рабочая программа по музыке 5-8 классы ФГОС
рабочая программа по музыке на тему

Арова Елена Викторовна

рабочая программа по предмету "Музыка" 4-8 классы по программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_5-8_klassy_fgos.docx78.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гридинская основная общеобразовательная школа

Красносельского района Костромской области

«Рассмотрено»:

«Согласовано»:

«Утверждаю»:

на заседании педагогического совета

Зам. директора по УВР

__________/ В.А. Лоскутова

Директор школы: ______

/С.В. Удалова

Протокол № ___ от «__» ________ 201 г

«___» ________ 201  г

Приказ № ___ от «___» _____ 201  г

Рабочая программа

по музыке

5-8 классы

Выполнила:

Учитель: Арова Елена Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета « Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программыи на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак:
«Музыка. Рабочая программа 5-9 классы»-М.Дрофа 2013.с 225.,и в соответствии с базисным учебным планом МОУ Гридинской ООШ.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебно-методического комплекта :

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. - М.: Дрофа, 2013.

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 6 кл. - М.: Дрофа, 2013.

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 7 кл. - М.: Дрофа, 2013.

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 8кл. - М.: Дрофа, 2013

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

   -     научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе ля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • развивать интеллектуальный потенциал;
  • всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческойприобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

Усиление интегративного характера курса в 8—9 классах потребовало реализации в программе следующих задач:

  • овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;

Обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства

Общая характеристика учебного предмета

Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1—4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.

Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов — Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Грод-зенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.

Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкальногоматериала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5—9 классов.

Другие отличительные особенности программы отразились:

  • во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства1;
  • в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
  • в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
  • в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
  • в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Формы  контроля

Формы проверки по теме или разделу зависят от усвоенного обучающимися материала и могут варьироваться в зависимости от ситуации. Это может быть:

  • фронтальный опрос,
  • контрольная викторина,
  • тесты по музыкальному и теоретическому материалу,
  •  хоровое пение;
  • индивидуальное пение.
  • устные выступления учащихся,
  • участие их в концертах и театральных постановках,
  • сочинения и рефераты.

НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Методы проверки и оценки знаний: устный опрос, контрольные работы (хоровое пение, индивидуальное пение, тесты, викторины, презентации)

Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета– установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

   Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

 Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментальногомузицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

     Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

     Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание  исполнительского плана

     Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение  результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

   Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение  использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение  целесообразности их  использования.

«3» (удовлетворительно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

    Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

«2» (неудовлетворительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

     При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный  результат

Удовлетворительный  результат

Хороший результат

Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты

Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака

Мягкая атака

 Дикция

Нечеткая.
Согласные
смягченные.
Искажение
гласных. Пропуск
- согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

 Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох
перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет
вдыхательную
установку

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Место курса в учебном плане

Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5— 9 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5—7 классах из расчета не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

Технологии

В программе широко используется метод проблемного обучения.  Среди наиболее часто используемых методических приемов создания проблемных ситуаций следующие:

- изложение неоднозначных точек зрения при рассмотрении каких-либо явлений с целью предложить учащимся самим найти верные ответы;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- постановка конкретных вопросов;

- побуждение школьников использовать метод сравнения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

5 КЛАСС

В области личностных результатов:

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

  • совершенствование художественного вкуса;
  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
  • сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  • общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

  • умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение acapellaв унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.

6        КЛАСС

В области личностных результатов:

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
  • совершенствование художественного вкуса;
  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
  • сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  • общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

  • определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
  • умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

7  КЛАСС

В области личностных результатов:

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявяющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  • общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

  • понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
  • умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
  • умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
  • умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
  • осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
  • понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.

8  КЛАСС

В области личностных результатов:

- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

- обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

- инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;

- наличие определенного уровня развития общиххудожественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

В области метапредметных результатов:

- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;

- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т.д.);

- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

- соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

- творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

- эстетическое отношение к окружающему миру.

