Конспект урока «Картины живой природы на примерах музыкальных произведений»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Минубаева Алия Юлаевна

 Тема урока: Картины живой природы на примерах музыкальных произведений.

Направлена на расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от музыки, характеризующей картины живой природы.

Тип урока: Урок введения в тему.

Вид урока: Урок расширения новых  и полученных  знаний.

Цель: Дать понятие «музыкальный пейзаж».

Задачи: Познакомить с музыкой Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Помочь осознать, что с помощью музыки можно увидеть различные картины живой природы. Учить выявлять на музыкальных примерах все достоинства связей между природой, музыкой, изобразительным искусством и литературой. Развивать эстетический вкус. Вырабатывать вдумчивое отношение к жизни, восприятию её с разных сторон. Прививать интерес к занятиям музыкой. Воспитывать интерес, уважение и любовь к окружающей нас природе и музыкальному искусству.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Разработка урока музыки

для  5  класса

 по теме: «Картины живой природы

на примерах музыкальных произведений»

учителя  музыки

высшей квалификационной категории

Минубаевой  Алии  Юлаевны

Открытый урок  в  5  классе

 Тема урока: Картины живой природы на примерах музыкальных произведений.

Направлена на расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от музыки, характеризующей картины живой природы.

Тип урока: Урок введения в тему.

Вид урока: Урок расширения новых  и полученных  знаний.

Цель: Дать понятие «музыкальный пейзаж».

Задачи: Познакомить с музыкой Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Помочь осознать, что с помощью музыки можно увидеть различные картины живой природы. Учить выявлять на музыкальных примерах все достоинства связей между природой, музыкой, изобразительным искусством и литературой. Развивать эстетический вкус. Вырабатывать вдумчивое отношение к жизни, восприятию её с разных сторон. Прививать интерес к занятиям музыкой. Воспитывать интерес, уважение и любовь к окружающей нас природе и музыкальному искусству.

Музыкальный материал: Опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», созданная по мотивам русской народной сказки; «Нарядная песенка» муз. С.Бодренкова, сл. П.Синявского; р.н.п. «Во поле береза стояла», «Уж как по мосту мосточку», «Светит месяц»; песня муз. Старокадамского «Пестрый колпачок»

Оборудование урока:  Экран, проектор, музыкальные инструменты, портрет Н.Римского-Корсакова, музыкальный материал на электронном носителе, словарь эстетических эмоций, наглядный материал к музыкальным фрагментам.

Ход урока:

 

  I.Введение в тему урока. Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

    Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и чудесные картины природы других стран.

    Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на все, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому. Как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

  Понятие о « музыкальном пейзаже».

? Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы.

   У Э.Успенского есть стихотворение, которое поможет нам разобраться в жанрах живописи. оно называется:

                               

  О картинах

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ

       Если видишь на картине чашку кофе на столе,

       Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
      Или бронзовую воду, или грушу, или торт,

       Или все предметы сразу,

       Знай, что это – НАТЮРМОРТ.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ.

В музыке тоже есть пейзажи.

Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

   Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) – тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими, динамическими, с помощью которых изображает жизнь.

  Есть великое множество музыкальных произведений, написанных самыми разными композиторами разных эпох и разных стран. Произведений, которые были сочинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть.

   Я говорю о музыке, предназначенной для театра, кино, мультфильмов и т.д.

? Скажите, откуда композиторы черпали сюжеты для своих музыкальных произведений?

! Из народного фольклора.

? Что такое фольклор?

В отличие от подавляющего большинства терминов, ведущих свое происхождение от латинских и древнегреческих слов, этот термин пришел к нам из староанглийского языка. Быть может, потому что он относится не только к музыке. Английский  folk-народ, lore- учение. Вместе эти слова – folklore- переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное творчество.

? Как вы думаете почему.

? Чьи идеи, чей опыт воплотился в произведениях устного народного творчества.

! В произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор- это народные песни, танцы, былины и инструментальные наигрыши.

? Как дошли до нас все эти песни, танцы, былины.

! Из уст в уста из поколения в поколение. В отличие от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведения живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Поэтому фольклористы (так называют тех, кто изучает народное творчество) в разных местах от разных исполнителей записывают порой очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины. Песни бывают очень разные. Давайте вспомним о них!

? Какие виды народных песен вы можете назвать.

! Колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки, свадебные песни, протяжные лирические, рассказывающие о тяжелой женской доли, были, повествующие о подвигах древних богатырей.

