Общеразвивающая программа по аккомпанементу
рабочая программа по музыке на тему

Листова А.С.

программа по аккомпанементу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcherazvivayushchaya_programma_po_akk-ntu.doc168.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Предметная область

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

«фортепиано»

Программа по учебному предмету

По.01.УП.01. Аккомпанемент

2015 г.

Одобрено

Методическим советом

МБОУ ДОД «ДШИ г.Нарьян-Мара »

______________

(подпись)

«___»____________2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД «ДШИ

г.Нарьян-Мара»

______________

(подпись)

«___»___________2015 г.

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства  «Фортепиано».

Организация-разработчик:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Нарьян-Мара»

Разработчик:

Листова Анна Сергеевна – преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер.

Рецензент:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Рецензент:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
  • Срок реализации учебного предмета.
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий.
  • Цели и задачи учебного предмета.
  • Обоснование структуры программы учебного предмета.
  • Методы обучения.
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

2. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени.
  • Годовые требования по классам.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
  • Критерии оценки.

5. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам.
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Учебная литература.
  • Учебно-методическая литература.
  • Методическая литература.

                                Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

         Программа учебного предмета  «Аккомпанемент», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

         Учебный предмет "Аккомпанемент»" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

          Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. А также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

          Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Аккомпанемент»", которые в совокупности системно и наиболее полно дают образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки. Деятельность аккомпаниатора является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.

  1. Срок реализации данной программы по 8-ми летнему учебному плану составляет- 4 года (4-5-6-7 классы).
  2. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут или 0,5 часа, предполагает занятия:

  • 1 час в неделю (8-ми летний срок обучения).
  • 0,5 часа в неделю (8-ми летний срок обучения).

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

            Реализация учебного предмета "Аккомпанемент" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.  В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.

               Одной из форм контроля успеваемости учащихся по предмету «Аккомпанемент», является контрольный урок  в конце каждого полугодия. Исполняется 1 - 2 произведения. Выступления оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи  и имеющиеся недостатки. Количество произведений, которые педагог должен проработать с учеником в течении учебного года, зависит от продолжительности урока. При 0,5 часа в неделю учащийся может быть ознакомлен с не менее   2 - 4 произведениями в год, при 1 часе в неделю - не менее 4-6 разнохарактерных произведений различного жанра и различных видов фактуры в год. Исполнение произведений рекомендуется с учётом индивидуальных возможностей, музыкальной и технической оснащённости, практических концертмейстерских накоплений. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

          В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершённости исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, а другие - в порядке ознакомления. Каждое занятие является по-своему сложным процессом, призванным пробудить у ученика интерес к предмету, стимулировать его увлечённую самостоятельную работу.

4. Цели и задачи учебного предмета

Цель предмета «Аккомпанемент» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:  

  • Развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на фортепиано произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ.
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.

Задачи

  • формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
  • развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
  • умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
  • умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
  • приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.); скрипичного (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения ); духового (саксофон- настройка, звукоизвлечение) исполнительства.
  • навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
  • приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;
  • приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.

5.Обоснование структуры программы учебного предмета «Аккомпанемент».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение  

          учебного предмета.

  • Распределение учебного материала по годам обучения.
  • Описание дидактических единиц учебного предмета.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Формы и методы контроля, система оценок.
  • Методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

6. Методы обучения

  Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);
  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

          Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и

психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

         Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Аккомпанемент».

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Аккомпанемент»" имеют площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении  создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Аккомпанемент»», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 1

Срок обучения – 8 лет

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

16

2. Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

3. Общее количество часов  на аудиторные занятия (на все время обучения)

49

Таблица 2

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

16

2. Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

0,5

0,5

3. Общее количество часов  на аудиторные занятия (на все время обучения)

24,5

          Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

     Виды внеаудиторной работы:

  • Самостоятельные занятия по подготовке учебной программы.
  • Подготовка к контрольным урокам.
  • Подготовка к публичным выступлениям
  • Участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Годовые требования и примерный репертуарный список:

1-ый год обучения – (4 класс)

Задачей первого года обучения является введения учащихся в курс данного предмета, овладения ими основными начальными навыками ансамблевого музицирования на примере народных песен, частично на примере романсов русских композиторов (во втором полугодии). Начинается работа над воспитанием навыков чтения с листа: 5-10 минут на каждом уроке. Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта. Небольшие произведения с простым фортепианным аккомпанементом голосу или инструментам, с ясным и устойчивым ритмом. Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыгрывать на другом инструменте.

За год учащийся должен пройти:

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок  (одну-две разнохарактерные   пьесы).

Май – контрольный урок (одну-две разнохарактерные пьесы).

        В течении учебного года при 0,5часа -2-4 произведения; при 1часе  -4-6 произведений.

         

Примерный перечень музыкальных произведений:

В. Якубовская детская песенка «Зарядка»

М. Метлов  «Паук и мухи»

В. Якубовская детская песенка «Козочка»

М.Иорданский «Голубые санки»

М.Красев «Ландыш»

Американская народная песня «Чарли и медведь»

Русская народная песня «Как во поле белый клен»

В.Томпсон «Вальс гномов»

Т.Захарьина «Маленький вальс»

Ф. Крейслер «Марш игрушечных солдатиков»

Ж.Ф.Рамо  «Тамбурин»

Л.В.Бетховен «Прекрасный цветок»

Э. Д.Капуа «Моё солнышко»

В.Томпсон «Вальс гномов»

В.А.Моцарт «Деревенский танец»»

В.А. Моцарт «Хороший день»

Сперонтес «Контрданс»

А.Тихомиров «Старинный танец»

М.И.Глинка «Песня»

А Даргомыжский «Юноша и дева»

М.Глинка «Ты соловушка, умолкни»

А. Гурилев «Сарафанчик»

Д.Шостакович «Вроде марша»

2-ой год обучения-(5 класс)

          Специфика данного предмета такова, что независимо от природных данных ученика, практически у каждого ребенка по мере овладения курсом «аккомпанемент» наблюдается усиление мотивации к занятиям и выступлениям на эстраде. Выступая вместе с взрослым музыкантом – иллюстратором, ученик чувствует себя равноценным участником такого ансамбля, что позволяет свести к минимуму сценическое волнение.

Изучение произведений более сложных по жанру, стилю. Аккомпанемент, поддерживающий основную мелодию аккордами с басом на сильную долю. Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой. Закрепление навыков, приобретённых в 1-ый год обучения. За год учащийся должен пройти:

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок  (одну-две разнохарактерные   пьесы).

Май – контрольный урок (одну-две разнохарактерные пьесы).

В течении учебного года при 0,5часа -2-4 произведения; при 1часе  -4-6 произведений.

     

          Показ 2-х произведений на публичных выступлениях, концертах различного уровня.

Примерный перечень музыкальных произведений:

Американская народная песня «Простецкий парень Билл»

И. Остен «Кукушкин вальс»

Э. Ромберг «Тихо, как  при восходе солнца»

Н,Богословский «Песня старого извозчика»

М.Мусоргский «Старинный замок»

А. Варламов «Красный сарафан»

А Варламов «Вдоль по улице метелица метет»

А.Дюбюк «Не брани меня, родная»

А. Рубинтшейн –  «Мелодия»

А.Даргомыжский «Мне грусно»

А. Бородин «Полька»

Чешская народная песня «Пастушок»

Н.Римский-Корсаков «Славление» из оперы «Псковитянка»

И.С.Бах «Сицилиана»

Е. Крылатов «Песенка о лете»

Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

Е. Крылатов «Кабы не было зимы»

Е.Тиличеева «Колыбельная»

М. Раухвергер «Разговор перед сном»

Д.Кабалевский «Труба и барабан»

Ф.Куперен «Дилижанс»

И.Дунаевский «Колыбельная»

И.Дунаевский «Дальняя сторожка»

Ю.Чугунов «Блюз-марш»

М. Блантер «Джон грэй»

3-ий год обучения-(6 класс)

Произведения более объёмные, сложные по глубине художественного образа, различные по жанрам. В аккомпанементе используются разнообразные ритмические фигуры, синкопы, пунктирный ритм). Для сценического выступления выбираются разнообразные произведения, наилучшим образом отражающие степень развития ученика. 

Закрепление навыков, полученных в предыдущие годы обучения.

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок  (одну-две разнохарактерные   пьесы).

Май – контрольный урок (одну-две разнохарактерные пьесы).

В течении учебного года при 0,5часа -3-4 произведения; при 1часе  -3-6 произведений.

          Показ 2-х произведений на публичных выступлениях, концертах различного уровня.

Примерный перечень музыкальных произведений:

П.Дезмонд «Играем на пять»

Ц. Кюи «Восточная мелодия»

А. Аренский « Танец» из балета «Египетские ночи»

В. Поп «Сицилийская серенада»

Ф. Шуберт «Жалоба»

А. Ушкарев «Осенний листок»

Русская народная песня «Шуточная»

Русская народная песня «Позарастали стёжки-дорожки»

Белорусский танец «Крыжачок»

Ш. Тактишвили «Утешение» из музыкальных картинок «Мир детей»

Д. Шостакович «Заводная кукла»

В. Андреев «Бабочки»

А. Золкин «Романтическое настроение»

А. Гедике «Русская песня»

А. Грибоедов «Вальс»

А. Варламов «Вдоль по улице метелица метёт»

П. Чайковский «Грустная песенка»

Л. Бетховен «Сонатина» ре минор

А. Гурилёв «Грусть девушки»

М. Блантер «Джон грэй»

А. Новиков «Дороги»

Е. Тиличеева «Вальс»

В. Ефимов «Весёлая кадриль»

М. Шмитц «Буги - бой»

А. Даргомыжский «Ночной зефир»

А. Комаровский «Вариации на тему украинской песни

«Вышли в поле косари»

К.Дебюсси «Маленький негритенок»

Э Донато «Танго»

4-ый год обучения-(7 класс)

 Совершенствование навыков аккомпанемента учащихся, углубление их теоретических знаний. Дальнейшее усложнение репертуара. Полифонические сочетания с сольной партией. Аккомпанемент со смешанной фактурой, в том числе, дублирующей партию солиста и с элементами речитатива, подготавливающий ученика к исполнению аккомпанемента к оперным ариям, инструментальной музыки.

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок  (одну-две разнохарактерные   пьесы).

Май – контрольный урок (одну-две разнохарактерные пьесы).

В течении учебного года при 0,5часа -3-4 произведения; при 1часе  -3-6 произведений.

          Показ 2-х произведений на публичных выступлениях, концертах различного уровня.

Примерный перечень музыкальных произведений:

М. Мишков « Деревянные лошадки»

В. Кательников «Ах вы сени»

А. Шалов «Волга-реченька глубока»

З. Фибих «Поэма»

П. Куликов «Ноктюрн»

Ф. Шуберт «Экосез»

И. Дунаевский «Лунный вальс» из к\ф «Цирк»

К. Хала «Фокстрот»

К. Дебюсси «Маленький негритёнок»

Р. Глиэр «Прелюдия»

Г. Камалдинов «Романс»

А. Зверев «Петрушка на ярмарке»

Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая»

Г. Миллер «Лунная серенада»

Л. Делиб «Пиццикато» из балета «Сильвия»

Э. Григ « Норвежский танец»

В. Городовская « Памяти Есенина»

А. Яньшинов « Прялка»

А. Вивальди «Концерт» (ля минор, соль мажор, соль минор)

Ф. Мендельсон « Песня без слов» (обр. Крейслера)

Н. Паганини «Кантабиле»

Русская народная песня «По улице мостовой» (обр. Шалова)

Сибирская народная песня «По улице не ходила, не пойду» (обр. Лаптева)

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

   Результатом освоения учебного предмета «Аккомпанемент» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и    

           инструментального);

  • знание основных принципов аккомпанирования солисту;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
  • умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

          1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 

          Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, классные вечера..

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Аккомпанемент»» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются:  контрольные уроки, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебного предмета «Аккомпанемент» проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.

          2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

          1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Условием успешной реализации программы по учебному предмету "Аккомпанемент" является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.

В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

1.1. Методические рекомендации при работе с учащимися в классе

вокального аккомпанемента

Ученику - концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.

Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.

Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.

Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.

Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать:

- как вокалист берет и как держит дыхание;

- что такое пение "на опоре" и "бездыханное" пение;

- различие между чистой и фальшивой интонацией,

- иметь представление о "филировке" звука.

Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.

Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.

Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.

1.2. Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в классе скрипичного аккомпанемента

Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя. Скрипичные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато.

Скрипка - это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, так как это помешает восприятию скрипичной партии.

Пианисту-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где пианист исполняет партию оркестра.

Природа струнных инструментов - певучая, напоминает человеческий голос, и поэтому многое из того, что было отмечено у вокалистов, подходит и для аккомпанемента скрипичной партии. После взятия звука скрипач может его усиливать или убирать, а особый прием - вибрация - придает звуку особую выразительность.

Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры.

Важным моментом для учащегося-концертмейстера является соблюдение звукового баланса в произведении, умении играть mf, p, pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию солиста.

Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз.

Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке - не дробить сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также владеть приемом особого «бережного» звучания фортепиано во время исполнения скрипачом флажолетов, которые имеют специфическую краску.

Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если скрипач раскладывает аккорд, то пианист играет свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки.

На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.

1.3. Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в классах струнных инструментов (народные и оркестровые), духовых.

           Струнные инструменты (народные и оркестровые) - большую роль играет манера звукоизвлечения: на домре играют медиатором, а на балалайке струны касаются пальцем, значит, звук на домре будет звонче, ярче, сочнее, а на балалайке - глуше и мягче, словно с небольшим шорохом, и в соответствии с этим надо выбирать, искать звук сопровождения.

           Скрипка звучит ярче, светлее, чем виолончель и альт (еще глуше - контрабас), к тому же, на струнных инструментах иногда играют штрихом пиццикато (без смычка, щипком); иногда пользуются сурдиной - это особый струнный тембр, который звучит не часто, но о нем надо знать; верхние струны на скрипке звучат ярче, звонче чем «басок», значит, если скрипач играет мелодию на струне «соль», то рояль должен быть предельно осторожным, аккомпанируя такой мелодии.

           Духовые инструменты также имеют свои особенности: флейта, саксофон - являются наиболее яркими по звуку, в то время как гобой - инструменты более приглушенного тембра, а значит и сопровождающий их рояль должен искать свою краску для аккомпанемента.

                    Фактура фортепианного сопровождения.

Фактура может быть густой и плотной, а может быть прозрачной и разреженной, именно это обстоятельство иногда играет решающую роль в поисках звукового баланса между солистом и концертмейстером. Аккордовая фактура всегда более массивна. Но не надо забывать, что одним и элементов фактуры, ее качественной стороной является регистр. Одни и те же фигурации или аккордовые комплексы в разных регистрах звучат по-разному: низкий регистр у рояля очень звучный, насыщенный; верхний - не обладает таким количеством обертонов, они быстрее гаснут, а значит сопровождение менее перегружено.

Одной из проблем концертмейстерского класса является игра по нотам. Создается своеобразный «концертмейстерский треугольник»: глаза - ноты - руки на клавиатуре, который должен «работать» во время аккомпанемента солисту. Когда мы играем наизусть, то мы предслышим и играем - этот двуединый процесс непрерывен; когда мы аккомпанируем, то третьим из основных компонентов процесса, являются ноты, которые представляют собой партитуру звучащей картины. Атмосфера работы над произведением в классе должна быть увлекательной. Обязанностью педагога является умение заинтересовать, увлечь ученика. Занятия аккомпанементом призваны ускорить процесс развития музыкальных способностей, повысить уровень художественного вкуса у детей. Кроме того, учащиеся приобретают навыки аккомпанирования, чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху, что одинаково необходимо  для эстетического развития.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающегося

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.

Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.

VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемых нотных сборников

Сборники вокального репертуара

Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977

Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969

Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976

Глинка М. Романсы и песни. М., Музыка, 1978

Григ Э.   Романсы и песни. М., Музыка, 1968

Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980

Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971

Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971

Кюи Ц. Избранные романсы. М., Музыка, 1957

Моцарт В. Песни. М., Музыка, 1981

Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка, 2006

Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977

Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012

Римский - Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969 Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972 Свиридов Г. Романсы и песни. М., Музыка, 1970 Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978 Шопен Ф.        Песни. М., Музыка, 1974

Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961

Шуман Р. Песни. М., Музыка, 1969

Сборники скрипичного репертуара

  1. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ в 2 тетр./ под общей ред. С.Шальмана. СПб, Композитор,1997
  2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка,1989
  3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс. Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987
  4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс. Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987
  5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. Составитель: В.Мурзин. М., Музыка,1990

Сборники духового репертуара

1.Пьесы для саксофона - альта. Составитель: С.Стрелецкий.М.,Музыка,1998 2.Хрестоматия для саксофона-альта. Пьесы и ансамбли.1-3 классы. Составитель:М.Шапошникова.М.,Музыка,2002  3.Хрестоматиядлясаксофона-альта. Пьесы и ансамбли.1-3 классы.                                                                           Составитель:М.Шапошникова.М.,Музыка,2002                                                    4. Хрестоматия для саксофона-альта. Пьесы и ансамбли.4-5 классы. Составитель: М.Шапошникова. М.,Музыка,1987

Список рекомендуемой методической литературы:

  1. Брыкина Г.        Особенности работы пианиста-концертмейстера с

виолончельным репертуаром / " Фортепиано ",1999,

  1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009
  2. Живов Л.        Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в

музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966

4. Живов Л.                    Работа в концертмейстерском классе над  

                                        пушкинскими  романсами М.Глинки / О работе

                                        концертмейстера. М.,  Музыка,1974

  1. Крючков Н.                Искусство аккомпанемента как предмет обучения.

                                         Л.,1961

  1. Кубанцева Е.              Концертмейстерский класс. М., Изд. центр

                                        "Академия"

7. Кубанцева Е.              Методика работы над фортепианной партией  

                                         пианиста- концертмейстера / Музыка в школе,

                                         2001: № 4 Теория и практика аккомпанемента:  

                                         методологические основы /Л., Музыка,1972

8. Люблинский А.          Теория и практика аккомпанемета:

                                         методологические  основы / Л., Музыка,1972

9. Подольская В.            Развитие навыков аккомпанемента с листа / О  

                                         работе  концертмейстера. М., Музыка,1974

10. Савельева М.            Обучение учащихся-пианистов в

                                         концертмейстерском  классе, чтению нот с листа,

                                         транспонированию, творческим навыкам и

                                         аккомпанементу в хореографии /

                                         Методические записки по вопросам музыкального  

                                         образования, вып.3. М., Музыка,1991

11. Смирнова М.            О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974

12. Шендерович Е.        Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4

13. Шендерович Е.        "В концертмейстерском классе". Размышления

                                          педагога.М., Музыка,1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...