Коррекция поведенческих расстройств у детей с нарушением интеллекта с помощью арттерапии
статья по теме

Зуева Татьяна Михайловна

 

В последнее время логопеды, психоло­ги, педагоги, врачи-психотерапевты психиатры отмечают, что поведение многих детей характеризуется неуверен­ностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью. Эти проявления яв­ляются следствием заниженной само­оценки и низкой мотивации интеллекту­альной и познавательной деятельности. Заниженная самооценка и неуверен­ность ребенка в своих интеллектуальных возможностях отрицательно сказывают­ся на всей его деятельности, а именно на работоспособности, творческих способ­ностях. Они мешают ему не только обу­чаться, но и полноценно проводить сво­бодное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зуева Татьяна Михайловна

МОУ Сапоговская СОШ

Учитель коррекционного класса

2 квалификационная категория

Коррекция поведенческих расстройств у детей с нарушением интеллекта с помощью арттерапии

В последнее время логопеды, психоло ги, педагоги, врачи-психотерапевты психиатры отмечают, что поведение многих детей характеризуется неуверен ностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью. Эти проявления яв ляются следствием заниженной само оценки и низкой мотивации интеллекту альной и познавательной деятельности. Заниженная самооценка и неуверен ность ребенка в своих интеллектуальных возможностях отрицательно сказывают ся на всей его деятельности, а именно на работоспособности, творческих способ ностях. Они мешают ему не только обу чаться, но и полноценно проводить сво бодное время.

Данные проявления достаточно часто отмечаются у детей с нарушениями рече вого развития и других психических функций.

Такие дети имеют объективные про блемы в обучении и отличаются пассив ным восприятием информации, наруше нием произвольности психических про цессов, навыков контроля и самоконтро ля. Они достаточно быстро начинают испытывать неуверенность в своих ин теллектуальных возможностях, их само оценка резко снижается, что приводит к негативизму, отказу от познавательной и творческой деятельности. В результате у значительной части детей развиваются эмоционально-поведенческие расстрой ства, усугубляющие проблемы обучения. Час то такие дети доставляют своим поведе нием много неприятностей взрослым. Родители, как правило, тяжело пережи вают негативную реакцию окружающих на поведение своих детей, испытывают чувство беспомощности, растерянности, стыда за ребенка. Это оборачивается раз дражением против малыша, конфликта ми в семье на почве воспитания. Каждый член семьи начинает обвинять других в попустительстве, излишней строгости и т.д. В дальнейшем это приводит к неров ному поведению взрослых по отноше нию к ребенку, что усугубляет ситуацию и пагубно сказывается на состоянии ре бенка, приводя к закреплению патологи ческих поведенческих реакций (С.Ю.Бенилова, Е.Ю.Климонтович, 2005).

Все это свидетельствует о необходи мости поиска путей, способствующих как коррекции эмоционально-поведен ческих расстройств, так и развитию ин теллектуальных и творческих способно стей, укреплению адаптационных меха низмов личности ребенка.

Появление арттерапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30-м годам XX века в Англии. За рубежом вопросами арттерапии занимались и занимаются: М. Наумбург, Э. Крамер, А. Хилл, И. Чампернон, Т. Дэлли, Д. Уэллер и многие другие. В России ведущими специалистами в этой области являются А.И. Копытин и Л.Д. Лебедева и многие другие.

По мнению Л.Д. Лебедевой арттерапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством. Помимо неё в терапию искусством и творчеством входят: терапия творческим самовыражением, музыкальная терапия, игровая, драма-терапия, сказкотерапия, библиотерапия, танцевальная, телесно-двигательная, арттерапия. Можно выделить 3 области применения арттерапии: социальная сфера, медицина, образование.

Интересующее нас направление арттерапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Практическое значение применения техник арттерапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост. Развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

В результате работы в арттерапевтическом направлении психолог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций. Их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

Таким образом, использование различных техник даёт эффект, может быть не столь большой, как, если бы они проводились в структурированной арттерапевтической сессии, но тем не менее, они также несут свой положительный исцеляющий заряд. Особенность проведения занятий по психологии в школе заключается в том, что за 30 минут сложно и сделать работу, и проговорить её. Поэтому на занятиях целесообразно использовать хотя бы элементы арттерапии.

