Классный час на тему: «Обратите внимание на него. Этот заставит заговорить о себе весь мир» /к 245-летию со дня рождения Л. Ванн Бетховена/
классный час по музыке на тему

В материале рассказывается биография композитора, интересные моменты его жизни. материал классного часа знакомит учащихся с творчеством великого композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 245_bethoven_.doc33.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Обратите внимание на него. Этот заставит заговорить о себе весь мир»

/к 245-летию со дня рождения Л. Ванн Бетховена/

Подготовила и провела:

преп-ль фортепианного отделения

Штифанова Н.В.

Жизнь.

       Людвиг ванн Бетховен родился, вероятно, 16 декабря 1770 года в Бонне. В церковной книге был записан лишь день крещения – 17 декабря, поскольку указывать дату рождения, ребёнка из бюргерской семьи в то время было не принято. Дед будущего композитора – по происхождению фламандец – служил в придворной капелле, он имел превосходный голос и пел в княжеском театре. Отец Иоганн, потомственный музыкант, обладал тяжёлым и честолюбивым характером. Он стал первым учителем Людвига. Жестоко эксплуатируя рано проявившийся талант сына, он хотел сделать из него вундеркинда. В 1778 году по примеру Моцарта он устроил концерт восьмилетнего Людвига перед кёльнской публикой.

       С 10 лет Бетховен занимался у боннского придворного органиста и композитора Кристиана Готлоба Нефе, изучая искусство контрапункта, генерал-баса и органной игры.

       Нефе поддерживал Людвига, как в жизни, так и в творчестве. В одной из статей он назвал своего ученика «юным гением», а Бетховен с благодарностью ответил: «Если я стану великим человеком, в этом будет Ваша заслуга».

       В 1787 году попав в столицу Австрии, Людвиг познакомился с великим Моцартом, который, услышав его импровизации, предрёк ему всемирное признание. Однако смерть матери заставила его вернуться в Бонн, отец страдал алкоголизмом, и нужно было заботиться о двух младших братьях.

       В 1792 году Бетховен окончательно переселился в Вену. Там начались его занятия с Й. Гайдном, но они были недолгими. Впоследствии он учился у И.Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери и сам давал уроки игры на фортепиано. Среди его учеников был Карл Черни, знаменитый пианист, педагог и композитор. Благодаря большой популярности и рекомендациям из Бонна Бетховен быстро вошёл в аристократический круг Вены.

       В этом же году Бетховен почувствовал признаки наступающей глухоты, что привело к серьёзному душевному кризису. В его письме к братьям    (1802 г.), так называемом Гейлигенштадском завещании, он всерьёз помышляет о смерти, признаётся в своей глухоте и просит понять и простить его склонность к замкнутости: «Моё несчастье для меня вдвойне мучительно, потому что мне приходится скрывать его. Для меня нет отдыха в человеческом обществе…, я почти совсем одинок». Но, преодолев душевную слабость, Бетховен вступает в яростную борьбу с недугом. Творчество помогло ему выстоять, однако болезнь прогрессировала: с 1818 года он мог общаться только с помощью так называемых «разговорных тетрадей», а через год был вынужден совсем отказаться от публичных выступлений в качестве пианиста и дирижёра.

       Последнее десятилетие Бетховен активно работает, создавая шедевр за шедевром. Незадолго до смерти он познакомился с песнями Шуберта, но их тесному знакомству уже не суждено было осуществиться. 24 марта 1827 года Бетховен получил посылку из г. Майнца от музыкального издательства Schott. «Жаль, жаль, слишком поздно!» - произнёс он. По свидетельству Антона Шиндлера, это были его последние слова, потом он потерял сознание. Два дня спустя, 26 марта, Бетховен умер от воспаления лёгких, осложнённого водянкой и желтухой. Похороны состоялись в присутствии тысяч людей, которые стояли вдоль улиц от густо населённого «дома чёрного испанца» до места захоронения. Поэт Ф. Грильпарцер написал надгробную речь, прочитанную актёром Г. Аншютцем, лично знавшим композитора. В 1888 году останки перенесли в братскую могилу на центральном венском кладбище.

Творчество.

       В творчестве Бетховена центральное место занимает инструментальная музыка.  В ней нашли непосредственное продолжение традиции Гайдна и Моцарта, а также других предшественников и современников Бетховена. Во время сочинения Бетховен подвергал тщательному отбору многочисленные варианты тем, записывая их в черновики. Эта работа на бумаге – свидетельство скрытой борьбы творческой мысли композитора и предельной требовательности к себе. Сохранились тетради с набросками, более 5000 листов, представляющие уникальный материал для исследователей.

       Из Боннского периода (до 1792 г.) сохранилось несколько ранних произведений, которые Бетховен не пронумеровал, так как считал их незначительными. В каталоге 1955 года, созданном И. Кинским, они были обозначены как произведения без опуса – WoO. Среди них три Курфюст-сонаты  для фортепиано, две кантаты, музыка к «Рыцарскому балету», различные инструментальные ансамбли, произведения для оркестра, песни и пьесы для фортепиано.

        В Вене до 1802 года появились его первые зрелые сочинения: девятнадцать сонат для фортепиано, среди которых «Патетическая» и «Лунная». Этот жанр справедливо называют «творческой лабораторией» композитора. В нём проявился огромный диапазон образов, настроений, тем, характерных для Бетховена, в сонатах выкристаллизовываются идеи его будущих симфоний. Ганс фон Бюлов называл их Новым Заветом пианистов, пришедшим на смену Ветхому Завету – «Хорошо темперированному клавиру» И.С. Баха. Так же написаны две  виолончельные сонаты ор. 5, три скрипичные сонаты ор. 12, шесть струнных квартетов ор. 18, вариации для фортепиано, Симфонии №1 и 2, балет «Творения Прометея».

       Фортепианная соната № 14, ор. 27 №2, известная как «Лунная». В Австрии её нередко именуют по-другому – «Соната садовой беседки». При этом к обоим названиям Бетховен не имеет никакого отношения.        Бетховен написал это произведение в 1801 году. К числу его учениц принадлежала тогда семнадцатилетняя графиня Джульетта Гвиччарди. По-видимому, Бетховен был неравнодушен к женственной грации своей очаровательной ученицы. Она имела несомненное музыкальное дарование – об этом свидетельствуют состоявшие с ней в родстве сёстры Брунсвик; графиня по их словам, «прелестно исполняла» Трио для кларнета, виолончели и фортепиано.  Бетховен не хотел брать с неё платы за уроки – тогда Джульетта в знак благодарности подарила ему дюжину рубашек. Бетховен принял их лишь после того, как она сообщила, что сама сшила их. Тем не менее, Бетховен всё равно чувствовал себя ей обязанным и подарил автограф Рондо для фортепиано G-dur ор. 51 №2, с этим рондо он, однако, поторопился. Бетховену пришлось просить Джульетту вернуть рукопись, так как он задумал посвятить пьесу Генриетте Лихновской. Взамен он посвятил Джульетте Сонату guasi una fantasia cis-moll, что было, вероятно, весьма приятно графине. Его биограф Антон Шиндлер предполагал, что именно Джульетта и есть та «бессмертная возлюбленная», имя которой до сих пор пытаются узнать музыковеды.

       В то время дядя сестёр Брунсвик пригласил Джульетту и четырёх своих племянниц погостить у себя в венгерском имении Коромпа. Там же находился и Бетховен. Предполагают, что первая часть Сонаты cis-moll была сочинена в садовой беседке в Коромпе. Отсюда и название – «Соната садовой беседки».

Теперь о лунном свете… Берлинец поэт Людвиг Рельштаб принадлежал к числу восторженных поклонников Бетховена. В одной из своих публикаций он сравнил первую часть сонаты с прогулкой на лодке по посеребрённому луной Фирвальдштетскому озеру. Это в высшей степени субъективное впечатление Рельштаба дало сонате имя, хотя оно не имеет ничего общего со второй и третьей частями произведения.

       В позднейшие годы Бетховен разочаровался не только в графине, но и в своей сонате-фантазии. Обращаясь к Карлу Черни, он заметил: «Всюду только и говорят, что о cis-moll’ной сонате. Но ведь я написал кое-что гораздо лучшее».

/учащимся предлагается послушать фортепианную Сонату № 14 («Лунную»), в исполнении педагога/

       Произведения Бетховена тех лет пронизаны драматическим пафосом и обострённой чувствительностью. В них отражена жизнь сердца, мятежные порывы, музыка напоминает эмоциональную речь с вздохами, вопросами, страстными восклицаниями. С 1802 года образный строй сочинений Бетховена резко меняется в центре внимание композитора отныне идея борьбы, противостояние человека ударам судьбы и эпические баталии времён французской революции и наполеоновских войн, не случайно в музыке всё чаще слышатся чеканные маршевые ритмы, гимнические интонации, грозные звучания фанфар, сильная мужественная речь. Таковы Симфония №3 («Героическая»), Симфония №5 со знаменитым мотивом «Судьбы» и соната «Аппассионата».

/учащимся предлагается послушать I часть

Симфонии №5 в записи/

       Симфония №5 c moll, ор. 67, была впервые исполнена 22 декабря 1808 года в Вене. Её знаменитая 1-я часть начинается на fortissimo с тяжёлого краткого мотива tutti из четырёх нот. Сам Бетховен, по свидетельству Шиндлера, прокомментировал тему словами: «Так судьба стучится в дверь». Эти четыре ноты служат отправной точкой для многочисленных повторений и новых, очень разных по смыслу тем. Гёте так описывал впечатление от данной музыки: «Это великолепно, совершенно умопомрачительно, можно подумать, что рушится дом».

