Доклад на тему: Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением интеллекта.
статья по физкультуре
Для решения многих задач трудового воспитания в специальных учреждениях необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора у умственно отсталых детей. От развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом.
Становление моторного анализатора у детей-олигофренов запаздывает на 2-5 лет по сравнению с нормально развитыми детьми (Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов). Известно, что наиболее трудным для умственно отсталых детей является выполнение физических упражнений, связанных с пространственной ориентировкой и точностью движений. При выполнении прыжка – особое значение имеет точность его воспроизведения, которую можно трактовать как пространственную ориентировку в движениях. А поскольку по точности прыжка можно судить о нарушениях в функциональном состоянии высших отделов центральной нервной системы, то точность пространственной ориентировки при выполнении данного движения прямо указывает на проявления взаимоотношений тормозно-возбудительных процессов в высших отделах центральной нервной системы.
Особое место занимают более сложные движения, отражающие деятельность, связанную с трудом и общением между людьми. К ним относятся обучение трудовым навыкам, овладение тончайшими координациями речи и письма, которые происходят под контролем двигательных зон коры головного мозга. В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов, что необходимо для создания пространственной матрицы движения. Согласованная деятельность всех систем делает каждое движение человека соразмерным, плавным, точным, поддерживает нормальную моторную функцию организма.
Особенность занятий по штукатурно-малярному делу заключается в последовательности развития трудовых способностей и двигательной активности воспитанников. Для начала выявляются сильные и слабые стороны двигательной сферы каждого воспитанника. Наблюдая за воспитанниками, можно заметить, что наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения каких-либо упражнений. Есть трудности в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушена последовательность элементов действия. Например, сматывания ниток в клубок, передача предметов из рук в руки, работа с ножницами и т. д. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением интеллекта.
Подготовил учитель АФК:
Обриева Е.В.
Для решения многих задач трудового воспитания в специальных учреждениях необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора у умственно отсталых детей. От развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом.
Становление моторного анализатора у детей-олигофренов запаздывает на 2-5 лет по сравнению с нормально развитыми детьми (Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов). Известно, что наиболее трудным для умственно отсталых детей является выполнение физических упражнений, связанных с пространственной ориентировкой и точностью движений. При выполнении прыжка – особое значение имеет точность его воспроизведения, которую можно трактовать как пространственную ориентировку в движениях. А поскольку по точности прыжка можно судить о нарушениях в функциональном состоянии высших отделов центральной нервной системы, то точность пространственной ориентировки при выполнении данного движения прямо указывает на проявления взаимоотношений тормозно-возбудительных процессов в высших отделах центральной нервной системы.
Особое место занимают более сложные движения, отражающие деятельность, связанную с трудом и общением между людьми. К ним относятся обучение трудовым навыкам, овладение тончайшими координациями речи и письма, которые происходят под контролем двигательных зон коры головного мозга. В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов, что необходимо для создания пространственной матрицы движения. Согласованная деятельность всех систем делает каждое движение человека соразмерным, плавным, точным, поддерживает нормальную моторную функцию организма.
Особенность занятий по штукатурно-малярному делу заключается в последовательности развития трудовых способностей и двигательной активности воспитанников. Для начала выявляются сильные и слабые стороны двигательной сферы каждого воспитанника. Наблюдая за воспитанниками, можно заметить, что наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения каких-либо упражнений. Есть трудности в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушена последовательность элементов действия. Например, сматывания ниток в клубок, передача предметов из рук в руки, работа с ножницами и т. д. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, только на основании строгих данных первичной диагностики необходимо планировать коррекционно-развивающую работу. Правильно спланированные занятия по штукатурно-малярному делу позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: воспитанникам необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний педагога.
Физическое развитие является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, уменьшает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Одной из важных задач физического воспитания детей с отклонениями в развитии является стимуляция и коррекция нарушения моторики.
Коррекция и совершенствование движений у детей с отклонениями в интеллектуальной сфере являются нужным условием благополучного осуществления физического воспитания в целом. Значение движений для организма детей, имеющих отклонения в развитии, столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий фактор жизнедеятельности этих детей.
. По данным исследователей, 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениям, незначительно отличаются от здоровых людей.
Список литературы:
- Астафьев Н.В ,Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. -Омск, 1997.
- Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ. ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2002.
- Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуаль- ном развитии / Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советскийспорт, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".
Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....

Доклад на тему "Особенности взаимоотношений "учитель-ученик".
Данный материал можно использовать в качестве методических рекомендаций в учебном процессе....

Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...
Доклад по теме "Особенности формирования историко-пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта"
Изучение истории тесно связано с изучением пространства. А.И. Стражев писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального сод...

Доклад на тему: Формирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта
Доклад на тему: Фрмирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта...

доклад а тему : «Связь профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) с их профессиональным самоопределением»
В современных условиях развития общества актуальной является проблема получения качественного профессионального образования и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Проф...

Доклад по теме: "Организация и проведение занятия в сфере коммуникативных технологий по теме : «Вредные привычки».
Материал разработан для классных часов в старших классах общеобразовательнйо школы....
