Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме

Попова Юлия Олеговна

Разработка рабочей программы по музыке 7 класс по программе Е.Д.Критской с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_muzyka_7_klass.docx79.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                                        «Гимназия № 69» г. Барнаул

«ПРИНЯТО»                                                                                                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогический совет                                                                                                                                                    Директор

   ___________                                                                                                                                                                 .

Протокол № _____                                                                                                                                                          от  Приказ № _________ от

«____» __________ 2015 г.                                                                                                                                             «___»_____________ 2015 г.

                                                                                                              Рабочая программа

                                                                                                         по искусству (музыка)

                                                                                                              7 а, б, в, г классы

                                                                                                         на 2015 – 2016 учебный год

                                                                      Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка».

                                                                                         Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

                                                                                                Москва: «Просвещение», 2011

                                                                                                                                                                              Составитель: Попова Ю.О.

                                                                                                                                                                              Учитель музыки

                                                                                                              Барнаул  2015

 Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.

       Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

-Учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2012г.

-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс», М., Просвещение, 2014 г.

- Сборник рабочих программ  «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.

-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 7 класс», М., Просвещение, 2013г.

-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс», М., Просвещение, 2011г.

-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.

        Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи:

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;  о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

        Личностные УУД:

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно – нравственных ценностей музыкального искусства, усвоение его социальных функций;

- формирование социально значимых качеств личности: активности, самостоятельности, креативности, способности к адаптации в условиях информационного общества;

- развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

- осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

        Регулятивные УУД:

- самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно – творческой, проектно – исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

- устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально – эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда;

- устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых материалов для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта;

- проявление умений самостоятельно создавать и демонстрировать презентации (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов;

- развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Google и др.) и её интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач.

        Познавательные УУД:

- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

- проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;

- выявление в проектно – исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона;

- умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свёртывания информации;

- понимание роли синтеза (интеграции) искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;

- сопоставление терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

- применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

- проявление устойчивого интереса к информационно – коммуникационным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально – эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

- формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений в сфере искусства;

- умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников о музыкальном искусстве, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;

- оценивание добытой информации с точки зрения её качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы и проектно – исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.

        Коммуникативные УУД:

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи)  собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства);

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- организация общения на основе развёрнутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах;

- владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов;

- использование информационно – коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов.

         Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».

     Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

       Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.

       Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод перспективы и ретроспективы;

-метод игры.

        При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III –пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

    Место учебного предмета в учебном плане

 Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.

 Предмет «Музыка» изучается в 7 классе в объеме 35 часов в год (1 час в неделю).

 Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

- осуществлять исследовательскую деятельность художественно – эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных хпох;

-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

 Тематическое планирование

урока

Название

раздела/

темы урока

Основное содержание урока

                                        Планируемые результаты освоения темы.

Личностные                  метапредметные                                               предметные

учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки. (17 ч)

1

Классика и современность.

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развитие познавательного интереса.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль , интерпретация, обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить примеры.

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров т стилей классической и современной музыки.

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

2

В музыкальном театре. Опера.

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.

Народно- эпическая образность в творчестве  русских композиторов, народные истоки в  русской профессиональной музыке, обращение композиторов  к народному фольклору.

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Развивать интерес к художественной деятельности.

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).

Уметь: приводить примеры оперных жанров;

Называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров;

Определять роль оркестра в опере.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Овладение методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа.

3

Опера «Иван Сусанин».

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев.

Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно – нравственных ценностей музыкального искусства, усвоение его социальных функций.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

Знать драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких – либо исторических событий.

Уметь проводить интонационно – образный и сравнительный анализ музыки.

 Определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

4

5

Опера «Князь Игорь».

Русская эпическая опера.

Знакомство с русской эпической оперой А.П.Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев.

Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве.

Использование разных источников информации, ИКТ;

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.

Понимание роли синтеза искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений.

Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками оперы (сольными и хоровыми).

Проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Эмоционально – образно воспринимать и охарактеризовывать музыкальные произведения.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторв и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

6

«В музыкальном театре. Балет»

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль.

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы.

Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки.

Знать понятия: балет, типы балетного танца;

Составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио.

Понимать роль взаимопроникновения видов искусства.

