Методические приёмы
методическая разработка по музыке по теме

Тагай Вилена Валериевна

«Игровые приемы

на уроках музыки»

 

 

Пение и хлопки.

Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий приём исполнения песни:

·         часть класса поет ее мелодию, а другая, отстав на один - два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши.

При  этом,  создаётся довольно своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся.

Прием заключается в перемежающимся пении:

·         несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся.

Показать вступление можно самыми различными способами:

·         дирижёрским жестом, внезапным прекращением пения, громким аккордом фортепиано, хлопком…

 Замечено, что в процессе разучивания последний прием активизирует внимание ребят, улучшая певческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над песней.

Пение по цепочке.

игровой прием, доставляющий ученикам массу удовольствий. Его суть заключается в следующем:

·         Учитель проходит по рядам поющих и, называя несколько слов из песни, просит, чтобы один из  учащихся их исполнил.

 На практике это выглядит следующим образом.  Преподаватель (обращаясь к ученикам):

·         «Сейчас поем по цепочке «Колыбельную» В.А. Моцарта. Будьте внимательны, начинаю показывать, кто поет каждый из фрагментов. «Спи,  моя радость, усни» - поет Катя Корнилова; «в доме погасли огни» - поет Ваня Добронравов; «птички затихли в саду» - поет Катя Семейкина; «рыбки уснули в пруду» - поет Саша Крапива. ( и.т.д.).

Учитель  садиться за инструмент, и каждый из вызванных поет свой фрагмент, стараясь попасть в нужный ритм и спеть интонационно правильно.

После пения класс оценивает своих поющих, выбирая среди них того, кто лучше всех исполнил свой отрывок песни.

Самый точный.

Данный игровой прием является усложнённой модификацией предыдущего задания. Для его выполнения желательно иметь в классе усилитель с микрофоном на высокой стойке. Ученики, выбранные для пения фрагмента, должны успеть в нужное время подойти к микрофону и спеть в него свой отрывок. Далее необходимо аккуратно отойти от микрофонной стойки (не задев её ненароком очередного певца и не опрокинув микрофон) и спокойно сесть на место.

Рекомендуемый прием очень активизирует класс, а иные учащиеся, не обладающие особыми голосовыми, в случае участия в подобном соревновании иногда, даже неожиданно для себя, показывают необычно высокие исполнительские результаты. И это не случайно: занятые своим сложным передвижением по классу и стремлением ничего не испортить и никого не задеть, они не успевают акцентировать внимание на недостатках собственного пения и неожиданно поют свой фрагмент значительно лучше, нежели сделали бы это, находясь в «спокойном состоянии» пения с места.

Эхо.

В процессе исполнения вокально – хоровых упражнений учитель может предложить ребятам поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Музыкальный руководитель под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки  различного настроения, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного – двух тактов, пропетых руководителем, его мелодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить ученики. Игра в эхо происходит так:

·         учитель поет два такта, затем, не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая учащимся возможность повторить то, что только что было им пропето. Затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют ребята, и т.д., вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо – импровизации.

                                              Узнать песню по ритму.

Учитель (сам или поручив сделать эхо ученику) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащиеся пытаются определить, какая песня задумана.

Ритмический аккомпанемент.

Класс делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее её исполнение обогащается новой «краской». Особенно хорошо удается исполнять песни маршевого и плясового характера.

Ритмическое эхо.

Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. В музыкально продвинутых классах задание можно усложнить следующим образом:

·         Не делая пауз, учитель отхлопывает ритмические фигуры, а учащиеся повторяют их, отставая на один такт, каноном.

Трудность, как мы видим, заключается в том, чтобы, отхлопывая услышанную фигуру, одновременно воспринимать звучащую дальше, для того чтобы в нужное время прохлопать и её. Неожиданный эффект этого задания заключается в том, что оно значительно облегчает последующую работу над канонами и хоровым многоголосием.

Уши – назад!

На одном из семинаров в хоровой студии «Пионерия» (руководитель студии – народный артист России Г.А. Струве) слушатели были очарованы игровым приемом, значительно улучшающим певческое интонирование. Его предложил известный педагог – вокалист В.В. Емельянов.

