Урок в 3 классе "Сюита "Пер Гюнт"
учебно-методический материал по музыке на тему

Бугорникова Татьяна Евгеньевна

Урок по творчеству Эдварда Грига, цель урока-проследить за развитием музыки в пьесах сюиты. Продолжается закрепление понятия о средствах музыкальной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_per_gyunt_e.griga_3_klass.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока в  3 классе

Эпиграф:

 «Григ сумел раз и навсегда завоевать себе русские сердца»

 П.И. Чайковский

Тема:  «Сюита «Пер Гюнт»

Цель урока: Развитие музыки в сюите Э.Грига «Пер Гюнт»

Задачи урока:

Образовательные:

  • Знакомство с природой Норвегии
  • Продолжить знакомство  с творчеством Э.Грига на примере сюиты «Пер Гюнт»;
  • Закрепление  понятия о  средствах  музыкальной выразительности;

Развивающие:

  • Развитие  интереса  к музыке Э.Грига;
  • Развитие  познавательной  активности  в процессе сравнивания музыкальных произведений;
  • Развитие  чувства  интонационного погружения в музыку

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического вкуса учащихся;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • Приобщение учащихся к нравственным и духовным ценностям.

Оборудование:

  • Фортепиано
  • Компьютер, мультимедийная установка
  • Магнитофон

Музыкальный материал  

Слушание:

Э.Григ «Утро» , «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг»

Пение:

Э.Григ «Песня Сольвейг»

Муз.и сл. Л. Марченко «Это – музыка»

Видеоподборка по теме урока – портрет Э.Грига, природа Норвегии, иллюстрации к спектаклю  «Пер Гюнт».

Ход урока

Сегодня урок мы посвящаем великому норвежскому композитору Эдварду Григу (портрет композитора). Григ горячо любил свою родину и воспевал её в своей музыке.

На фоне музыки «Утро» (во время рассказа учитель показывает слайды с изображение природы Норвегии)

Далёкий, суровый северный край. Неприступные голые скалы, словно уснувшие великаны. Причудливый рисунок горных вершин на фоне неба. Лето одевает их яркой зеленью, а зима набрасывает сверкающий белый наряд. А там, в глубине гор, притаились тесные ущелья с шумными потоками, а внизу гор раскинулись тихие бездонные озера. Глубоко врезались в сушу морские заливы – фиорды; на их извилистых берегах приютились живописные рыбацкие селения. И кругом - море , изменчивое, словно живое существо.

Норвегия… Среди этой могучей своенравной природы, в тяжелой борьбе с нею, вырос народ – мужественный, сильный. Но в суровой, твёрдой, как скала, душе норвежца живёт и поэзия. Веками бережно собирает он легенды о рыцарях – викингах; щедрая народная фантазия населила горы, леса и утёсы таинственными троллями, кобольдами и гномами. А как прекрасны народная музыка и народные пляски Норвегии!

Вот какова страна, породившая и взрастившая своего великого сына – Эдварда Грига.

«Как я счастлив, что родился в Норвегии, – писал Э.Григ, я обязан рассказать миру о ней. Я ищу спасения в родной природе моей страны. Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей Родины».

Вопросы учителя:

  • Что за произведение прозвучало? Это самостоятельное произведение?
  • Как звучит музыка? Какими красками Григ рисует музыку?
  • Природа Норвегии – суровая, холодная, а композитор рисует тёплыми красками. Почему?
  • Есть ли изменения, развитие музыки?

Спектакль «Пер Гюнт» был поставлен по пьесе норвежского писателя Генрика Ибсена. Однажды, бродя по горам, Пер Гюнт попадает… (звучит «В пещере горного короля»)

Вопросы учителя о содержании музыки, её развитии, изменении средств музыкальной выразительности.

Пер Гюнт отправляется в далекое путешествие. В пустыне он попадает к вождю племени бедуинов и выдает себя за пророка, предсказателя. Дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой.

Звучит музыка «Танца Анитры»        

Беседа о характере музыки, исполнителях.

      Мелодия исполняется скрипками приёмом arco, т.е. смычком, а аккомпанемент – виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, т.е. щипком. При этом все инструменты играют отрывисто. Поэтому так легка и изящна оркестровая ткань. Звучание треугольника, словно сверкание драгоценных камней в наряде красавицы.

     4 действие спектакля рассказывает о приключениях Пер Гюнта в Африке. Но одна сцена этого действия переносит зрителя в Норвегию. Мы видим зимний лес и избушку, в которой когда-то в изгнании жил Пер Гюнт. И звучит песня (учитель исполняет  фрагмент «Песни Сольвейг»). 

Вопросы учителя:

  • Кто же живёт в лесной избушке и чья песня прозвучала?
  • О чем мы узнаём из песни?

Исполнение  учащимися 1 части.

Сравнение двух нотных записей («Танец Анитры» и «Песня Сольвейг»), переинтонирование (мелодию «Танца Анитры» спеть в характере «песни Сольвейг» и наоборот), найти общий интонационный стержень.

Вопросы учителя:

  • Почему Григ написал эти две темы со схожими интонациями?
  • Если бы вы были композиторами, какую бы музыку по характеру сочинили дальше?

Слушание «Песни Сольвейг» целиком.

 Беседа о характере 2 части, выявление причины изменения настроения.

Имя Сольвейг в переводе с норвежского означает «солнечный путь». И музыка этой песни чиста, как белоснежный покров горных вершин, свежа и благоуханна, как ландыш в весеннем лесу, проста и велика, как душа народа.

Музыку Эдварда Грига очень любил П.И. Чайковский. « В музыке Грига… есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик» . Это было сказано в XIX веке. А в наши дни трогает ли наши сердца эта музыка? Почему?

Как многогранна  музыка… Как юна.

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

Исполнение песни «Это – музыка» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики».

Урок музыки в 3 классе по теме «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»....

2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

Конспект урока по музыке в 3 классе (по ФГОС) «Сюита «Пер Гюнт»

Т   На уроке используются современные образовательные технологии:·         Технология развивающего обучения (ТРО)....

Презентация для урока музыки на тему : сюита " Пер Гюнт" Э. Грига

Презентация для урока музыки в 3 классе на тему : сюита " Пер Гюнт"  норвежского композитора Эдварда Грига, в которой рассказывается содержание этой сюиты, расскрывается сюжет каждой части....

Конспект урока "Сюита Э.Грига Пер Гюнт" 3 класс

Конспект урока "Сюита Э.Грига  Пер Гюнт" 3 класс...

Методическая разработка урока "Сюита Пер Гюнт" Э.Григ

Методическая разработка урока "Сюита Пер Гюнт" Э.Григ...