Коррекция интеллектуальных и психофизических недостатков у детей с нарушением интеллекта при помощи музыкотерапии
методическая разработка по музыке на тему

Сергеева Наталья Владимировна

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечёт нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбуждённого, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. Как говорил В.А. Сухомлинский: "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности". Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Музыка способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

        для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа

            МКОУ С(К)Ш

                      Методическая разработка по теме:

«Коррекция интеллектуальных и психофизических недостатков

у детей с нарушением интеллекта при помощи музыкотерапии»

                           Подготовила: Сергеева Н.В.

                                  Учитель музыки, первой категории

             2014г

                                 Пояснительная записка

     Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечёт нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбуждённого, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей.

     Как говорил В.А. Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».

     Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Музыка способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность.

     Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».

      Основной задачей «музыкотерапии» является: профилактика эмоционально-стрессовых состояний, раскрытие интеллектуально – творческого потенциала учащихся и развитие коммуникативной культуры.

Музыка традиционно занимает важное место в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Музыка используется как важный и специфический инструмент коррекционной работы.

      Музыкальные занятия включают различные виды музыкальной деятельности, в которых ребёнку предлагается необычным образом двигаться (танцевать), произносить доступные ему звуки или слова (петь), оперировать с предметами (играть на музыкальном инструменте) и т.д.

      Широко известна связь между музыкальным и эмоциональным развитием. Нередко музыка представляет собой ту форму, в которой ребёнку легче всего выразить собственное эмоциональное состояние. В танце или игре на музыкальном инструменте ребёнок получает возможность использовать новые средства выражения – он «говорит» окружающим, что он чувствует, при помощи пластики, жестов, динамических особенностей игры, без привлечения вербальных средств. Облегчая самовыражение, музыка позволяет ребёнку учиться выражать и переживать состояния, несвойственные ему в обычной жизни.

      Неудивительно, что музыка, обращаясь в первую очередь к слуховому анализатору, способствует развитию слухового внимания и восприятия.

Музыкальные занятия помогают ребёнку научиться сосредотачиваться на звуке, находить источник звука, соотносить музыкальный инструмент с издаваемым им звуком. Улучшение состояния сенсорной сферы (в первую очередь слуха, слухо-моторной и слухо-зрительной координации) и восприятия в процессе музыкальных занятий не вызывает сомнений.

     Широко известны также возможности музыки в развитии моторной сферы ребёнка – здесь используется тесная связь между музыкой и движением. В зависимости от особенностей детей, с которыми проводится работа, акцент во время музыкального занятия может ставиться на увеличении общей двигательной активности или, напротив, расслаблении ребёнка.

     Музыкальные занятия способствуют развитию выразительности, плавности, точности и координации движений. Музыка облегчает формирование двигательных автоматизмов, способствует развитию слухо-моторной координации. Во время музыкальных занятий происходит расширение возможностей произвольного управления движением – подчиняя его звучащей музыке или правилам игры, дети учатся выполнять последовательности движений, своевременно переключаться с одного движения на другое и т.п.

     Зачастую новая форма позволяет ребёнку впервые осуществить недоступное ему ранее действие или движение, и это становится первым шагом в развитии соответствующей психической функции. В результате музыкальные занятия способствуют развитию высших психических функций ребёнка – внимания, восприятия, речи и мышления.

     Музыкальные занятия широко используются в коррекции нарушений речи. Замечено, что пение является своеобразной формой, в которой многие дети, не пользующиеся речью, получают возможность выразить своё состояние или произнести первые звуки или слова. Музыка даёт ребёнку первый толчок к тому, чтобы начать говорить. В процессе музыкального занятия не говорящие дети окружены другими детьми, которые с удовольствием поют любимые песни. Эмоциональный подъём и пример других детей помогают ребёнку отвлечься от ожидания очередного неуспеха и включиться в общее пение.

     Общие задачи по музыкальной терапии, можно условно разделить на три класса:

1. установление контакта между учителем и ребёнком;

2. создание возможностей для самовыражения и творчества ребёнка и в результате – повышения самооценки;

3. воздействие на личность ребёнка, перестройка системы ценностей, формирование нового взгляда на проблему.

Музыкальные занятия могут проводиться в группе и индивидуально.

В структуре занятия выделяются следующие «блоки»:

 - приветствие;

 - движение под музыку (музыкальные упражнения);

 - пение;

 - игра на музыкальных инструментах;

 - музыкальные игры;

 - прощание        

     Структура группового занятия остаётся относительно постоянной в течение всего года. Индивидуальные занятия в меньшей степени требуют соблюдения одного порядка. Они более разнообразны, позволяют гибко менять процедуру, материал и способ взаимодействия, подстраиваясь к конкретному ребёнку, его состоянию в настоящий момент.

     Таким образом, влияние музыки может быть плодотворным при организации ситуаций спонтанного свободного выражения ребёнком своих эмоций. Только в этом случае музыка может превратиться в «разновидность терапии и роста, поскольку она даёт возможность проявиться более глубоким слоям психики, что позволяет их поощрять, укреплять, тренировать и воспитывать».

                                      Литература

1. Бочкарёв Л.П. Психология музыкальной деятельности. – М.; Ин-т психологии, 1997.

2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

3. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. Наук С. Шушарджан о музыкальной терапии. Клуб – 2001. - №6.

4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.; NB Магистр, 1993.

5. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.; Смысл, 2001.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.; Педагогика, 1985.

7. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. – Минск. – 1999.