Программа внеурочной деятельности "Домисолька"
рабочая программа по музыке на тему

Абдуллаева Наталья Викторовна

Программа внеурочной деятельности "Домисолька" общекультурного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_domisolka.docx94.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                  

заместитель директора         директор

по воспитательной работе        МБОУ «НОШ №9»

МБОУ «НОШ №9»                        ____________   /В. В. /  

_____________  / Черепанова И. Ю./        «  »_____________2014г.

«___»_____________________

«Утверждаю»

директор

МБОУ «НОШ №9»

___________/В. В. Завьялова/

Приказ № __________от

«___»_______________2014 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МО г. Нягань

«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

Программа внеурочной деятельности

Вокального кружка

«Домисолька»

Общекультурного направления

Срок реализции 4 года

Возраст 7 -10 лет

                                                Составитель:

Гузь Наталья Викторовна

Учитель музыки

                                                                                Первой  категории

2014 год

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………3
  2. Требования к уровню подготовки обучающихся………………..5
  3. Календарно – тематический план ………………………………..11
  4. Содержание изучаемого курса……………………………………41
  5. Методическое обеспечение ……………………………………....45
  6. Список литературы………………………………………………..47

Приложение ……………………………………………………….

Пояснительная записка

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)

Адаптированная программа вокального кружка  «Домисолька» разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г;  Д Огороднова «Музыкально – певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», 2003г. Программа общекультурного направления.

Срок реализации адаптированной программы – 4года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 7-10 лет.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребенок  учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

В качестве внеурочной  деятельности в школе был выбран ансамбль вокального пения, так как на сегодняшний день он является основным средством массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
  Выбор обусловлен следующими причинами:
           1. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста.

2. Пение - самый доступный вид детского творчества. Песня объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу.

3. Пение в ансамбле не только формирует музыкальные способности, музыкальную интуицию и мировоззрение, но и является фундаментом общего духовного  развития. Исполнять музыку детям  легче всего своим голосом.

Цель программы: приобщение детей к миру музыки посредством вокально – хоровой деятельности, воспитание музыкальной и певческой культуры, развитие  музыкально-эстетического вкуса детей.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие  задачи:

- Образовательные: поставить голос, формировать вокально - хоровые навыки, знакомить с вокально - хоровым репертуаром.

- Воспитательные: воспитывать вокальный  слух,   как важный  фактор пения в единой певческой манере, воспитывать организованность, внимание, естественность в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

- Развивающие: развивать музыкальные способности детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развивать навыки эмоционального, выразительно пения.

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников;

-  включает в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой;

- применения речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развитвают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести в мир динамических оттенков, познакомить с музыкальными формами).

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общелбразовательной школы.

- данная программа составлена в соответствии с требованиями, предьявленными к внеклассной работе в данном общеобразовательном учереждении на основе репертуарного плана, и предполагает  участие в концертной деятельности, как в школе, так и в городских конкурсах.

Ожидаемые   результаты  работы по программе

Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков  являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение  строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.

Познавательные УУД:

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

- умение устанавливать простые аналогии  ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

- умение применять знания о музыке вне учебного процесса

         

Программа «Домисолька» рассчитана на 4 года обучения –  по одной группе из каждой параллели классов и адаптирована к условиям Севера. В дальнейшем возможно дополнение программы. Предусмотрена работа с детьми 7 – 10 лет. Наполняемость групп 12-15 человек. Занятия проводятся в 4 группах. Продолжительность одного занятия 35 минут у 1 классов и 40 минут у 2 - 4 классов. Занатия проводятся один час в неделю.

Общее количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс 34 часа.

Программа подразумевает работу с одаренными детьми. При их наличии, составляется индивидуальный календарно – тематический план. Занятия проводятся один раз в неделю, 34 часа в год.

Программа  реализуется по концентрическому признаку.       

Формы организации вокальной деятельности:

- вводная диагностика  музыкальных способностей (смотреть  приложение 1),

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

       Используемые приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления, конкурсы вокального творчества.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Первый  год обучения

знать/понимать:

- строение атикуляционного аппарата;

- особенности певческого голоса;

- основы гигиены певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»

Уметь:

- уметь правильно дышать (небольшой спокойный вдох)

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- ясно пропевать слова песни;

- наиболее выразительно исполнять песни;

Второй год обучения:

знать/понимать:

- строение атикуляционного аппарата и его функции;

- особенности певческого голоса; характер звучания голоса:

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «плавно, отрывисто, с движением»;

Уметь:

- уметь правильно дышать (небольшой спокойный вдох и бесшумный выдох);

- петьдлинные фразы на одном дыхании;

- различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное.

- точно воспроизводить  и передавать ритмический рисунок.

Третий год обучения:

-наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально - творческому самовыражению (пение ансамблем,дуэтом, сольно);

-владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

-проявление навыков вокально  – хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

-уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

-стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

-умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

 

Четвертый год обучения:

-наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально – творческое самовыражение (пение в ансамбле и хоре, участие в импровизациях)

-увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

-проявление навыков вокально - хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментальное пение в терцию, фрагментальное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);

-умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

-усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

-участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

         Развивать сольную деятельность: наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально – творческому самовыражению (пение сольно и ансамблем); услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные предпочтения произведениям различных стилей и жанров.

Тематический план

первый год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

 теоретических

практических

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

6

2

4

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

6

2

4

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

6

1

5

4.

Формирование чувства ансамбля.

8

1

7

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

7

2

5

Итого:

33

9

25

Тематический план

второй год обучения.

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

 теоретических

практических

1

Певческая установка. Певческое дыхание.

6

2

4

2

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

6

2

4

3

Работа над дикцией и артикуляцией

6

1

5

4

Формирование чувства ансамбля.

8

1

7

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

8

3

5

Итого:

34

9

25

Тематический план

 третий  год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

 теоретических

практических

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

6

2

4

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

6

2

4

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

6

1

5

4.

Формирование чувства ансамбля.

8

1

7

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

8

3

5

Итого:

34

9

25

Тематический план

 четвертый  год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

 теоретических

практических

1

Певческая установка. Певческое дыхание.

6

2

4

2

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

6

2

4

3

Работа над дикцией и артикуляцией

6

1

5

4

Формирование чувства ансамбля.

8

1

7

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

8

3

5

Итого:

34

9

25


Календарно-тематический план

1 класс (первый год обучения)

Раздел программы

Тема занятия

Содержание раздела

Планируемые результаты УУД

Вид занятия (теория, практика)

Дата по программе

Дата по факту

1

Певческая установка. Певческое дыхание.

Введение.

Знакомство с голосовым аппаратом.  Слушание репертуара. Упражнения на распевание певцов. Получение основ нотной грамоты.

Личностные:

-Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

- Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

- Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

Регулятивные:

- Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию.

- Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

- Преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные:

- Использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

- Осуществлять и выделять необходимую информацию.

- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные:

- Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

- Адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

- Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

теоретическое

02.09

2

Знакомство с голосовым аппаратом

теоретическое

09.09

3

Детские песни в нашей жизни.

практическое

16.09

4

Веселый калейдоскоп.

практическое

23.09

5

Песенки из мультфильмов.

практическое

07.10

6

Нотная грамота.

практическое

14.10

7

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Колыбельные песни.

Упражнения на развитие звуковысотного слуха.  Работа над интонацией в произведении. Разучивание  музыкально – ритмических игр, направленных на раскрепощение воспитанников. Подготовка к осеннему празднику.

Личностные:

- Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель.

- Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

- Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

- Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Регулятивные:

- Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию.

- Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

- Преобразовывать познавательную задачу в практическую.

- Формировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: 

- Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

- Адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

-Формулировать собственное мнение и позицию.

- Участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках..

Познавательные:

- Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- Использовать общие приемы решения задач.

теоретическое

21.10

8

Раскрепощение певца.

практическое

28.10

9

Музыкальные игры и загадки.

теоретическое

11.11

10

Формы и жанры вокальной музыка.

практическое

18.11

11

Детские песни в исполнении эстрадных певцов.

практическое

25.11

12

Осенние песни.

практическое

02.12

13

Работа над дикцией и артикуляцией

Школьные годы.

Знакомство с понятием «дикция», «артикуляция». Упражнения направленные на развитие  дикции. Разучивание произведений посвященных предстоящему празднику «Новый год». Работа над образом и содержанием песен.

Личностные:.

- Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

- Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

- Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Регулятивные:

- Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию.

- Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

- Преобразовывать познавательную задачу в практическую.

- Формировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: 

- Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

- Адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

-Формулировать собственное мнение и позицию.

- Участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках..

Познавательные:

- Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- Использовать общие приемы решения задач.

09.12

14

Каникулы – веселая пора.

практическое

16.12

15

Нотная грамота.

теоретическое

23.12

16

Новогодний карнавал.

практическое

13.01

17

Подготовка к новогодним утренникам.

практическое

20.01

18

Выступления на праздниках. Концерт.

практическое

27.01

19

Формирование чувства ансамбля.

Хороводные песни и шутки. Игры.

Упражнения,  направленные на выравнивание интонации, кантиленного пения. Работа над унисоном в коллективе. Подготовка к празднику «День защитников отечества». Закрепление понятия «патриот», «патриотизм».   Эмоциональное исполнение произведений.

Личностные:

- Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

- Формирование эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

Регулятивные:

- Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

- Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

- Использовать речь для регуляции своего действия.

- Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

- Оосознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

- Ставить и формулировать проблему.

 - Осуществлять поиск необходимой информации.

- Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

- Узнавать, называть и определять героев и защитников отечества.

Коммуникативные:

 -  Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения.

- Строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

- Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

- Задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

практическое

03.02

20

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

теоретическое

17.02

21

Музыкальная прогулка.

практическое

24.02

22

Улыбка – это здорово!

практическое

03.03

23

Волшебная страна звуков.

практическое

10.03

24

В гостях у сказки.

практическое

17.03

25

Работа над выразительностью исполнения произведений.

практическое

07.04

26

Весенний вальс.

практическое

14.04

27

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Мелодии дня.

Работа над ансамблем. Подготовка к отчетному концерту. Подготовка к предстоящему празднику «8 марта». Выразительное и эмоциональное исполнение произведений.

Личностные:

- Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

Регулятивные:

- Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

- Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

- Использовать речь для регуляции своего действия.

- Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

- Оосознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

- Ставить и формулировать проблему.

 - Осуществлять поиск необходимой информации.

- Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные:

 -  Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения.

- Строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

- Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

теоретическое

21.04

28

Настроение нежности и веселья.

практическое

28.04

29

Краски музыки и голоса.

практическое

05.05

30

Необычные звуки и голоса.

практическое

12.05

31

Добрым быть совсем не просто…

практическое

19.05

32

Генеральная репетиция.

практическое

20.05

33

И хорошее настроение не покинет нас! Отчетный концерт.

практическое

22.05

Календарно-тематический план

2 класс (второй год обучения)

Раздел программы

Тема занятия

Содержание занятий по разделам

Планируемые результаты УУД

Вид занятия (теория, практика)

Дата по программе

Дата по факту

1

Певческая установка. Певческое дыхание.

Введение.

Гигиена охраны голоса.  Слушание репертуара. Упражнения на распевание певцов. Закрепление основ нотной грамоты. Упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой.

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

теоретическое

05.09

2

Прослушивание учащихся.

практическое

12.09

3

Понятие о пении в ансамбле пении.

практическое

19.09

4

Правила охраны детского голоса.

теоретическое

26.09

5

Вокально – певческая установка.

практическое

03.10

6

Упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой.

практическое

10.10

7

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Звукообразование. Звукоизвлечение.

Понятие «музыкальный звук». Работа над интонацией и звукоизвлечением в произведениях. Знакомство с новым репертуаром. Подготовка к осеннему празднику.

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

теоретическое

17.10

8

Певческое дыхание. Знакомство с произведением.

теоретическое

24.10

9

Разучивание песни.

практическое

31.10

10

Работа над дыханием.

практическое

14.11

11

Дикция и артикуляция в произведении.

практическое

21.11

12

Упражнения на дикцию.

практическое

28.11

13

Работа над дикцией и артикуляцией

Певческая позиция.

Упражнения,  направленные на развитие дикции и артикуляции. Исполнение произведений направленных на развитие данных навыков. Исполнение песен на новогоднюю тематику. Подготовка к празднику.

Личностные:

.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

практическое

05.12

14

Работа над интоницией в песне.

практическое

12.12

15

Развитие кантиленного пения.

практическое

19.12

16

Выразительное исполнение произведения.

Новогодний праздник.

практическое

26.12

17

Знакомство с народным творчеством.

теоретичнское

16.01

18

Разучивание народных песен.

практическое

23.01

19

Формирование чувства ансамбля.

Исполнение песни в народном стиле.

Знакомство с народной музыкой. Исполнение народной песни. Подготовка к конкурсу. Разучивание и выразительное исполнение песен в ансамбле. Подготовка к празднику «День защитников отечества». Подготовка к концерту посвященному «8 марта».

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

Познавательные: 

Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

практическое

30.01

20

Подготовка к конкурсу «Ищем таланты»

практическое

06.02

21

Работа над образом в песне.

теоретическое

13.02

22

Подготовка к празднику «День защитников отечества».

практическое

20.02

23

Использование певческих навыков. Выразительное исполнение.

практическое

27.02

24

Подготовка к концерту посвященному «8 марта».

практическое

06.03

25

Подготовка к выступлениям.

практическое

13.03

26

Концерт.

практическое

20.03

27

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Передача образа через игровую деятельность.

Упражнения,  направленные на раскрепощение певцов. Подготовка к предстоящим праздникам и отчетному концерту. Разучивание произведений. Закрепление ранее полученных знаний.

Личностные: 

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

теоретическое

03.04

28

Подготовка к концерту посвященному Дню победы.

практическое

10.04

29

Выразительное исполнение произведений.

теоретическое

17.04

30

Путь к успеху. Закрепление вокальных навыков.

теоретическое

24.04

31

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

практическое

08.05

32

Отчетный концерт.

практическое

15.05

33

Подготовка к отчетному концерту. Репетиция. Генеральная репетиция.

Практическое

22.05

34

Генеральная репетиция.

практическое

23.05

Календарно-тематический план

3 класс (третий год обучения)

Раздел программы

Тема занятия

Содержание занятий по разделам

Планируемые результаты УУД

Вид занятия (теория, практика)

Дата по программе

Дата по факту

1

Певческая установка. Певческое дыхание.

Введение.

Гигиена охраны голоса.  Слушание репертуара. Упражнения на распевание певцов. Закрепление основ нотной грамоты. Упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой.

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

теоретическое

03.09

2

Прослушивание солиста.

практическое

10.09

3

Вокально – певческая установка.

практическое

17.09

4

Правила охраны детского голоса.

теоретическое

24.09

5

Упражнения на расширение диапазона.

практическое

01.10

6

Упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой.

практическое

08.10

7

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Звукообразование. Звукоизвлечение.

Понятие «музыкальный звук». Работа над интонацией и звукоизвлечением в произведениях. Знакомство с новым репертуаром. Подготовка к осеннему празднику.

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

теоретическое

15.10

8

Певческое дыхание. Знакомство с произведением.

теоретическое

22.10

9

Подготовка к осеннему празднику.

практическое

29.10

10

Работа над дыханием в произведении.

практическое

12.10

11

Дикция и артикуляция в произведении.

практическое

19.10

12

Подготовка ко дню матери.

практическое

26.10

13

Работа над дикцией и артикуляцией

Певческая позиция.

Личностные:

.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

практическое

03.12

14

Работа над интоницией в песне.

практическое

10.12

15

Развитие кантиленного пения. Мягкая атака звука.

практическое

17.12

16

Выразительное исполнение произведения.

практическое

24.12

17

Подготовка к новогоднему празднику.

теоретичнское

14.01

18

Разучивание новогодних песен.

практическое

21.01

19

Формирование чувства ансамбля.

Выразительное исполнение произведения.

Упражнения,  направленные на развитие дикции и артикуляции. Исполнение произведений направленных на развитие данных навыков. Исполнение песен на новогоднюю тематику. Подготовка к празднику.

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

Познавательные: 

Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

практическое

28.01

20

Подготовка к конкурсу «Ищем таланты»

практическое

04.02

21

Работа над образом в песне.

теоретическое

11.02

22

Подготовка ко 8 марта.

практическое

18.02

23

Использование певческих навыков. Выразительное исполнение.

практическое

25.02

24

Подготовка к концерту посвященному 23 февраля  и 8 марта.

практическое

04.03

25

Подготовка к выступлениям.

практическое

11.03

26

Концерт.

практическое

18.03

27

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Передача образа через игровую деятельность.

Знакомство с народной музыкой. Исполнение народной песни. Подготовка к конкурсу. Разучивание и выразительное исполнение песен в ансамбле. Подготовка к празднику «День защитников отечества». Подготовка к концерту посвященному «8 марта».

Личностные: 

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

теоретическое

01.04

28

Подготовка к концерту посвященному Дню победы.

практическое

08.04

29

Выразительное исполнение произведений.

теоретическое

15.04

30

Путь к успеху. Закрепление вокальных навыков.

теоретическое

22.04

31

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

практическое

29.04

32

Подготовка к отчетному концерту. Репетиция.

практическое

06.05

33

Генеральная репетиция.

практическое

13.05

34

Отчетный концерт.

практическое

20.05

Календарно-тематический план

4 класс (четрвертый год обучения)

Раздел программы

Тема занятия

Содержание занятий по разделам

Планируемые результаты УУД

Вид занятия (теория, практика)

Дата по программе

Дата по факту

1

Певческая установка. Певческое дыхание.

Введение.

 Гигиена охраны голоса.  Слушание репертуара. Упражнения на распевание певцов. Закрепление основ нотной грамоты. Упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой.

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

теоретическое

04.09

2

Прослушивание солиста.

практическое

11.09

3

Вокально – певческая установка.

практическое

18.09

4

Правила охраны детского голоса.

теоретическое

25.09

5

Упражнения на расширение диапазона.

практическое

02.10

6

Упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой.

практическое

09.10

7

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Звукообразование. Звукоизвлечение.

Понятие «музыкальный звук». Работа над интонацией и звукоизвлечением в произведениях. Знакомство с новым репертуаром. Подготовка к осеннему празднику.

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

теоретическое

16.10

8

Певческое дыхание. Знакомство с произведением.

теоретическое

23.10

9

Подготовка к осеннему празднику.

практическое

30.10

10

Работа над дыханием в произведении.

практическое

13.11

11

Дикция и артикуляция в произведении.

практическое

20.11

12

Подготовка ко дню матери.

практическое

27.11

13

Работа над дикцией и артикуляцией

Певческая позиция.

Упражнения,  направленные на развитие дикции и артикуляции. Исполнение произведений направленных на развитие данных навыков. Исполнение песен на новогоднюю тематику. Подготовка к празднику.

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

практическое

04.12

14

Работа над интоницией в песне.

практическое

11.12

15

Развитие кантиленного пения. Мягкая атака звука.

практическое

18.12

16

Выразительное исполнение произведения.

практическое

25.12

17

Подготовка к новогоднему празднику.

теоретичнское

15.01

18

Разучивание новогодних песен.

практическое

22.01

19

Формирование чувства ансамбля.

Выразительное исполнение произведения.

Знакомство с народной музыкой. Исполнение народной песни. Подготовка к конкурсу. Разучивание и выразительное исполнение песен в ансамбле. Подготовка к празднику «День защитников отечества». Подготовка к концерту посвященному «8 марта».

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

практическое

29.01

20

Подготовка к конкурсу «Ищем таланты»

практическое

05.02

21

Работа над образом в песне.

теоретическое

12.02

22

Подготовка ко дню матери.

практическое

19.02

23

Использование певческих навыков. Выразительное исполнение.

практическое

26.02

24

Подготовка к концерту,  посвященному 23 февраля  и 8 марта.

практическое

05.03

25

Подготовка к выступлениям.

практическое

12.03

26

Концерт.

практическое

19.03

27

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Передача образа через игровую деятельность.

Упражнения, направленные на раскрепощение певцов. Подготовка к предстоящим праздникам и отчетному концерту. Разучивание произведений. Закрепление ранее полученных знаний.

Личностные: Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству.-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

Воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

теоретическое

02.04

28

Подготовка к концерту посвященному Дню победы

практическое

09.04

29

Выразительное исполнение произведений.

теоретическое

16.04

30

Путь к успеху. Закрепление вокальных навыков.

теоретическое

23.04

31

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

практическое

30.04

32

Подготовка к отчетному концерту. Репетиция.

практическое

07.05

33

Генеральная репетиция.

Практическое

14.05

34

Отчетный концерт.

практическое

21.05


Содержание изучаемого курса

Программа кружка  вокального пения включает в себя:

1. Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры воспитанников.

2. Постановка голоса. Работа над дыханием, звукообразованием, тембром, динамикой, фразировкой, дикцией, учебно-тренировочным материалом и упражнениями.
3. Пение импровизацией. Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения. Пение импровизацией мелодий, в различном характере на стихотворные тексты с разным ритмических рисунком.
4.Разучивание  песни:

- работа над фразировкой;

- работа над художественным образом;

- работа над ансамблем, унисоном;

- работа над музыкальным текстом;

 - работа над литературным текстом.

5. Пение песен. Помимо образовательной и воспитательной деятельности в работу кружка включено пение песен - как одна из форм досуговой деятельности и основной способ удовлетворение интересов и потребностей духовных сторон личности. Пением песен начинается и заканчивается кружок. Песни выбираются исключительно воспитанниками кружка и исполнятся в любой импровизационной и вариационной форме, темпе, динамическом отношении, по их желанию. Пение песен - один из основных факторов развивающий интерес к музыкальному искусству, к вокально-хоровому творчеству как к основному виду музыкально-творческой деятельности в кружке.