   В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая, то есть жанровое содержание русской песни многообразно.

1. Работа с нотной записью и исполнение

(р.н.п. «Во поле, береза стояла…», «Уж как по мосту мосточку»)

? Скажите какие вы знаете русские народные песни.

! Давайте вспомним некоторые из них, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Посмотрите на нотную запись и скажите, сделав небольшой анализ этих песен. В чем их сходство и в чем отличие.

Сходство                                                                         Отличие

Русские народные                                                          Характер

Написаны в скрипичном ключе                                   Лад

Повторы                                                                          Звуковедение                                                                        

Распевы                                                                           Темп

                                                                                          Размер  

! Я предлагаю исполнить эти два фрагмента в характере данных песен.

(Исполнение)

2. Исполнение с использованием музыкальных инструментов песни «Светит месяц»

? А песня «Светит месяц», какая по характеру и настроению. Охарактеризуйте её с помощью словаря эстетических эмоций.

!  Веселая, задорная, прыгучая, мажорная и т.д.

Исполняется оркестром народных инструментов.

? Какие еще оркестры Вы знаете.

!Военный, симфонический, школьный и т.д.

Учитель: Я предлагаю исполнить эту песню ансамблем, используя музыкальные инструменты.

(Исполнение с учащимися, используя музыкальные инструменты)

3. И.Ф.Стравинский балет «Петрушка»

!  Многие композиторы для своих произведений брали темы из народного фольклора.

? Кого вы можете привести в пример?

! Игорь Федорович Стравинский

? С каким его произведением Вы знакомы?

! Балет «Петрушка»

? Что такое балет?

! Балет-это музыкальный спектакль, где все действующие лица танцуют.

II. Работа по теме урока.

4.Исполнение «Нарядной песенки» муз. С.Бодренкова, сл. П.Синявского

Тема нашего урока: «Картины живой природы на музыкальных примерах»

! Сегодня мы с Вами с помощью музыки попробуем оживить в своем воображении те или иные картины, которые воссоздали композиторы в своих музыкальных произведениях.

? Послушайте музыкальную загадку и скажите, как называется песня.

! «Нарядная песенка»

? О чем поется в песне.

! О том, как Матушка - природа меняет свои наряды.

? Сколько этих нарядов у Природы.

! Четыре. Это весна, лето, осень и зима.

? А сейчас какой наряд одет.

! Зимний.

-Правильно! Поэтому сегодня у нас бубут оживать зимние музыкальные картины.

Давайте, исполним песню, в которой авторы очень красиво передали зимний наряд Родной Земли.

(исполнение)

-Молодцы! Великолепно исполнили эту песню! Но разучивать её мы будем постепенно, не так быстро как обычно другие песни, с наступлением нового времени года потому, что во всех последующих куплетах описывается красивый наряд, предназначенный именно для данного периода.

5.Слушание Г.В.Свиридова  «Метель».

! Обратите внимание на то, как поэтично авторы описывают красоту зимней природы «Волшебница-метелица»!

? Что значит метелица!

Метель - это когда ветер, задувая, начинает поднимать снежинки в особый танцевальный круговорот, при этом издавая свои особенные звуки. Каждый из нас когда-либо сталкивался с такой картиной. Многие композиторы в своих произведений, обрисовывали красоту зимней метели, вьюги, пурги. Один из них - это Георгий Васильевич Свиридов.

     Георгий Васильевич Свиридов - прекрасный композитор и пианист, который родился в обычной семье. Где отец был почтовым служащим, а мама - учительницей. Свиридов является создателем  интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвященный повести А.С.Пушкина «Метель».

?! Сегодня мы с вами познакомимся с ним.

! Сейчас я предлагаю внимательно послушать его от начала до конца и выбрать подходящие слова из словаря эстетических эмоций, которые на ваш взгляд наиболее ярко охарактеризуют данное музыкальное произведение.

(слушание)

?! Какие же наиболее подходящие слова можно высказать, чтобы описать данную музыкальную картину,  используя наши словарики эстетических эмоций. Назовите их, пожалуйста!

? А где мы еще можем встретить это музыкально-поэтическое слово «метель»,  в какой очень известной песне о зиме.

! В песне «В лесу родилась елочка», в куплете, где поется о том, что «Метель ей пела песенку, спи, Елочка, бай-бай! Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай!». Если вы знаете, то этой песне на сегодняшний день более 100 лет, она стала традиционной на каждом новогоднем празднике.

