«Играем с классикой: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста»
статья по музыке на тему

Методические рекомендации для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_gkp_mozhno_li_.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей и родителей

«Играем с классикой: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста»

 В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» подчеркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семье в целях «обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав и подготовка детей к полноценной жизни в обществе».

Открытие групп кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях, несомненно, имеет свои положительные стороны: дети и родители не расстаются на период посещения детского сада, а вместе с ребенком включаются в педагогический процесс.

 Опыт  работы в группах кратковременного пребывания  был обобщен нами в методические рекомендации для музыкальных руководителей, воспитателей, родителей «Играем с классикой: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста» под руководством научного руководителя, преподавателя ТГУ, к.п.н.  Груздовой И.В.  Наш опыт работы  был апробирован 48 детскими садами АНО ДО «Планета детства «Лада».

В пособии раскрывается содержание музыкально-эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях работы групп кратковременного пребывания детей в детском саду, а также предложен механизм развития эмоциональной отзывчивости на музыку, предполагающий активизацию творческой музыкально-игровой деятельности детей. (Слайд №3) Содержание занятий основывается на программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» и преемственно сохраняет принципы, методы, музыкальный репертуар, рекомендованный автором для детей младшего дошкольного возраста.

 Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественное содержание музыки лежит в основе музыкально-ценностных потребностей детей, предопределяет развитие эстетических интересов и вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности.

В музыкальном искусстве эмоциональные переживания и отзывчивость на музыку способствуют усвоению художественно-образного содержания произведения, выступая исходной формой личностного отношения ребёнка к воспринимаемому.

 Эмоциональная отзывчивость на музыку, как формирующееся личностное качество детей, аккумулирует в себе процессы переживания, в чувствования и эмоционального отношения в качестве взаимосвязанных элементов чувственного познания художественного образа музыкального произведения.

 Источником возникновения эмоциональной отзывчивости на музыку в раннем возрасте являются возникающие во время слушания положительные эмоции, яркие и разнообразные по форме проявления (оживление, улыбка, движения и др.)   Малыши откликаются на выразительные музыкально – речевые интонации потешек, прибауток, песенок, сосредоточивают внимание на лице взрослого, вслушиваются в звучание его голоса, иногда включаются в пение, а также проявляют яркую эмоциональную реакцию на ритм, метрическую пульсацию, тембровую окраску музыкального звучания. На втором году  жизни дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой  музыки или сосредоточенную реакцию при восприятии музыки строгого  характера.

У детей накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям.

  Детям характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи  в развитии движений,  сознательно воспроизводимые певческие интонации.

     На третьем году жизни дети с удовольствием слушают музыку и двигаются в соответствии с характером ее звучания, участвуют в музыкальных играх, передают образы музыкальных персонажей, озвучивают игровой образ звукоподражаниями, несложными вокальными интонациями.

 Музыкальная игра это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребенка, эстетических и нравственных чувств. Музыкальная игра как форма, метод, содержание воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста наиболее эффективно влияет на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку и увлекает детей общением с прекрасным.

В своей работе с детьми  мы  используем  игры-уподобления, которые побуждают детей к эмоциональному отклику, углубляют процесс музыкального восприятия, формируют музыкальные интересы детей:

  Тактильные игры - уподобления, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений. С помощью  этих прикосновений  дети могут показать, как звучит музыка.  А чтобы дети самостоятельно  моделировали  характер произведения,  создаем  простейшие сюжетные ситуации типа «покажи кукле, Петрушке  и т. п., как звучит музыка; а теперь — маме, папе,  бабушке, сестре и т.д.» Этот тип игр мы  применяем  к музыкальным произведениям, выражающим самый широкий спектр эмоциональных переживаний.

 Двигательные  игры-уподобления, моделирующие характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов. Они передают  настроение и характер музыкального произведения, изменения, которые происходят в процессе развития музыкального образа, а также способствуют повышению эмоциональной активности и влияют на развитие музыкального мышления.

 Интонационные игры-уподобления, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.  Их мы используем  для  побуждения детей к кратким высказываниям о характере звучащей музыки.