6. Актерское мастерство:

- дикция;  

- фразировка;

- выразительность чтения;

- работа над литературным текстом;

- работа над музыкальным образом;

- работа над движением и эмоциональной стороной.

7. Рабочая и генеральная репетиции:

 - рабочая репетиция необходима для работы над ансамблем, фразировкой, единой динамикой, штрихами и ритмикой;

- генеральная репетиция необходима для исполнения песен - как художественное произведение, со строгим соблюдением авторского замысла (динамика, музыкальный образ, характер, концертный темп).

В процессе работы над произведениями отбираются наиболее способные ученики для дальнейшей  пения в трио, дуэте или сольно.

Формы и режим занятий

        Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам и индивидуально.

Беседа, в которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов  – классиков и современных композиторов.

Занятия постановка, репетиция – совершенствуются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

- наглядно – слуховой;

- наглядно – зрительный;

- репродуктивный;

Одним из ведущих приемов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

- дыхательная гимнастика.

- речевые упражнения

- распевание

- пение вокализов

- работа над произведениями

- анализ занятия.

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Содержание программы

  1. Работа над певческой установкой и дыханием

Введение.  

Знакомство с голосовым аппаратом

Детские песни в нашей жизни.

Веселый калейдоскоп.

Песенки из мультфильмов.

Нотная грамота.

         Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования

Колыбельные песни.

Раскрепощение певца.

Музыкальные игры и загадки.

Формы и жанры вокальной музыка.

Детские песни в исполнении эстрадных певцов.

Осенние песни.

        Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией

Школьные годы.

Каникулы – веселая пора.

Нотная грамота.

Новогодний карнавал.

Подготовка к новогодним утренникам.

Выступления на праздниках. Концерт.

         Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  1. Формирование чувства ансамбля

Хороводные песни и шутки. Игры.

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Музыкальная прогулка.

Улыбка –это здорово!

Волшебная страна звуков.

В гостях у сказки.

Работа над выразительностью исполнения произведений.

Весенний вальс.

        Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

  1. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Мелодии дня.

Настроение нежности и веселья.

Краски музыки и голоса.

Необычные звуки и голоса.

Добрым быть совсем не просто…

И хорошее настроение не покинет нас!

Отчетный концерт

        Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Примерный репертуарный план

Песня «Горошина» В.Карасевой.

Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.

Песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина.

Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»

«Песня о маме» А.Филлипенко

Песня «Детство» П.Аедоницкого.

Песня «Жар-птица» Л.Москалевой

Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.

Русская народная песня «Рождество Христово».

Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.

Песня «Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.

Песня «Солдаты России» В.Петрова.

Песня «Озорная». Ю.Верижникова.

Песня «Принцесса» Ю.Гуцалюк.

Песня «Млечный путь» Ю.Верижникова.

Песня «Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.

Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева

Песня «Победа остается молодой». Ю .Помельников.

Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова

Песня «Лесной марш» Ю.Чичкова.

Репертуар второго года обучения

Песня « Часы» . Левивой.

Песня « Разноцветная осень» Т. Морозовой

Песня « Учителям» Т. Кулиновой

Песня « Наши мамы» Т. Морозовой

Песня «Мама – Лучший друг» Д. Трубачева

Песня «Битва под Москвой» Ю. Верижникова

Песня «Буратино» Е. Зарицкой

Песня «Новогодняя сказка» С. Суэтова

Песня «Три желания» Е. Зарицкой

« Рождественская песня» П. Синявского

Песня « Новый год» Ю. Верижникова

Песня « Новогодняя кадриль» А. Филиппенко

Песня « Белый снег» Г. Пономоренко

Песня « Будущий солдат» Д. Трубачев

«Песня о солдате» В. Мигули

Песня «Ты не бойся, мама, я солдат» М. Протасова

Песня «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева

Песня « Партизанский сынок» Ю. Верижникова

Песня «Ветераны» Д. Трубачев

Песня « Салют» М. Протасова

Песня « Росиночка – Россия» А. Филиппенко

Песня « Золотая Россия» Е. Цыброва

Методическое обеспечение программы

        

Музыкальные инструменты (фортепиано), музыкальный центр,  компакт-диски, компьютер, флеш - носитель, интерактивная доска. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. Детские музыкальные инструменты.

MULTIMEDIA – поддержка программы

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список   литературы  для педагога

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
  3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
  4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
  5. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
  6. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
  7. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
  8. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
  9. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
  10. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
  11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
  12. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
  13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
  14. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.

