Открытый урок "Русские сезоны в Париже"
учебно-методический материал по музыке на тему

Тагай Вилена Валериевна

Ход урока

 Слайд 1

Здравствуйте ребята, споём музыкальное приветствие.

Учитель: «Здравствуйте ребята, здравствуйте.

(Музыкальное приветствие учителя и учащихся.)

                                                        

Звучит отрывок из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»

                                                    Слайд  2

Учитель: Ребята, наш урок открывает сегодня музыка известного композитора И.Ф. Стравинского, который прославился в начале XX века. Мы послушали отрывок из балета «Петрушка».

                                                        Слайд 3

Давайте вспомним материал прошлого урока и разгадаем кроссворд. Если кроссворд отгадаем верно, то ключевое слово будет означать вид искусства.

 

1.    Кто из русских композиторов, написал оперу «Жизнь за царя»? (М.И. Глинка)

2.    С помощью чего выражается замысел писателя в балете? (мимики)

3.    Что помогает актёру балета выразиться? (жест)

4.    Кто из композиторов написал мазурку, прослушанную на прошлом уроке? (Ф. Шопен)

5.    Как называется оформление сцены? (декорации)

6.    Где происходит действие оперы или балета? (на сцене)

7.    Как называется основа оперы или балета? (либретто)

8.    Какой отрывок из оперы Глинки мы прослушали на прошлом уроке? (мазурка)

9.    Назовите жанр театральной музыки, в котором смысл содержания выражается через пение? (опера)

10. Назовите один из китов музыки, который служит основой балета? (танец).

                                     Слайд 4

Молодцы. Как называется искусство, которое у нас получилось?

(Ученик: Один из видов искусства – это литература.)

 

Ребята, что композиторы брали для своих балетов в литературе?

(Ученик: Для своих балетов в литературе композиторы брали сюжеты.)

 

Повторите, как называется литературная основа балета?

(Ученик: Литературная основа балета называется либретто.)

                                            Слайд 5

 

Домашнее задание было, составить синквейн к слову балет. Кто предложит свой вариант?

(Ученики представляют свои работы. Показ своего синквейна).

                                             Слайд 6

Посмотрите ребята на экран и увидим один и вариантов сенквейна.

                                     

                                         Слайд 7 

   Ребята, запишем в тетрадь тему нашего урока  «Русские сезоны» в Париже

Вспомните музыкальный эпиграф, который звучал в начале урока. Кто из вас был внимательным и запомнил композитора и название балета?

(Ученик: В начале урока звучал балет Стравинского «Петрушка».)

 Правильно. У каждого искусства бывают свои «звёздные» часы – это самый популярный момент или расцвет искусства, который притягивает внимание людей. Одним из таких «звёздных» часов балета стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже.

                                                 Слайд 8

Сегодня мы узнаем, что такое «Русские сезоны», почему они были популярны в начале XX века и, конечно, музыкальный эпиграф к уроку был взят не случайно, т.к. мы познакомимся с самым ярким балетом Игоря Фёдоровича  Стравинского «Петрушка», который впервые был исполнен в «Русских сезонах».

                                             Слайд 9

                  У вас на партах лежат трансфертные листы

В них всего 6 квадратов. В течение урока мы должны заполнить каждый квадрат и записать в нём самое важное, что поможет вам в подготовке домашнего задания к следующему уроку, и с помощью которого вы легко сможете ответить на вопросы викторины в конце урока. Заполнять вы их будете самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.

                                                 Слайд 10

В начале XX века у художника Александра Бенуа родилась идея показать русский балет за рубежом.

                                             Слайд 11

Он познакомил талантливого хореографа Михаила Фокина с Сергеем Дягилевым.

                                                     Слайд 12

Дягилев и взялся организовать выступление русских артистов в Париже. В мае 1909 года после долгой подготовительной работы (репетиций, написания декораций, поиска денег) в Парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов»

                                                  Слайд 13

Так выглядела афиша «Русских сезонов».  Кто мне ответит, что такое «Русские сезоны»?

(Ученик: «Русские сезоны» – это гастроли русского балета в Париже.)

                                                Слайд 14

 Правильно, в трансфертных листах у вас появляются уже первые записи.

                                             Слайд 15

Ребята смотрим на слайды и записываем в свои листочки.

 Великие создатели «Сезонов».

·         Композиторы: Николай Андреевич Римский-Корсаков 
                                  

                                         Слайд 16

·         Сергей Васильевич Рахманинов

                                               Слайд 17

·         Игорь Фёдорович Стравинский
 

·         Художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин

·        
                                             Слайд 18

·         Выдающиеся танцоры:     Вацлав Нижинский

                                           Слайд 19

Тамара Карсавина 

                                           Слайд 20

                  Анна Павлова 
 

Самая известная балерина, с которой начинается классический балет XX века, – Анна Павлова, участница «Русских сезонов»

                                                       Слайд 21

Так выглядела афиша из выступлений Анны Павловой в Париже в 1909 году. Самое знаменитое выступление в карьере Павловой – «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса. Это был самый любимый ее номер.

«Приготовьте мой костюм Лебедя», – сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

 

                                     Слайд 22

Вашему вниманию я предлагаю посмотреть фрагмент из фильма «Анна Павлова» - «Умирающий лебедь» муз. Сен-Санса.

(Просмотр видеофрагмента из фильма «Анна Павлова»)

 

Ребята, есть ли у вас квадрат в трансфертном листе, посвящённый великой русской балерине? Впишите имя (учащиеся самостоятельно вписывают имя балерины)

                                              Слайд 23

Одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» 

                                        Слайд 24

 Либретто балета написал художник А. Бенуа, который работал вместе с С. Дягилевым 

                                        Слайд 25

Действие балета происходит в старом Петербурге в 1830 годах во время народных гуляний на Масленой неделе.

                                            Слайд 26

Основные действующие лица: Петрушка, Балерина, Арап – куклы, между которыми развёртывается драма.

 Ребята, кто мне ответит, что значит драматическое произведение, драматический характер? (ответы учащихся )

                                        Слайд 27

«Драматическое произведение»– это произведение, основанное на переживании, вызывающем чувство страдания.

                                          Слайд 28

Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра, к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку.

Вся эта трагическая история происходит на фоне масленичного весёлого гулянья. На масленичном гулянье появляется приезжий фокусник, который оживляет своих кукол: Петрушку, балерину и Арапа.

В каждой кукле есть частица человеческой души. Наибольшими человеческими качествами наделён Петрушка. Он мучается оттого, что наполовину подневольный шут и получеловек умеет чувствовать. В отличие от него Балерина и Арап – существа очень примитивные и грубые, больше куклы, чем люди. Автор в этом произведении раскрывает душевное одиночество несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир в лице грубого и злого Арапа, пустой легкомысленной Балерины и равнодушной праздной толпы.

   Балет написан в четырёх картинах. Мы прослушаем отрывок из первой картины. В ней композитор нарисовал народное гулянье.

                                                 Слайд 29

«Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Он играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником, два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трёх кукол: Петрушку, Балерину и Арапа. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению Петрушка, Арап и Балерина пускаются в пляс».

       Внимательно прослушайте отрывок. Скажите, с помощью чего композитор передаёт народное гулянье? Какие мелодии использует он в этом отрывке?

             Аудиозапись:  Звучит отрывок «Русская» Картина первая.

 

С помощью чего передаёт композитор народное гулянье?

(Ученик: Композитор передаёт народное гулянье с помощью характера музыки. Характер праздничный, весёлый, задорный.)

Учитель: Какие мелодии он использует в этом отрывке?

(Ученик: Композитор использует мелодии, похожие на русские народные песни, танцы, наигрыши.)

 Правильно, композитор использует мелодии, похожие на народные, а иногда он включает в свою музыку интонации настоящих народных мелодий. Так, как это делали Николай Андреевич А.Римский – Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, чтобы показать всю красоту русского национального фольклора.

                                             Слайд 30

Вглядитесь внимательно в картину Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» 

 Как вы думаете, беззвучна она или звучит в вашем воображении? Есть ли контраст в картине?

(Ученик: В картине присутствует контраст. На фоне белого снега выделяется тёмная, разноцветная толпа.)

Как вы думаете, созвучна ли картина отрывку из балета Стравинского, который мы сейчас послушали? В чём проявляется сходство?

(Ученик: Сходство картины и музыкального фрагмента проявляется в характере.)

 Правильно. И в картине, и в отрывке из балета мы слышим весёлое, раздольное праздничное гулянье.

Как вы думаете, почему балет называется «Петрушка»?

(Ученик: Балет называется так потому, что главный герой – Петрушка.)

Правильно, а давайте познакомимся с ним поближе. Каков же он Петрушка? С одной стороны - клоун, веселящий народ. С другой стороны -страдающая душа, способная на глубокие переживания. Значит, в его музыкальном портрете проявляется двойственность. Сейчас мы послушаем отрывок «У Петрушки».

