Поведенческие расстройства у детей с нарушением интеллекта.
консультация по теме

Консультация об особенностях поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в специальной(коррекционной) школе VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 4» 

 Поведенческие  расстройства  у  детей

        с    нарушением  интеллекта

Подготовила: социальный педагог школы №4

                            г. Осинники

                                 2011 г.

                           С О Д Е Р Ж А Н И Е

      Введение                                                                             стр. 1

1. Виды  поведенческих  расстройств.                                стр.2-4

2. Механизм  возникновения   нарушений    у детей  и      стр 4

 подростков   с  нарушением  интеллекта.

                              ВВЕДЕНИЕ

           Социальная адаптация  детей и подростков  с интеллектуальным недоразвитием практически  всегда определяется не только глубиной  психического недоразвития, но и их особенностями поведения.

           Расстройством поведения считается  поведение, обращаюшее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым  советам и рекомендациям и отличающиеся от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы, общества. Поведение же, характеризующееся отклонением  от принятых нравственных  норм, квалифицируется как девиантное.

         Девиантное поведение определяется как такой ведущий к углублению средовой дезадаптации стереотип поведенческого реагирования, который связан с нарушениями, соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

         Эти определения могут быть приняты и для оценки отклонений  поведения  детей и подростков с недоразвитием интеллекта.

         Диагноз нарушений поведения обычно основывается на чрезмерной драчливости и хулиганства,  жестокости  в отношении других людей, в отношении животных, а также на совершении противоправных поступков: поджогах, воровстве, лживости, прогулах в школе и уходах  из дома, постоянном  непослушании.

    1.    ВИДЫ   ПОВЕДЕНЧЕСКИХ   РАССТРОЙСТВ

1. Побеги  из школы-интерната  и бродяжничество.

       Побеги из интерната и бродяжничество выявляются в 4% от всей популяции  детей с умственным недоразвитием. Среди выпускников  коррекционной школы их 16,2%, а среди направленных  в психиатрическую больницу уже 70% детей и подростков с побегами. Большая часть из убегающих детей- мальчики. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста против чрезмерных требований, из-за жестокого обращения, расправ со стороны товарищей. Уходы являются выражением истинной дромомании. Им часто предшествуют внезапно изменившееся настроение ( скука, тоска), возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. Эти побеги могут сочетаться с дисфобиями, расстройствами влечений ( сексуальностью, пьянством). Дети с нарушением  интеллектуального  развития  начинают убегать из школы-интерната чаще, чем их, нормально развиваюшиеся, сверстники. Уходы их необдуманны, не планируются,  не готовятся, нередко совершаются под давлением сверстников. Они ночуют в подвалах, на чердаках, на вокзалах, а не у знакомых и родственников.  Подвергают себя опасности, не способны обеспечить себя едой, без достаточных оснований доверяются  незнакомым людям.

1.2. Агрессия.

       Агрессия к родителям, воспитателям, учителям, сверстникам детей с интеллектуальным недоразвитием, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без  достаточного  внимания опасных последствий, наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией  нередко отмечается и вербальная агрессия. Такое поведение характерно для 2.5% учеников выпускного класса коррекционной школы. Часто их агрессивное поведение - прямое повторение того, что они сами испытывали от других людей. Упрочению этого поведения способствует негативный пример родителей, старших ребят в школе.

1.3. Аутоагрессия.

     

    Аутоагрессия возникает, как правило, в ответ на обиды, наказания и  другие конфликты со взрослыми или  старшими  детьми . Дети бьют себя по голове, царапают лицо и тело, наносят на кожу порезы, рвут волосы. В дальнейшем  эти  действия  повторяются при любых  встретившихся трудностях. Аутоагрессия чаще  наблюдается у девочек, чем у мальчиков.

1.4. Повышенная  аффективная  возбудимость.

      Встречается у 11,8 % всех детей с   интеллектуальным нарушением и обычно сочетается с  проявлением общей  психомоторной расторможенностью.  Часто возникающие, по незначительному поводу или без видимой причины, вспышки  аффекта  проявляются  разрушительными действиями, грубостью, необдуманными поступками. Аффективные разряды у детей нередко предшествуют их агрессивности. Обычно с возрастом число ребят с этим нарушением  поведения  не увеличивается.

1.5. Грубость.