Список полезных интернет – ресурсов для педагога

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.  http://notes.tarakanov.net/

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load

Список литературы для учащихся

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
  3. Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
  4. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
  5. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
  6. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
  7. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
  8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
  9. Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
  10. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
  11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998


Приложение 1

Диагностика уровня развитости учащихся

Для проведения  вводной диагностики, мы использовали ряд упражнений для выявления уровня развитости музыкальных способностей.

     Нами были использованы такие методы, как наблюдение и индивидуальное прослушивание учащихся. Индивидуальное занятие продолжительностью 10 минут назначалось каждому учащемуся.

Диагностика уровня музыкальных способностей проводилась по следующим показателям:

  1. Развитие чувства ритма
  2. Звуковысотный слух
  3. Развитие ладового чувства

Во время диагностики учащимся предлагалось выполнить следующие задания:

  1. Воспроизвести ритмический рисунок.
  2. Воспроизвести мелодию.
  3. Определить  на слух настроение музыки (можор, минор)

Определение уровня музыкальных способностей

                1. «Высокий уровень».  (3 балла)

          Верное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка и мелодии из семи звуков, определение настроения музыки.

2. «Средний уровень».  (2 балла)

                  Верное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка и  не точное интонирование мелодии, определение настроения музыки.

  1. «Низкий уровень».     (1 балл)

Не точное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка,  интонирование мелодии, определение настроения музыки.        

Далее проводится анализ полученных данных. На основе полученных результатов,  мы начинаем работу с ущащимися.

Пример:        Таблица №1

Диагностика уровня музыкальных способностей

Критерии оценки

Число  учеников

%

Высокий уровень

6

37,5

Средний уровень

8

50

Низкий уровень

2

12,5

Ежегодной формой подведения итогов работы являются концертные выступления, конкурсы вокального творчества.

Приложение 2

Артикуляционная гимнастика

1.Массаж лицевых резонаторов.

2.Покусывание языка, сначала кончик языка, а затем левую и правую стороны языка. Все упражнения выполняются по 4 раза.

3. «Облизать губки с обратной стороны». Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном движении.

4. «Прокалывать щечки». Упереться языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в левую щеку, в правую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

5. «Втягиваем щечки». Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

6.Пощелкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щелкающего звука. Пытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

7.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придать лицу обиженное выражение.

8.Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придать лицу подобие улыбки.

9.Чередовать два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

10.Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и попытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.

11.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вниз.

12.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-влево-вперед.

13.Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.

14. Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.

15.Соединить движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ и обнажением десен.

    Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

Дыхательные упражнения

    Упражнения для наработки навыков дыхания через нос.

1.Широко раздув ноздри, вдохнуть «в живот».  На выдохе, наоборот, снять напряжение с мускулатуры.

2.На выдохе тянуть звук «м» или «н».

3Широко открыть рот, дышать носом.

4.Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширены. Затем медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска поднята вверх).

5. «Паровоз»- работа носом: вдох- выдох. Постепенно ускоряя, подобно тому, как поезд набирает ход.

    Упражнения на работу мышц-вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания.

1.Следует воспроизводить движения, имитирующие виды работ: работа с рубанком, косьба, подметание метлой.

Они помогают правильному регулированию дыхания, на губах ощущается теплый воздух.

Выдох должен быть без толчков, со звуком «ух», «ах», «эх».

2.Руки на нижнереберных мышцах. Подталкивать мышцы вперед, как бы качая воздух и произнося на одном звуке «ха-ха», «ух-ух», «эх-эх», «их-их».

3.Вдох носом быстрый. Наполниться дыханием, а освобождаясь от дыхания, слушать мышцы диафрагмы, которая опускается, как поршень, вниз.

На выдохе плавно пропевать одну из гласных А, У, О, И.

    Известный прием работы над плавным расходованием выходящего дыхания, предложенный Франческо Ламперти (1813-1892 г. г. педагог Миланской консерватории, написал свой труд «Искусство пения» ).

Дуть на горящую свечу, что формирует продолжительность и ровность выдоха.

РЕЧЕВЫЕ  ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Цель: коррекция речи и движения, работа по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Упражнение  «Пильщики»

(на развитие боковых мышц)

Логопедическая задача. Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи.

Музыкальная задача.  Выполнение движений в ритме музыки.

Исходное положение.  Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными, вытянутыми перед собой. Одна нога выставлена вперёд, другая назад.

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Начинай сначала.        

Двигают руками вперёд-назад, имитируя пилку дров.

Опускают броском руки вниз.

На бегу меняются местами друг с другом.

Упражнение  «Солнышко»

(на плавность движений рук)

Логопедические задачи.  Закрепление звуков с и р  в свободной речи. Точное соответствие движений темпу речи.

Музыкальная задача.   Различать музыкальные фразы и соответственно им выполнять плавные движения рук в сочетании с пением.

Методические рекомендации.   Обратить особое внимание на мягкость и красоту движений рук.  Они должны быть чуть округлыми, кисти и пальчики свободными, ненапряжёнными.  Руки следует поднимать медленно вверх и при этом обязательно поднять голову и посмотреть на руки.  Опуская руки вниз, дети должны их слегка согнуть в локтях, кисти мягко и изящно опускаются последними. Голова опускается вниз.

Исходное положение.   Дети стоят врассыпную свободно.

Рано солнышко встаёт,

Раскрывается цветок.

Светит солнце с высоты,

Распускаются цветы.

Плавно поднимают руки вверх перед собой.

Раскрывают руки над головой.

Мягко покачивают руками над головой.

Плавно опускают руки через стороны вниз.

Игра «Фи-фа дед»

Задачи.   Развивать речь детей, чувство ритма, координацию движений быстроту реакции. Закреплять движения левой и правой руки.

Исходное положение.   Дети стоят в паре друг напротив друга. Пары распределяются по кругу (мальчик внутри круга, девочка за кругом).

 А фи-фа дед,

А фи-фа баба,

А им сто лет,

Чего им надо?

Шоколада, мармелада,

Сухарей и кренделей.

Догоняй меня скорей!

        

У играющих ладонь пр. руки смотрит вверх, а левой- вниз.

Они выполняют ритмичные горизонтальные хлопки со сменой направления ладоней.

Двумя ладонями одновременно выполняют вертикальные хлопки по ладоням партнёра.

Перекрещенные хлопки с партнёром или быстрые поочерёдные шлепки по коленям.

Мальчик поворачивается спиной к девочке.  Она убегает, мальчик её догоняет.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ

Начинается на «А»

(на звук «а»)

Логопедические задачи.   Отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук. Чёткое произношение звука а.

Музыкальные задачи.   Начинать пение мягко, правильно брать дыхание и распределять его на всю фразу.  Выделять протяжный звук и паузу (фермато) перед последней фразой на звук «А».

Астра, азбука, айва

Начинаются на «А».

И кончаются на «А»

Астра, азбука, айва.

«Антошка»

(на звук «а»)

Логопедические задачи.    Выделять звук а.  Развивать фонематический слух (чередование звуков ж-ш).  Закрепление звуков в свободной речи.

Музыкальные задачи.    Уметь определять весёлый шуточный характер песни и соответственно ему исполнять произведение.  Работать над умением правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать ударение на сильную долю такта.  Различать динамические оттенки и эмоционально выражать их в пении.

Антошка-картошка, соломенная ножка,

Сам – с ноготок, голова – с локоток.

Антошка-картошка, он взял большую ложку,

За стол со всеми сел…

И наш обед весь съел!

«Юлька»

(на звук «ю»)

Логопедическая задача.    Выделять и закреплять звук ю.

Музыкальные задачи.    Петь весело, легко, на высоком позиционном звучании. Уметь выделять голосом сильную долю такта.  Выделять звук ю в пении.

Юлька. Юленька – юла,

Юлька юркою была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Юлька. Юленька – юла,

Юлька славною была.

Убирать сегодня Юлька

Своей маме помогла.

«Мишка»

(на чередование звуков ш-ж)

Бурый мишка, милый мой,

Спать не холодно зимой?

- Я же спал не на дороге,

Я же спал в своей берлоге!        

Выполняют 4 ритмичных хлопка.

Ладонями трут себе по плечам («холодно»).

Изображают переваливающегося с ноги на ногу медведя.

Кладут руки под щёку («спит»).

 «Эхо»

(на звук «э»)

Логопедические задачи.    Вырабатывать мягкую атаку голоса и правильную постановку ударения на первый звук э. Закрепление всех звуков в свободной речи.

Музыкальные задачи.    Правильно брать дыхание в начале фразы и мягко начинать пение, не форсируя звук.  Работать над чистотой интонирования мелодии, ясным произношением слов.  Петь соответственно контрастным динамическим оттенкам мелодии.

Эхо бродит по лесам,

p-   Крику вторит эхо.

f-    Засмеёмся – эхо нам

p-   Отвечает смехом.

f-    Где ты, эхо?  Отвечай!

p-   Слышим только: «Ай, ай».

f-    Эхо, эхо, отзовись,

   Ты нам, эхо, покажись



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...