Курс арттерапии проводится по опреде ленной программе, и, несмотря на основ ной принцип — свободное, ничем не огра ниченное выражение своих ощущений, от ношений в группе, каждое занятие в ка кой-то мере планируется, хотя жесткого плана нет.

Процесс группового занятия складыва ется из трех этапов:

1.Соорганизация   детей:   обсуждение плана занятий, способа выполнения зада ний.

2.Выполнение работ.

3.Обсуждение.
Продолжительность каждого занятия от 40 минут до 1 часа.

Темы групповых встреч разнообразны. Задания подбираются с учетом возраста детей, уровня их психического развития, целей работы. Они преследуют как воспи тательные, так и коррекционные цели. Советуем обратить внимание на то, что одно и то же задание для одних детей — это расширение социальной компетентнос ти, развитие творческого воображения, а для других — это выплеск эмоций, возмож ность выразить себя в безопасной игровой ситуации, тренинг общения и т.д.

Если цель первых занятий — сплотить группу, то выбор темы последующих заня тий зависит от уровня ее развития, степени сплоченности, взаимопонимания в ней и от коррекционных задач. Чтобы дети интел лектуально не уставали, сохраняли нор мальную способность к восприятию, чаще предлагайте им образы из мира фантазии.

Опыт показывает, что в работе с детьми нельзя обойтись без игры. На наших заня тиях это игры-импровизации. Некоторые из предлагаемых тем (перед или после их выполнении) предполагают проигрывание. Это позволяет ребенку ярче и глубже по пять тот  или иной образ, как бы «примерить» его на себя, прочувствовать. Иногда на занятиях мы предлагаем подвижные игры. Выбор их полностью зависит от состояния детей, от постановки коррекционных задач. Основная цель игр — преодолеть барьер в общении, снять психическое напряжение, ввести в образ и создать условия для самовыражения.

На каждом  занятии  идет  обсуждение рисунков,   своего   состояния, ощущений. Этому уделяем побольше внимания, потому что главное не в создании произведений искусства, а в стремлении подчеркнуть свою индивидуальность хотя бы с помощью карандаша и кисти Одновременно идет обучение групповым навыкам обсуждения, дети учатся отставить свой замысел, извлекать ценную информацию для обсуждения.

Вместе с тем дружеская, доверительная обстановка  в  группе  позволяет ребенку увидеть себя, свой характер, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей.   Возникает  бесценная  возможность
убедиться в искреннем интересе и уважении товарищей к его собственной личности и понять, принять иной образ переживаний и поведение.

Была опробована программа коррекции психического развития младших школьников с помощью арттерапии, разработанная психологической службой города Ростова-на- Дону.

Основные темы nporpaммы

1.        Развитие познавательной сферы,
внимания и наблюдательности:

«Сказка о трех красках».

«Времена года».

«Портрет  любимого   кота, собаки, рыбки».

«У нас сегодня праздник»

Уроки фантазии:

«Семья деревьев» (по сказке Ле Клезио)
-«Если бы...»

2.        Развитие эмоциональной сферы:

Упражнения на выражение эмоцинального состояния для снятия напряжения и развития навыков саморегуляции.

«Настроение».

«Что было вначале...»

3.Развитие личностной сферы, формирование адекватной самооценки:

«Прошлое, настоящее, будущее»

« Моя тень».

«Моя семья».

«Я и мои друзья».

«Я и школа»

«Моя учительница»

«Раскрась себя».

4.        Профилактика и коррекция возмож ных страхов:

«Кошмарный сон».

«То, чего боюсь днем».

«Что приснилось твоему коту».

5.        Развитие навыков общения:

«Разговор через рисунок».

«Создание общей картины».

Апробация программы

В школе работа велась в пер вом и во втором коррекционных классах. Она формировалась школьным психоло гом и учителем на основе результатов диагностики готовности к школьному обучению. Дети, поступившие в эти классы, имели самый низкий уровень школьной мотивации, раз вития мышления, произвольности психи ческих процессов.

Апробация программы велась по трем этапам:

1–й этап — подготовительный, направ ленный на формирование коррекционной группы, установление контакта с учителем и разработку конкретной программы кор рекции.

2-й — собственно коррекционная работа с группой.

3-й — диагностика и отслеживание изменений в процессе коррекции.