   Грубость, как правило, возникающая на фоне аффективной неустойчивости, раздражительности, выражается в дерзких, оскорбительных и иногда  нецензурных ответах старшим на их  справедливые  замечания или просьбы. Нередко это стереотипные примитивные  штампы, часто  повторяемых  ругательств, которые воспринимаются каждый раз в состоянии раздражения, разочарования. Чаще проявляют грубость старшие дети и подростки.

1.6.  Недисциплинированность.

  Проявляется  либо  непослушанием, упрямством, либо постоянным  отказом от выполнения любых поручений, просьб, нежеланием обслуживать себя.

1.7. Отказ  от обучения.

   Первоначально  детьми  не  выполняются  домашние, школьные задания, затем проявляется потребность избежать, под благовидным предлогом, посещения уроков, а в дальнейшем полное игнорирование   школьных  занятий. В старшем  возрасте такое поведение распространено  больше.  Среди детей, отказывающихся  от посещения школы, преобладают мальчики.

1.8. Параустическое    поведение.

   Характерная  особенность  этого состояния - снижение  активности, отсутствие  побуждений даже к элементарным  видам деятельности, потеря контактов, пассивный  протест, сопровождающийся гримасами. Отсутствие  эмоциональных реакций  сочетается  с эпизодически  развязным  и дурашливым поведением. Развивается это состояние у детей, имеющих эмоциональную и коммуникативную недостаточность. Этот синдром снижает возможности приобретения знания, увеличивает речевую  недостаточность.

1.9. Дисфорическое  расстройство  поведения.

        Дисфорическое  расстройство поведения характеризуется почти  постоянным  эмоциональным  напряжением с нарастающей  раздражительностью, тревожным  беспокойством, капризной плаксивостью или хмурым  недовольством. Замечания, несогласия, требования взрослых или конфликты с детьми могут привести к разрядке накапливающегося напряжения в форме  бурных аффективных  вспышек с разрушительными действиями и агрессией.

1.10. Неустойчивое  расстройство  поведения.

          Отмечается отсутствием  устойчивых мотивов поведения, повышенной  внушаемостью, выраженной зависимостью настроения от внешних влияний. Отсутствие самостоятельности и инициативы, повышенная внушаемость приводят к бродяжничеству, алкоголизации, воровству, раннему  началу  половой  жизни, возникающим, главным образом, по механизму  имитации.

2.     МЕХАНИЗМ      ВОЗНИКНОВЕНИЯ         НАРУШЕНИЙ  

       ПОВЕДЕНИЯ   У    ДЕТЕЙ    И     ПОДРОСТКОВ          С  

      НАРУШЕНИЕМ       ИНТЕЛЛЕКТА.

       Происхождение  нарушенного   поведения  у разных детей с  отклонениями в развитии интеллекта   различно. При  одной  из форм  олигофрении   нарушения  поведения  определяются  недоразвитием  познавательной  деятельности, при ней изменения  поведения   возникают только в той ситуации, которая ребенку с отклонениями в развитии  непонятна полностью.  При другой форме  олигофрении   нарушения поведения  тесно  связаны  с  имеющимся   грубым  недоразвитием  всей  личности.  Из-за  замедленного  развития  психики  при формировании  поведения  усиливается  роль  влечений.

     Большое  значение в оформлении типа отклоняющегося  поведения придают социальной среде, внушениям, угрозам, имитации поступков окружающих лиц и, в конечном  итоге,  особенностям социальной  адаптации  детей с  ограниченными  возможностями здоровья.

     Нарушение  поведения, по  своему  происхождению, обуславливается  интеллектуальной  неполноценностью, отклонениями  в  развитии  личности  и  особенностям  ее реагирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследование связной речи учащихся с нарушением интеллекта и приемы ее коррекции».

В данной работе проводится анализ связной речи учащихся с нарушением интеллекта. Работа содержит самостоятельные высказывания учеников на заданную тему. Целью исследования было определение дефектов св...

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта

В статье рассказывается о формах и методах работы  по коррекции и развитиии личности ребенка....

Игра как средство коррекции нарушений познавательной сферы у школьников с нарушением интеллекта

Данная разработка будет интересна педагогам-психологам, дефектологам и всем педагогам работающим в сфере коррекционной педагогики....

Интерактивные формы и методы как эффективное средство коррекции нарушений вычислительных навыков у детей с нарушением интеллекта.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возмо...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...