Суть этого игрового приема заключается в том, что в процессе хорового пения руководитель хора командует:

·         «Уши – назад!» по этой команде участники хора прикладывают к ушам спереди плотно сжатые ладошки.

В результате этого они начинают слышать правильное пение товарищей, сидящих сзади. И удивительное дело – общее звучание и интонация хорового пения при этом значительно улучшаются.

Попробуйте – и убедитесь в этом.

                         

Развитие навыков активного слушания музыки.

 

 

Задачи:

 

1.    Накопление слухового опыта;

 

2.    Формирование навыков анализа музыкального произведения;

 

3.    Развитие навыков эмоционального проживания произведения;

 

4.    Закрепление знания средств музыкальной выразительности;

 

5.    Развитие музыкальной памяти, внимания.

 

6.    Развитие навыков  построения  монологического ответа, развитие речи, расширение словарного запаса;

 

7.    Формирование эмоциональной культуры.

 

8.    Здоровьесберегающее воздействие, формирование благоприятного психологического фона.

 

 

Методические приемы:

 

Ø  Упражанение «Что изменилось»

Ø Упражнение «Определение высоты звука»

Ø Упражнение «Определение регистра»

Ø «Рассказ о музыке»

Ø «Рисуем музыку»

Ø «Открой себя через музыку»

Ø «Создай образ»

Ø «Определи характер».

 

               Упражнение «Что изменилось?».

 

Играю на фортепиано хорошо знакомую детям мелодию. А потом предлагаю прослушать эту мелодию в измененном виде и сказать, что изменилось. Изменения могут касаться практически всех, изучаемых детьми средств музыкальной выразительности: ритма, темпа, динамики, фактуры, регистра, мелодии, способа звукоизвлечения. Данное упражнение не только закрепляет знание детьми средств музыкальной выразительности, но и развивает слуховое внимание, музыкальную память, подготавливает к серьезному анализу музыкального произведения.

 

Упражнение «Определение регистра».

 

В первом варианте дети определяют в каком регистре, верхнем, нижнем или среднем учитель играет мелодию, либо звучит основная тема музыкального произведения в записи. Во втором варианте упражнения дети подбирают образы, соответствующие  названному учителем регистру. Упражнение закрепляет знание учащимися регистров, навыки определения звуковысотности. Помогает при раскрытие темы «Изобразительная музыка», дает учащимся представление  о  приеме звукоподражания в музыке.

 

Упражнение «Определение высоты звука».

 

Учитель дает на фортепиано основной звук в среднем регистре. Дети показывают его ладонью на уровни груди. Повышение или понижение звука учителем учащиеся должны показать движением ладони вверх или вниз. При этом изображение основного звука ладонью должно оставаться в обозначенной точке. Упражнение способствует развитию музыкального слуха, внимания, координации, учит определять  высоту звука, в первом классе учащиеся закрепляют понятие низких и высоких звуков.

Методический прием «Рассказ о музыке».

 

Особенностью данного приема является использование заранее заготовленной схемы рассказа, по которой ученик анализирует прослушанное музыкальное произведение.     Обобщенная схема - рассказ выглядит следующим образом. «Я прослушал(а)   ,        (название, композитор).

Это Произведение .........................  характера, вызвало у меня чувства ………

....... …………  Я представил(а)................................................................ …….

Это произведение звучит в исполнении............................... Композитор

для этого произведения выбрал ......................... темп,.................... ритм.

Музыка    звучала     ............................. (как?).» В зависимости от особенностей произведения и учебных задач, эта схема может дополнятся, изменятся. Данный метод способствует приобретению учащимся навыков анализа музыкального произведения, формирует логику ответа, развивает речь.

 

 

  РАССКАЗ О МУЗЫКЕ.

 

1.           Мне очень понравилась «Баркарола» Шуберта. Музыка баркаролы не может оставить равнодушным, она волнует сердце, создает настроение ……………………..

 

2.     Музыка звучала ………………………… (Страшно? Спокойно? Весело? Легко? Взволнованно? Мирно? Лирично? Поэтично? Напряженно? Хрупко? Безмятежно?)

 

3.     Баркарола написана в ……………….темпе.