В области предметных результатов:

- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

- освоение содержание, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;

- умение аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека;

- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимания их неразрывной связи;

- установление взаимодействий  между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;

 - понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

- сформированность навыков вокально-хоровой деятельности – умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

Музыка рассказывает обо всем-1ч

Древний союз (3 ч)

 Истоки-1 ч

Искусство открывает мир – 1 ч

Искусства различны, тема едина – 1 ч

Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Слово и музыка (3ч)

Два великих начала искусства – 1 ч

«Стань музыкою, слово!» - 1 ч

Музыка «дружит» не только с поэзией – 1ч

Песня (3 ч)

Песня — верный спутник человека-1 ч

Мир русской песни – 1ч

Песни народов мира-1ч

Романс (2ч)

Романса трепетные звуки-1ч

Мир человеческих чувств-1ч

Хоровая музыка (2ч)

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. – 1ч

Что может изображать хоровая музыка.-1ч

Опера (2ч)

Самый значительный жанр вокальной музыки.-1ч

Из чего состоит опера.-1ч

Балет (2ч)

Единство музыки и танца.-1ч

«Русские сезоны в Париже».-1ч

Музыка звучит в литературе (2ч)

Музыкальность слова.-1ч

Музыкальные сюжеты в литературе.-1ч

Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Образы живописи в музыке (2ч)

 Живописность искусства.-1ч

«Музыка — сестра живописи».1ч

Музыкальный портрет (1ч)

Может ли музыка выразить характер человека?-1ч

Пейзаж в музыке (2ч)

Образы природы в творчестве музыкантов.-1ч

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.-1ч

«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч)

Волшебная красочность музыкальных сказок.-1ч

Сказочные герои в музыке.-1ч

Тема богатырей в музыке.-1ч

Музыка в произведениях изобразительного искусства (2ч)

Что такое музыкальность в живописи.-1ч

«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия».-1ч

 Подводим итоги.1ч

6 КЛАСС (34ч)

Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?

Музыка души.-1ч

«Тысяча миров» музыки

Наш вечный спутник.-1ч

Искусство и фантазия.-1ч

Искусство — память человечества.-1ч

В чем сила музыки.-1ч

Волшебная сила музыки.-1ч

Музыка объединяет людей.-2ч

Как создается музыкальное произведение

Единство музыкального произведения.-1ч

Ритм (6ч)

«Вначале был ритм».-1ч

О        чем рассказывает музыкальный ритм.-2ч

Диалог метра и ритма.-1ч

От адажио к престо.-2ч

Мелодия (3ч)

«Мелодия-душа музыки».-1ч

«Мелодией одной звучат печаль и радость».-1ч

Мелодия «угадывает» нас самих.-1ч

Гармония (4ч)

Что такое гармония в музыке.-1ч

Два начала гармонии.-1ч

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.-1ч

Красочность музыкальной гармонии.-1ч

Полифония (2ч)

Мир образов полифонической музыки.-1ч

Философия фуги.-1ч

Фактура (2ч)

Какой бывает музыкальная фактура.-1ч

Пространство фактуры.-1ч

Тембры (3ч)

Тембры — музыкальные краски.-1ч

Соло и тутти.-2ч

Динамика (2ч)

Громкость и тишина в музыке.-1ч

Тонкая палитра оттенков.-1ч

Чудесная тайна музыки

По законам красоты.-2ч

Подводим итоги (обсуждение с учителем).-1ч

7 КЛАСС (34ч)

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

О единстве содержания и формы в художественном произведении.-1ч

Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

Музыку трудно объяснить словами.-1ч

В чем состоит сущность музыкального содержания.-2ч

Каким бывает музыкальное содержание (4ч)

Музыка, которую можно объяснить словами.-1ч

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.-1ч

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». -1ч

Когда музыка не нуждается в словах.-1ч

Музыкальный образ (3ч)

Лирические образы в музыке.-1ч

Драматические образы в музыке.-1ч

Эпические образы в музыке.-1ч

О чем «рассказывает» музыкальный жанр (4ч)

 «Память жанра».-1ч

Такие разные песни, танцы, марши.-3ч

Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.-1ч

Что такое музыкальная форма (2ч)

«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».-2ч

Виды музыкальных форм (7ч)

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.-1ч

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.-1ч

О роли повторов в музыкальной форме.-1ч

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.-1ч

«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.1ч

Многомерность образа: форма рондо.-2ч

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.-1ч

Музыкальная драматургия (7ч)

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.-1ч

Музыкальный порыв.-1ч

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.-1ч

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».-2ч

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.-2ч

Формула красоты.-1ч

8 КЛАСС (35ч)

Тема года: « Традиция и современность в музыке»

Музыка «старая» и «новая» (вместо введения).

Настоящая музыка не бывает «старой».

О ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ

Живая сила традиции.

ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ В МУЗЫКЕ

Сказочно-мифологические темы

Искусство начинается с мифа.

Миф сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

«Благословляю вас, леса…».

Мир человеческих чувств.

Образы радости в музыке.

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

«Слезы людские, о слезы людские…».

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

Два пушкинских образа в музыке.

Трагедия любви в музыке. П.Чайковский «Ромео и Джульетта».

Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

В поисках истины и красоты

Мир духовной музыки.

Колокольный звон на Руси.

Рождественская звезда.

От Рождества до Крещения.

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ

Как мы понимаем современность.

Вечные сюжеты.

Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессиана.

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.

Новые области в музыке 20 века (джазовая музыка).

Лирические страницы советской музыки.

Диалог времен в музыке А.Шнитке.

«Любовь никогда не перестанет».

Подводим итоги.

Планируемые результаты

Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы,района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещенииконцертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральныхспектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Количество проверочных и контрольных работ

Викторина

Тест

5 класс

1 четверть

1

1

2 четверть

1

1

3 четверть

1

1

4 четверть

1

1

Итого

4

4

6 класс

1 четверть

1

1

2 четверть

1

1

3 четверть

1

1

4 четверть

1

1

Итого

4

4

7 класс

1 четверть

1

1

2 четверть

1

1

3 четверть

1

1

4 четверть

1

1

Итого

4

4

8 класс

1 четверть

1

1

2 четверть

1

1

3 четверть

1

1

4 четверть

1

1

Итого

4

4

+ зачет

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально -технического обеспечения

Коли

чество

Примечания

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Стандарт по музыке, примерная программа, рабочие программы, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки

Примерная программа основного общего образования по музыке

Д

Рабочие программы по музыке

Д

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Д

Пособия могут входить в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества

Методические журналы по искусству

Д

Федерального значения

Рабочие тетради (Дневник музыкальных наблюдений/ размышлений)

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

Учебные пособия по электронномумузицированию

ф

Для каждого года обучения

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству

п

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих

работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

Справочные пособия, энциклопедии

Д/п

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры

Д

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Д

Портреты композиторов

Д

Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

ДИДАКТИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Карточки с признаками характера звучания

К

Комплект

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

К

Комплект

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К

Комплект

Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.)

П

Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Д/п

Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе на игровую), носить проблемнотематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных

предметных тем и разделов стандарта. В любом случае, эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля)

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Д/п

Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу.

В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на СD или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д/п

Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

ДПп

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д/п

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно, в цифровом виде)

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Д

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

Д

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Д

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Д

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Д

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

Д

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Комплект детских музыкальных инструментов:

блок-флейта;

колокольчик;

бубен;

барабан;

маракасы;

металлофоны;

Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.).

Дирижерская палочка

П

Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель

Расходные материалы: нотная бумага:

К

Для оформления музыкально-графических схем

цветные фломастеры;

Д

цветные мелки

Д

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков

Персональный компьютер

Д

Для учителя

Медиапроектор

Д

Для демонстрации электронных образовательных ресурсов

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений: Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (2—4 экз.).

Учебно-методическое   обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

1. Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2013.

2. Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2013.

3. Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2013.

4. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия  / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010

5.Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2010.

6.Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия (2 диска) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010.

7.Музыка. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам Т.И. Науменко, В.В. Алеева / М90 сост. Г.П. Попова, Л.В. Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 74с.

8.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль; учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина – 3-е изд. – М: Издательство «Глобус», 2010. – 170 с. 0 (Уроки мастерства).

9.Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л.В. Золина. – 2-е изд., стереотип. – М:Планета, 2010. – 176 с. – (Современная школа)

Литература для учащихся

1. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

3.Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ,  М/МЕДИА

1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

6.Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

8. ФЦИОР   Электронный  образовательный  ресурс (ЭОР) нового  поколения (НП) 2008 г.

9. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС по Школяр Л.В. под редакцией Д.Б. Кабалевского

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочие программы по музыке 1-2 класс ФГОС

Рабочие программы по музыке 1-2 класс ФГОС...

Рабочая программа по музыке для 1 класса (ФГОС)

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго поколения. Москва «Просве...

Рабочая программа по музыке для 2 класса (ФГОС)

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго поколения. Москва «Просве...

Рабочая программа по музыке для 3 класса (ФГОС)

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго поколения. Москва «Просве...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы ФГОС, 2014-2015

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы ФГОС

Рабочая программа к УМК Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской...