Тема: Внедрение в образовательный процесс новых организационных форм.
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, его стремление к добру, к счастью. Таким образом, актуальность и востребованность программы «Народное песнетворчество» в специализированном классе «оборонно-спортивного» профиля продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Педагогический процесс в обучении детей по программе «Народное песнетворчество» в общеобразовательной школе должен быть построен на образно-игровой подачи материала.

Игровые формы развивают музыкальный слух и голос, музыкальную память, координацию пения и движения, внимательность, наблюдательность, творческое мышление и инициативу. Пение с движением влияет на качество хорового звучания: учащиеся начинают увереннее интонировать, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция. В игре дети учатся подчиняться правилам. Игра сближает участников единым настроением, снимает недоверие друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Внедрение в образовательный

процесс новых организационных

форм.

        Педагог дополнительногообразования Мигунова Н.И.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, его стремление к добру, к счастью. Таким образом, актуальность и востребованность программы «Народное песнетворчество» в специализированном классе «оборонно-спортивного» профиля продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Педагогический процесс в обучении детей по программе «Народное песнетворчество» в общеобразовательной школе должен быть построен на образно-игровой подачи материала.

Игровые формы развивают музыкальный слух и голос, музыкальную память, координацию пения и движения, внимательность, наблюдательность, творческое мышление и инициативу. Пение с движением влияет на качество хорового звучания: учащиеся начинают увереннее интонировать, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция. В игре дети учатся подчиняться правилам. Игра сближает участников единым настроением, снимает недоверие друг к другу.

Педагогика издавна осознавала важность игры для общего развития ребенка и необходимость включения игр в учебно-воспитательный процесс. Наибольшая сложность заключается в том, чтобы добиться не механического воспроизведения игры, а вернуть ей живое, естественное выполнение. Надо использовать как традиционный фольклор, так и авторские варианты традиционных игр, их позднейшую переработку, утвердившуюся как современный детский фольклор.

Знакомиться с играми, хороводами и плясками можно не только с помощью учителя или старших товарищей, но и через просмотр видеозаписи.

Программа «Народное песнетворчество» опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

В организации образовательного процесса основополагающее значение имеют формы индивидуального (сольное пение) и группового занятия (ансамблевое пение), сочетающие практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр-хороводов и др.) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиции его исполнения и др.)

Специфика фольклорного материала, метода фольклорного творчества и его связь с культурной традицией дает возможность проведения уроков в форме обрядовых действ, посиделок, и др. Такие формы могут использоваться и на итоговых уроках по той или иной теме. Контрольные и итоговые уроки в конце полугодия или года, целесообразно проводить в форме викторины или концерта.

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности школы; сохранение интереса к фольклору во внеучебной жизни (посещение фольклорных фестивалей и концертов, этнографических выставок и др.). Для выявления данных показателей следует проводить специальные опросы и тестирование.

На занятиях по программе «Народное песнетворчество» применяется поурочный, тематический и итоговый контроль.

Для оптимизации усвоения учебного материала и большей наглядности уроков необходимо использовать такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен, посещений фестивалей и концертов русской народной музыки.

Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно (ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов).

Для большей наглядности занятия рекомендуется использовать такие дополнительные формы передачи знаний, как подготовленные учителем тематические просмотры диапозитов, репродукций, альбомов, фотографий, коллективное посещение специальных кинопрограмм, выставок художественных народных промыслов, народной одежды, прослушивание записей народной музыки; организация встреч непосредственно с исполнителями народных песен и наигрышей.

Основные формы работы на репетициях фольклорного ансамбля:

 - разучивание новых песен;

 - повторение старого репертуара;

 - игры;

 - прослушивание фольклорных записей;

 - беседы о фольклоре;

 - работа над движениями, сценическим воплощением фольклора;

Фольклорный ансамбль опирается на разнообразные формы и виды творческой деятельности. На занятиях могут применяться лекции, беседы, анализ материалов, дискуссии, викторины, фантазийные формы (сказка, приключения). Важными компонентами учебно-воспитательного процесса выступают концерты, гастрольные поездки, экспедиции, экскурсии на выставки и музеи, встречи с творческими коллективами и народными исполнителями, пошив костюмов, изготовление реквизита, организация и проведение фольклорных праздников.

Одним из основных видов деятельности фольклорного коллектива является концерт. Это может быть регулярный отчетный концерт внутри своего учебного заведения для родителей, педагогов, учащихся; выездной концерт в детские сады, клубы, школы и т.д.; выступление в рамках фестивалей, смотров, конкурсов народного искусства, детского творчества, художественной самодеятельности. Концертная деятельность должна заранее планироваться, она требует тщательной подготовки и не должна мешать регулярному учебному процессу. Концертная деятельность нужна учащимся для реализации приобретенных на занятиях навыков.

Одной из форм погружения участников в традиционную культуру является фольклорная экспедиция. Она направлена на запись песен, игр, танцев, наигрышей, обрядов и обычаев родного края с целью их ведения в репертуар, а также на встречу участников коллектива с подлинными народными исполнителями – хранителями традиции.

Достаточная продолжительность занятия позволяет педагогу применять разнообразные формы, активно сменяющие друг друга в процессе обучения. При этом их выбор и последовательность зависят от цели и типа занятия, а также от осваиваемого репертуара.

Занятия в фольклорном ансамбле практически всегда начинаются с распевания и физической разминки. Они включают упражнения, задающие физический и эмоциональный тонус (это могут быть дыхательный тренинг, подвижные игры) и упражнения, направленные на развитие вокально-хоровых навыков.

Основная часть занятия включает такие виды деятельности, как исключение выученных ранее и разучивание новых произведений, рассказы и беседы о народной культуре, прослушивание фонозаписей, просмотр видеоматериалов и др. Восприятие музыки и беседы о ней – важный компонент занятий, расширяющий как общий, так и этнокультурный кругозор детей.

И так, внедрение в образовательный процесс, новых организационных форм по воспитанию и обучению учащихся по курсу «Музыкальный фольклор» имеет особое значение: происходит более активное формирование отношения детей к культурному наследию своего народа, а это важнейшая основа формирования высоконравственной личности. По словам В.А. Сухомлинского «Мелодия и слово родной песни – могучая воспитательная сила». В народной песне ребенок находит яркие образы, выразительные мелодии, элементы движения игры. Все это его увлекает, развивает творческие задатки, формирует высокохудожественный вкус. Народное творчество должно стать основной воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры. В перспективе, безусловно, хотелось бы достичь взаимосвязи и преемственности в преподавании народного творчества на всех уровнях образования и культуры: детский сад, общеобразовательная школа, музыкальные школы, центры эстетического воспитания, дома культуры, музыкальные колледжи и т.д. Это позволит подготовить высокопрофессиональные кадры и, самое главное, будет способствовать духовному возрождению России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение в образовательный процесс современных технологий.

Подтверждение публичной презентации результатов педагогической деятельности....

Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

«Внедрение в образовательный процесс учебной программы непрерывного курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе».

ПРОГРАММА  КУРСАинформатики и информационных технологий для 5 - 6 классов общеобразовательной средней школы(Л.Л. Босова, А. Босова Уроки информатики в 5 – 6 классах)Преподавание базового кур...

Применение новых организационных форм учебной деятельности, взаимодействия педагога и обучающихся на основе курса «Шахматная азбука».

В данной публикации размещена статья "Применение новых организационных форм учебной деятельности (организованной образовательной деятельности), взаимодействия педагога и обучающихся (воспитаннико...