Коррекция психических процессов у детей с нарушением интеллекта
презентация к уроку на тему

Свицкая Галина Васильевна

Презентация включает в себя подробное описание свойств и качеств психических процессов, успешно корректируемых во время классно-урочных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhicheskie_protsessy.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция психических процессов у детей с нарушением интеллекта на разных этапах развития Сообщение

Слайд 2

Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики . Виды психических процессов 1. Познавательные: 2. Эмоционально-мотивационные: 3. Личностные характеристики

Слайд 3

Олигофрения ( малоумие ) тотальное диффузное необратимое поражение коры головного мозга, врожденное или раноприобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии всей психики человека, преимущественно интеллекта (познавательных психических процессов)

Слайд 4

Познавательные процессы Ощущение Восприятие Мышление Сознание Речь Внимание Память Воображение

Слайд 5

Р азвитие нормального и аномального ребенка подчинено одним законам и проходит те же стадии, но стадии растянуты во времени и наличие дефекта дает специфику каждому варианту аномального развития. Л. С. Выготский

Слайд 6

ОЩУЩЕНИЯ Экстерорецептивные ощущения: связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. И нтерорецептивные ощущения связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Проприорецептивные ощущения кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Интенсивность ощущения Эмоциональный тон ощущений Скорость ощущения Дифференцированность , тонкость ощущений Адекватность, точность ощущения Качество (ощущения данной модальности) Устойчивость уровня чувствительности

Слайд 8

Воображе́ние — способность сознания создавать образы , представления , идеи и манипулировать ими Функции воображения представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи; регулирование эмоциональных состояний; произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами; планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Слайд 9

По результатам: Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть) Продуктивное (творческое) воображение: с относительной новизной образов; с абсолютной новизной образов.

Слайд 10

По степени целенаправленности: активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение; пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

Слайд 11

По виду образов: • конкретное; • абстрактное. По степени волевых усилий: преднамеренное; непреднамеренное.

Слайд 12

Свойства восприятия Предметность объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы. Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры. Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

Слайд 13

Свойства восприятия Константность — способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.

Слайд 14

Психологами выделен ряд принципов, которые имеют важное значение при организации целенаправленного восприятия на уроках: • Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона. • Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково. • Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры. Принципы группировки: • Близость — расположенное рядом воспринимается вместе. • Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе. • Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре. • Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации. • Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно. • Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Слайд 15

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов.

Слайд 16

виды внимания : Непроизвольное внимание (пассивное) Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. • Неожиданность раздражителя. • Относительная сила раздражителя. • Новизна раздражителя. • Движущиеся предметы. • Контрастность предметов или явлений. • Внутреннее состояние человека. Произвольное внимание Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Послепроизвольное внимание Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания.

Слайд 17

Свойства внимания : к онцентрация направленность объём, распределение сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость

Слайд 18

Па́мять это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.

Слайд 19

Процессы памяти • Запоминание • Хранение • Воспроизведение и узнавание • Забывание

Слайд 20

типологии памяти:

Слайд 21

типологии памяти:

Слайд 22

типологии памяти:

Слайд 23

С войства памяти • Точность • Объём • Скорость процессов запоминания • Скорость процессов воспроизведения • Скорость процессов забывания

Слайд 24

Законы памяти

Слайд 27

Мышление

Слайд 29

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (КРИТЕРИИ) МЫШЛЕНИЯ Понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам; Суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Умозаключение Умение делать выводы

Слайд 30

Мыслительные операции

Слайд 31

Этапы формирования мышления 1 этап Большинство современных концепций начальный этап мышления отождествляют с обобщением . При этом мышление связано с практикой. В то же время оно основано на опыте , причём, как личном, так и основанном на наблюдении за взрослыми. 2 этап Второй этап связан с речью. Слова являются опорой для обобщений. Однако, иногда обобщение слов происходит на основе несущественных признаков и становится неверным. Например, под яблоком ребёнок понимает все круглые красные предметы. 3 этап один предмет называется несколько словесными обозначениями. Это свидетельствует о формировании операции сравнения. Происходит это обычно в 2 года, а уже в 3-4-летнем возрасте на основе процесса сравнения формируются индукция и дедукция.

Слайд 32

Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание . Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе , становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

Слайд 33

По форме общения речь делится на устную (подразумевающую говорение и слушание ) письменную ( письмо и чтение ).

Слайд 34

Качества речи Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности; Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения; Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной; Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Слайд 35

Примерная схема формулирования коррекционной задачи на уроке

Слайд 36

Коррекционная задача может звучать так: Работать над коррекцией точности и дифференцированности зрительного восприятия путем выполнения упражнений в группировании объектов по заданному цветовому критерию. ( Наример : разложи листики от самого светлого к самому темному оттенку одного цвета).

Слайд 37

Коррекционная задача может звучать так: Работать над коррекцией репродуктивного воображения путем составления описания натурального объекта с использованием плана-схемы. Работать над коррекцией преднамеренного воображения путем придумывания своего окончания сказки с использованием серии последовательно подобранных картин. Работать над коррекцией осмысленности восприятия путем группирования учениками математических объектов по заданному признаку.

Слайд 38

Коррекционная задача может звучать так: Работать над коррекцией распределения и переключения произвольного внимания путем выделения двух видов объектов в разнородной группе (например: в предложенном наборе знаков выбрать и подчеркнуть звездочки, а треугольники зачеркнуть).

Слайд 39

Коррекционная задача может звучать так: Работать над коррекцией послепроизвольного внимания путем выполнения заданий в нахождении во внеучебное время объектов, изученных на уроке (например, учитель дает задание обращать внимание в течение дня на все предметы круглой формы, встречающиеся в быту, для того, чтобы на следующем уроке всем вместе составить список таких предметов ). Данное задание потребует от детей на первом этапе волевых усилий и концентрации внимания, но в силу психофизиологических особенностей, дети скоро про него забудут. Тем не менее, послепроизвольное внимание будет целенаправленно запущенно и на следующем уроке дети с большой долей вероятности смогут перечислить больше предметов круглой формы, нежели без проведения подобной работы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция поведенческих расстройств у детей с нарушением интеллекта с помощью арттерапии

В последнее время логопеды, психоло­ги, педагоги, врачи-психотерапевты психиатры отмечают, что поведение многих детей характеризуется неуверен­ностью в себе, робостью, чрезмерной стесн...

Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук».

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук»....

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов»....

Коррекция психических процессов у детей с ОВЗ средствами изобразительной деятельности.

Этот материал поможет учителю изобразительного искусства при работе с детьми с ОВЗ осуществлять коррекционную работу.  На уроке используется доступный материал, но задания построены так, чтобы ко...

Коррекция межличностных отношений у детей с нарушением интеллекта.

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей с нарушением интеллекта, проблема эмоционального развития займет одно из первых мест.и в этом ничего удивительного....