                                        Слайд 31

Внимательно вслушаться в музыку и определить, с помощью каких интонаций передаётся двойственность характера Петрушки?

                             Аудиозапись: Звучит отрывок «У Петрушки».

(Ответы: Угловатость в музыке передаёт куклу – Петрушку, а интонации, похожие на вздохи, – переживания человека)

                                                 Слайд 32

Николай Мясковский (великий советский композитор) сказал о балете Стравинского так: «Петрушка – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и не подкупного веселья, такой несдержанной удали.., словно вы сами в снежно – солнечный масленый суетливый день… попали в праздничную, хохочущую толпу и «слились с ней в неразрывное ликующее целое».

В течение урока мы заполняли трансфертные листы, состоящие из 6 квадратов. Как вы думаете, что мы записали в них?

(Ученик: (предполагаемые ответы))

В квадратах записаны самые важные моменты урока. С помощью этих записей на следующем уроке вы легко сможете рассказать материал о создании «Русских сезонов.

                                                Слайд 33

Я предлагаю отдохнуть. Ребята встанем и сделаем упражнения.

Один-два-три-четыре-пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим….

         

Поочерёдно сгибаем пальцы: мизинцы – большие.
Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.
Плавно отводим руки назад.
Закладываем руки за спину.
Голову поднимаем выше.
Спокойно дышим.

 

 

Продолжаем дышать ровно, спокойно. Вдохнём глубоко ртом, выдохнем носом и наоборот..

.

Распевка «                                               «

                                              Слайд 34

Сегодня мы знакомимся с новой песней. Называется она «Родина».

У неё нет автора, значит она какая?

(Ученик: если у песни нет автора, значит она народная).

Правильно. Эту песню сочинили в народе.

Внимательно послушайте песню в моём исполнении. Определите характер, расскажите, о чём в ней поётся.

Родина.
Вижу чудное приволье, 
Вижу нивы и поля, – 
Это русское раздолье, 
Это русская земля.

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины, 
Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка, 
Это Родина моя.

 Какой характер был в песне? (спокойный, раздольный, широкий, неторопливый, степенный).

– О чём пелось в песне? (о нивах, полях, горах и долинах, о родной стороне, о нашй Родине).

Слушаем внимательно мотив и поём первый куплет песни.

Прохлопываем ритм первого куплета

– Слушаем мотив, но не поём, а только прохлопываем ритм.

–– Исполняем всю песню вместе.

                                                  Слайд 35

Игра «Удачная рыбалка»

 Наверное, многие из вас любят ходить на рыбалку. Сейчас вы будете ловить рыбу. Поймав рыбку, ответьте на вопрос.

Викторина с вопросами:

1.    Музыка, каких композиторов звучала на уроке? (И. Стравинского, Сен-Санса).

2.    Где проходили «Русские сезоны», в каком веке? (в Париже, в начале XX века).

3.    Кто был организатором «Русских сезонов»? (С. Дягилев)

4.    Назовите известную балерину начала XX века и её самый знаменитый номер? (Анна Павлова, «Умирающий лебедь»)

5.    Какой художник рисовал декорации к балету «Петрушка»? (А. Бенуа)

6.    Назовите балет, композитора, главных героев балета, с которым мы познакомились на уроке? (И. Стравинский, балет «Петрушка», Арап, Балерина и Петрушка).

Молодцы, ребята. Внимательно слушали на уроке.

                                             Слайд 36

Домашнее задание:

1.    Выучить записи в трансфертных листах.

2.    Нарисовать главных героев балета И.Ф. Стравинского.

                                                

Ребятау вас на парте лежат карточки двух цветов. Оцените наш урок.

Поднимите красную карточку, если урок вам понравился или синюю, если не понравился.

                                            Слайд 37

Ребята, Вы сегодня все молодцы, очень хорошо поработали на уроке. Всем ставлю оценку «5».

На этом урок наш  окончен. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока

 Слайд 1

Здравствуйте ребята, споём музыкальное приветствие.

Учитель: «Здравствуйте ребята, здравствуйте.

(Музыкальное приветствие учителя и учащихся.)

                                                       

Звучит отрывок из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»

                                                    Слайд  2

Учитель: Ребята, наш урок открывает сегодня музыка известного композитора И.Ф. Стравинского, который прославился в начале XX века. Мы послушали отрывок из балета «Петрушка».