 

4.            Произведение прозвучало в исполнении …………, под аккомпанемент…………..

 

        5.     Слушая эту музыку я представил(а) себе……………………………………………. 

 

Методика «Рисуем музыку»

 

Способствует наиболее полному эмоциональному переживанию ребенком музыкального произведения. Основной особенностью данного метода является то, что ребенок создает абстрактное изображение звучащей музыки, рисует музыку с помощью линии и цвета, не изображая конкретный, реально существующий образ. При таком подходе к изображению музыки ослабевает контроль разума, ребенок рисует, опираясь непосредственно на чувства и эмоции, которые у него возникают в ходе прослушивания. При этом ученику не обязательно уметь рисовать, поэтому, как правило, работы получаются интересными и оригинальными у всех. В отдельных случаях для развития образного восприятия музыки мною использовался   прием   «музыкального   рассказа». Данный   прием подразумевает, что рассказ учителя иллюстрируется музыкальными фрагментами, соответствующими сюжетной линии рассказа. Музыка в данном случае помогает включить образное мышление, воображение ребенка. Происходит естественное, органичное слияние музыки с жизнью, у ребенка ненавязчиво формируется привычка слушать музыку с удовольствием, создается положительный настрой на слушание даже сложной для восприятия музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический прием «Открой себя через музыку».

 

Данная методика позволяет определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него эмоции, чувства, переживания, насколько глубоко  он может прочувствовать музыку, вжиться в созданный композитором образ, т.е. уровень эмоционального восприятия музыки учащимся.

Учащимся предлагается прослушать ранее незнакомое им произведение, не называя названия и ни как его не комментируя.  Дается задание: определите, какие чувства хотел  передать музыкальными звуками композитор, о чем хотел нам рассказать? Выскажите свое отношение к прозвучавшей музыке. (Произведение или его фрагмент звучит 2-3 раза. Произведение, данное для прослушивания должно отвечать определенным требованиям – быть ярким, эмоционально насыщенным, доступным для понимания, запоминающимся.)

 

Музыкальный материал к методике «Открой себя через музыку»:

 

1.     П.Чайковский «Болезнь куклы»

2.     П.Чайковский «Сладкая греза»

3.     Р. Шуман «Первая утрата»

4.     Р. Шуман «Дед Мороз»

5.     М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

6.     Я. Сибелиус «Грустный вальс»

7.     Ф.Шопен  «Ноктюрн №2»

8.     В-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

9.     Аладов «Мелодия»

10.                 К. Глюк  «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

11.                 Д. Шостакович «Тема нашествия из Симфонии №7»

12.                 Л-ван Бетховен «Фрагмент из увертюры «Кориолан»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Игровые приемы

на уроках музыки»

Пение и хлопки.

Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий приём исполнения песни:

  • часть класса поет ее мелодию, а другая, отстав на один - два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши.

При  этом,  создаётся довольно своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся.

Прием заключается в перемежающимся пении:

  • несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся.

Показать вступление можно самыми различными способами:

  • дирижёрским жестом, внезапным прекращением пения, громким аккордом фортепиано, хлопком…

 Замечено, что в процессе разучивания последний прием активизирует внимание ребят, улучшая певческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над песней.

Пение по цепочке.

игровой прием, доставляющий ученикам массу удовольствий. Его суть заключается в следующем:

  • Учитель проходит по рядам поющих и, называя несколько слов из песни, просит, чтобы один из  учащихся их исполнил.

 На практике это выглядит следующим образом.  Преподаватель (обращаясь к ученикам):

  • «Сейчас поем по цепочке «Колыбельную» В.А. Моцарта. Будьте внимательны, начинаю показывать, кто поет каждый из фрагментов. «Спи,  моя радость, усни» - поет Катя Корнилова; «в доме погасли огни» - поет Ваня Добронравов; «птички затихли в саду» - поет Катя Семейкина; «рыбки уснули в пруду» - поет Саша Крапива. ( и.т.д.).

Учитель  садиться за инструмент, и каждый из вызванных поет свой фрагмент, стараясь попасть в нужный ритм и спеть интонационно правильно.

После пения класс оценивает своих поющих, выбирая среди них того, кто лучше всех исполнил свой отрывок песни.

Самый точный.

Данный игровой прием является усложнённой модификацией предыдущего задания. Для его выполнения желательно иметь в классе усилитель с микрофоном на высокой стойке. Ученики, выбранные для пения фрагмента, должны успеть в нужное время подойти к микрофону и спеть в него свой отрывок. Далее необходимо аккуратно отойти от микрофонной стойки (не задев её ненароком очередного певца и не опрокинув микрофон) и спокойно сесть на место.

Рекомендуемый прием очень активизирует класс, а иные учащиеся, не обладающие особыми голосовыми, в случае участия в подобном соревновании иногда, даже неожиданно для себя, показывают необычно высокие исполнительские результаты. И это не случайно: занятые своим сложным передвижением по классу и стремлением ничего не испортить и никого не задеть, они не успевают акцентировать внимание на недостатках собственного пения и неожиданно поют свой фрагмент значительно лучше, нежели сделали бы это, находясь в «спокойном состоянии» пения с места.

Эхо.

В процессе исполнения вокально – хоровых упражнений учитель может предложить ребятам поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Музыкальный руководитель под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки  различного настроения, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного – двух тактов, пропетых руководителем, его мелодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить ученики. Игра в эхо происходит так:

  • учитель поет два такта, затем, не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая учащимся возможность повторить то, что только что было им пропето. Затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют ребята, и т.д., вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо – импровизации.

                                              Узнать песню по ритму.

Учитель (сам или поручив сделать эхо ученику) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащиеся пытаются определить, какая песня задумана.

Ритмический аккомпанемент.

Класс делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее её исполнение обогащается новой «краской». Особенно хорошо удается исполнять песни маршевого и плясового характера.

Ритмическое эхо.

Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. В музыкально продвинутых классах задание можно усложнить следующим образом:

  • Не делая пауз, учитель отхлопывает ритмические фигуры, а учащиеся повторяют их, отставая на один такт, каноном.

Трудность, как мы видим, заключается в том, чтобы, отхлопывая услышанную фигуру, одновременно воспринимать звучащую дальше, для того чтобы в нужное время прохлопать и её. Неожиданный эффект этого задания заключается в том, что оно значительно облегчает последующую работу над канонами и хоровым многоголосием.

Уши – назад!

На одном из семинаров в хоровой студии «Пионерия» (руководитель студии – народный артист России Г.А. Струве) слушатели были очарованы игровым приемом, значительно улучшающим певческое интонирование. Его предложил известный педагог – вокалист В.В. Емельянов.

Суть этого игрового приема заключается в том, что в процессе хорового пения руководитель хора командует:

  • «Уши – назад!» по этой команде участники хора прикладывают к ушам спереди плотно сжатые ладошки.

В результате этого они начинают слышать правильное пение товарищей, сидящих сзади. И удивительное дело – общее звучание и интонация хорового пения при этом значительно улучшаются.

Попробуйте – и убедитесь в этом.

                         



Предварительный просмотр:

Развитие навыков активного слушания музыки.

Задачи:

  1.  Накопление слухового опыта;

  1.  Формирование навыков анализа музыкального произведения;

  1. Развитие навыков эмоционального проживания произведения;

  1. Закрепление знания средств музыкальной выразительности;

  1. Развитие музыкальной памяти, внимания.

  1. Развитие навыков  построения  монологического ответа, развитие речи, расширение словарного запаса;

  1. Формирование эмоциональной культуры.

  1. Здоровьесберегающее воздействие, формирование благоприятного психологического фона.

Методические приемы:

  •  Упражанение «Что изменилось»
  • Упражнение «Определение высоты звука»
  • Упражнение «Определение регистра»
  • «Рассказ о музыке»
  • «Рисуем музыку»
  • «Открой себя через музыку»
  • «Создай образ»
  • «Определи характер».

               Упражнение «Что изменилось?».

Играю на фортепиано хорошо знакомую детям мелодию. А потом предлагаю прослушать эту мелодию в измененном виде и сказать, что изменилось. Изменения могут касаться практически всех, изучаемых детьми средств музыкальной выразительности: ритма, темпа, динамики, фактуры, регистра, мелодии, способа звукоизвлечения. Данное упражнение не только закрепляет знание детьми средств музыкальной выразительности, но и развивает слуховое внимание, музыкальную память, подготавливает к серьезному анализу музыкального произведения.

Упражнение «Определение регистра».

В первом варианте дети определяют в каком регистре, верхнем, нижнем или среднем учитель играет мелодию, либо звучит основная тема музыкального произведения в записи. Во втором варианте упражнения дети подбирают образы, соответствующие  названному учителем регистру. Упражнение закрепляет знание учащимися регистров, навыки определения звуковысотности. Помогает при раскрытие темы «Изобразительная музыка», дает учащимся представление  о  приеме звукоподражания в музыке.

Упражнение «Определение высоты звука».

Учитель дает на фортепиано основной звук в среднем регистре. Дети показывают его ладонью на уровни груди. Повышение или понижение звука учителем учащиеся должны показать движением ладони вверх или вниз. При этом изображение основного звука ладонью должно оставаться в обозначенной точке. Упражнение способствует развитию музыкального слуха, внимания, координации, учит определять  высоту звука, в первом классе учащиеся закрепляют понятие низких и высоких звуков.

Методический прием «Рассказ о музыке».

Особенностью данного приема является использование заранее заготовленной схемы рассказа, по которой ученик анализирует прослушанное музыкальное произведение.     Обобщенная схема - рассказ выглядит следующим образом. «Я прослушал(а)        ,         (название, композитор).

Это Произведение          характера, вызвало у меня чувства ………

        …………  Я представил(а)        …….

Это произведение звучит в исполнении        Композитор

для этого произведения выбрал         темп,        ритм.

Музыка    звучала             (как?).» В зависимости от особенностей произведения и учебных задач, эта схема может дополнятся, изменятся. Данный метод способствует приобретению учащимся навыков анализа музыкального произведения, формирует логику ответа, развивает речь.

  РАССКАЗ О МУЗЫКЕ.

  1. Мне очень понравилась «Баркарола» Шуберта. Музыка баркаролы не может оставить равнодушным, она волнует сердце, создает настроение ……………………..

2.     Музыка звучала ………………………… (Страшно? Спокойно? Весело? Легко? Взволнованно? Мирно? Лирично? Поэтично? Напряженно? Хрупко? Безмятежно?)

3.     Баркарола написана в ……………….темпе.

  1. Произведение прозвучало в исполнении …………, под аккомпанемент…………..

        5.     Слушая эту музыку я представил(а) себе…………………………………………….  

Методика «Рисуем музыку» 

Способствует наиболее полному эмоциональному переживанию ребенком музыкального произведения. Основной особенностью данного метода является то, что ребенок создает абстрактное изображение звучащей музыки, рисует музыку с помощью линии и цвета, не изображая конкретный, реально существующий образ. При таком подходе к изображению музыки ослабевает контроль разума, ребенок рисует, опираясь непосредственно на чувства и эмоции, которые у него возникают в ходе прослушивания. При этом ученику не обязательно уметь рисовать, поэтому, как правило, работы получаются интересными и оригинальными у всех. В отдельных случаях для развития образного восприятия музыки мною использовался   прием   «музыкального   рассказа». Данный   прием подразумевает, что рассказ учителя иллюстрируется музыкальными фрагментами, соответствующими сюжетной линии рассказа. Музыка в данном случае помогает включить образное мышление, воображение ребенка. Происходит естественное, органичное слияние музыки с жизнью, у ребенка ненавязчиво формируется привычка слушать музыку с удовольствием, создается положительный настрой на слушание даже сложной для восприятия музыки.

Методический прием «Открой себя через музыку».

Данная методика позволяет определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него эмоции, чувства, переживания, насколько глубоко  он может прочувствовать музыку, вжиться в созданный композитором образ, т.е. уровень эмоционального восприятия музыки учащимся.