Решать творческие задачи.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

7

8

«Балет «Ярославна»

Современное  прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета. Анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна». Сравнение образов балета с образами оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»

Совершенствование художественного вкуса.

Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

Умение контролировать и оценивать свою деятельность; определять сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности.

Сопоставление терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий.

Знать драматургию развития балета.

Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов.

Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композитов.

Знать имена русских композитов.

9

«Героическая тема в русской музыке»

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов россии и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

Знать особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера;

Актуализировать музыкальный опыт, знания о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, музыки.

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров;

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов).

10

11

В музыкальном театре.

«Мой народ – американцы…»

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, основоположником симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.

Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия-Запад.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

Понимание роли синтеза искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;

Развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах и её интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач;

Умение аргументировать собственную точку зрения, принимать(или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видах искусства.

Знать понятия: джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений;

Знать оперное искусство зарубежных композитов, творчество американского композитора Дж.Гершвина;

Выявлять особенности драматургии классической оперы и современной рок-оперы.

 Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;

12

 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Знакомство с оперой Ж.Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

Развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видах искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах.

Знать драматургию развития оперы;

Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композитов. Опера Ж.Бизе – «Кармен», балет Р.Щедрина – «Кармен-сюита».

Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.

Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективно музицирования.

Решать творческие задачи.

13

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы бизе.

Знакомство с балетом Р.К.Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж.Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностоном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии её стилей, форм и жанров;

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;  расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете.

Знать драматургию развития балета;

-понятие транскрипция.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

Выявлять средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

 Исполнять мелодии изученных классических произведений.

Понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, сюите и др.);

Участвовать в исследовательских проектах.

14

Сюжеты и образы духовной музыки.

Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.

Духовная музыка русских  и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство  с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Знать понятия: месса, всенощная;

Актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки.

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная;

-проводить интонационно-образный анализ музыки. 

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.

15

16

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы.

Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития  и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос -  суперзведа. Сравнение классического жанра оперы с современным  исполнением. Просмотр эпизодов из фильма.

Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей. Направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров. Композиторских школ;

Знать драматургию развития рок-оперы, актулизировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки;

Уметь проводить интонационно – образный анализ музыки, определять тембры музыкальных произведений, выявлять средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей;

Исполнять знакомые мелодии из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»;

Решать творческие задачи.

17

Музыка к драматическому спектаклю.

«Ромео и Джульетта».

«Гоголь-сюита»

Знакомство с музыкой Д.Б.Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты.

Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н.В.Гоголя.

«Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика.

Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Знать понятия: сюита, полистилистика;

-особенности музыки к драматическим спектаклям;

Актуализировать жизненно-музыкальные впечатления о роли музыки в сценическом действии;

Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки;

Проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки.

Понимать выразительность музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий;

Участвовать в исследовательских проектах.

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. (18 ч)

18

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Музыкальная драматургия в инструментально – симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи;

Знать основные принципы развития музыки.

Понимать приемы развития музыки в процессе интонационно-образного анализа произведений;

Уметь находить и классифицировать информацию о музыке, её создателях и исполнителях, критически её оценивать.

19

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.

Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;

Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества.

Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях;

- навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.

Знать понятия: духовная и светская музыка, вокальная, инструментальная и камерная музыка;

Систематизировать представления об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознавать её социальные функции.

Уметь излагать своё мнение в устной и письменной форме;

-приводить музыкальные примеры.

20

21

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа.

Транскрипция – переложение музыкальных произведений. Транскрипции –наиболее популярный жанр концертно – виртуозных произведений.

Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.

Умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свёртывания информации;

Преобразовывать информацию;

Делать обобщение и выводы;

Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ.

Раскрыть значение понятий: этюд, транскрипция, интерпретация;

Определять черты эпохи романтизма на основе осмысления особенностей развития музыки в камерных жанрах;

Выявлять изменения в драматургической концепции сочинения при сравнительном анализе оригинала и транскрипции.

Называть имена выдающихся зарубежных компоиторов: Ф.Шопен, Ф.Лист, Н.Паганини, Ф.Бузони;

Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах;

Высказывать личностное отношение к произведениям.

22

Циклические формы инструментальной музыки.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений  о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и  «Сюиты

в старинном стиле»  А.Шнитке.

Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

Познавательный интерес к музыкальным занятиям

Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика;

Закрепить представление о полистилистике на примере Рондо из Кончерто гросо№1 А.Шнитке;

Определять духовно-нравственные ценности современной академической музыки, понимание её социальных функций;

Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

Уметь передавать свои впечатления в устной и письменной речи; вести поиск информации в Интернете, включаться в дискуссию по поводу творчества композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

23

24

Соната.

Соната№8

(Патетическая) Л.Бетховена.

Соната№2 С.Прокофьева.

Соната №11

В.-А.Моцарта.

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве Л.Ван Бетховена, С.С.Прокофьева, В.-А.Моцарта.

Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;

Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений;

Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ.

Знать понятия: соната, сонатная форма;

Осознавать различие музыкальной драматурги в циклических формах сюиты и сонаты;

Выявлять содержание и идеи произведения, выраженных в сонатной форме, и понимание особенностей развития музыки в сонатной форме как отражение жизненных противоречий;

Определять форму сонатного аллегро (экспозиция, разработка. Реприза, кода) на основе сопоставления с действием в драматической пьесе.

Знать основные моменты творчества русских и зарубежных композиторов, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

Называть полные имена композиторов: Л. Ванн Бетховен, С.С.Прокофьев, В.-А.Моцарт;

Уметь вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа музыкальных произведений, находить звучания других фортепианных сонат Моцарта, Бетховена, Прокофьева в Интернете и пополнение их записями своей домашней фонотеки.

25

Симфоническая музыка.

Симфония№103(«С тремоло литавр» Й.Гайдна.

Симфония№40

В.-А.Моцарта

Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией.

Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека.

Мир музыкальных образов симфонической музыки.

Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках.

Симфония в творчестве великих композиторов.

Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Бетховена, Ф.Шуберта, В.Калинникова, П.Чайковского, Д.Шостаковича.

Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре симфония в творчестве различных композиторов;

Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.

Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра симфонии;

Сопоставление терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

Развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.

Знать понятие симфонии я, особенности строения симфонии;

Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний;

Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы развития;

Охватывать часть симфонии целостно, как процесс и как результат;

Использовать графическую запись для решения учебных задач;

Называть полные имена композиторов-симфонистов;

Выявлять общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы;

Подбирать известные стихи, прозаические произведения, живописные полотна созвучные симфонии.

Понимать форму сонатного аллегро на основе драматического развития музыкальных образов и представлений о жанре симфонии как романе в звуках;

Понимать содержание симфоний разных композиторов;

Ориентироваться в нотном письме при исполнении музыкальных тем из симфоний;

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов;

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.

26

27

28

29

30

Симфония№1 «Классическая» С.Прокофьева.

Симфония№5. Л.Бетховена.

Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.Симфония№1 В.Калинникова.

«Картинная галерея»

Симфония№5 П.Чайковского

Симфония№7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

31

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси.

Знакомство с симфонической картиной 2Празднества» К.Дебюсси.

Живописность музыкальных образов симфонической картины.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии её стилей, форм и жанров;

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);

Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина;

Анализировать приемы драматургического развития музыки;

Определять особенности импрессионизма на основе сравнения музыкального языка «празднеств» с другими знакомыми произведениями русских и зарубежных композиторов на тему праздника.

Различать: тембры музыкальных инструментов;

-выразительные и изобразительные образы в музыке;

Выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи.

32

Инструментальный концерт.

Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт.

Сонатно-симфонический цикл.

Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира;

Гордость за творческие достижения деятелей национальной культуры.

Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира;

Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений;

Использование ИКТ для поиска информации о развитии жанра инструментального концерта.

Понимать значение термина – инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй;

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;

Находить информацию об истории создания жанра концерта.

33

«Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина.

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».

Понятия: джаз, симфоджаз, рапсодия.

Формирование целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров. Стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;

Оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты;

Анализировать приемы драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина;

Проводить интонационно-образный анализ музыки;

Исполнять песни Дж.Гершвина, и других композиторов в джазовых ритмах.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть её отдельных выдающихся исполнителей и композиторов;

Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки;

Осуществлять проектную деятельность.

34

Музыка народов мира.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира( кантри, фолк-джаз, рок-джаз).

Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия  и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях  в современной музыкальной культуре. Знакомство  с известными исполнителями музыки народной традиции.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Формирование толерантности к музыкальной культуре разных народов, поиск информации в Интернете о современных исполнителях фольклора, фестивалях этнической музыки, умение готовить мультимедийные презентации, собирать материал к проекту «Музыка народов мира: красота и гармония».

Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации

Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

35

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Расширение знаний о роли лёгкой и серьёзной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран мира;

Обобщение представлений о содержании и жанрах мюзикла и рок-оперы на примерах знакомых и новых сочинений;

Слушание и исполнение произведений  в жанрах легкой, популярной музыки

(мюзикл);

Использование современного  музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов.

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки;

Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе.

Уметь вести диалог и дискуссию в процессе восприятия и исполнения фрагментов сочинений, предлагаемых на уроке;

Осуществление сбора информации в интернете об исполнителях, о популярных мюзиклах и рок-операх, их постановках, умение готовить презентации;

Оценивание добытой информации с точки зрения её качества, пригодности, значимости для усвоения учебной темы и проектно- исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи;

Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

 Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр;

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

Осуществлять проектную деятельность.

Перечень материально-технического  обеспечения.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова,2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

-Учебно-методический комплект «Музыка 7 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

- Сборник рабочих программ. Музыка. 5- 7классы. Искусство. 8-9 классы.- М., Просвещение, 2011г;

- Методическое пособие для учителя «Уроки музыки» Поурочные разработки 7 класс.- М., Просвещение, 2013г;

- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  7 класс».- М., Просвещение, 2013г;

- Фонохрестоматия для 7 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;

- Учебник «Музыка. 7 класс».- М.,  Просвещение, 2012г;

- «Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М.- Просвещение, 2013 г

-Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры;

-Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России;

- Портреты композиторов, исполнителей;

- Дидактический раздаточный материал;

- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке;

-Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;

-Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности;

-Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;

- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;

- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;

- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;

- Персональный компьютер;

- Медиапроектор;

-Музыкальный центр;

 - Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Список научно-методической литературы и интернет-сайты

1.Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема: монография/Ю.Б.Алиев. –М.,2012

2.Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке /Б.В.Асафьев. – Л., 1981.

3.Великие мюзиклы мира. – М., 2002.

4.Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: XVIII –первая половина XX века / Е.Л.Гуревич. – М., 1994.

5.Емельянов В.В. Развитие голоса (координация и тренинг). – СПб., 2010.

6.Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В.Иванченко. – М., 2001.

7.Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / авт.-сост. С.И.Гудилина. – М., 2004. – вып.1.

8.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б.Кабалевский. – М., 2005.

9.Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М., 2001.

10.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. / В.В.Медушевский. – М.,1993.

11.Музыкальное образование в школе: учеб.пособие для студентов / Л.В.школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др. -  М., 2001.

12.Музыкальный театр XX века: события. Проблемы, итоги, перспективы. – М., 2004.

13.Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В.Назайкинский. – М.. 2003.

14.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация / Г.К.Селевко. – М., 2005.

15.Современная энциклопедия Аванта +. Музыка наших дней. – М., 2002.

16.Современные русские композиторы: Интернет-сайт: www/RussianComposers.ru.

17.Соколов А.С. Музыка в зеркале времен / А.С.Соколов. – М., 2007.

18. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором / Г.П.Стулова. – М., 2005.

19. Тараева г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике / Г.Тараева. – М., 2007.

20.Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность / сост. С. Татаренкова, С.Телешов. – М., 2008.

21.Формированеи универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмалов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. – М., 2011.

22.Энциклопедия Кирилла и мефодия. – М., 2011.

23.http://www.musikals.ru – русский сайт, посвященный мюзиклам.

Контрольно-измерительный материал для оценки метапредметных результатов.

1.Музыка как вид искусства

Планируемый результат: наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства; выражать своё отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Умения, характеризующие достижение этого результата: распознавать интонационно-образные и жанровые основы музыки как вида искусства, понимать их взаимосвязь с формой музыкальных произведений.

Задание

Послушай два музыкальных произведения. Подумай и ответь, что особенного в интонациях этих сочинений, к какому жанру относится каждое из них, в какой форме написано. Попытайся объяснить, почему для выражения своих музыкальных мыслей композитор выбрал именно эту форму.

