), победе князя Александра Невского над шведами и над немецкими рыцарями - крестоносцами».

Учитель: «Расскажите, что вы знаете об Александре Невском».

Суворовцы рассказывают об Александре Невском - великом полководце средневековой Руси:  «Святой благоверный князь Александр Невский родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого. Его дедом был Всеволод Большое Гнездо. В 1236 г. Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами.

Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада.

Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены.

Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные».  В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения.

 За подвиг России, за верность православной церкви, за веру Александр Невский был канонизирован, причислен к лику святых в 1380 году. За всю свою  жизнь он не проиграл ни одной битвы.

В память об Александре Невском в Санкт-Петербурге построен целый храм».

 Просмотр  видеофрагментов из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой С.С.Прокофьева.

4.  Закрепление и проверка полученных знаний.

                                                         Блиц-викторина

Задачи  викторины: проверка усвоения пройденного материала, закрепление знаний, развитие творческого  мышления обучающихся.

Подведение итогов викторины, выбор победителя.

5. Рефлексия.

                    Учитель: «Продолжите  фразы:

                                         Сегодня на уроке я узнал….

                                         Более  всего мне  удалось…

                                         Я оцениваю свою работу  на….»

 Подведение итогов урока.

Учитель: «Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке?»  (Суворовцы отвечают).

Вывод: Русские композиторы – патриоты своей Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, об истории нашей Родины.

 Героические произведения  русских композиторов,  учат  любить и защищать свою Родину,  быть ответственными за её судьбу, всегда помнить своих героев, совершивших бессмертные подвиги во имя Отечества.

  Подвожу  итоги урока. Объявляю  оценки.

6. Инструктаж о задании на самоподготовку.  

Дифференцированное задание на самоподготовку:

I- прочитать учебник  на стр. 36-39,

II-ответить на вопросы на стр. 37, 39

учебника «Музыка 7класс» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

7. Хоровое пение.

Исполнение хора «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

                                                              Заключение.

         В данной методической разработке показан комбинированный урок с элементами творческих заданий, включающий героико-патриотические произведения русских композиторов, рассказывающие о героическом прошлом нашей Родины.  Знакомство  с  героико-патриотическими  произведениями и  изучение их позволяет формировать у суворовцев ключевые компетенции и универсальные учебные действия, направленные на: воспитание гражданской идентичности, патриотизма, гордости за  героические подвиги народа;   формирование духовно-нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного  и  ответственного  отношения к собственным поступкам; осознание  своих  обязанностей  перед обществом, перед Отечеством,  то есть,  на формирование  личности,   что соответствует требованиям и концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

   

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –М.: Просвещение, 2011
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2014
  3. Инновационные педагогические технологии . М.Н.Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
  4. Уроки музыки. 7класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.-М.: Просвещение, 2011
  5. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Опыт работы по ФГОС ООО/под ред. М.Н.Капранова.- Волгоград: Учитель, 2015
  6. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы: пособие для учителей  общеобразовательных учреждений/Л.Л.Алексеева, Е.Д.Критская; под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-М.:Просвещение, 2013
  7. Рапацкая Л.А. «История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века».-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  8. Борисова Е.К., Витренюк Н.Е. «Анализ музыкальных произведений».- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014
  9. Тьюторское  сопровождение  образовательного процесса. Технология смыслопоисковой  деятельности/Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2013
  10.  Музыкально-интеллектуальные викторины для детей 11-14 лет/ Е.В. Ковалева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Стили и методы семейного воспитания".

В данной разработке рассматривается роль семьи в становлении личности ребенка, раскрывается влияние родительско-детских отношений на этот процесс,  даётся характеристика наиболее распростра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: Конфликтные ситуации между суворовцами: их диагностика, профилактика и разрешение.

Материал о работе воспитателя по управлению конфликтами между подростками, ведь каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между ...

Методическая разработка на тему "Преобразующая сила музыки Р.М. Глиэра"

Данный урок способствует активизации эмоционального отклика на музыку....

Методическая разработка по теме "Туризм как средство физического воспитания в школе"

С каждым годом все больше снижается уровень физической активности школьников при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья школьников, к...

Методическая разработка на тему: «Лечение музыкой. «Благотворное воздействие музыки на ребенка».

Методическая разработка на тему: «Лечение музыкой. «Благотворное воздействие музыки на ребенка»....

Методическая разработка: «Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности».

Методическая разработка:«Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности»....

Методическая разработка на тему: «Методика этического и нравственного воспитания обучающихся»

Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обоснов...