Учащимся предлагается прослушать ранее незнакомое им произведение, не называя названия и ни как его не комментируя.  Дается задание: определите, какие чувства хотел  передать музыкальными звуками композитор, о чем хотел нам рассказать? Выскажите свое отношение к прозвучавшей музыке. (Произведение или его фрагмент звучит 2-3 раза. Произведение, данное для прослушивания должно отвечать определенным требованиям – быть ярким, эмоционально насыщенным, доступным для понимания, запоминающимся.)

Музыкальный материал к методике «Открой себя через музыку»:

  1. П.Чайковский «Болезнь куклы»
  2. П.Чайковский «Сладкая греза»
  3. Р. Шуман «Первая утрата»
  4. Р. Шуман «Дед Мороз»
  5. М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
  6. Я. Сибелиус «Грустный вальс»
  7. Ф.Шопен  «Ноктюрн №2»
  8. В-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
  9. Аладов «Мелодия»
  10.  К. Глюк  «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
  11.  Д. Шостакович «Тема нашествия из Симфонии №7»
  12.  Л-ван Бетховен «Фрагмент из увертюры «Кориолан»


Предварительный просмотр:

Задачи музыкального обучения на уроках музыки.

Обучение на уроках музыка должно быть:

1. обучающим;
2. развивающим;
3. воспитывающим.

Обучающий момент включает в себя цели, методы и принципы музыкального обучения. Он призван раскрыть, донести до учащихся цель изучения данного произведения, раскрыть его художественный образ. Для этого учитель использует методы общепедагогические и специфические, принципы музыкального обучения.

Развивающий момент на уроке призван

a) на примере музыкального произведения развивать вокально-хоровые навыки (дыхание, звуковедение, звукоизвлечение, приемы контиленного пения, скороговорки и т.д.);

b) развивать навык слушания и слышания музыкального произведения;

c) расширять и развивать эмоциональную сторону в характере ребенка, делая его добрее и отзывчивее;

d) способствовать развитию навыка, импровизации, игры на детских музыкальных инструментах, умение ритмично двигаться под музыку.

Воспитывающий момент направлен на воспитание всесторонне гармонично развитой личности. В первую очередь он призван помочь учащимся разбираться не только в сфере искусства, но и окружающей нас действительности.

Общепедагогические методы обучения

включают в себя:

  •  словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядные методы (показ и использование репродукций, иллюстраций, ТСО, дидактического раздаточного материала);
  • практические включают в себя индуктивный, дедуктивный, репродуктивный, проблемно-поисковые методы.

Индуктивный – метод восхождения от конкретного к обобщенному (изучение частных разделов предмета).

Дедуктивный – метод движения от обобщенного к конкретному (изучение общих разделов).

Репродуктивный – направлен на обобщение предшествующего жизненного и музыкального опыта школьников с новыми полученными умениями и навыками.

Проблемно-поисковый – направлен на самостоятельное открытие школьниками обобщенного музыкального знания. Проблемно-поисковый метод непосредственно связан с репродуктивным методом.

Наряду с общепедагогическими методами обучения на уроках музыки применяются и специфические – это методы музыкального обучения.

Функции методов музыкального обучения:

  • регулятивная – определяется соотношением учебной деятельности с целями и задачами обучения;
  • познавательная – раскрывается через сочетание учебной деятельности с содержанием обучения;
  • коммуникативная – отражает стиль взаимодействия учителя с учащимися.

1. Метод стимулирования музыкальной деятельности, направлен на развитие осознанного отношения к музыкальному искусству, формирование художественного мышления, которое включает ряд последовательных действий. Это

a) активизация жизненного и музыкального опыта школьников, который необходим для введения или углубления темы;

b) знакомство учащихся с новыми ключевыми знаниями, применяя

  • проблемно-поисковые ситуации;
  • эффект удивления;
  • эффект успеха;
  •  метод сравнения и анализа;

c) закрепление полученных ключевых знаний;

d) приобретение навыка самостоятельно ориентироваться в музыке на уровне полученных знаний

2. Метод перспективы и ретроспективы, т.е. метод «забегания» вперед и возвращения назад. Цель: установление в сознании школьников целостного представления о музыке, содержащейся в программе. Этот метод предполагает связи между

a) этапами обучения в I, II, III, IV классах;

b) темами четвертей отдельно взятого класса;

c) музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы (одно и то же произведение может использоваться в разных четвертях для решения разных задач). При таком подходе к музыкальному произведению обнаруживается принципиальная разница между простым его повторением и восприятием знакомого материала с позиции новой темы.