                                                        Слайд 3

Давайте вспомним материал прошлого урока и разгадаем кроссворд. Если кроссворд отгадаем верно, то ключевое слово будет означать вид искусства.

http://festival.1september.ru/articles/567458/1.gif

  1. Кто из русских композиторов, написал оперу «Жизнь за царя»? (М.И. Глинка)
  2. С помощью чего выражается замысел писателя в балете? (мимики)
  3. Что помогает актёру балета выразиться? (жест)
  4. Кто из композиторов написал мазурку, прослушанную на прошлом уроке? (Ф. Шопен)
  5. Как называется оформление сцены? (декорации)
  6. Где происходит действие оперы или балета? (на сцене)
  7. Как называется основа оперы или балета? (либретто)
  8. Какой отрывок из оперы Глинки мы прослушали на прошлом уроке? (мазурка)
  9. Назовите жанр театральной музыки, в котором смысл содержания выражается через пение? (опера)
  10. Назовите один из китов музыки, который служит основой балета? (танец).

                                     Слайд 4

Молодцы. Как называется искусство, которое у нас получилось?

(Ученик: Один из видов искусства – это литература.)

Ребята, что композиторы брали для своих балетов в литературе?

(Ученик: Для своих балетов в литературе композиторы брали сюжеты.)

Повторите, как называется литературная основа балета?

(Ученик: Литературная основа балета называется либретто.)

                                            Слайд 5

Домашнее задание было, составить синквейн к слову балет. Кто предложит свой вариант?

(Ученики представляют свои работы. Показ своего синквейна).

                                             Слайд 6

Посмотрите ребята на экран и увидим один и вариантов сенквейна.

                                     

                                         Слайд 7  

   Ребята, запишем в тетрадь тему нашего урока  «Русские сезоны» в Париже

Вспомните музыкальный эпиграф, который звучал в начале урока. Кто из вас был внимательным и запомнил композитора и название балета?

(Ученик: В начале урока звучал балет Стравинского «Петрушка».)

 Правильно. У каждого искусства бывают свои «звёздные» часы – это самый популярный момент или расцвет искусства, который притягивает внимание людей. Одним из таких «звёздных» часов балета стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже.

                                                 Слайд 8

Сегодня мы узнаем, что такое «Русские сезоны», почему они были популярны в начале XX века и, конечно, музыкальный эпиграф к уроку был взят не случайно, т.к. мы познакомимся с самым ярким балетом Игоря Фёдоровича  Стравинского «Петрушка», который впервые был исполнен в «Русских сезонах».

                                             Слайд 9

                  У вас на партах лежат трансфертные листы

В них всего 6 квадратов. В течение урока мы должны заполнить каждый квадрат и записать в нём самое важное, что поможет вам в подготовке домашнего задания к следующему уроку, и с помощью которого вы легко сможете ответить на вопросы викторины в конце урока. Заполнять вы их будете самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.

                                                 Слайд 10

В начале XX века у художника Александра Бенуа родилась идея показать русский балет за рубежом.

                                             Слайд 11

Он познакомил талантливого хореографа Михаила Фокина с Сергеем Дягилевым.

                                                     Слайд 12

Дягилев и взялся организовать выступление русских артистов в Париже. В мае 1909 года после долгой подготовительной работы (репетиций, написания декораций, поиска денег) в Парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов»

                                                  Слайд 13

Так выглядела афиша «Русских сезонов».  Кто мне ответит, что такое «Русские сезоны»?

(Ученик: «Русские сезоны» – это гастроли русского балета в Париже.)

                                                Слайд 14

 Правильно, в трансфертных листах у вас появляются уже первые записи.

                                             Слайд 15

Ребята смотрим на слайды и записываем в свои листочки.

 Великие создатели «Сезонов».

  • Композиторы: Николай Андреевич Римский-Корсаков 
                                       

                                         Слайд 16

  • Сергей Васильевич Рахманинов

                                               Слайд 17

  • Игорь Фёдорович Стравинский
  • Художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин

  •                                              Слайд 18
  • Выдающиеся танцоры:     Вацлав Нижинский

                                           Слайд 19

Тамара Карсавина 

                                           Слайд 20

                  Анна Павлова 

Самая известная балерина, с которой начинается классический балет XX века, – Анна Павлова, участница «Русских сезонов»

                                                       Слайд 21

Так выглядела афиша из выступлений Анны Павловой в Париже в 1909 году. Самое знаменитое выступление в карьере Павловой – «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса. Это был самый любимый ее номер.

