Занимательная олимпиада по предмету Сольфеджио среди учащихся 2 класса
олимпиадные задания по музыке на тему

Бадина Мария Борисовна

Актуальность данной работы обусловлена систематизацией методических приемов, использование которых позволяет проверить у обучающихся  знания, умения и навыки, которыми должен обладать учащийся во втором классе... Форма работы выбрана не случайна, так как участие в таких олимпиадах повышает интерес обучающихся к предмету сольфеджио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занимательная олимпиада28.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Занимательная олимпиада по предмету «СОЛЬФЕДЖИО» для учащихся 2 класса МБОУ ДОД ДШИ УКМО

                                          Автор: Бадина Мария Борисовна,

                                                           преподаватель теоретических дисциплин

МБОУ ДОД «Детская школа искусств» УКМО

Усть-Кут

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Олимпиада проводится в соответствии с требованиями к проведению указанной Олимпиады, разработанными на основе методических рекомендаций администрации МБОУ ДОД ДШИ УКМО. Участниками олимпиады являются учащиеся 2 класса музыкального отделения школы.

         Олимпиады проводится в четыре тура. Первый тур – теоретический , в котором представлены тестовые задания . Второй тур- анализ на слух. Третий тур – игровая форма.

Четвертый тур – домашнее задание.

На выполнение заданий   Олимпиады рекомендуется       отвести: в первом туре на каждое задание – 2 минуты, во втором туре – 1 минута на каждое задание, в третьем туре – 5 минут, в четвертом туре – 30 секунд.

                Участникам олимпиады запрещено:

обращаться с вопросами к кому-либо, кроме   членов жюри и ведущего преподавателя;

проносить в классы тетради, справочную литературу, учебники, любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации (кроме  выключенных мобильных телефонов).

Участники Олимпиады обязаны по истечении времени, отведенного на выполнение  заданий Олимпиады, сдать  задания.. Участники могут сдать работу досрочно, после чего они должны покинуть класс.


Цель олимпиады: 
Основной целью занимательной олимпиады по сольфеджио ставится выявление музыкально одаренных, перспективных учеников. 
Задачи олимпиады: 
• Повышение интереса учащихся к предмету сольфеджио  ДШИ; 
• Сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых мультимедиа фрагментов; 
• Выявление наиболее одаренных учеников; 
• Применение новых форм и методов работы на уроке сольфеджио; 
• Обмен опытом работы преподавателей. 

Условия проведения: 
Занимательная олимпиада проводится в рамках и в форме очередного урока по сольфеджио для всех учащихся 2-го класса инструментального отделения  школы. 
Кабинет должен быть оборудован компьютером (ноутбуком) с большим монитором либо с выводом изображения на экран телевизора или через проектор на доску. 
На компьютере должна быть установлена программа для работы с презентациями Microsoft PowerPoint. 

Программные требования и подсчет баллов: 
1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу (знаки в тональности до двух включительно, порядок ключевых знаков, ступени в тональностях, включая главные ступени и трезвучия лада, виды минора, количественная и качественная сторона интервалов, виды трезвучий). 
10 заданий. 
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. 

2 тур –  определение на слух  (интервалы, виды трезвучий) - письменное. 
За каждый правильный ответ присуждается 3 балла (см. ниже оценивание каждого задания). 

3 тур – занимательное лото. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна собрать из предложенных карточек теоретическое лото.
Задание без ошибок – 5 баллов.
1-2 ошибки – 4 балла.

3-4 ошибки – 3 балла.

5-6 ошибок – 2 балла.

7 ошибок – 1 балл.Каждому учащемуся присуждается определенное количество баллов и вносится в бланк в зависимости нахождения его в той или иной команде. 
4 тур – исполнение домашнего номера с аккомпанементом. Оценивается точность интонирования, верность названия нот, точность ритма, игры: 
точное интонирование, верное название нот, точность ритма и игры – 5 баллов, 
неточность в одной из характеристик – 4 балла, 
неточность в нескольких характеристиках – 3 балла, 
неточность в большинстве характеристик – 2 балла, 
очень слабое пение и игра – 1 балл).

Всего 23 балла. 

Все ответы на задания 1,2 тура ученики вписывают в специальный Бланк ответов. 
При проведении 3 и 4 тура выступающий ученик отдает Бланк ответа преподавателям для оперативного оценивания задания этого тура. 

После проведения олимпиады происходит подсчет преподавателями баллов 1,2,3,4 тура и суммирование баллов, а также выявление победителей: ученики, набравшие наибольшее количество баллов по всем параллелям, признаются победителями занимательной олимпиады по сольфеджио (распределяются I, II и III места). 

Награждение: 
Учащиеся, занявшие I, II и III места, награждаются памятными медалями и подарками. 

Жюри: 
Преподаватели ДШИ. 

Время и место проведения: 
Февраль, 2014 год.  МБОУ ДОД Детская школа искусств, Усть-Кутское муниципальное образование.

Подготовка к мероприятию: 
Преподавателям передается презентация с заданиями олимпиады в электронном виде. 
Распечатываются Бланки ответов для каждого ученика. 

Методическое пособие

1.Методическое пособие «Занимательное лото».                                                                        
                                                        Используемая литература
1. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио, 2 класс: пятилетний курс обучения.Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011.

2. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс.М., 2007.

3. Романюк А.Ф. Хрестоматия по слуховому анализу. М., 2003.

4. Абелян Л. Забавное сольфеджио. М.,1985.

                         Ход мероприятия
Ученикам раздаются Бланки ответов. Объясняется общий ход занимательной олимпиады. 
На примере слайда №1 презентации объясняются правила заполнения бланков. 

1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу. 
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. 
Задание 1 (слайд №1) 
Перед вами ключевые знаки. 
Вопрос: Сколько знаков в тональности Ре мажор? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
Задание 2 (слайд №2) 
Перед вами называния тональностей. 
Вопрос: в какой тональности нота «соль» будет второй ступенью? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
Задание 3 (слайд №3) 
Перед вами называния главных ступеней. 
Вопрос: Как называется IV ступень? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
Задание 4 (слайд №4) 
Перед вами изменения ступеней минора. 
Вопрос: Что происходит в мелодическом миноре при движении вверх? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
Задание 5 (слайд №5) 
Перед вами варианты строения гамм. 
Вопрос: Какое строение имеет минор? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
Задание 6 (слайд №6) 
Перед вами варианты порядка ключевых знаков. 
Вопрос: Какой порядок имеют диезы? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
Задание 7 (слайд №7) 
Перед вами обозначения интервалов. 
Вопрос: Какой цифрой обозначается интервал септима? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
Задание 8 (слайд №8) 
Перед вами названия интервалов. 
Вопрос: Как называется интервал, который обозначается цифрой 4? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
Задание 9 (слайд №9) 
Перед вами количество тонов в интервалах. 
Вопрос: Сколько тонов в квинте чистой? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
Задание 10 (слайд №10) 
Перед вами обозначения видов трезвучий. 
Вопрос: Как обозначается минорное трезвучие? 
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 
2 тур - определение на слух.
За каждый правильный ответ присуждается 2-3 балла. 
Задание 1 (слайд №11) 
Выберите интервал, который звучит и впишите правильный вариант в бланк общих ответов.
                                                                                                                 

 Задание 2 (слайд №12) 
Выберите аккорд, который звучит, и впишите правильный вариант в бланк общих ответов.
3 тур – занимательное лото. 
Максимально присуждается 5 баллов.  

 4 тур – домашнее задание.
Перед вами домашний номер. 
Задание: Спойте его наизусть с аккомпанементом. 
(оценивается точность интонирования, верность названия нот, точность ритма, игры: 
точное интонирование, верное название нот, точность ритма и игры – 5 баллов, 
неточность в одной из характеристик – 4 балла, 
неточность в нескольких характеристиках – 3 балла, 
неточность в большинстве характеристик – 2 балла, 
очень слабое пение и игра – 1 балл) 
Подведение итогов: 
Поздравление учеников с участием в занимательной олимпиаде, благодарность за проделанную работу, нацеливание на дальнейшую активную музыкальную деятельность. 
ДАЛЕЕ: Награждение и поздравление победителей. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занимательная олимпиада по сольфеджио, 2 класс

__________________________________________________________________________________

(Фамилия, Имя учащегося)

Тур

№ задания

Номер ответа

Количество баллов

I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

II

1

2

III

1

IV

-

См. домашний номер.

ИТОГО:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Руководитель: Каргапольцева И.А.

Номинация

Автор работы

Название работы

«Методическая копилка»

Бадина Мария Борисовна, преподаватель теоретических дисциплин

Занимательная олимпиада по сольфеджио