3. Метод эмоциональной драматургии. Основные функции данного метода заключаются в том, чтобы помочь учащимся впитывать в себя опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, заключенной в музыкальных произведениях.

Уроки строятся по двум основным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного типа урока.

Отличительные черты метода эмоциональной драматургии:

  • продуманное с эмоциональной точки зрения построение урока,;
  • психологическая настройка, подготовка учащихся к восприятию музыкального произведения: слово учителя и его интонация должны быть созвучны настроению музыки;
  • организация ребят после того, как отзвучит музыка. Пусть ребята немного помолчат, как бы «подержат» музыку в себе, прежде чем начинать анализ произведения;
  • роль учителя в организации данного метода.

Увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, словесном суждении, в соответствии поведения учителя с конкретной ситуацией урока, в его живом интересе к процессу восприятия, исполнения музыки детьми, в объективной оценке успехов учащихся и, конечно, в широте музыкальных впечатлений – выступает как мощный стимул активизации деятельности школьников на уроках музыки.

4. Метод обобщения направлен на осмысленное, глубокое определение идеи музыкального произведения. Он используется как после работы над каждым видом музыкальной деятельности (микрообобщение), так и в конце всего урока. Метод обобщения применяется не изолированно, а в различных сочетаниях с другими методами музыкального воспитания (словесным, проблемно-поисковым, наглядно-слуховым, методом анализа и сравнения и т.д.).

Дидактические принципы музыкального обучения в школе

Принципы обучения – это исходное положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Д.Б.Кабалевский выделил 8 основных принципов:

1. Принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития. Этот принцип преду-сматривает формирование у учащихся широкого и целостного представления о музыкальном искусстве.

I класс - общее представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки;

II класс - сведения о трех жанрах (песне, танце, марше);

III класс - сведения об интонации, развитии, форме;

IV класс - сведения о связи различных видов музыкального искусства разных народов страны и мира.

2. Принцип оптимизации процесса музыкального обучения. Направлен к деятельности учителя. Учитель выявляет психологические особенности класса, его музыкальную подготовку, в каком темпе можно вести урок, на каком музыкальном материале можно раскрыть ту или иную тему четверти, выявляет трудности и пути их преодоления.

3. Принцип научности. Направлен на соответствие новой программы обучения новым требованиям, установление единства цели, задач, методов музыкального обучения, научную основу музыкальных занятий.

4. Принцип связи музыки и жизни. Музыка как и все виды искусства всегда не только отражала события нашей эпохи, но и влияла на ход событий.

5. Принцип доступности и наглядности. Основан на тематическом построении программы и служит более глубокому усвоению и пониманию предмета «Музыка».

6. Принцип активности, сознательности. Предполагает самостоятельность суждений, размышлений учащихся, проявление творчества в различных видах музыкальной деятельности (исполнение, импровизация, игра на детских музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений).

7. Принцип прочности, систематичности и последовательности. Обращен к результативной стороне музыкального обучения. Данная система обучения исходит из того, что

a. каждый ребенок имеет необходимые задатки для систематического музыкального развития;

b. процесс музыкального обучения является средством массового развития школьников, формирования у них потребности в музыке, развитие музыкального вкуса.

8. Принцип увлеченности. Основан на эмоциональном восприятии и является важнейшим условием для достижения единства идейно-воспитательной, познавательной и эстетических задач.

 



Read more: 
http://kalashnikova-irina.ru/met/metod/zadachi-metody-i-printsipy-muzy-kal-nog#ixzz3qugdr27y


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в классном часе «Старт в будущее»

Анализ классного часа по применению приёмов психолого-педагогической реабилитации дедей с ОВЗ....

Методические приёмы развивающего обучения в географическом образовании.

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования....

Методические приёмы ознакомления школьников с искусством Городецской кистевой росписью.

Методика ознакомления учащихся с народным промыслом "городецкая кистевая роспись". Выбор практических рекомендаций  и распределение их поэтапно....

Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с поняти...

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...