       С 1816 года начинается последний период творчества композитора, хронологически совпадающий с появлением романтизма. Героическая тема в произведениях Бетховена постепенно иссякает, уступая место лирике, мудрому созерцанию, образам философских и религиозных раздумий. Более сложным и красочным становится музыкальный язык сочинений.

       Венчают творчество Бетховена Торжественная месса (по мнению создателя, лучшее его произведение) и Девятая симфония, в финале которой он воспел всемирное братство людей.

/учащимся предлагается послушать тему (переложение)

Симфонии № 9 в исполнении педагога/

       Бетховен работал почти 10 лет над Девятой симфонией, ставшей кульминацией и блестящим завершением его симфонического творчества. Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в Вене. Финал, написанный на текст оды Шиллера «К радости», впервые в истории симфонии включает также солистов и хор. Знаменитая главная тема является сегодня «Гимном Европы».

       

       Бетховен был прекрасным пианистом и импровизатором, поэтому фортепианная музыка занимала в его творчестве важнейшее место. Сейчас мы рассмотрим несколько произведений для фортепиано, наиболее часто встречающихся в репертуаре юных пианистов.

       «К Элизе» пьеса для фортепиано, WoO 59. Эта весьма популярная фортепианная пьеса (багатель) была написана 27 апреля 1810 года. Новейшие исследования показали, что она была посвящена Терезе Мальфати, дочери врача Бетховена. Название «Элизе» появилось из-за неразборчивого почерка Бетховена и ошибки издателя Л. Ноля, прочитавшего вместо Терезе Элизе. Это подтверждается ещё и тем, что весной 1810 года Бетховен сделал предложение Терезе Мальфати, которая, однако, отказала ему. Задушевная мелодия с мерным элегическим аккомпанементом создаёт в этой пьесе состояние сладостной меланхолии.

/в исполнении педагога звучит пьеса «К Элизе»/

       В 1795 году Бетховен написал два цикла вариаций на темы оперы «Мельничиха» модного тогда итальянского композитора Джованни Паизиелло. Эта пьеса является образцом искусства классических вариаций.

/в исполнении педагога звучит тема и вариация 1

из пьесы «6 вариаций на тему из оперы «Мельничиха»/

       «Ярость по поводу потерянного гроша» рондо-каприччио, ор. 129 (тема). Это произведение написано между 1795 и 1798 гг. Несмотря на устрашающее название, пьеса имеет шуточный характер, что подчёркнуто танцевальным ритмом, но для её исполнения требуется необузданный темперамент музыканта, который, согласно бетховенской ремарке, должен исполнять пьесу «all”ungharese» (по-венгерски, в венгерском стиле). Считается, что композитор изобразил в звуках действительный случай, который с ним произошел. Пьеса была обнаружена в архиве Бетховена, из чего можно сделать вывод, что тот не решался опубликовать её при жизни.

/в исполнении педагога звучит «Ярость по поводу потерянного гроша» рондо-каприччио, ор. 129 (тема)/

       На этом наш классный час подошёл к концу. Сегодня мы познакомились с биографией композитора Людвига ван Бетховена, его творчеством.

       Бетховен стал гениальным завершителем Венского классического периода, предвосхитив появление следующего этапа истории музыки – творчества композиторов-романтиков.

       В декабре 1911 г. Веберн (один из учеников Бетховена) писал Бергу: «Мало вещей столь чудесных, как праздник Рождества.  …Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена?»  Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен остаётся не только одним из величайших гениев всех времён и народов, но и олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетённых, утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...

Классный час «ОН РОДИЛСЯ В СИБИРИ, ЧТОБЫ УДИВИТЬ ВЕСЬ МИР»К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА

Классный час посвящен  к 100-летию А.И Покрышкина. В разработке рассказывается о подвигах героя, его достижениях и наградах....

Открытое мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя "И смеху отдал он себя всего"

Вечер, посвященный великому творчеству Николая Васильевича Гоголя и некоторым страницам его удивительной творческой жизни....

«БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» ( 7 класс) ( программа под редакцией Б.М. Неменского) К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Данный материал может быть использован учителем при подготовке к урокам "Библейские  темы в изобразительном искусстве" и во внеурочной работе в связи с празднованием 700 летием со дня преподобног...

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»

Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....

Литературный квест «Я памятник себе воздвиг..», приуроченный к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

Литературный квест «Я памятник себе воздвиг..», приуроченный  к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина....

Классный час на тему ""Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе"

Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим, стремление совершать добрые поступки.Задачи:Развивать представления учащихся о добре и зле.Воспитывать  в детях уважение к себе и други...