Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Большухина Татьяна Борисовна

Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи. Важнейшая цель уроков русского языка - формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчение социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Коррекционная направленность проявляется в области речевого развития детей, т. к. важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчение социализации.

        Дети с нарушением интеллекта с большим трудом усваивают сложные системы понятийных связей и легче – простые, поэтому программа построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких уроков с постепенным наращиванием сведений. Практическая направленность нацелена на формирование у детей речевых навыков.

        Программные задачи преподавания русского языка.

  1. Научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст.
  2.  Выработать прочные навыки письма.
  3. Повысить уровень общего развития детей.
  4. Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  5. Развивать нравственные качества.

Задачи преподавания литературного чтения.

  1. Дальнейшее совершенствование техники чтения.
  2. Расширение возможностей в осознании читаемого материала.
  3. Совершенствование овладения различными формами пересказа ( выборочный, полный, краткий).

Обучение чтению и письму осуществляется параллельно. Процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер.

Речь детей с нарушением интеллекта часто бедна, потому что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи.

        Речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать. Необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя.

Развитие речи – это главная задача уроков русского языка, поэтому работа по развитию речи учащихся – это постоянная работа на каждом уроке. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать. Необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

        Главными задачами в развитии речи обучающихся является: формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей. Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от второстепенного.

        Работа по развитию речи включает следующие основные виды учебных работ.

  1. Работа со зрительной опорой. В качестве зрительной опоры используются рисунки, комиксы, картины, фотографии. Виды работ:

- устный диалог;

- устный рассказ по картинкам;

- письменный рассказ.

Основная цель работы с этим видом зрительной опоры – развитие наблюдательности, которая оценивается учителем: самую высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи. Дети учатся оценивать не только друг друга, но и себя.

  1. Творческие работы на основе личных впечатлений. Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть, что сказать.
  2. Личные впечатления могут быть музыкальные. Дети прослушивают небольшой музыкальный фрагмент, а затем пишут сочинение на тему «Что я чувствовал, слушая эту музыку?»
  3. Читательские впечатления. Это можно делать только по произведению, прочитанному в классе.
  4. Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть «Моя дорога в школу», «Мой любимый уголок природы» и т. п.

Лингвистическая работа с опорой: опорным сигналом, опорным конспектом, схемой.

Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесение ее с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой прием, облегчающий восприятие темы и ее понимание. В 80-е годы прошлого века была популярна педагогическая система учителя Софьи Николаевны Лысенковой. Для обучения детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция)  в этой системе важны и опережающее обучение, и комментированное управление, и опорные схемы. Поскольку дети с мозговой дисфункцией время от времени выпадают из учебного процесса, полезно заранее знакомить их с новой темой. Так они быстро включаются в работу класса.

Как  известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память. При воспроизведении опорных конспектов подключается двигательная память.

 Опорные схемы у нестандартных детей работают как своеобразные «костыли». Они позволяют снять нагрузку с оперативной памяти, обеспечивающей деятельность в настоящий момент. Имея карточки с опорными схемами, ребенок с ММД может всегда найти нужную и использовать как подсказку.

        Опорные конспекты не только разнообразят формы проведения уроков, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

        Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, - это могут быть записи выступлений артистов или речь учителя.

 Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков  и лингвистической работой.

        Одним из эффективных средств развития речи и интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить материал разными способами.

        Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, проявлять инициативу.

 Дидактические игры могут быть использованы на различных этапах урока, особенно на этапах повторения и закрепления материала. Например, в виде загадки, ребуса может быть дана тема урока; игра «Собери лото», « Кто больше напишет слов», « Третий лишний», «Найди ошибку» и т.д.

        Использование данной технологии при изучении русского языка и литературы дает определенные результаты.

Во-первых, увеличивается объем изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

        Совершенствование речевых навыков учащихся с ММД способствует их успешной учебе по основным предметам.

        Развитие устной и письменной речи как средства общения является первостепенной задачей уроков русского языка. Решение этой задачи предполагает формирование коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам более успешную социальную адаптацию.

        

Использованная литература.

  1. Блинова  Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., ЭНАС, 2004 г.
  2. Ильина С.Ю.  Речевое развитие умственно отсталых школьников. М., 2005 г.
  3. Лапшина В.А., Вавина Л.С., Луцкина Р.И. Развитие устной и письменной связной речи. М., 2005 год.
  4. Федченко А.П. Формирование грамматических понятий. М., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой деятельности у детей с нарушением интеллекта.

В современном мире очень сложно найти свою социальную нишу обычному человеку, а тем более человеку с нарушениями в интеллектуальном развитии. Поэтому одной из главных задач, которую должен реш...

Коррекция поведенческих расстройств у детей с нарушением интеллекта с помощью арттерапии

В последнее время логопеды, психоло­ги, педагоги, врачи-психотерапевты психиатры отмечают, что поведение многих детей характеризуется неуверен­ностью в себе, робостью, чрезмерной стесн...

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук».

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук»....

Коррекция психических процессов у детей с нарушением интеллекта

Презентация включает в себя подробное описание свойств и качеств психических процессов, успешно корректируемых во время классно-урочных занятий...

Чат, как средство формирования устной и письменной речи на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности классного руководителя.

В статье рассматривается использование Интернет-ресурса как одного из средств формирования иноязычной компетентности учащегося, а так же как средство организации работы с классом....