 Вокальные  игры-уподобления, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз. Они предполагают выразительную вокализацию фрагментов мелодии детьми. Эту игру мы  используем  в том случае, когда мелодия (или её фрагменты) по своим тесситурным характеристикам доступна возможностям вокального интонирования детьми. Вокализации при выполнении задания носят кратковременный, фрагментарный характер. Основная задача — передать характер произведения.

 Инструментальные игры-уподобления,  моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания. Они предполагают во время слушания музыкального произведения оркестровку его звучания. Этот тип игр мы применяем с целью осознания детьми общего настроения музыки, смены интонаций, особенностей звуковедения мелодии и выразительности ритмического рисунка произведения.

На начальном этапе включения таких игр в педагогический процесс музыкально-эстетического воспитания мы  используем  шумовые инструменты: колокольчики, погремушки, ритмические палочки.

 Цветомузыкальные  игры-уподобления, моделирующие эмоционально-образное содержание музыкального произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков. Они  используются нами  для  моделирования эмоционально-образного содержания музыкального произведения с помощью цвета. Это игры на установление взаимосвязи между выразительным значением музыкальных интонаций, настроением музыки с экспрессивным (выразительным) значением цвета, передающим определенные чувства и вызывающим соответствующие эмоции.

Сочетание различных игр-уподоблений на музыкальных занятиях  направлено на то, чтобы дети могли прочувствовать, осознать и проявить в определенной форме свое отношение к музыке. Объединение игр-уподоблений в музыкально-игровые комплексы создает благоприятные условия для многократного прослушивания ребёнком музыкальных произведений.

Результаты проведенной диагностики показали, что из 20 детей -  15 имеют высокий уровень сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса к музыкальной деятельности, эстетического вкуса.

Ребенок, прибывший в группу кратковременного пребывания, практически все  время проводит в кругу семьи. Семья -  это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. В этом случае педагоги взаимодействуют с семьей и выстраивают взаимоотношения в системе «педагок – ребенок – родитель» на всех этапах организации воспитания и образования детей и взрослых.

С целью получения подробной информации мы проводим  беседы, анкетирование родителей, но основной формой  взаимодействия с родителями  являются  совместные  музыкальные занятия, где мы равноправные  партнеры.

Музыкальные занятия строятся по принципу мастер – класса для родителей и игры для детей одновременно, так как педагок не только воспитывает и развивает музыкальность ребенка, но и демонстрирует родителям методы, приемы, формы, способы и средства музыкально – эстетического воспитания.

Мы с родителями обсуждаем индивидуальное развитие детей, консультируем по повышению эмоциональной раскованности и созданию атмосферы радостного оживления и  вовлечения детей в ситуацию музыкальной игры.

 Консультации и практические занятия  помогают понять родителям  особенности музыкальной  деятельности. Мы также  рекомендуем классические музыкальные произведения,  упражнения для лучшего усвоения того или иного музыкального материала в домашних условиях.

 На обучающих тренингах родители знакомятся с композиторами, с музыкой разного характера и настроения, оркеструют пьесы с помощью погремушек и  ритмических палочек, высказываются о характере музыки, моделируют характер музыки движениями рук, передают музыкальные образы через ритмо – пластические движения с помощью ленточек, шарфиков.

 В работе с родителями мы используем такие формы:

  • первичная встреча (выявление запросов родителей);
  • «День открытых дверей» Организационно-информационное общее родительское собрание;
  • консультативные встречи, мастер классы, обучающие тренинги;
  • наглядные методы работы;
  • совместные праздники и развлечения;
  • анкетирование по итогам года;
  • презентация достижений.

Организация совместной работы с родителями воспитанников групп кратковременного пребывания должна строиться на основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:

- единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи  музыкального развития ребёнка хорошо понятны родителям, когда родители знакомы с  методами и приёмами работы музыкального руководителя, а музыкант используют лучший опыт семейного воспитания;

- систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов, способностей и возможностей;

- взаимное доверие и взаимопомощь музыкального руководителя и родителей на основе доброжелательной критике и самокритики;

Вне зависимости от формы работы с родителями главной задачей  является формирование  коллектива родителей – единомышленников, которые доверяют педагогу, его профессионализму, личной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми   в  дополнительном образовании по...

Родительское собрание "Особенности развития сюжетно ролевой игры детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собрание"Особенности развития сюжетно ролевой игры детей младшего дошкольного возраста"...

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста...