Статья на тему "Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"
статья по музыке на тему

Миронова Анна Фёдоровна

Статья на тему: " Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_iskusstva.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль искусства в жизни общества.

Люди искусства в литературе и музыке

Роль искусства в жизни общества, несомненно, велика. Но вот насколько в обществе ценятся люди творческих профессий – это вопрос.

Мало кто из родителей будет приветствовать брак своего чада с представителем творческой профессии. Разве что речь идет о человеке с именем, который, соответственно, уже успел заработать денег. Мезальянс из «Сильвы», где князь женится на певице кабаре, — сказка, тем более по тем временам.

Многие люди целый день заняты тяжелой рутинной работой, после которой нет желания ни читать, ни идти на выставку или в театр. Хочется только вернуться домой, поесть и расслабиться. Например, включить телевизор.

Стоп. Но телепередачи — это тоже искусство. Равно как и узор на ваших шторах, завиток на дверце шкафа, модное платье — все подобные вещи, если оставить в стороне вопрос о плохом качестве, которое встречается в любой сфере, тоже искусство. Оно здесь, рядом с вами.

Роль искусства в жизни общества в том, что оно веселит глаз и душу, помогает отвлечься от рутины, наконец, просто доставляет удовольствие. Изначально искусство было неотделимо от сиюминутных потребностей. Около 70 тыс. лет назад какая-то женщина, устав от однообразия, нацарапала на глиняном горшочке орнамент. Жрец, готовя ритуальное жертвоприношение, украсил фигурку бога блестящими камешками. Охотник, вытачивая рукоятку для ножа, сделал ее гладкой и удобной для ладони. Такой, что все вокруг залюбовались. Искусство вырастало из обычной жизни и в то же время помогало не замкнуться в границах трех основных животных потребностей «спать-есть-добыватъ пищу».

Люди искусства

Представьте себе на минуту мир без всего, что так или иначе относится к искусству, — песен, рисунков, украшений, памятников, лепки на фасадах зданий… Вам не хочется добавить что-нибудь по-настоящему живое в то, что раньше казалось истинной реальностью? Грустно, но, видя контраст между бесцветностью и богатством красок, некоторые все равно выбирают серость.

Кто они – люди искусства? Список творцов, которые в разные времена подвергались гонениям за то, что писали не то и рисовали не так, удручающе долог: от древнеримского поэта Вергилия, не угодившего высокоморальному императору Августу своей фривольной «Ars Amandi», до ныне всемирно известного российского художника Михаила Шемякина, некогда брошенного в психиатрическую клинику за отступление от канонов соцреализма.

Иных доводило до бедственного положения обычное непонимание и неумение вовремя оценить их дар. Недавно за несколько миллионов долларов был выставлен на аукцион автограф Бетховена — письмо другу на шести страницах, в котором он сетует на недостаток средств и на то, что не может отыскать адрес одного своего поклонника-стоматолога. Музыкант хотел полечить у него зубы бесплатно… Как бы пригодились эти миллионы самому Бетховену, но при жизни.

Пенсион, назначенный великому композитору австрийской знатью, да еще и когда не покидать страну, был слишком скуден. В те времена закона об авторском праве не существовало. Композитор не получал отчисление за исполнение своих симфоний, опер, сонат. Он тратил много времени на то, чтобы довести музыку до совершенства, но оказывался в невыгодном положении. А если осмеливался экспериментировать, то шансы найти покупателя для произведений значительно уменьшались.

В том же письме Бетховен жалуется на трудности с продажей «Торжественной мессы» — одного из наиболее популярных сегодня произведений композитора. Люди искусства обычно оказывались «за бортом» из-за своего неумения жить материальной жизнью и приспосабливаться к этой реальности.

Яркий пример того, как пренебрежение к художнику резко меняется после его смерти, — судьба Амедео Модильяни. При жизни он бедствовал. Экспрессионисты в ту пору не принадлежали к модным художникам. А расходы на кисти, краски, полотна были велики. Родители Жанны Эбютер, которая полюбила его и решила связать с ним свою жизнь, пришли в ужас от поступка дочери. Он умер в 36 лет от туберкулеза. А на следующий день на его похороны собрался весь цвет Парижа. Вот уж поистине пророческими оказались слова преданной ему Жанны: «Он должен умереть. Тогда все поймут, какой он гениальный».

Люди искусства в литературе и музыке

Горечью отдает рассказ Льва Толстого «Люцерн» — об уличном музыканте, которого все слушали, но никто не бросил ему монеты. Приятно видеть, что в киевском или московском метро отношение к музыкантам другое. Хотя, одаривая деньгами за талантливое выступление, раскрываемся ли мы навстречу музыке?

В 2007 году газета «Вашингтон пост» провела небольшой эксперимент. Известного скрипача Джошуа Белла, собирающего огромные залы, за билет на концерт которого платят в среднем 100 долларов, попросили поиграть на улице в многолюдном месте на скрипке Страдивари. Люди бросали ему монеты, но всего шестеро задержались, чтобы послушать подольше, — на минуту. В основном – маленькие дети, которых мамы настойчиво волокли за руку дальше. Чего не хватило этим людям, чтобы остановиться и получить удовольствие — времени, таблички с именем скрипача или готовности насладиться и увидеть немного больше?

Увидеть тот мир, который доступен для людей искусства и которым они делятся с нами. Все знают, что мозг человека задействован на протяжении его жизни всего лишь на несколько процентов. Мало кому доступно раскрыть максимум своих ресурсов. И, честно говоря, немногие этого по-настоящему хотят. Ведь понадобилось бы постоянное эмоциональное и интеллектуальное напряжение, истощающее жизненные силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Искусство в жизни современного человека. Искусство вокруг нас

Искусство  —  часть  духовной  культуры  человечества,  специфический род  духовно-практического  освоения мира.  К  искусству  относят  раз...

Люди и куклы в искусстве и жизни. Урок внеклассного чтения (В.Короленко "В дурном обществе", Ю.Олеша "Три толстяка", Н.Носов "Кукла").

История кукол, проблемный вопрос "Как кукла помогает человеку быть Человеком", соотнесение музыкального произведения с литературными образами, комплексное исследование новеллы Н.Носова и сопоставление...

Роль декоративного искусства в жизни общества

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"....

Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"

В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз.

Презентация к уроку в 5 классе, по теме "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз"Цель: 1.Познакомить с типами греческих ваз.      ...