Подготовительный этап

Он строится на основе контакта психо лога с учителем, родителями учащихся и самими детьми. На первых встречах с учи телем психолог знакомит его с содержани ем программы, методами работы, идет от бор детей в арттерапевтическую группу. Психолог посещает уроки, наблюдает за детьми, помогает учителю не только лучше узнать детей, но и вместе сформировать коррекционную группу, определить основ ные цели работы с детьми. Приобретая союзника в лице учителя, психолог полу чает и хорошего помощника. В последую щем контакт с учителем будет иметь боль шое значение для эффективности работы группы.

.В результате подготовительной работы в коррекционную группу отобраны дети с нарушением мелкой моторики, малым сло варным запасом и проблемами в общении со сверстниками.

Краткая характеристика группы

  1. Таня - застенчива, нарушение мелкой моторики,  малый  словарный запас,   неус
    тойчивость внимания.
  2. Сергей — нарушение мелкой мотори ки,   заниженная  самооценка,  повышенная
    тревожность.
  3. Коля— высокая степень тревожно сти,  нарушение мелкой моторики,  малый
    словарный запас.
  4. Максим нарушение речи, гиперактив ность.
  5. Вика— нарушение речи, нарушение мелкой  моторики,  неустойчивость внима
    ния, повышенная тревожность.
  6. Сережа— гиперактивность, неустой чивость внимания, нарушение мелкой мо
    торики.
  7. Юля—  повышенная  тревожность, анемия, робость.

Из семи детей, отобранных для коррек ционных занятий, четверо не посещали детский сад, трое посещали ею не более года, четырех можно охарактеризовать как педагогически запущенных (вследствие неполноценных микросоциальных условии развития). Родители этих детей — люди с низким культурным уровнем. У двоих де тей родители не проявили заинтересован ности работой группы, что затрудняло и коррекцию.

Как мы работали

Группа работала 2 раза в неделю, после уроков от 40 минут до 1 часа. Темы груп повых встреч разнообразны. В программе темы сгруппированы с учетом их основной направленности (развитие внимания, на блюдательности, фантазии, эмоциональной и личностной сферы и т.д.)? хотя при их выполнении корректируются и развивают ся и другие качества личности. Поэтому для удобства выбора тем к предлагаемой группировке следует относиться как к ус ловной, рекомендательной. Психологу предстоит самому решить, какие темы и в каком объеме посильны детям данного воз раста и психического развития.

В группе были дети с ранней формой неуспеваемости, которая характеризуется тем, что дети пришли в школу с низким, ограниченным по сравнению с их сверст никами запасом представлений об окружа ющем, со слабым развитием речи, иногда полным отсутствием элементарных учеб ных навыков и т.д. Процесс усвоения зна ний представляет для них огромные труд ности с самого начала. Поэтому было ре шено начать работу в группе с развития познавательной сферы, с введения игровой мотивации.

Одним из условий, облегчающих ребен ку процесс познания, учения, является на правленность психической деятельности, способность быть внимательным при вы полнении того или иного задания. Внима ние может проявляться в любом психичес ком процессе: при восприятии чего-либо (например, внимательно слушаем, рисуем сказку «О трех красках»), в ходе мысли тельных операций сравниваем, выделяем, а затем обобщаем признаки определенных явлений (например, тема «Времена года»), при речевом общении (следим за своей речью и речью собеседника: тема «У нас сегодня праздник»). Регулярные, интерес ные занятия в группе приучают ребят со средоточенно работать в течение опреде ленного нремени. Их деятельность стано вится более направленной. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга, мы обеспечиваем формирование психических функций.

Рисование, лепка не только развивают внимание, но и способствую укреплению

кисти руки, а это, в свою очередь стимулирует отделы головного мозга, связанными с

речевыми функциями.

В темах, которые предлагаются, формирование внимания, наблюдательности в одних случаях по разным каналам восприятия: (зрительного, слухового,    кинестического), в других — на уровне мысли тельных операций, представлений, процессов памяти и т.д.

Приведем  в качестве примера   работу по теме:

Тема - «Моя тень»

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Ход занятия: беседа с детьми о том, что такое тень. Какая она и где ее можно уви деть? Приходим к выводу, что тень есть у всего. Тень — это то, что мы отбрасываем. А что, если в тень нам попробовать выбро сить все свое самое плохое, что нам меша ет, а хорошее оставить себе? Задаем группе вопрос: что же каждый из вас может от дать тени и не пожалеть?