«Приготовьте мой костюм Лебедя», – сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

                                     Слайд 22

Вашему вниманию я предлагаю посмотреть фрагмент из фильма «Анна Павлова» - «Умирающий лебедь» муз. Сен-Санса.

(Просмотр видеофрагмента из фильма «Анна Павлова»)

Ребята, есть ли у вас квадрат в трансфертном листе, посвящённый великой русской балерине? Впишите имя (учащиеся самостоятельно вписывают имя балерины)

                                              Слайд 23

Одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» 

                                        Слайд 24

 Либретто балета написал художник А. Бенуа, который работал вместе с С. Дягилевым 

                                        Слайд 25

Действие балета происходит в старом Петербурге в 1830 годах во время народных гуляний на Масленой неделе.

                                            Слайд 26

Основные действующие лица: Петрушка, Балерина, Арап – куклы, между которыми развёртывается драма.

 Ребята, кто мне ответит, что значит драматическое произведение, драматический характер? (ответы учащихся )

                                        Слайд 27

«Драматическое произведение»– это произведение, основанное на переживании, вызывающем чувство страдания.

                                          Слайд 28

Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра, к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку.

Вся эта трагическая история происходит на фоне масленичного весёлого гулянья. На масленичном гулянье появляется приезжий фокусник, который оживляет своих кукол: Петрушку, балерину и Арапа.

В каждой кукле есть частица человеческой души. Наибольшими человеческими качествами наделён Петрушка. Он мучается оттого, что наполовину подневольный шут и получеловек умеет чувствовать. В отличие от него Балерина и Арап – существа очень примитивные и грубые, больше куклы, чем люди. Автор в этом произведении раскрывает душевное одиночество несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир в лице грубого и злого Арапа, пустой легкомысленной Балерины и равнодушной праздной толпы.

   Балет написан в четырёх картинах. Мы прослушаем отрывок из первой картины. В ней композитор нарисовал народное гулянье.

                                                 Слайд 29

«Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Он играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником, два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трёх кукол: Петрушку, Балерину и Арапа. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению Петрушка, Арап и Балерина пускаются в пляс».

       Внимательно прослушайте отрывок. Скажите, с помощью чего композитор передаёт народное гулянье? Какие мелодии использует он в этом отрывке?

             Аудиозапись:  Звучит отрывок «Русская» Картина первая.

С помощью чего передаёт композитор народное гулянье?

(Ученик: Композитор передаёт народное гулянье с помощью характера музыки. Характер праздничный, весёлый, задорный.)

Учитель: Какие мелодии он использует в этом отрывке?

(Ученик: Композитор использует мелодии, похожие на русские народные песни, танцы, наигрыши.)

 Правильно, композитор использует мелодии, похожие на народные, а иногда он включает в свою музыку интонации настоящих народных мелодий. Так, как это делали Николай Андреевич А.Римский – Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, чтобы показать всю красоту русского национального фольклора.

                                             Слайд 30

Вглядитесь внимательно в картину Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» 

 Как вы думаете, беззвучна она или звучит в вашем воображении? Есть ли контраст в картине?

(Ученик: В картине присутствует контраст. На фоне белого снега выделяется тёмная, разноцветная толпа.)

Как вы думаете, созвучна ли картина отрывку из балета Стравинского, который мы сейчас послушали? В чём проявляется сходство?

(Ученик: Сходство картины и музыкального фрагмента проявляется в характере.)

 Правильно. И в картине, и в отрывке из балета мы слышим весёлое, раздольное праздничное гулянье.

Как вы думаете, почему балет называется «Петрушка»?

(Ученик: Балет называется так потому, что главный герой – Петрушка.)

Правильно, а давайте познакомимся с ним поближе. Каков же он Петрушка? С одной стороны - клоун, веселящий народ. С другой стороны -страдающая душа, способная на глубокие переживания. Значит, в его музыкальном портрете проявляется двойственность. Сейчас мы послушаем отрывок «У Петрушки».

                                        Слайд 31

Внимательно вслушаться в музыку и определить, с помощью каких интонаций передаётся двойственность характера Петрушки?

                             Аудиозапись: Звучит отрывок «У Петрушки».

(Ответы: Угловатость в музыке передаёт куклу – Петрушку, а интонации, похожие на вздохи, – переживания человека)

                                                 Слайд 32

Николай Мясковский (великий советский композитор) сказал о балете Стравинского так: «Петрушка – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и не подкупного веселья, такой несдержанной удали.., словно вы сами в снежно – солнечный масленый суетливый день… попали в праздничную, хохочущую толпу и «слились с ней в неразрывное ликующее целое».

В течение урока мы заполняли трансфертные листы, состоящие из 6 квадратов. Как вы думаете, что мы записали в них?

(Ученик: (предполагаемые ответы))

В квадратах записаны самые важные моменты урока. С помощью этих записей на следующем уроке вы легко сможете рассказать материал о создании «Русских сезонов.

                                                Слайд 33

Я предлагаю отдохнуть. Ребята встанем и сделаем упражнения.

Один-два-три-четыре-пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим….

         

Поочерёдно сгибаем пальцы: мизинцы – большие.
Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.
Плавно отводим руки назад.
Закладываем руки за спину.
Голову поднимаем выше.
Спокойно дышим.

Продолжаем дышать ровно, спокойно. Вдохнём глубоко ртом, выдохнем носом и наоборот..

.

Распевка «                                               «

                                              Слайд 34

Сегодня мы знакомимся с новой песней. Называется она «Родина».

У неё нет автора, значит она какая?

(Ученик: если у песни нет автора, значит она народная).

Правильно. Эту песню сочинили в народе.

Внимательно послушайте песню в моём исполнении. Определите характер, расскажите, о чём в ней поётся.

Родина.
Вижу чудное приволье, 
Вижу нивы и поля, – 
Это русское раздолье, 
Это русская земля.

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины, 
Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка, 
Это Родина моя.

 Какой характер был в песне? (спокойный, раздольный, широкий, неторопливый, степенный).

– О чём пелось в песне? (о нивах, полях, горах и долинах, о родной стороне, о нашй Родине).

 Слушаем внимательно мотив и поём первый куплет песни.

Прохлопываем ритм первого куплета

– Слушаем мотив, но не поём, а только прохлопываем ритм.

–– Исполняем всю песню вместе.

                                                  Слайд 35

Игра «Удачная рыбалка»

 Наверное, многие из вас любят ходить на рыбалку. Сейчас вы будете ловить рыбу. Поймав рыбку, ответьте на вопрос.

Викторина с вопросами:

  1. Музыка, каких композиторов звучала на уроке? (И. Стравинского, Сен-Санса).
  2. Где проходили «Русские сезоны», в каком веке? (в Париже, в начале XX века).
  3. Кто был организатором «Русских сезонов»? (С. Дягилев)
  4. Назовите известную балерину начала XX века и её самый знаменитый номер? (Анна Павлова, «Умирающий лебедь»)
  5. Какой художник рисовал декорации к балету «Петрушка»? (А. Бенуа)
  6. Назовите балет, композитора, главных героев балета, с которым мы познакомились на уроке? (И. Стравинский, балет «Петрушка», Арап, Балерина и Петрушка).

Молодцы, ребята. Внимательно слушали на уроке.

                                             Слайд 36

Домашнее задание:

  1. Выучить записи в трансфертных листах.
  2. Нарисовать главных героев балета И.Ф. Стравинского.

                                                 

Ребята, у вас на парте лежат карточки двух цветов. Оцените наш урок.

Поднимите красную карточку, если урок вам понравился или синюю, если не понравился.

                                            Слайд 37

Ребята, Вы сегодня все молодцы, очень хорошо поработали на уроке. Всем ставлю оценку «5».

На этом урок наш  окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские сезоны в париже

Урок музыки в 5 классе...

Общешкольное спортивно – оздоровительное мероприятие (1-11 классов). «Веселые старты» на свежем воздухе, посвящённые открытию зимнего сезона.

Спортивно – оздоровительные мероприятия на свежем воздухе вырабатывают  такие навыки как координацию, силу, ловкость, быстроту реакции и закаливание организма. Вырабатывают коммуникативные качест...

Открытый урок по музыке в 5 классе по теме "Русские сезоны в Париже".

Знакомство с понятием «Русские сезоны» в Париже, с историей создания балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»....

Урок по музыке "Русские сезоны" в Париже"

Урок разработан по учебнику В.В. Алеева. Представлена технологическая карта урока и презентация к нему....

Конспект открытого урока для 5 класса "Русские сезоны в Париже".

Разработка урока музыки по теме "Русские сезоны в Париже" для 5 класса....

Презентация "Русские сезоны в Париже"

            Во время Первой мировой войны "Русские сезоны" Дягилева идут с переменным успехом, гастролируя по Европе, в США и даже в Южной Амер...

Конспект урока" Русские сезоны в Париже" 5 класс

Конспект урока" Русские сезоны в Париже" 5 класс...