P.S. Вот и сегодня мне бы очень хотелось, чтобы мы вместе с присутствующими здесь гостями исполнили эту песню, передавая её новогодний, зимний характер.

(исполнение)

6. Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

? Скажите, пожалуйста, а кто же такой Мороз.

? Кто всегда рядом с Дедушкой Морозом.

!Конечно же, это его Снегурочка.

! Сегодня я познакомлю вас с  оперой Н.Римкого-Корсакова, великого русского композитора, которого называют ком композитором-сказочником, потому что он создавал свои музыкальные шедевры опираясь на сюжеты известных сказок, это и … , а так же Н.Римкий-Корсаков явдяется учителем многих известных композиторов, в том числе и учителем И.Ф.Стравинского. Эта опера так и называется «Снегурочка», сюжетом к которой послужила русская народная сказка «Снегурочка».

?! Кто может вспомнить и вкратце рассказать сюжет русской народной сказки «Снегурочка». Расскажите.

! Как вы помните Снегурочке в пору, когда она повзрослела, очень захотелось пойти к людям, чтобы узнать как можно больше людской мир, их быт, песни, игры, танцы. И после того как её родители мать-весна и отец-Мороз ей разрешили пойти к людям, она с радостью согласилась.

! Сейчас вы послушаете арию Снегурочки из оперы «Снегурочка».

? Что такое опера.

!Опера – это музыкальный спектакль, где все действующие лица поют.

Ария – это отдельная сольная музыкальная партия

?! Ваша задача внимательно послушать и сказать, какой по характеру нам показывает композитор Снегурочку.

(слушание)

! Милой, доброй, любящей свой лес, в котором она выросла и жила.

? Кто окружает Снегурочку.

! Звери, птицы. Братья наши меньшие, а они тянутся только к тем, в ком видят друга и помощника.

 Обратите еще раз внимание на то, что обычный сюжет из русской народной сказки не оставил равнодушными ни нас с вами, ни тех людей к которые на основе сданного сюжета создали художественные шедевры. Это и картины, и крупное музыкальное произведение-опера Н.Римского-Корсакова, с которой мы сегодня познакомились, и мультипликационный фильм в котором очень ярко перед нами предстают герои данной сказки, и спектакли, и художественные фильмы.

Домашнее задание:

   Ваше задание будет состоять в том, чтобы вы дополнительно нашли как можно больше стихов, загадок и даже песен  о Снегурочке.

 Потому что без неё и Дедушки Мороза не обходится ни один новогодний утренник и бал-маскарад!

7. Исполнение песни «Пестрый колпачок»

? А вы любите новогодние бал-маскарады. Что это такое?

! Это праздник, где все веселятся, радуются, переодеваются в различные костюмы.

? А вы готовитесь к предстоящему празднику. Готовите свои наряды?

?! Послушайте музыкальную загадку и скажите, о каком она герое.

! О Гноме, которого назвали «Пестрый колпачок» из-за того, что ему было много лет и у него было очень много разноцветных заплаток на его колпачке. Песня очень интересная, задорная, радостная и шутливая. Предлагаю Вам исполнить, передавая её характер.

(исполнение)

Итог урока: Ребята, вспомните, какие музыкальные картины нам сегодня удалось увидеть, с помощью каких музыкальных произведений? Можно сказать, что музыкальное искусство очень тесно взаимосвязано и с литературой, и с изобразительным искусством. А если мы будем чуткими и внимательными, будем включать свое воображение, то мы сможем не только нарисованную картину, но и услышать, как она звучит. Поэтому я желаю вам быть очень внимательными чуткими в повседневной жизни, ни упускать ни одной малейшей детали, так как нас окружает очень много красивого и доброго в этом Мире.

8.Танец в исполнении учащихся 6 класса.

  Ну а в заключение урока нам очень хотелось сделать для всех присутствующих сегодня – музыкальный подарок. Им будет танец, который исполнят учащиеся 4 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Тема урока: Царства живой природы

Тип урока: урок «открытия» нового знания...

урок царства живой природы фгос

Урок в 5 а классе посвещён группам организмам существующих на Земле. Вводится основные понятия систематики - вид, царство, род. Проводится работа в группах по вопросам. Далее показываются презинтации,...

конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"

1.Представление ученика  - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.  «Этюд» Л.Шитте –...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....