     Первая пара произведений

           (базовый уровень)

                       

                                    или

        Вторая пара произведений

  (вариант для повышенного уровня)

1.П.И.Чайковский. Времена года. Октябрь. «Осенняя песня»

2.Ф.Шопен. Прелюдия для фортепиано № 7, ля мажор.

1.Л.Бетховен. Вариация на русскую тему.

2.В.А.Моцарт. Соната ля мажор, часть III, Rondo alla turca/

Критерии достижения планируемого результата:

Базовый уровень:

1.Даны эмоциональные, интонациооно-образные характеристики прослушанных произведений.

2.Верно указаны жанры и формы прозвучавших музыкальных произведений.

3.В целом дано пояснение о взаимосвязи содержания и формы музыкального произведения.

Повышенный уровень:

1.Даны эмоциональные, интонационно-образные характеристики произведений.

2.Верно указаны жанры и формы прослушанных музыкальных произведений.

3.дано пояснение о взаимосвязи содержания и формы музыкального произведения, приведены аргументы.

 

2.Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Планируемый результат: раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии.

Умение: понимать специфику интонационного и драматургического развития музыки.

Задание

Прослушай фрагменты музыкальных произведений: увертюру к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила», эпизод нашествия из Симфонии №7 Д.Д.Шостаковича и увертюру «Эгмонт» Л.Бетховена. Определи, в каком из них основные образы сталкиваются, противоречат один другому, в каком сочинении различные музыкальные образы только сопоставляются, сравниваются. Поясни свой ответ. Приведи пример произведения, в котором интонационное и драматургическое развитие музыки происходит на основе конфликта (или взаимодополнения, сравнения).

Критерии достижения планируемого результата:

Базовый уровень:

1.Верно определены музыкальные произведения, в которых развитие происходит на основе столкновения и сопоставления.

2.дано краткое пояснение ответа.

3. Приведен один верный пример произведения с интонационным и драматургическим развитием музыки на основе конфликта (или взаимодополнения, сравнения).

Повышенный уровень:

1.Верно определены музыкальные произведения, в которых развитие происходит на основе столкновения и сопоставления.

2.Дано развернутое пояснение ответа.

3.Приведены два верных примера сочинений с интонационным  и драматургическим развитием музыки на основе конфликта и взаимодополнения, сравнения.

3.Музыка в современном мире: традиции и инновации

Планируемый результат: ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).

Умение: пользоваться ресурсами Интернета для выполнения творческих заданий, связанных с художественным проектированием, организацией содержательного досуга, презентациями докладов, сообщений и др.

Задание.

Используя музыкально-образовательные ресурсы Интернета, подготовь сообщение о творчестве любимого отечественного композитора XIX-XXI вв. и представь его, применяя программу Vicrosofi PowerPoint. Подбери музыкальные фрагменты какого-либо сочинения этого композитора в различных интерпретациях.

Критерии достижения планируемого результата:

1.В представленной презентации дана интересная и содержательная для одноклассников информация о творчестве любого отечественного композитора XIX-XXI вв.

2.Подобраны музыкальные сочинения этого композитора, соответствующие теме сообщения,

                                

   

                                                          Календарно-тематическое планирование

                                                                                по музыке 7 класс

                                                                        для надомного обучения

     

 

Урока

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Раздел1 Особенности драматургии сценической музыки

1

1

Классика и современность

2

2

Опера М.И.Глинки “Иван Сусанин»

3

3

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь»

4

4

Балет «Ярославна»

5

5

Героическая тема в русской музыке

6

6

Опера «Кармен» Ж.Бизе

7

7

Рок-опера Э.Л.Уэббера

«Иисус Христос-суперзвезда»

8

8

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

9

1

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

10

2

Камерная инструментальная музыка. Этюд

11

3

Циклические формы инструментальной музыки. Соната.

12

4

Симфоническая музыка.Симфония №103 Й.Гайдна

13

5

Симфоническая музыка. Симфония №40 Моцарт

14

6

Симфоническая музыка. Симфония №5 Бетховена

15

7

Симфоническая музыка. Симфония№8 Ф.Шуберта

16

8

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси

17

9

Инструментальный концерт. «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина

18

10

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

     

Лист корректировки рабочей программы

Предмет

ФИО учителя

Количество часов по плану

Количество часов, фактически проведенных

Причина отставания

За счет чего будет реализована программа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...