Разработка урока по музыке в 1 классе по теме: "Рождение музыки"
план-конспект урока по музыке на тему

Ракчеева Людмила Викторовна

Основные цели урока:

-знакомство с тремя основными жанрами музыки;

-воспитание уважения к композитору, слушателю;

-помочь учащимся задуматься, почему человек запел,заиграл на иструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdenie_muzyki.docx18.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1 класс

Урок №1

Тема урока: «Рождение музыки».

Цель: Знакомство с тремя основными жанрами музыки, воспитание уважения к композитору, исполнителю, слушателю; помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

Задачи:

-Познакомить детей с разными видами деятельности на уроке музыки.

-Развивать наблюдательность при работе на уроке, словарный запас и певческие навыки, при разучивание «Песенки малышат», «Поезд»

ХПИ: Рождение музыки-рождение нового мира.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование:

Магнитофон, фортепиано, фонотека, таблички: «Исполнитель», «Композитор», «Слушатель».

Ход урока.

   Урок начинается без вступления и объяснений. Звучит музыка – фрагмент «Концерта для голоса с оркестром» Э. Грига.

Для детей звучание этой музыки становится открытием. Вдруг такое серьезное и возвышенное обращение к ним. Музыка полностью «замещает» учителя, говоря сразу же о том, чего нельзя сказать словом, вводя в специфику музыкального общения на уроке возвышенных эмоций.

- Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, слушая эту музыку? (Музыка для размышлений)

-Как можно услышать музыку?

-Что значит «узнать музыку»?

-Как вы думаете, что такое музыка? Как это понять – музыка?

-Может быть это…

-Она живая?

-Она существует? Зачем?

-Она похожа на…

-Что в музыке узнают прежде всего?

(На доске зашифрованный ответ «М__ __ __ __ __Я»)

-Часто ли в вашей жизни вы встречались с музыкой?

-Когда нам нужна музыка?

-Конечно, без музыки нам не обойтись в жизни. Когда нам грустно-музыка поможет нам  развеселиться, поддержать в трудную минуту, даже может из простой песенки превратиться в игру.

Разучивание песенки «Марш малышат» 1 куплет с движениями.

– С чего возникла музыка?

– Как она появилась на свет?

– Кто её создал? (Её создал человек.)

 – Правильно, человека создающего музыку называют «Композитор» (вывешивается табличка).

– Подумайте, если даже самый замечательный композитор написал самую замечательную музыку, но произведение лежит у него в ящике стола или сумке! Получилась музыка, как живое искусство?( Нет).

–  Что нужно сделать с музыкой, чтоб она ожила? (Исполнить её).

– Правильно, человека исполняемого музыку называют «Исполнитель» (табличка)

– А теперь получилось музыка как живое искусство? (Мнение детей.)

– А представьте себе картину: на концертную эстраду вышел пианист и заиграл музыку. А в зрительском зале нет ни одного человека.

– Скажите, эта музыка оживет или останется в стенах концертного зала? (Останется в стенах зала.)

– А что нужно сделать с музыкой, что бы она дошла до других людей? ( Её нужно послушать.)

–  Правильно, человек, который слушает музыку - называется «Слушатель» (табличка).

Давайте хором проговорим:

Композитор. Исполнитель. Слушатель.

О чём думает композитор, создавая музыку? Быть может, такие мысли предшествуют её рождению:

...Чистый лист бумаги, Нотная строка.

Звуки всей Вселенной в мыслях у меня...

Дай мне силы, Боже, это удержать,

Красоту созвучий людям показать!

Композитор - не совсем обычный человек, своего рода волшебник. Только волшебнику или магу под силу услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие.

В повседневной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Какие-то из них действуют на него раздражающе, к другим он до того привык, что просто не обращает на них никакого внимания. Давайте закроем на минутку глаза и прислушаемся... Что мы слышим?

(Ребята перечисляют: шум ветра или дождя за окном, обрывки разговора, шаги прохожих и тому подобное.)

Для нас - это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку. Композитор Иозеф Гайдн любил работать за фортепиано. А другой композитор, Петр Ильич Чайковский, сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.

 - Но вот, наконец, музыка создана и записана. Но как мы, слушатели, услышим это произведение? В этом нам поможет музыкант, исполнитель - человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом. Он является посредником между композитором и слушателями.

 Исполнитель не просто исполняет, написанное композитором произведение. Он передает смысл, содержание и чувства, заложенные в него автором. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, искусством.

 Талантливый исполнитель не просто «расшифровывает» для слушателя нотную запись композитора, оживляя её, а вносит в произведение частичку своего «я». «Исполнение - это второе творение», - говорил русский пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн.

На уроках музыки  вы услышите много разной музыки и мы с вами научимся понимать ее, узнаем историю создания произведений, научимся  «Слушать музыку».

-А теперь мне бы хотелось рассказать, вам легенду.

В давние-давние времена, когда лишь занималась заря человеческой цивилизации и культуры, люди ещё не умели объяснять себе многие окружающие их явления жизни. Долго люди не могли понять, как же устроена сама Земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто Земля построена в виде большой круглой тарелки, огромного плоского щита, окруженного со всех сторон океаном. А держится Земля будто бы на спинах трех китов, раз она не тонет. Ведь самым большим плавающим животным, из известных людям, был кит. Только потом люди доказали, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца.

Ну, а в музыке у нас свои «киты». Их тоже три, ну вы, наверное, догадались, что это сравнение условное, образное, а ещё точнее, существуют три основных жанра музыки. Попробуем их отгадать.

– Учитель наигрывает фрагмент марша. 

Ответьте все вместе, какая эта была музыка? Что хотелось делать? Какие движения, линии?

Приходим к выводу, что это марш (появляется табличка с маршем)

Слушание всего марша.

– Учитель наигрывает фрагмент польки. Какая эта была музыка? Что хотелось делать? Какие движения, линии? (Быстрая, под неё хочется плясать.)

-Хорошо, скажите, а эта интонация какое вам передаст настроение? (играю фрагмент Вальса)

Дети приходят к выводу, что линии поменялись, характер музыки стал спокойным. Подводим итог, что танец называется Вальс.

– Как мы можем назвать такую музыку, как вальс и полька? (Танец.)

(появляется табличка с танцем).

– Учитель играет песню «Поезд» Мовшовича, несколько тактов.

(дети сразу говорят, что эта песня).

– Какая по характеру? О чем она? Как называется?

Разучивание 1 куплета песни. Вокально-хоровая работа.

Обобщение изученного материала:

– Итак, ребята, ответьте  на вопросы:

– Для кого пишется музыка? (для всех)

– Кто, создает музыку? (Композитор)

– На чем держится музыка? (На трех «китах»: марш, танец, песня.)

Итог урока:

Какая музыка – Человеком быть!

Стремиться ввысь…- и мерить жизнь шагами,

Мечтать, парить, как ветер, и солнцем греть,

И вдаль мерцать звездами… - но просто говорить,

Смотреть, дышать и взмахивать руками…

Какая муза – Человеком быть!

Но все-таки, когда же все случается?-

Ответа нет. Здесь тайна начинается.

Но точно знает мир: такое тут случается!

Неведомая птица приземляется

И выбирает – душу, руку, взгляд…

И это много лет, веков, тысячелетий происходит!

«Нас мало избранных…», и все ж она находит!

Давайте ждать и слушать!

Выход из класса под музыку «Поезд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

Урок по музыке 5 класс. Сказочные герои в музыке

Урон ознакомливает учащихся с музыкальными сказочными образами.Выявляет роль музыки в литературе....

Открытый урок музыки 7 класс «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»

Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».Задачи урока...

урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"

Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...

Разработка урока по музыке в 1 классе по теме : "Рождение музыки".

1 классУрок №1Тема урока: «Рождение музыки».Цель: Знакомство с тремя основными жанрами музыки, воспитание уважения к композитору, исполнителю, слушателю; помочь учащимся задумать...