Рисуем тень и одновременно сочиняем сказку.

Катя(8 лет) обидчива, упряма, кон фликтные отношения с учителем и сверст никами. Рисует тень желтой краской.

Катя: Я не хочу ничего плохого выбрасывать в тень. Моя тень хорошая. А все плохое я выброшу на землю.

Учитель: Нет, так нельзя. Вдруг кто-нибудь нечаянно споткнется, и к нему прилипнет все твое плохое... Давай лучше все плохое выбросим в твою тень.

Катя: А можно я выброшу плохое в тень моей сестры?

—        Нет, у сестры своя тень, у тебя —
своя.

Катя: Хорошо. Тогда я отдам тени злость, плохие сны, страшные мультики, обзывание... Не хочу, чтобы это было во мне.

—        Молодец. А что же хорошее ты оста вишь себе?

Катя: Хорошую учебу, доброту...

—        Молодец, А теперь расскажи сказку про свою тень. Итак, жила была тень...

Катя: ...Однажды тень пришла из школы в 11 часов и пошла гулять. За ней на улице погнались собаки. Тень стала на них кричать и говорить плохие слова. Тень пришла домой и говорит: «Мама, меня покусали собаки». Тень лежала на кровати и умирала. Мама плакала.

Как видите, Катя смогла осознать то плохое, что ей мешает. Сочиненная ею сказка указывает на проблемы девочки со сверстниками и на высокую потребность во внимании, сочувствии. Она ощущает соб ственное бессилие во многих ситуациях.

Дальнейшие действия: беседа с учите лем о том, как помочь девочке наладить взаимоотношения со сверстниками в клас се. Беседа с мамой. Дальнейшая работа с проблемами ребенка.

Ребята 2-го класса рисуют плачущую тень, тень с портфелем и отдают ей синя ки, и плохую учебу, и смерть, плохое на строение, и болезни, семейные ссоры, и обман, предательство друзей и т.д.

Наряду со специальными темами боль шое значение имеют приемы, направлен ные на сплочение группы; развитие навы ков общения; ритуал приветствия и проща ния; принятие группового решения. Мы также используем приемы, помогающие ребенку осознать свои проблемы, объясня ем неадекватное поведение, формируем адекватные способы поведения.

Очень эффективно эмоциональное отреагирование: изготовление и проигрывание сцен в масках, использование кукол,

Многие упражнения направлены на воспи тание самостоятельности — предоставление детям самим решать, как лучше выполнять предложенную тему, выбрать материал, способ выполнения; самостоятельно обсуж дать и оценивать занятие.

Существует точка зрения, что контакт и диагностика при первой встрече дают пси хологу исчерпывающую информацию не только об индивидуальных особенностях ребенка, но и внутренних причинах психо логических трудностей детей. Практичес кий опыт показывает, что это не так. Имен но дальнейшая диагностика на основе ри сунков, темы которых включены в програм му, наблюдение за поведением и взаимо действием детей в группе дают возмож ность более глубоко понять психологичес кие проблемы ребенка и на основе этой информации строить коррекционную рабо ту с детьми.

Основной целью коррекционной груп пы стало содействие личностному росту детей. Это проявлялось в развитии позна вательной, эмоциональной сферы, в про филактике страхов, развитии навыков об щения. Коррекционная работа помогла обо гатить словарный запас детей, потрениро вать мелкую моторику, развить способность к самовыражению через рисунок, движение, общение.

С детьми, вошедшими в группу, прово дился 8-цветовой тест Люшера, который позволяет выявить актуальные проблемы, определить интенсивность тревоги и ком пенсации, сделать прогноз на дальнейшее развитие и результаты работы с ребенком. В конце курса с детьми еще раз проводим тестирование по методике Люшера для отслеживания изменений, происходящих в процессе работы группы. На каждого ре бенка оформляем карточку, в которую вхо дит информация о нем.

В качестве примера приведем результа ты наблюдения за ребенком в начале рабо ты группы, по ее ходу и по ее окончании.

Информация о ребенке в начале работы группы: Вика(9 лет), 3-й класс.

Наблюдения учителя:

у девочки нет элементарных учебных навыков, она импульсивна, невнимательна;

повышенная утомляемость, более 20мин. не может спокойно сидеть на уроке;

проблемы  с письмом.
Наблюдения психолога:

низкая производительность психичес ких процессов,

повышенная игривость

дефект речи,

неустойчивость внимания,

не развита мелкая моторика:

коммуникативные проблемы в отношениях с детьми и взрослыми,

педагогическая запущенность        (неполноценность социальных условий.)

Из беседы с родителями

Девочка детсад не посещала, так как в семье есть младший ребенок. Семья полная. Регулярных занятий с девочкой не проводилось. Сейчас мама заинтересована в дополнительных занятиях с девочкой:

Информация  о ребенке по окончании работы группы.

Наблюдение учителя:

стала более внимательна и усидчива,

речь стала более грамотной хотя и бедна,

со счетом плохо, а вот писать стала лучше,

стала сообразительнее.

Наблюдение психолога:

стала более внимательна,

повысился самоконтроль за речью,

увеличился словарный объем,

повысилась самостоятельность в выполнении заданий,

были решены некоторые коммуникативные проблемы.

Из беседы с родителями

Маму    радуют    успехи дочери: стала серьезно относиться к занятиям, заниматься в группе, стала часто рисовать и рассказывать по рисункам дома. Считает, что занятия в группе помогли девочке в учебе.

Результаты психологической диагностики

Программа успешно прошла в коррекционном классе и заинтересовала учителей начальной школы, у кого есть неблагополучные дети.

Два раза в квартал мы проводили родительские  собрания,   на которых знакомились с целями и формами работы с детьми,  читали  лекции  об   особенностях психического   развития   детей школьного   возраста.   Многие были удивлены, огорчены, обрадованы, рассержены,   увидев   работы   своих детей. Главное,   что   равнодушных  было мало. Особенно родителей заинтересовали рисунки детей на темы «Семья деревьев», «Кош марный сон», «Та чего я боюсь днем» и др., в которых ребята отражали проблемы семьи, свои страхи и свое отношение к ним.

Эта работа может проводиться в группе продленного дня, где учитель не «зажат» рамками урока, традиционными формами школьного обучения, не предусматриваю щими никаких видов и форм детской игры. Программа поможет решить не только коррекционные задачи, но и организовать жизнь группы учащихся по определенным правилам, основанным на взаимопонима нии, создании климата доверия.

Программа адаптирована к младшему школьному возрасту.

 Литература

.

  1. .Бурковский Г.В., Хайкин В.Б. Исполь зование изобразительного творчества в психотерапии... В кн.: Исследование механиз мов и эффективности терапии... Л.: Меди
    цина, 1982.

       2. Макарова Е.  Вначале было детство М.: Педагогика, 1990.

       3. Макарова  Е.  Лето   на  крыше.   МПедагогика, 1987.

       4. Полуянов Ю.А.  Дети  рисуют.   МПедагогика, 1988.

       5. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.

      6.Лидере А.Г. Возрастно-психологичесжсл консультирование. М.: Московский университет, 1990.

       7 Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

       8. Захаров А.И. Как предупредить страхи у детей. М.: Просвещение, 1986.

       9. Захаров А.И. Психотерапия неврозомЛ.: Медицина, 1988.

      10. Леей В. Искусство быть другим. МЗнание, 1980.

        11.Копытин А.И. Арттерапия в эпоху пост модерна, Спб, 2000.

12.Капранова С. «В вашем классе неблагополучный ребенок» Журнал «Народное образование» №2-1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...

Поведенческие расстройства у детей с нарушением интеллекта.

Консультация об особенностях поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в специальной(коррекционной) школе VIII вида....

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук».

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук»....

Доклад: «Коррекция поведенческих расстройств у детей с ОВЗ»

Расстройством поведения считается поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормати...

Коррекция психических процессов у детей с нарушением интеллекта

Презентация включает в себя подробное описание свойств и качеств психических процессов, успешно корректируемых во время классно-урочных занятий...

Коррекция интеллектуальных и психофизических недостатков у детей с нарушением интеллекта при помощи музыкотерапии

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечёт нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбуждённого, поддерживает в трудную минуту, настраивает на ра...

Коррекция межличностных отношений у детей с нарушением интеллекта.

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей с нарушением интеллекта, проблема эмоционального развития займет одно из первых мест.и в этом ничего удивительного....